The green vector of the Dutch economic policy
Kalugina P.P.1, Polovnikova A.S.1
1 Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации, Russia
Download PDF | Downloads: 30 | Citations: 2
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 11, Number 4 (October-December 2021)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=47403302
Cited: 2 by 31.03.2023
Abstract:
The analysis of the green course in the economic policy of the Netherlands is presented. The relevance of the chosen topic is due to new challenges for the world economy and national economic policies, which are associated with the active green transformation of European economies in view of climate change. At the beginning, a brief overview of the formation of environmental policy as a priority area within the European Union is given. This is followed by an analysis of the formation and current state of green economy policy in the Netherlands. Further, the authors trace the impact of environmental transformation on the foreign policy priorities of the Netherlands. In conclusion, the authors identify the challenges and prospects facing the economic policy of the Netherlands in the context of green transformation. In the course of the study, the authors come to the conclusion that as part of the development of the green agenda in economic policy, many ambitious projects were implemented in the Netherlands, which allowed the country to take a leading position in certain European environmental ratings. At the same time, the existing restrictions do not allow the Netherlands to become a leader in the EU in the development of a green economy. Nevertheless, the existing promising projects, combined with an effective model of public-private partnership, may allow to overcome these limitations in the future.
Keywords: Netherlands, economic policy, environmental policy, green economy, green transformation
JEL-classification: F64, Q01, Q55, Q56
ВВЕДЕНИЕ
Защита окружающей среды – одна из приоритетных сфер развития Европейского союза (ЕС). С момента формирования объединения и до нашего времени экологическая повестка занимает важное место в его основных программных документах.
Опыт реализации «зеленого» экономического курса Нидерландов, являющихся одним из государств, стоявших у истоков создания Европейского экономического союза (а впоследствии и Европейского союза), представляется особенно интересным по нескольким причинам:
1) Нидерланды стали реализовывать первые планы «зеленой трансформации» еще в 1970-х годах, до того, как экологические приоритеты были четко обозначены в основополагающих документах ЕС;
2) экологические инициативы правительства тесно переплетены с локальными проектами, что позволяет реализовывать успешную модель государственно-частного партнерства в рамках создания устойчивой экономики;
3) экологическая повестка является важным фактором развития внутрирегиональной интеграции Бенилюкс, что повышает устойчивость объединения и позволяет говорить о его сохраняющейся актуальности.
Гипотеза исследования состоит в том, что несмотря на то, что Нидерландам пока не удается стать трендсеттором экологического развития Европейского союза, «зеленый» вектор в экономической политике выступает эффективным инструментом реализации и развития модели государственно-частного партнерства в национальной экономике и важным аспектом внешней политики и интеграционных процессов.
Целью работы является анализ влияния «зеленой» трансформации на экономическую политику Нидерландов, выявления сильных сторон и уязвимостей «зеленого вектора».
В соответствии с данной целью определены следующие задачи:
1) проанализировать эволюцию «зеленых» инициатив правительства Нидерландов и место страны в экологических рейтингах Европейского союза;
2) рассмотреть механизм государственно-частного партнерства Нидерландов в сфере реализации «зеленого» курса;
3) проанализировать экологические аспекты внешней политики Нидерландов;
4) определить основные вызовы и перспективы реализации «зеленого» вектора экономической политики Нидерландов.
Актуальность работы обусловлена возрастающим вниманием к опыту европейских стран в сфере реализации экологических инициатив на фоне глобального процесса борьбы с изменениями климата.
Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нем выявлены конкурентные преимущества и сдерживающие факторы «зеленой» экономической политики Нидерландов, а также определено системное влияние экологической политики Нидерландов на внутри- и внешнеполитические, а также интеграционные процессы.
Обзор литературы
Тема экологической политики Нидерландов не получила широкого освещения в российских и зарубежных исследованиях. Оценка состояния и перспектив «зеленого вектора» экономической политики Нидерландов дана в международных и национальных статистических материалах и рейтингах [7–9, 15, 16]. Проекты Правительства Нидерландов получили освещение в национальных и международных источниках массовой информации: NRC [22] и Rambler [26]. Общей тематике работы, в частности общим тенденциям экологической политики ЕС, посвящены исследования Н.Г. Жаворонкова [1], Т.В. Ефимцевой [2] (Efimtseva, 2019), С.И. Коданева [3] (Kodaneva, 2021), О.Е. Гришина [4] (Grishin, Avdeeva, Makhdi, 2019), Ю.Ю. Ковалева [5] (Kovalev, 2020), Т.В. Захаровой [6] (Zakharova, 2019), В.И. Векленко [14] (Veklenko, Soloshenko, Telegina, Shatokhin, 2019), Л.В. Алиевой [17] (Alieva, Khrishkevich, Antonova, Dmitriev, 2021), А.Ю. Михайлова [23] (Mikhaylov, 2020), Д.А. Абрамовой [24] (Abramova, 2021).
Материалы и методы
В основу работы легли публикации зарубежных и отечественных ученых, которые исследуют историю формирования «зеленого» вектора экономической политики Нидерландов, его современное состояние, ключевые инициативы, внешнеполитическую составляющую, а также перспективы его развития и основные вызовы, препятствующие этому. Авторы также используют материалы докладов Европейской комиссии, международных индексов и рейтингов (The Environment Implementation Review, European Eco-innovation Scoreboard Interactive Tool и др.) и программные документы правительства Нидерландов (Rijksbreed programma Circulaire Economie. ‘'Nederland Circulair in 2050’’, Confidence in the Future. 2017–2021 Coalition Agreement).
Методологическую базу исследования составляют системно-структурный анализ (были изучены составные структурные элементы и особенности «зеленого» вектора экономической политики Нидерландов), конкретно-исторический анализ (были исследованы исторические аспекты и процессы формирования и развития «зеленого» курса) и статистический анализ (проанализированы статистические показатели, иллюстрирующие эффективность реализации экологических проектов и инициатив).
1. Зеленый вектор экономической политики Европейского союза
Экологическая политика Европейского союза уходит корнями в 1970-е гг., когда на фоне энергетического и экономического кризиса появилась необходимость «зеленой» трансформации. В экономике и политике европейских стран возник зеленый вектор; именно в это время европейские сообщества присоединились к важнейшим международным конвенциям по охране окружающей среды: Конвенции об охране дикой флоры и фауны и природных мест обитания в Европе (1979), Международному соглашению по тропической древесине (1983), Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979).
Однако лишь в 1980-е годы произошло институциональное закрепление «зеленого вектора» в экономической политике Сообществ: Единый Европейский акт 1986, внесший изменения в Римский договор 1957, определил цели, задачи, принципы и направления политики интеграционной группировки в области охраны окружающей среды. В 1990-е гг. «зеленый вектор» экономической политики был детально проработан. В Амстердамском договоре 1996 г. были закреплены принципы экологической деятельности Европейского союза (ЕС): принцип упреждающего действия; принцип предосторожности; принцип ликвидации последствий и возмещения ущерба окружающей среде; принцип, согласно которому виновник ущерба оплачивает его возмещение.
В настоящее время количество эколого-правовых актов на уровне ЕС охватывает все регионы и сферы [1, с. 56] (Zhavoronkova, Shpakovskiy, 2021, р. 56). Нормы, закрепленные в Договоре о функционировании Европейского союза, а также в Договоре о Европейском союзе (ДЕС), представляют собой первичное право ЕС, которое закладывает основы функционирования интеграционной группировки. И все же большинство норм содержится в актах вторичного права ЕС – регламентах и директивах, конкретизирующих положения учредительных документов ЕС [2, с. 165] (Efimtseva, 2019, р. 165). Масштабность экологических проблем и то количество сфер, которые они затрагивают, отражается в функционировании институтов ЕС: Еврокомиссии, Европарламента, Европейского суда, Счетной палаты и пр. Существует и специальный орган, занимающийся вопросами окружающей среды – Европейское агентство по окружающей среде. При этом стоит отметить, что в странах Европы преобладает «мягкая» политика, включающая инструменты социального реагирования, вовлечения населения и формирования социально ответственных моделей поведения [3, с. 150] (Kodaneva, 2021, р. 150). Основное внимание уделяется проблеме изменения климата, что выражается в стремлении стран ЕС снизить объемы выбросов углекислого газа и увеличить долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе [4, с. 121] (Grishin, Avdeeva, Makhdi, 2019, р. 121). «Европейский зеленый план» 2019 года, соизмеримый по масштабам с программой «Аполлон» по высадке на Луну, ознаменовал новый этап комплексной экологической трансформации в целях построения устойчивого будущего всего региона [5, с. 83] (Kovalev, 2020, р. 83).
2. Формирование «зеленого вектора» в экономической политике Нидерландов
Экологическая политика в той или иной стране в своей эволюции обычно проходит три этапа: сначала синхронизируются охрана природы и экономический рост; затем происходит переход к стратегии устойчивого развития; и наконец, «зеленый рост» происходит через внедрение инноваций [6, с. 1] (Zakharova, 2019, р. 1). Пример Нидерландов интересен тем, что, как, следует из доклада Герта ван дер Вина и Маттиаса Плуга [7, с. 4], здесь «зеленая» трансформация экономики началась как бы сразу с третьего этапа – в контексте инноваций в области экотехнологий (прежде всего, в области управления водными ресурсами) – иболее значительная – Green Funds Scheme), нацеленных на стимулирование инвестиций в природосберегающие технологии [8, с. 35]. С начала 2010-х можно говорить о растущей «зеленой» инициативе со стороны не только (и не столько) государства, но и крупных частных компаний, многие из которых начали рассматривать экоинновации в качестве движущего фактора долгосрочного развития. Вместе с тем долгое время в Нидерландах отсутствовало широкое общественное обсуждение данной проблематики, и говорить о политике в области «экологичной экономики» представляется возможным только с 2011 г., когда в документе «Повестка дня в области устойчивого развития» (Sustainability Agenda) правительство заявило о своих намерениях стимулировать «зеленый рост», хотя и не предусмотрело увеличения бюджетных средств для этих целей. Однако и тогда не представлялось возможным вести речь об успехах правительства Нидерландов в этом направлении: в 2012 г. в Нидерландах индекс Eco-Innovation Index [1] впервые опустился ниже среднеевропейского уровня (рис. 1).
В том же году Министерство экономики Нидерландов направило в парламент письмо под названием «Зеленый рост: для сильной, устойчивой экономики». Основную идею документа можно выразить следующей цитатой: «зеленый и рост идут рука об руку» [10, с. 1]. Именно с этого момента правительство стало рассматривать «зеленую» трансформацию как способ увеличения конкурентоспособности экономики Нидерландов и одновременно уменьшения нагрузки на окружающую среду и зависимости от ископаемого топлива. В документе был также изложен план действий по восьми направлениям: 1) экологичная и доступная энергия; 2) замена ископаемого топлива экологически чистым сырьем («биомассой»); 3) переход к амбициозной политике в области климата и международному сотрудничеству; 4) переработка отходов во вторсырье; 5) энергоэффективное строительство; 6) устойчивые технологии в сельском хозяйстве и продовольственном обеспечении; 7) экологичный транспорт; 8) устойчивый подход к воде. Представляется, что с этого момента можно говорить об активной государственной политике в области экономики.
Заслуживает упоминания запущенная в 2016 году программа перехода в к экономике замкнутого цикла к 2050 году (Nederland Circulair in 2050). Цель правительства состоит в том, чтобы совместно с различными заинтересованными сторонами реализовать (промежуточную) цель сокращения на 50% использования первичного сырья [11, с. 5]. В Программе сформулированы три стратегические цели:
1. Повысить качество использования сырья в существующих цепочках поставок.
2. Заменить ископаемое, невозобновляемое сырье и сырье, которое нельзя добыть экологичным способом, на экологично производимое, возобновляемое и общедоступное.
3. Разрабатывать новые способы производства, новые продукты и новые практики потребления.
Для контроля за выполнением программы и возможности корректировки политики Агентство Нидерландов по оценке окружающей среды (PBL) разработало всеобъемлющую систему мониторинга, включающую отслеживание процесса перехода (включает оценку деятельности и оценку динамики) и отслеживание последствий. Эта система выводит Нидерланды на передовые позиции в данной области среди стран Европы [12, с. 15]. В январе 2017 года инициатива получила официальную поддержку: между правительством, частными компаниями, организациями по защите окружающей среды, финансовыми институтами и образовательными организациями было заключено Национальное соглашение по экономике замкнутого цикла (Grondstoffenakkoord). В 2019 году был запущен План имплементации программы по переходу к экономике замкнутого цикла (Uitvoeringsprogramma Circulaire Economie), целью которого было переложить стратегические цели в конкретные планы и проекты. План подлежит ежегодному обновлению, а PBL обязуется выпускать ежегодные отчеты о его реализации.
Тем не менее вплоть до 2017 года Нидерланды оставались в арьергарде Европы в том, что касалось «зеленой трансформации». Сейчас, как показывает анализ опубликованного 10 октября 2017 года под названием «Уверенность в будущем» (‘’Confidence in the future’’) Коалиционного соглашения между сформировавшими текущее правительство четырьмя партиями [2], для III кабинета М. Рютте успешная реализация целей в области «зеленой» трансформации является одной из главных политических амбиций [13, с. 3]. Симптоматичным является тот факт, что в 2017 к сфере ответственности Министерства экономики отошли экологические вопросы и оно было преобразовано в Министерство экономики и экологической политики как воплощение озвученной ранее идеи о тесной связи понятий «зеленый» и «экономический рост».
Эффективная государственная экологическая политика должна быть построена таким образом, чтобы все общественные, государственные и хозяйственные организации в равной степени участвовали в принятии решений и осуществлении соответствующих мероприятий [14, с. 149] (Veklenko, Soloshenko, Telegina, Shatokhin, 2019, р. 149). Характерной чертой «зеленой трансформации» в Нидерландах является высокий уровень местного участия и большое количество локальных зеленых инициатив. Так, многие органы городского самоуправления сегодня делают выбор в пользу «зеленого» перехода. Например, власти города Неймеген стремятся к достижению климатической нейтральности к 2045 году и максимально вовлекают в экологическую деятельность граждан и местных предпринимателей. Неймеген был выбран Европейским комитетом в качестве европейской зеленой столицы 2018 года [15, с. 6]. В последнем докладе об экоинновациях за 2019 год Eco-Innovation Observatory в качестве примера успешной местной инициативы приводится проект по шерингу велосипедов Swapfiets [16, с. 9], история которого началась в 2014 году с локального стартапа, а к 2019 г. расширил свою географию до нескольких стран Европы. Кроме того, меры в области зеленой энергетики разрабатываются отдельно для каждого конкретного региона и получают закрепление в т.н. Региональных энергетических стратегиях (Regional Energy Strategies). Также уровень переработки отходов на муниципальном уровне является одним из самых высоких в Европе [8, с. 4]. Для предпринимателей существует достаточно выгодная система налоговых вычетов: помимо регулярных налоговых вычетов за инвестиции, предприятия могут вычесть до 36% инвестиционных затрат на экологически чистые инвестиции с помощью скидки на экологические инвестиции. Среди недавних частных инициатив можно назвать программу «Зеленая химия, новая экономика» (Groene chemie, nieuwe economie), которая была запущена в январе 2021 года. Программа объединяет предпринимателей, местные власти и образовательные центры и направлена на формирование устойчивых трендов в химической промышленности. В целом вышеизложенное позволяет утверждать, что Нидерланды могут выступать примером для подражания как частно-государственное партнерство в целях создания устойчивой экономики.
Исследователи отмечают, что успешность «зеленого» перехода связана с уровнем «социальной сплоченности» [17, с. 109] (Alieva, Khrishkevich, Antonova, Dmitriev, 2021, р. 109). В этой связи важным аспектом является стремление правительства повысить осознанность граждан в области проблем природосбережения. Много информации, организованной в виде интерактивных карт, доступно на портале «Атлас живой природы» (Atlas Leefomgeving) [18].
Заслуживает упоминания тот факт, что в июле 2018 года были внесены изменения в Закон о газе (Gaswet), в соотвествии с которыми новые здания, не предполагающие использования большого объема тепла (в общем, все жилые дома), больше не будут подключаться к газопроводу.
Принятые в рассмотренный выше временной период меры принесли свои плоды. Если взять за отправную точку Eco-Innovation Index, то положение Нидерландов улучшилось с 14-го места в 2017 году до 9-го места в 2021, при этом показатели превысили средний уровень по ЕС. Таким образом, Нидерланды относятся к группе стран – лидеров в сфере экоинноваций в ЕС [9]. Если рассматривать показатели Eco-Innovation Index по Нидерландам более детально, можно увидеть, что по трем из пяти групп показателей (вложения в экоинновации, экоинновационная продукция, эффективность использования ресурсов) результаты Нидерландов превышают средние по Европе. На микроуровне сильной стороной Нидерландов является показатель эффективности использования ресурсов, составивший в 2017 г. 4,2 евро на 1 кг. (в ЕС – 2,04 евро на 1 кг). Тем не менее показатели Нидерландов в категории «экоинновационные мероприятия» и «социоэкономические последствия» отстают от среднеевропейских.
3. Экологические аспекты внешней политики Нидерландов
Экология выступает важной составляющей внешнеполитической повестки Нидерландов. Так, в 2017 году был запущен совместный проект Нидерландов и Великобритании REBUS, направленный на поддержку ресурсоэффективных бизнес-моделей. Совместно с Бельгией, Францией и Великобританией Нидерланды участвуют в проекте Nereus, финансируемом Европейским фондом регионального развития. Цель проекта – преобразование использованной воды в источник ресурсов (целлюлозы и нутриентов) и энергии.
Нидерланды стремятся использовать экологию как инструмент влияния в рамках ЕС. Заслуживает внимания тот факт, что правительство Нидерландов повысило целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов относительно той цели, которую перед собой ставит ЕС: Нидерланды призывают к сокращению выбросов парниковых газов на национальном уровне на 49% и на 55% на уровне ЕС к 2030 году (против заявленных ЕС 40% и 50% соответственно). Отмечается также, что если такая цель для ЕС окажется невыполнимой, Нидерланды будут заключить двусторонние соглашения о сотрудничестве в этой области со странами-единомышленниками. Показатель в 49% был закреплен в Соглашении по климату (Klimaatakkoord), подписанном в июне 2019 г. по инициативе правительства при участии более чем 100 организаций.
Сотрудничество в сфере экологической политики также является приоритетом взаимодействия в рамках Бенилюкс. Еще в 2008 году в новом Договоре о союзе Бенилюкс (Benelux-Verdrag) устойчивое развитие и защита окружающей среды были отмечены в числе трех важнейших целей Союза. Состоявшаяся 25 ноября 2014 года Конференция по климату стран Бенилюкс (Klimaatadaptatie in de Benelux) обозначила перспективы трансграничного сотрудничества трех стран в данной области, а одним из ее итогов стало создание Рабочей группы по климату 12 января 2015 г., деятельность которой на данный момент состоит в проведении воркшопов, направленных на поиск путей углубление трансграничного сотрудничества по проблемным вопросам. Совет Бенилюкс уделяет большое внимание сотрудничеству в сфере образования в области экологии. Важнейшими программами являются «Образование в области природы и окружающей среды» (Natuur- en milieueducatie, NME) и «Образование в области устойчивого развития» (Educatie voor duurzame ontwikkeling, EDO), направленные на повышение осознанности и ответственности граждан [19, с. 2]. Как следует из текста официальной декларации Совета Бенилюкс от 07 октября 2020 года, стремление к сокращению выбросов СО2 является важным аспектом деятельности Бенилюкс в рамках Пятистороннего энергетического форума (the Pentalateral Energy Forum) [20, с. 10]. Этот региональный форум является настоящим «законодателем мод» в Европе в области объединения и интеграции рынков электроэнергии, помимо прочего, объединяя десять государств, имеющих выход к Северному морю с целью добиться наиболее эффективного производства возобновляемой энергии в регионе.
Таким образом, представляется, что для Нидерландов экологический аспект является эффективным средством повышения международного престижа и влияния и одной из важных основ сохранения актуальности интеграционного объединения Бенилюкс.
4. Вызовы и перспективы
Для Нидерландов остается актуальным ряд проблем, связанных с качеством воды, воздуха, биоразнообразием и изменением климата. Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время является азотный кризис. Уровень выбросов азота в Нидерландах на гектар является самым высоким в Европе и почти в четыре раза превышает средний уровень. Наибольший вклад в загрязнение азотом в Нидерландах вносят животноводство (61%), дорожное движение (15%) и промышленность (9%) [8, с. 3]. В этой связи в ноябре 2019 года было введено скоростное ограничение в 100 км/ч во временной период 06.00 – 19.00. Кроме того, по последним данным, доля возобновляемой энергии в Нидерландах в 2019 году составила 8,8% что является самым низким показателем в Европе (при среднем уровне 19,7%). По данным PBL, цель сокращения выбросов парниковых газов на 25% в 2020 году (по сравнению с 1990 годом) также не будет достигнута, хотя сохраняется возможность достижения близких к этому показателей (23%) [12, с. 10].
Однако упоминания заслуживает тот факт, что 20 декабря 2019 года Верховный суд Нидерландов принял историческое решение по делу о климате Urgenda, установив, что правительство Нидерландов обязано срочно и значительно сократить выбросы в соответствии со своими обязательствами в области прав человека [21]. Вслед за этим в мае 2021 года активисты коллективным иском заставили крупную нефтяную компанию Shell изменить свою климатическую стратегию. Вердикт суда – сократить эмиссию на 45% к 2030 году – оказался для компании намного более суровым, чем собственное намерение сократить ее за 10 лет на 20% [22].
В настоящий момент проблема изменения климата вносит свои коррективы в политику всех мировых держав [23, с. 43] (Mikhaylov, 2020, р. 43). В силу этого основные перспективы реализации «зеленого» курса Европейского союза и Нидерландов, в частности, лежат в сфере энергетики и использования альтернативных источников энергии [24, c. 139] (Abramova, 2021, р. 139). Бросая взгляд в будущее, руководство многих нидерландских предприятий утвердилось в убеждении необходимости использования водородных технологий, так что, по мнению авторов доклада «Водород: возможности для нидерландской промышленности» (Waterstof: kansen voor de Nederlandse industrie), в будущем водородные технологии могут стать одной из важнейших категорий нидерландского экспорта [25, с. 3]. Более того, в феврале 2020 года Gasunie и Shell запустили проект NortH2, предполагающий создание крупнейшей в Европе установки по производству экологически чистого водорода при помощи электричества, выработанного гигантскими ветряными мельницами, расположенными на побережье Северного моря. Планируется, что к 2040 году экологически чистое производство водорода составит около 800 000 тонн в год. Это позволит сократить годовые выбросы диоксида углерода в атмосферу на 70 млн тонн [26].
Заключение
В заключение можно сделать следующие выводы:
1. Практически с самого начало европейской интеграции «зеленая» трансформация была одним из приоритетов ЕС. В Нидерландах этот процесс (в контексте инноваций в области в области экотехнологий) начался еще в 1970-х годах и за это время в Нидерландах было осуществлено множество амбициозных проектов, что позволило стране занять лидирующие позиции в отдельных европейских экологических рейтингах.
2. Преимущество Нидерландов состоит в том, что этой стране удалось создать эффективную модель государственно-частного партнерства, за счет которой в реализацию «зеленого» вектора вовлекаются широкие слои населения.
3. Экологическая повестка внешней политики Нидерландов является центральной как с точки зрения развития внутрирегиональной интеграции стран Бенилюкс, так и с точки зрения выстраивания отношений в рамках общеевропейского интеграционного процесса.
4. Вызовы «зеленому» вектору экономической политики, основные из которых – незначительная доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе страны и азотный кризис, не позволяют Нидерландам стать лидером в ЕС в сфере развития зеленой экономики; однако накопленный опыт и имеющиеся перспективные проекты могут
[1] Индекс экологических инноваций, разработанный Европейской комиссией в 2010 г., иллюстрирует эффективность стран – членов ЕС в области экологических инноваций. Индекс состоит из 16 показателей, сгруппированных по пяти измерениям: вклад в эко-инновации, экоинновационная деятельность, результаты экоинноваций, эффективность использования ресурсов и социально-экономические результаты.
[2] Народная партия за свободу и демократию (нид. VVD), Христианский демократический союз (нид. CDA), партия Демократы 66 (нид. D66) и Христианский союз (нид. CU).
References:
Abramova D.A. (2021). Vzaimosvyaz ekologicheskoy i energeticheskoy politiki na primere Evropeyskogo Soyuza [Interdependence of environmental and energy policies on the example of the European Union]. Geoekonomika energetiki. (2 (14)). 139-149. (in Russian).
Alieva L.V., T.G. Khrishkevich, L.V. Antonova, V.A.Dmitriev (2021). Problema sotsialnoy splochennosti v kontekste gosudarstvennyh strategiy protivodeystviya izmeneniyam klimata [The problem of social cohesion in the context of national strategies of climate change resistance]. Via in tempore. Istoriya. Politologiya. (48 (1)). 107-116. (in Russian).
Atlas Leefomgeving. Retrieved August 18, 2021, from https://www.atlasleefomgeving.nl
Confidence in the Future. 2017–2021 Coalition Agreement. Retrieved August 18, 2021, from https://www.government.nl/documents/publications/2017/10/10/coalition-agreement-confidence-in-the-future
De transitie naar een duurzame samenleving: een Benelux-uitdaging. Retrieved August 18, 2021, from https://www.benelux.int/nl/publicaties/publicaties-overzicht/de-transitie-naar-een-duurzame-samenleving-een-benelux-uitdaging
Eco-innovation observatory. Country profile, 2011: the NetherlandsEuropean Commission. Retrieved August 15, 21, from https://ec.europa.eu/environment/ecoap/sites/default/files/field/field-country-files/eio_country_brief_2011_netherlands.pdf
Eco-innovation observatory. Country profile, 2018 — 2019: the Netherlands. European Commission. Retrieved August 18, 2021, from https://ec.europa.eu/environment/ecoap/sites/default/files/field/field-country-files/eio_country_profile_2018-2019_netherlands.pdf
Eco-innovation observatoryCountry profile, 2016 — 2017: the Netherlands. European Commission. Retrieved August 19, 2021, from https://ec.europa.eu/environment/ecoap/sites/default/files/field/field-country-files/nl_eio_country_profile_2016-2017_0.pdf
Efimtseva T.V. (2019). Nekotorye podkhody k resheniyu voprosov energetiki i ekologii v zakonodatelstve integratsionnyh obedineniy [Some approaches to energy and environmental issues in the legislation of integration associations (example of the European Union and the Eurasian Economic Union)]. Lex Russica. (8(153)). 164-178. (in Russian).
European Eco-innovation Scoreboard Interactive Tool. Retrieved August 18, 2021, from https://ec.europa.eu/environment/ecoap/indicators/index_en
Grishin O.E., Avdeeva M.V., Makhdi L.S.M. (2019). Energeticheskaya politika evropeyskogo Soyuza v otnoshenii primeneniya alternativnyh istochnikov energii [Energy policy of the European Union regarding the use of alternative energy sources]. PolitBook. (4). 115-134. (in Russian).
Groene Groei: voor een sterke, duurzame economie. Retrieved September 27, 2021, from https://www.rijksoverheid.nl/documenten/kamerstukken/2013/03/28/kamerbrief-groene-groei-voor-een-sterke-duurzame-economie
Joint Declaration Benelux Summit. Retrieved August 18, 2021, from https://www.government.nl/documents/diplomatic-statements/2020/10/07/joint-declaration-benelux-summit
Kodaneva S.I. (2021). Mekhanizmy gosudarstvennoy politiki po smyagcheniyu negativnogo vozdeystviya izmeneniya klimata na okruzhayushchuyu sredu [The mechanisms of public policy to mitigate the negative impact on the environment]. Ekonomicheskie i sotsialnye problemy Rossii. (1). 145-155. (in Russian).
Kovalev Yu.Yu. (2020). Politika ustoychivogo razvitiya ES: stanovlenie, aktory, perspektivy [Eu sustainable development policy: formation, actors, prospects]. Istoriya i sovremennoe mirovozzrenie. (1). 82-91. (in Russian).
Mikhaylov A.Yu. (2020). Vliyanie globalnogo izmeneniya klimata na globalnuyu ekonomiku [Impact of global climate change on the global economy]. Finansovye rynki i banki. (2). 41-44. (in Russian).
Nrc. Retrieved August 18, 2021, from https://www.nrc.nl/nieuws/2021/08/26/shell-gaat-groene-energie-aan-nederlandse-huishoudens-leveren-a4056101
Policy report. PBL Netherlands Environmental Assessment AgencyCircular economy: what we want to know and can measure. Retrieved August 18, 2021, from https://circulareconomy.europa.eu/platform/sites/default/files/pbl-2018-circular-economy-what-we-want-to-know-and-can-measure-3216.pdf
Rijksbreed programma Circulaire Economie. Nederland Circulair in 2050. Retrieved August 18, 2021, from https://kenniskaarten.hetgroenebrein.nl/wp-content/uploads/2016/07/Programma-Nederland-Circulair-in-2050.pdf
The Environmental Implementation Review 2019Country report: the Netherlands. European Commission. Retrieved August 15, 2021, from https://ec.europa.eu/environment/eir/pdf/report_nl_en.pdf
Urgenda. Retrieved August 18, 2021, from https://www.urgenda.nl/en/themas/climate-case/
Veklenko V.I., Soloshenko R. V., Telegina O.V. Shatokhin M.V. (2019). Sushchnost i napravleniya ustoychivogo razvitiya ekonomiki [The essence and directions of sustainable economic development]. Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskokhozyaystvennoy akademii. 142-152. (in Russian).
Waterstof: kansen voor de Nederlandse industrie. Retrieved August 18, 2021, from https://www.fme.nl/system/files/publicaties/import/Waterstof%20Kansen%20voor%20de%20Nederlandse%20industrie_HR_0.pdf
Zakharova T. V. (2019). Effektivnost ekologicheskoy politiki: ot resheniya globalnyh problem do formirovaniya universitetskikh kampusov [The effectiveness of environmental policy: from solving global problems to establishing university campuses]. Vestnik Tomskogo universiteta Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. (47). 179-185. (in Russian).
Zhavoronkova N.G., Shpakovskiy Yu.G. (2021). Zarubezhnaya normativnaya ekspansiya v ekologicheskom regulirovanii [Foreign regulatory expansion in environmental regulation]. Lex Russica. (6). 56-57. (in Russian).
Страница обновлена: 30.04.2025 в 14:52:48