The impact of digital competencies of small and medium-sized businesses on business development

Zaytseva A.S.1
1 Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Russia

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 11, Number 2 (February 2021)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44745954
Cited: 16 by 07.12.2023

Abstract:
At the present stage the important element of the ecosystem of small and medium-sized businesses is business digitalization. Modern digital technologies help to improve the quality of work with clients, optimize monotonous processes, increase financial performance, increase business transparency and ensure efficiency of making management decisions. The success of digitalization in small and medium-sized companies is largely determined by the competencies of employees in the field of information and communication technologies. In this article, the author examines the readiness of small and medium-sized businesses for the widespread of new technologies for business development. The author analyzes the most popular areas in business from the point of view of the introduction of digital technologies. This study makes it possible to determine the main competencies of entrepreneurs that are in demand in the digital economy, which can be used in training programs for entrepreneurs in the framework of basic and additional education.

Keywords: entrepreneurship, small and medium-sized enterprises, digitalization of business, digital transformation, entrepreneurial competencies, digital competencies

JEL-classification: I25, L26, M21



Введение

Неотъемлемыми условиями успешного развития страны является развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации предпринимательской инициативы. Субъекты малого и среднего бизнеса имеют очень важное преимущество по сравнению с крупными компаниями – они достаточно мобильны, быстрее адаптируются к изменяющимся потребностям рынка и реализуют организационные, технические и другие требования [4, c. 34–45] (Danchenok, Zaytseva, Komleva, 2019, р. 34–45). Одной из проблем современного малого и среднего предпринимательства является даже не столько стадия создания и запуска бизнеса, сколько вопрос функционирования и развития организации. Данный вопрос является важным и актуальным, особенно сейчас, в эпоху цифровизации. Устоявшиеся бизнес-модели уже не могут быть конкурентноспособными без использования цифровых инструментов [9, c. 80–86] (Talantsev, Ravnyanskiy, 2018, р. 80–86).

Цель настоящего исследования – анализ востребованности цифровых компетенций субъектов малого и среднего предпринимательства для успешного развития конкурентоспособного бизнеса в условиях цифровизации экономики.

Научная новизна полученных результатов выражается в обосновании рекомендаций по решению проблем по развитию малого и среднего бизнеса на основе реализации системного подхода по получению профессиональных компетенций всех участников бизнес-процессов.

Авторская гипотеза состоит в том, что повышение предпринимательской активности малого и среднего бизнеса определено процессами формирования и развития предпринимательских профессиональных компетенций, в том числе цифровых, участников экономических процессов [1, c. 6] (Zaytseva, 2020, р. 6).

Цифровая экономика оказывает существенное влияние не только на сферы деятельности человека, но и на способы ведения предпринимательства, в том числе предоставление онлайн-услуг, торговля в интернете, крауфандинг и др. Цифровая трансформация бизнеса оказывает влияние и на появление новых видов профессий, а это значит, появляется необходимость наличия новых навыков и компетенций, которыми должно обладать общество в эпоху цифровой экономики.

Цифровые компетенции для развития бизнеса

Несмотря на введение национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в 2018 году, значимость реализуемых мероприятий для бизнеса стала проявляться только в 2020 году с наступлением коронакризиса. Субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП), которые были готовы к цифровой трансформации, практически не ощутили воздействия кризиса. Именно пандемия дала сильный толчок к цифровизации бизнеса. Режим самоизоляции стимулировал субъектов МСП перейти на дистанционный формат работы и оперативно развивать сервисы для построения бизнеса в режиме онлайн. Диджитализация быстрее стала проникать в жизни пользователей. При этом для правильного функционирования данной системы необходима цифровая подготовка как самих субъектов МСП, так и самих пользователей [5, c. 2420; 8, c. 6] (Drobot, Makarov, Manasyan, Nazarenko et al., 2020, р. 2420; Eletskikh, 2012, р. 6).

По итогам опросного исследования, которое было проведено банком «Открытие» совместно с компанией Mail.ru Group, Московской школой управления «Сколково» и РАЭК, выявлено, что в 2020 году индекс цифровизации вырос по сравнению с 2019 годом. В 2020 году индекс цифровизации бизнеса был равен 50 пунктам по шкале от 0 до 100 (рост произошел на 5 пунктов).

Рисунок 1. Индексы цифровизации по направлениям деятельности МСП за 2019 г. и 2020 г.

Источник: [11].

При сравнении данных периодов мы видим, что практически по всем индексам цифровизации по направлениям деятельности МСП произошло увеличение, что, безусловно, связано с наступившим в 2020 году коронакризисом, который ускорил процесс цифровизации во всех субъектах МСП (рис. 1). В рамках общего индекса, связанного с цифровым обучением (развитием человеческого капитала в компании), несмотря на его уменьшение в целом, не видно, что компании стали меньше уделять внимания развитию работников [6, c. 41; 7, c. 460] (Dolgova, 2015, р. 41; Bulanova, Somenkova, Yagunova, 2019, р. 460). Доля компаний, в которых прошли обучение руководители, в 2020 году по сравнению с 2019 годом увеличилась с 26% до 32%. Доля таких организаций, где обучение проходили рядовые сотрудники, – с 28% до 43%. Треть субъектов МСП проводят обучение собственными силами (34%). Важно отметить, что среди субъектов МСП увеличивается спрос на обучение со стороны банков и корпоративных университетов, хотя еще в 2019 г. 32% респондентов считали, что подобные структуры не могут проводить обучение [2, c. 25] (Aleksandrova, 2021, р. 25).

Кадровое развитие представителей субъектов МСП влияет на успешное функционирование самой компании. К сожалению, в последние годы ликвидируется компаний больше, чем рождается. Это говорит о том, что в первый год менеджмент не справляется с бизнес-ситуацией, так как на стадии расширения бизнеса успех на рынке зависит не только от самой предпринимательской идеи, но и от знания экономических процессов, в том числе моделей принятия решений потребителями и правовой базы предпринимательства. Это подтверждает тот факт, что представителям субъектов МСП не хватает и знаний, что приводит к разорению компании.

В рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» существует федеральный проект «Кадры для цифровой экономики», который способствует развитию цифровых компетенций, в том числе и у субъектов МСП, так как одним из важных результатов проекта является обучение по программам дополнительного образования за счет мер государственной поддержки для получения новых и востребованных цифровых компетенций. В рамках данного проекта государство поддерживает и стимулирует развитие кадров для цифровой экономики, в том числе которые должны быть задействованы в предпринимательстве. Для поднятия уровня конкурентоспособности бизнес-структур субъекты МСП должны проводить цифровую трансформацию бизнеса [4, c. 40]. Значимость цифровой трансформации субъектов МСП на сегодняшний день высока. При этом цифровую трансформацию часто путают с внедрением новых технологий в работу компании, но это не только про данные, технологии и их внедрение. Это комплексные изменения организации, которые позволят ей быстро адаптироваться к новым условиям, а лучше начать задавать свои уникальные тренды. Это и разработка, и реализация новых бизнес-моделей, это и формирование цифровой культуры организации, и трансформация организационной структуры, корпоративной культуры, работа с кадрами, и стимулирование развития организации с помощью преобразования традиционных методов работы в инновационные. И даже личная трансформация сотрудников компании, получение новых навыков, чтобы быть востребованными в цифровом мире.

Государство поддерживает цифровую трансформацию компаний и, в частности, способствует развитию таких обучающих программ, как Chief Digital Transformation Officer (CDTO), т.е. программ, связанных с обучением директоров цифровой трансформации компании. Это очень важное и востребованное на сегодняшний день направление, так как основная задача CDTO заключается в стратегическом обновлении организации путем преобразования процессов в цифровые.

Основные ключевые показатели эффективности для CDTO:

1. Возврат инвестиций.

2. Увеличение доходов от цифровых инициатив.

3. Улучшение взаимодействия с клиентами за счет цифровых проектов.

4. Снижение эксплуатационных расходов за счет цифровых проектов.

5. Повышение рентабельности за счет цифровых проектов.

Помимо ключевых показателей эффективности для CDTO несомненными преимуществами цифровизации бизнеса являются автоматизация бизнес-процессов, внедрение CRM-систем и, соответственно, снижение издержек [3, c. 155] (Zavyalov, Zavyalova, Kiseleva, 2019, р. 155). За счет использования цифровых технологий бизнес может расширяться с использованием коммуникационных каналов для привлечения и удержания клиентов, формирования позитивного имиджа; укрепления партнерских отношений за счет применения техники нестандартных решений в бизнесе; поиска новых направлений развития бизнеса за счет обогащения данных и внедрения инновационных технологий, моделирования поведения потребителей и процессов, построения прогнозов на основе Big Data [10, с. 78–84] (Orlova, 2019, р. 78–84). Помимо наличия у субъектов МСП CDTO важным является обучение всех работников цифровым компетенциям.

Для успешного развития компании и ее цифровой трансформации необходимы специалисты, которые обладают современными профессиональными компетенциями. Цифровой мир, несмотря на свою «техничность», требует от работника именно «гибких» навыков и компетенций, таких как эмоциональный интеллект, креативность и коммуникационные навыки. Но главное, работник должен стремиться к постоянному обучению [4, c. 37; 9, c. 84] (Danchenok, Zaytseva, Komleva, 2019, р. 37; Talantsev, Ravnyanskiy, 2018, р. 84).

На сегодняшний день одними из важных цифровых компетенций для субъектов МСП являются следующие:

- владение информационно-компьютерными технологиями;

- разработка и сопровождение сайтов;

- навыки работы в цифровой информационной среде;

- использование электронных площадок для организации и проведения закупок;

- навыки работы в текстовых редакторах и создания презентаций;

- продвижение бизнеса в интернете;

- использование CRM-, ERP-, SCM-систем.

Потребность в наращивании разнообразных цифровых технологий у субъектов МСП имеет объективную природу, так как они используют эти технологии в различных областях своей профессиональной деятельности (рис. 2): при проведении онлайн-рекламы (26% компаний); в работе CRM-системы (21% МСП); при использовании социальных сетей (17% компаний); в создании и ведении мобильных приложений (14%); электронном ведении бухгалтерии с использованием программных продуктов (7%); в работе на электронных торговых площадках (6%); электронном проведении документооборота в компаниях (6%).

Рисунок 2. Потребность субъектов МСП в цифровых навыках для выполнения видов работ

Источник: по материалам авторских исследований, [1, с. 96] (Zaytseva, 2020, р. 96).

Повышение грамотности руководителей и специалистов, занятых в сфере малого и среднего бизнеса, может повлиять на увеличение доли вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в общий объем ВВП России, рост рентабельности и качества управления в малом и среднем бизнесе. Действительно, вызовы «нового времени» создают условия, при которых невозможно сохранить и успешно развивать экономику своего бизнеса без определенных знаний и компетенций.

Заключение

Цифровизация малого и среднего предпринимательства является стратегически важным решением, так как эффект от ее реализации является очень значительным. Трансформация компаний МСП может осуществляться при грамотном использовании цифровых технологий. Ведь в эпоху глобализации эффективным и конкурентоспособным бизнесом можно назвать бизнес, который использует в своей работе современные информационно-коммуникационные технологии и который готов к интеграционным процессам и выходу на международные рынки. Решение данной проблемы возможно при наличии у представителей субъектов МСП цифровых компетенций. Для получения цифровых компетенций на базе образовательных организаций должны реализовываться обучающие программы, способные сформировать у слушателей-предпринимателей современные цифровые компетенции. Интенсивное развитие цифровых технологий и их проникновение во все сферы жизни ставит новые задачи перед системой образования по созданию гибкой цифровой образовательной среды.


References:

Aleksandrova L.Yu. (2021). Potentsial i sovremennye problemy razvitiya franchayzinga kak formy sotrudnichestva malogo i krupnogo biznesa [Potential and current problems of franchising development as a form of cooperation between small and large businesses]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 11 (1). 179-192. (in Russian). doi: 10.18334/epp.11.1.111528.

Bulanova E. V., Somenkova N.S., Yagunova N.A. (2019). Formirovanie strategii razvitiya malogo innovatsionnogo predpriyatiya promyshlennogo kompleksa [Formation of development strategy of small innovative enterprise of industrial complex]. Russian Journal of Innovation Economics. 9 (2). 449-466. (in Russian). doi: 10.18334/vinec.9.2.40783.

Danchenok L.A., Zaytseva A.S., Komleva N.V. (2019). Transformatsiya modeli dopolnitelnogo obrazovaniya v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki [Transformation of the model of additional education in a digital economy]. Open Education. 23 (1). 34-45. (in Russian). doi: 10.21686/1818-4243-2019-1-34-45 .

Dolgova I.V. (2015). Marketingovye problemy innovatsionnogo malogo i srednego predprinimatelstva i puti ikh resheniya [Marketing problems of innovative small and medium-sized businesses and their solutions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 5 (1). 39-50. (in Russian). doi: 10.18334/epp.5.1.305.

Drobot E.V., Makarov I.N., Manasyan S.M., Nazarenko V.S. i dr. (2020). Malyy i sredniy biznes v Rossii: kak zhit vo vremya i posle krizisa? [Small and medium-sized businesses in Russia: how to live during and after the crisis?]. Creative economy. 14 (10). 2413-2430. (in Russian). doi: 10.18334/ce.14.10.110897 .

Eletskikh G.G. (2012). Tekhnologicheskie innovatsii kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti firmy i osnova razvitiya sovremennogo predprinimatelstva v Rossii [Technological innovations as factor of company competitiveness improvement and as basis for modern entrepreneurship's development in Russia]. Russian Journal of Innovation Economics. (1(11)). 3-10. (in Russian).

Orlova L. (2019). Digital transformations in entrepreneurship International day of science 2018. Economics, Management, Innovation. 78-84.

Talantsev V.V., Ravnyanskiy A.K. (2018). Tsifrovaya ekonomika i ee rol v razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossii [Digital economy and its role in the development of small and medium-sized businesses in Russia]. Regional problems of transforming the economy. (2). 80-86. (in Russian).

Zavyalov D.V., Zavyalova N.B., Kiseleva E.V. (2019). Tsifrovye platformy kak instrument i uslovie konkurentosposobnosti strany na mirovom rynke tovarov i uslug [Digital platforms as a tool and condition of the countryʼs competitiveness in the world market of goods and services]. Journal of International Economic Affairs. 9 (2). 443-454. (in Russian). doi: 10.18334/eo.9.2.40608.

Zaytseva A.S. (2020). Podderzhka malogo i srednego predprinimatelstva sredstvami razvitiya predprinimatelskogo obrazovaniya [Support of small and medium-sized businesses through the development of entrepreneurial education] M.. (in Russian).

Страница обновлена: 09.04.2025 в 08:38:28