Конкуренция роста
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12 (60), Декабрь 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Вакуленко Р.Я., Логинова И.В., Новоселов Е.В. Конкуренция роста // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 12. – С. 44-49.
Аннотация:
Сейчас в России очень остро стоит вопрос: «Почему столь богатая как природными ресурсами, территорией, так и человеческим потенциалом страна находится в арьергарде мирового развития?». Одни обвиняют в этом власть, другие грешат на российский менталитет, третьи ищут причины в нашей истории. Безусловно, во всем этом есть доля истины, но на современном этапе нужно, наконец, переходить от поисков ответа на вопрос: «Кто виноват?», к решению вопроса: «Что делать?».
Ключевые слова: ценные бумаги, конкуренция, постсоветская Россия, кадры, международные инвестиции
Сейчас в России очень остро стоит вопрос: «Почему столь богатая как природными ресурсами, территорией, так и человеческим потенциалом страна находится в арьергарде мирового развития?». Одни обвиняют в этом власть, другие грешат на российский менталитет, третьи ищут причины в нашей истории. Безусловно, во всем этом есть доля истины, но на современном этапе нужно, наконец, переходить от поисков ответа на вопрос: «Кто виноват?», к решению вопроса: «Что делать?».
В российской экономике сложилась довольно трудная ситуация. Иностранные и внутренние инвестиции, расширение и рост предприятий тормозятся неблагоприятным предпринимательским климатом, отсутствием этики ведения бизнеса. Конечно, можно сказать, что за десять лет цивилизованной рыночной экономики не построишь. На большинстве предприятий страны еще не закончился переход к ценностям рынка, его методам и инструментам, а зачастую этот переход завершился наполовину. Руководство и работники как носители разных идеалов, целей и задач своей деятельности становятся по разные стороны баррикад. Тут уже не до эффективности, более того менеджмент многих «старых» предприятий действует не только против интересов своих работников, но и против интересов самого предприятия, желая только личного обогащения. Нельзя сказать, что происходящее в отечественных компаниях не является подобием происходящего во всей стране. Но тогда, изменив систему отношений на предприятиях, можно в целом и в стране что-то улучшить.
Объединение интересов групп, влияющих на организацию, вычленение целей, задач и принципов ее деятельности – такая проблема стояла и стоит не только перед российскими предприятиями. В развитых странах Запада и Востока решение было найдено путем принятия так называемой философии организации. В литературе этому явлению существует множество названий: философия предприятия, корпоративная культура, этика, корпоративный кодекс, даже такое неприятное для многих слово как идеология предприятия. Все эти, казалось бы, разрозненные понятия сходятся в том, что обозначают совокупность целей, ценностей, идеалов и основных принципов деятельности любой организации.
Нельзя сказать, что философию организации придумали передовые американские и японские менеджеры в ХХ веке. Она существовала уже давно. Каждая компания так или иначе имела набор ценностей и целей, концепции политики деятельности, проводимые как правило одним человеком – основателем или руководителем фирмы. Такая философия существовала и существует сейчас на многих российских предприятиях, но она не исполняет основной своей функции – сплочения трудового коллектива и, следовательно, повышения эффективности работы фирмы. Поэтому такую подспудно существующую философию необходимо обнародовать, менять в соответствии с интересами как внутренней, так и внешней среды организации, доводить до сведения всех рабочих, а не только высших менеджеров и следовать ей на протяжении всей своей деятельности.
Без сомнения, надлежащее выполнение всех этих условий будет способствовать росту и развитию организации, повышению доверия со стороны покупателей и клиентов, предотвращению конфликтов со стороны работающих и менеджеров, значительному увеличению имиджа компании. Это подтверждает опыт передовых американских, японских и крупнейших русских корпораций, многие из которых декларируют свою философию и принимают так называемые корпоративные кодексы.
Необходимость принятия философии организации признается многими ведущими менеджерами российских компаний и даже государственными структурами. Так, председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Игорь Костиков считает, что принятие корпоративных кодексов – это задача всех экономических субъектов, действующих на территории России. Комиссия даже разработала вариант такого Кодекса и предлагает провести его ключевые элементы через Государственную думу РФ.
Инициатива государства, конечно, похвальна, но разработать философию организации, пусть даже носящую рекомендательный характер, в масштабах всей страны кажется мало эффективным. Сейчас в России существует множество предприятий: малых и крупных, промышленных и сельскохозяйственных, добывающих и перерабатывающих – и этот список можно продолжить. Более того, каждое предприятие имеет свои аспекты деятельности, свой национальный и этнический состав. Именно поэтому инициатива по созданию философии предприятия должна исходить не от государства, хотя оно в этом заинтересовано, а от менеджеров и работников конкретной компании, знающих специфику своей деятельности, своих акционеров, покупателей, умеющих поставить правильные цели и определить миссию своего существования.
Существует две довольно противоречивые модели философии организации – американская, основанная на индивидуализме, и японская, базирующаяся на коллективном подходе и преданности. Две эти системы расположены как бы на разных полюсах и имеют противоречащие друг другу принципы:
1. Узкая специализация и высокий профессиональный уровень одного специалиста в американской модели ‑ ротация и разносторонность подготовки в Японии.
2. Индивидуализм и конкуренция ‑ патернализм и сотрудничество.
3. Высокая текучесть кадров – пожизненный найм.
4. Рекрутинг высококвалифицированных специалистов без затрат на их обучение ‑ упор на обучение и переподготовку в компании.
5. Личная заинтересованность – преданность фирме.
Таких противоречий можно назвать еще много, но удивителен тот факт, что обе эти схемы работают, причем и США, и Япония ‑ преуспевающие страны, лидеры мировой экономики. И это, несмотря на такую несхожесть философских позиций! Значит, все-таки свою роль играет пресловутый менталитет, исторические корни и традиции.
Америка открывалась, исследовалась и созидалась одиночками, специально прибывшими из разных стран, чтобы полностью раскрыть и реализовать свой потенциал. Другое дело в Японии – здесь сильны идеалы преданного до самозабвения самурая, закрепленные в кодексе «Бусидо».
Таким образом, создание философии организации в значительной степени зависит от конкретных стран, где расположены предприятия, и чьи граждане на них работают. Поэтому бессмысленно копировать американские и японские схемы. Нужно создавать свою ‑ российскую, которая подходила бы к нашим условиям и соответствовала нашим возможностям. При этом ошибочно полагать, что нецелесообразно использовать их опыт и брать некоторые элементы американской и японской философий.
Изучать и заимствовать очень даже следует, но при этом преломлять узнанное через призму российской действительности. А она, похоже, такова, что мы объединяем черты как западной, так и восточной культур. Недаром Россия находится между Западом и Востоком, а герб у нее ‑ двуглавый орел. Этим принципом должно руководствоваться любое предприятие, решившее повысить эффективность своей деятельности через формирование собственной философии.
Так, какие же принципы обеих культур можно изменить и воспроизвести в условиях российской действительности?
Так, преломляя постулаты американской и японской систем с заимствованием, возможно, иного опыта, можно для каждой конкретной ситуации сформулировать философскую концепцию деятельности организации.
Продолжение следует
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:54:49