Реновация общественных пространств в Республике Татарстан как фактор повышения комфортности городской среды и их влияние на экономическую активность территорий
Гареев И.Ф.1, Павлова А.И.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Россия, Казань
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 5
Статья в журнале
Жилищные стратегии (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 3 (Июль-сентябрь 2020)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44668302
Цитирований: 5 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
В рамках создания комфортных условий проживания и городской среды большую роль играют общественные пространства. В последние годы в стране существенно увеличилась активность по благоустройству общественных пространств в городах и поселениях страны. Одним из вопросов данных мероприятий является социально-экономическая эффективность внедряемых улучшений. В связи с этим нами поставлена цель по оценке влияния проектов реновации общественных пространств на экономическую активность территорий. Для достижения цели нами проведены социологические исследования и разработаны архитектурно-планировочное решения по реновации пространства. На основе проекта реконструкции рассчитаны прогнозные показатели социально-экономической эффективности. Полученные результаты свидетельствуют об экономической эффективности мероприятий, способных повысить привлекательность и комфортность проживания в городе
Ключевые слова: Общественные пространства, благоустройство территорий, водная поверхность, комфортная среда, жилая среда, экология города
JEL-классификация: R11, R14, R53
ВВЕДЕНИЕ
Эволюция в маркетинговых стратегиях при реализации жилищ за последние 25 лет претерпела существенные изменения. Вначале для успешных продаж достаточно было начать строить многоквартирный дом, спроса было достаточно для реализации всех квартир. Второй этап охарактеризовался необходимостью активной рекламы. На третьем этапе застройщикам потребовалась персонифицированная реклама, для чего они вышли в социальные сети. В настоящее время застройщики для обеспечения успешных продаж вынуждены создавать комфортную жилую среду. Помимо современных планировок квартир, наличия специализированных помещений на первых этажах, концепции «Двор без машин», это еще и уютные дворовые общественные пространства. Прежде всего, это пешеходные зоны, детские площадки, сочетающиеся с высокой долей озеленения. Современные застройки все это позволяют реализовать, так как строительство новых объектов – это, как правило, комплексная застройка, позволяющая воплощать зачастую смелые, но востребованные задумки архитекторов.
А какова же ситуация в районах с точечной застройкой?
В научной периодике активно обсуждаются неверные современные подходы к городскому планированию и застроенной среде. Исследователи пришли к выводу, что имеющиеся результаты застройки не отвечают потребностям человека, а городские пространства – без реальной полезности для жизнеобустройства [38] (Mandeli, 2019). Более того, подобные строительные неудачи уже изменили социально-пространственную структуру города, вызвав значительную поляризацию между слоями населения и физическим перемещением для многих граждан.
На переломе ХХ–XXI веков началось переформатирование социально-пространственной структуры российских городов. И вместе с этим началась приватизация и коммерциализация общественных пространств, которые современным обществом рассматриваются как «пустые», «ничейные» территории, основное предназначение которых – «быть использованными» [1] (Antyufeeva, Ptichnikova, 2017).
Большие открытые зеленые пространства внутри города призваны минимизировать негативное влияние индустриализации. В последнее время большинство развитых стран мира признали важность многофункционального использования общественных парков в устойчивом развитии городов. Однако есть много общественных парков, которые страдают от заброшенности или недостаточного использования. В основном это происходит из-за недостаточной осведомленности общественности, плохого технического обслуживания, отсутствия безопасности и адекватных условий, а также отсутствия спортивных и общественных мероприятий [29] (Abdelhamid, Elfakharany, 2020).
На сегодняшний день при постройке новых объектов недвижимости все больше внимания уделяется местоположению и социальной структуре. Для будущего покупателя важно наличие транспортных развязок и объектов социальной инфраструктуры. Еще большую востребованность жилые комплексы приобретают, если в непосредственной близости находится качественное общественное пространство.
Для жителей важно иметь возможность отдыха за пределами своего дома, но в его пешей доступности. На территории общественного пространства для людей обычно организуются различные функциональные зоны, учитывающие их потребности. Примерами таких может быть простой отдых, включающий в себя как прогулку, так и пассивное взаимодействие с природой, некоторые жители занимаются спортом на специально оборудованных площадках, развивают творческие навыки, проводят время с семьей.
Общественные пространства весьма разнообразны. К ним относят парки, скверы, дворы, набережные, аллеи и т.д. Как правило, подобные места всегда есть в ближайшем пешеходном доступе. Иногда они играют связующую роль различных частей города. Также они играют огромную роль в создании стиля города. Эти места являются центром притяжения для жителей и гостей местности, а также небольшими уголками свежести и природы в городах. По их развитости многое можно сказать о городе, о его истории, экономическом и социальном развитии. Существование большого количества благоустроенных общественных пространств в городе также говорит о его безопасности из-за наличия открытых пространств с достаточным скоплением общественной жизни в них, так как люди, как правило, в данном случае сами хотят поддерживать в них спокойствие и порядок.
Общественные пространства являются социальным капиталом и становятся важной частью общества, могут обеспечить социальную сплоченность и предупредить дальнейшее фрагментацию общества [39] (Navastara, Pradinie, Martha, 2016).
Общественные парки и открытые пространства способствуют смягчению последствий от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта (особенно от сгорания дизельного топлива). Таким образом, снижение последствий от негативного влияния выбросов загрязняющих веществ способствует улучшению исходов для граждан, страдающих от болезней органов дыхания [34] (Douglas, Archer, Alexander, 2019).
Перегруженное и неустойчивое планирование, сокращение зеленых насаждений и увеличение выбросов промышленных предприятий и транспортных средств породили множество климатических проблем. Одной из таких проблем являются колебания температуры поверхности, приводящие к возникновению феномена городского теплового острова [36] (Gupta, Mathew, Khandelwal, 2019). Исследования египетских ученых показали, что наличие водных поверхностей оказывает влияние на изменение температуры воздуха. В частности, водные объекты отвечают за охлаждение воздуха за счет испарения, тем самым уменьшая нагревательный эффект. К примеру, средний уровень температуры вблизи рек оказывается на 0,6–30С ниже.
Исследования английских ученых также подтверждают данные результаты – наличие рек обеспечивает охлаждение воздуха до 30 метров от берега. Вместе с этим для обеспечения большей эффективности при формировании микроклимата территорий требуется также учитывать альбедо материала и организацию затенения [37] (Hathway, Sharples, 2012).
Греческие исследователи в деле организации снижения температуры поверхностей и воздуха выявили также факты о положительном влиянии покрытий с «прохладными» материалами и дополнительной высадки деревьев, которые способствуют снижению температуры за счет эффекта затенения и испарения от листьев [44] (Tsoka, 2017).
Проблематику повышенной температуры в городе в мировой научной практике обозначают термином UHI (Urban Heat Island) – «городской остров тепла» [42] (Syafii, Ichinose, Wong, Kumakura, Jusuf, Chigusa, 2016). «Городской остров тепла» является распространенной городской проблемой, которая может привести к проблемам со здоровьем человека и увеличению потребности в энергии кондиционирования воздуха из-за повышения температуры воздуха. Для того чтобы уменьшить эффект UHI и улучшить внешнюю тепловую среду, необходимо оценить эффект различных мероприятий. И для смягчения негативного эффекта UHI, помимо водных объектов, регулировать микроклимат можно с помощью грамотных ветровых условий, которые усиливают охлаждающий эффект.
В мировой практике вопросы развития городской среды – это не только вопросы совершенствования общественных пространств района, но и санация зданий и квартир, ревитализация дворовых пространств. К жителям обязательно прислушиваются, их пожелания и замечания влияют на работы по реконструкции. К примеру, популярным является такой важный для жильцов аспект, как отсутствие машин во дворах. Дворы представляют собой зеленые оазисы для спокойного времяпрепровождения и детских игр. Помимо учета пожеланий в таком конструктивном диалоге есть ограничения и для самих жителей, например, самостоятельное остекление балконов запрещено как по техническим, так и по эстетическим причинам [11] (Kozlova, 2017).
Объединение в себе черт и обжитого двора, и городской улицы – двух взаимоопределяющих пространственных феноменов – это «дворулица» [27] (Shlyakhovaya, Dokhov, 2019). «Дворулица» – это двор для целого квартала, но улица для каждого его дома. Это пространство между жилыми домами в крупных кварталах на периферии социалистического города. По мнению авторов, пустое и неухоженное сегодня, оно может быть реорганизовано и насыщено связями и смыслами. «Дворулица» и ее возможные модификации, формируемые методом протаивания, способны предотвратить дискредитацию огромных пространств.
Вместе с этим наряду с развитием реновации общественных пространств важным направлением повышения качества городской среды является реорганизация промышленных зон и вывод промышленных предприятий за черту города (или размещение на площадках т.н. промышленных парков), что приводит к многочисленным изменениям функций места [19] (Makhrova, Tatarintseva, 2006).
Бывшие промышленные территории зачастую нуждаются в экологическом вмешательстве. Благодаря этому происходит улучшение качества среды и появляется возможность использовать освободившуюся территорию. Подобная реновация, прежде всего, проводится путем озеленения территории высокоствольными деревьями, благодаря которым экологические качества становятся на порядок выше [3] (Bushtets, Zabruskova, 2018).
При этом во многих странах перешли к новой модели развития общественных пространств – включение данных мероприятий в программы ревитализации (оживления) городских территорий, кварталов [41] (Ramlee, Omar, Yunus, Samadi, 2015). К примеру, в Германии важной составляющей комплекса работ по регенерации среды панельной застройки являлось усиление ландшафтно-парковых особенностей территории [20] (Meerovich, Malko, Kozlova, Gladkova, 2017). В результате таких комплексных работ по реновации обеспечивалось изменение социального состава населения. Это было важно для того, чтобы уйти от однородной социально-демографической структуры населения жилых районов. Более того, подобные изменения приводили к трансформации первоначального баланса территории – изменению площадей открытых пространств, ландшафтной организации за счет средств геоморфологии, озеленения и проч. В итоге происходило формирование новой структуры открытых пространств в результате изменения пропорций между частными пространствами и общественными в сторону увеличения площади частных за счет формирования индивидуальных двориков.
Общественные пространства рассматриваются как эффективные решения в смягчении проблем урбанизации, которые обеспечивают повседневную досуговую деятельность жителей и способствуют устойчивому развитию [33] (Do, Cheng, Shojai, Chen, 2019).
Еще одним направлением развития городских общественных пространств является трансформация парковок в городские площади. По результатам совместного исследования польских ученых и представителей властей г. Кракова выявилось, что подобные изменения привлекли новых предпринимателей, которые хотели инвестировать в эти районы. Кроме того, имеющееся большое количество исторических объектов и достопримечательностей привело к увеличению числа посетителей этих районов. Благодаря наличию общественных пространств (даже в виде такой простой формы, как площади) посетители и туристы заметно дольше задерживались на данной территории и больше тратили личных средств [43] (Szarata, Nosal, Duda-Wiertel, Franek, 2017).
В результате анализа мирового и отечественного опыта реновации общественных территорий последних десятилетий исследователи делают выводы: общественные пространства формируют городскую идентичность, являются основой городских сообществ, создают имидж города [5] (Gagnidze, 2016).
Так, какие основополагающие подходы должны быть использованы при проектировании общественных пространств?
Существуют взаимосвязи между морфологией городского пространства и поведением горожан. Выявление типа этих взаимосвязей должно быть обязательным для реконструкции городских общественных пространств [7] (Dribos, Enin, 2018). Методологический подход, базирующийся на целеполагании и интересах горожан, позволяет не только выявить качество территорий города, обозначить общественные зоны, требующие срочных преобразований, привести в соответствие градостроительные характеристики некоторых участков и их функциональное насыщение, определить перспективы дальнейшего развития и другие параметры, необходимые для направленного использования общественных территорий, но и обозначить механизм их интенсификации, увязать социальное и пространственное развитие [6] (Gaykova, 2013). Более того, многолюдные и оживленные места заставляют граждан чувствовать себя более уверенно и безопасно. Поэтому общественные пространства для жителей обязательно должны быть созданы в соответствии с социальными и культурными традициями большинства населения [45] (Yeganeh, Kamalizadeh, 2018).
Исследователи из Польши успешно применяют стратегию повышения качества общественных пространств в зоне жилой застройки – они также предлагают учитывать специфические социальные детерминанты, связанные с общественным пространством, в процессе планирования проектов реновации или строительства парков [32] (Bonenberg, 2015). Реализация предлагаемых подходов основана на взаимосвязи с чувством идентичности жителей. Мероприятия по реновации предопределены многими факторами, например, такими как неправильное использование существующих общественных пространств, низкое качество общественных пространств, неадекватный размер общественных пространств для количества жителей, плохое обслуживание и сохранение общественных пространств [35] (Firouzmakan, Daneshpour, 2015).
В целом же системная увязка преобразования городской среды с созданием демократических общественных пространств наряду с эффективным управлением даст кумулятивный эффект вследствие высокого уровня реконструктивного потенциала и повысит качество жизни горожан [8] (Kadyrov, 2014). При отсутствии взаимодействия между общественным пространством и населением – общественное пространство становится нейтральным, оно не воспринимается как смысловая ценность для горожанина [9] (Kadyrov, 2014).
Крайне ценно, что Т.Э. Кадыров как опытный исследователь вопросов развития общественных пространств расширяет область исследования до уровня агломерации. Он делает выводы, что общественные пространства в условиях агломерации способствуют непрерывному развитию территорий, усиливают инвестиционную привлекательность, обеспечивают единый транспортно-инженерный менеджмент и природно-экологическое равновесие города [10] (Kadyrov, 2019).
Абстрагируясь от конкретных парков, исследователи выделяют стратегическую цель – это создание разветвленной системы общественных пространств. Она призвана объединить разрозненную территорию, связать воедино все части сложной структуры. Подходы к организации этой системы основаны на сохранении исторических смыслов, сложившегося масштаба уличной сети, крупных садов и парков [14] (Kremlyova, Grigoreva, 2016).
В международной взаимосвязи одним из интересных вариантов развития общественного пространства является основание урбан-кластера между городами, у которых есть исторические отношения [23] (Rezidori, Solodilov, 2017). Целью кластера является сотрудничество между администрациями и культурными игроками для реализации совместных проектов, которые могут помочь этим городам думать глобально и делиться опытом в сфере территориального развития и городского ребрендинга. Время замкнутых, законченных и статичных общественных пространств проходит. Развитие социальных сетей подсказывает образ будущего для общественных пространств, функционально гибких и включенных в развитую сеть.
Эволюция и рост городов и поселений в первую очередь зависят от трех важных факторов – их географического положения, физической и социально-экономической среды. Важнейшим фактором, способствующим устойчивому развитию территории, являются ее водные объекты. Наличие водных объектов (в различных формах) в ее естественных условиях играет важную роль в повышении качества физической и социально-экономической среды.
Наличие водных объектов придает дополнительную социальную, психологическую и экологическую ценность. Она включает в себя повышение эстетического качества и качества места, тем самым способствуя имиджу города или населенного пункта. Увеличивается социальная и рекреационная ценность, и таким образом, многократно повышается уровень жизни жителей и стоимость земли и объектов недвижимости.
В процессе расширения городов наличие водных объектов рассматривается градостроителями и политиками как ответственность и ограничение, а не как актив или ресурс [31] (Bindu, Mohamed, 2016). Проекты развития очень часто игнорируют сохранение водных объектов. Следовательно, сохранение и омоложение водных объектов в городских районах имеют важное значение.
Другой важной составляющей при проектировании общественных пространств является постоянная сетка мероприятий и активностей для горожан на открытом воздухе. Именно активная культурная жизнь лежит в основе стратегии «лучшего города для жизни» [13] (Krasnobaev, Fedorovich, 2016). Начало процесса может быть положено устройством торговой пешеходной улицы. Следующим пунктом стратегии должно стать развитие велосипедного движения.
В результате рекогносцировочного обследования общественных пешеходных пространств, проведенного архитекторами в 2017 году, и анализа литературных источников было установлено, что на общественных пешеходных пространствах люди совершают преимущественно такие разнообразные визуально распознаваемые действия, как ходьба, общение, покупки и др. [4] (Vagner, 2017). При этом в большинстве арабских стран открытые общественные пространства предназначены для удовлетворения религиозных, социальных и экономических потребностей [40] (Pradinie, Navastara, Martha, 2016).
Большой потенциал в развитии общественных пространств – это создание тематических парков. Китайские исследователи на основе анализа практики и научных работ сделали выводы, что, с одной стороны, тематический парк – это сложный результат модернизации, демонстрирующий прогресс в урбанизации. С другой стороны, тематический парк служит репрезентацией постмодернизма, способствуя путанице между искусством и повседневной жизнью [46] (Zhang, Shan, 2016). Тематические парки – это не просто места для развлечений. Они, по мнению авторов, движутся к переопределению социального пространства.
В качестве функциональных ориентиров предлагается рассматривать многофункциональность, ориентацию на креативные социальные практики, включение приватных ландшафтных зон в пространства, стимулирующих коммуникации и творчество. Возможно создание специализированных «зон» дополненной реальности, в том числе для игр [18] (Lyaptsev, Naumova, 2018).
Особый интерес у нас вызвало состояние дел с развитием общественных пространств в малых городах и поселениях.
Развитие малого города наряду с градообразующей базой в значительной степени зависит и от роли центра, так как традиционно социальная интеграция людей в единую общность происходила и будет происходить в общественном пространстве. Местами социальной активности являются объекты досуговой сферы, улицы-променады, скверы, «места встреч» и даже целые зоны, которые могут быть включены в структурный элемент городской среды [22] (Rashchenko, Perkova, 2015).
При развитии общественных пространств малых городов и особенно сельских поселений в мировой практике важную роль играют т.н. многофункциональные коммуникативные пространства. К примеру, за рубежом часто предусматривается комбинирование различных функций в контексте одного общественного центра. В частности, в качестве одного из путей развития общественной среды активно рассматривается расширение функциональной насыщенности сельских школ и превращение их в «центр, доступный для всех возрастных групп» [25] (Ulinich, 2018).
Для формирования и успешного функционирования системы общественных пространств в структуре города необходимо наличие общественных пространств всех рангов в грамотном пропорциональном соотношении. Соответственно, и методики исследования общественных пространств отличаются разнообразием [16] (Latypova, 2015). При этом эффективная система отношений представителей бизнеса и муниципальной власти может выступить решающим фактором для реализации в отечественных городах новой формы городской среды – частного общественного пространства с учетом его доступности и высокой степени комфортности для городских жителей [17] (Latypova, 2015).
Таким образом, исследователи выявили необходимость формирования эффективно действующей системы общественных пространств.
Среди основных принципов создания данной системы выделим наиболее значимые:
1) переход от разрозненных публичных пространств к целостной системе общественных пространств города;
2) расширение типологии применяемых публичных пространств, ориентация на весь спектр социально-функциональных потребностей горожан;
3) качественное совершенствование инженерной инфраструктуры, обеспечивающей функционирование общественных пространств в соответствии с современными техническими и технологическими требованиями;
4) соблюдение требований экологической устойчивости, энергоэффективности, последовательное внедрение принципов зеленой архитектуры при организации общественных пространств [21] (Moor, Erysheva, 2015).
Важным вопросом при реализации проектов благоустройства общественных пространств является их социально-экономическая эффективность.
Одним из общепринятых мировых подходов к решению данной проблемы является использование гибкой системы дополнительного увеличенного налогообложения пользователей примыкающих к парку территорий [2] (Benuzh, Mochalov, Mochalova, 2019). По мнению исследователей, пространства увеличивают стоимость имущества окружающих домов, что порождает увеличение налога на имущество. Они способствуют уменьшению загрязнения воздуха и помогают с управлением ливневых стоков. Это, в свою очередь, позволяет экономить деньги. Зеленое пространство помогает стимулировать активный образ жизни и снижать стресс, в свою очередь, опосредованно уменьшая расходы на здравоохранение.
Заинтересованность города в общественных пространствах также объясняется тем, что она повышает их экономическую привлекательность. За счет таких мест повышается пешеходный поток населения, что положительно влияет на ближайший бизнес. Общественные пространства оказывают прямое влияние на формирование спроса на жилище со стороны населения города, что характеризуется привлекательностью данного сектора и повышением цены продажи [15] (Kulkov, Rakhimova, 2019).
На основе масштабного анализа существующих исследований мы показали сложность реализации проектов общественных пространств.
В рамках наших поисковых задач цель нашего исследования сужена до оценки социально-экономической эффективности мероприятий по благоустройству общественного пространства – набережной реки Нурминки в г. Кукмор Республики Татарстан.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Работа по достижению поставленной цели проведена по двум направлениям:
- выявление потребностей пользователей территорий, их недовольств и требований (с целью формирования технического задания на разработку архитектурных решений проекта благоустройства парка);
- расчет социально-экономической эффективности мероприятий от реализации проектов по благоустройству парка.
В рамках первого направления методикой предпроектного социологического исследования является социально-культурное программирование – выявление потребностей пользователей территорий, их недовольств и требований. В рамках социально-культурного программирования реализуются несколько принципов исследования.
1. Комплексность и качество социально-культурного предпроектного исследования территории:
- определение потенциальных групп пользователей, заинтересованных в развитии территории, разделение групп по интересам, запросам и потребностям;
- определение существующих и утраченных функций территории, проблем, требующих решения, ценностей территории;
- описание актуальной роли и значение территории в городе;
- обеспечение доступности материалов исследования для жителей населенного пункта.
2. Реализация принципов соучаствующего проектирования и вовлечения горожан:
- проведение информационной кампании по привлечению жителей населенного пункта к подготовке проекта, в том числе широкое анонсирование общественного обсуждения;
- организация открытого общественного обсуждения, в ходе которого рассматриваются как функции благоустраиваемой территории, так и перечень мероприятий, реализуемых в рамках проекта;
- описание механизмов согласования выбора территории с жителями населенного пункта, публичное подтверждение участия в этом процессе различных групп граждан;
- использование широкого перечня инструментов соучаствующего проектирования, в том числе общегородские проектные семинары, встречи с различными группами пользователей территории и потенциальных бенефициаров; вовлечение онлайн;
- формирование стратегии вовлечения жителей населенного пункта на последующих этапах работы над проектом;
- обеспечение участия в обсуждении проекта представителей всех выявленных групп потенциальных пользователей с фиксацией их интересов и учетом при проектировании;
- обеспечение участия представителей некоммерческих организаций, бюджетных учреждений, учреждений образования и культуры, религиозных организаций, активных групп жителей;
- обеспечение участия представителей бизнес-сообщества;
- привлечение к подготовке проекта представителей профессионального и экспертного сообщества с отражением их роли и формата участия;
- составление и опубликование по итогам общегородских обсуждений отчетов, а также публикация иных материалов, связанных с проектом, которые могут представлять интерес для жителей населенного пункта.
3. Разработка программы развития территории, ее событийное наполнение и повседневные активности:
- разработка программы функционирования общественного пространства после реализации проекта с участием представителей бизнес-сообщества, бюджетных организаций, учреждений образования и культуры, активных сообществ и НКО;
- формирование механизмов управления территорией;
- наполнение конкретными мероприятиями, формами и способами событийного наполнения территории с указанием заинтересованных лиц и (или) организаций;
- организация привлечения добровольческих (волонтерских) организаций, общественных организаций и жителей населенного пункта на всех этапах реализации проекта;
- механизм использования цифровых сервисов для координации взаимодействия, вовлечения жителей населенного пункта, коммуникации с туристами (создан сайт проекта, группы в социальных сетях, чаты в мессенджерах и т.д.).
4. Учет социально-культурной идентичности территории:
- выбор общественной территории и идея проекта способствуют обретению или подчеркивают идентичность населенного пункта, его символику, традиции, историко-культурные и географические особенности;
- выявлены и интегрированы в проект уникальные привычки и традиции жителей населенного пункта, культурные особенности территории, городские мифы, легенды.
В рамках второго направления расчет социально-экономической эффективности мероприятий от реализации проектов по благоустройства парка проводился на основе методики Министерства строительства Российской Федерации.
В экономическом разделе должны содержаться следующие аспекты:
1. Укрупненный расчет затрат на реализацию мероприятий, реализуемых в рамках проекта, с указанием источников финансирования (средства государственной поддержки победителей конкурса, средства бюджета субъекта РФ и (или) муниципального бюджета, внебюджетные источники финансирования). Для расчета затрат на реализацию мероприятий применяются укрупненные сметные нормативы, а также данные о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов.
2. Укрупненный расчет ежегодных эксплуатационных расходов на содержание предлагаемых к созданию общественных пространств и объектов благоустройства с указанием источников финансирования (средства муниципального бюджета, внебюджетные источники финансирования). Расчет ежегодных эксплуатационных расходов осуществляется на основании утвержденных нормативов расходов (финансовых затрат) бюджетов муниципальных образований соответствующего субъекта РФ в сфере ЖКХ на содержание территорий и объектов благоустройства.
3. Прогноз роста капитализации объектов недвижимости, попадающих в зону влияния проекта. Разрабатывается на основе информации о размере существующей и создаваемой жилой и нежилой недвижимости, которая будет находиться в зоне влияния проекта, и оценки ее стоимости.
Для обоснования прогноза может использоваться информация:
- площадь квартир, расположенных в зоне пешей доступности от территории, на которой реализуется проект;
- площадь объектов коммерческого назначения, расположенных в зоне пешей доступности от территории, на которой реализуется проект;
- свободная площадь (не занятая арендаторами) объектов коммерческого назначения, расположенных в зоне пешей доступности от территории, на которой реализуется проект;
- площадь заброшенных или неэффективно используемых объектов капитального строительства без конкретного функционального назначения, расположенных в зоне пешей доступности от территории, на которой реализуется проект;
- сведения о текущей кадастровой стоимости объектов жилого и коммерческого назначения, попадающих в зону пешей доступности от территории, на которой реализуется проект;
- сведения о текущих ставках реализации и сдачи в аренду объектов жилого и коммерческого назначения, попадающих в зону пешей доступности от территории, на которой реализуется проект;
- сведения о прогнозируемой кадастровой стоимости объектов жилого и коммерческого назначения, попадающих в зону пешей доступности от территории, на которой реализуется проект, после его реализации;
- перспективные ставки реализации и сдачи в аренду объектов жилого и коммерческого назначения, попадающих в зону пешей доступности от территории, на которой реализуется проект, после его реализации.
4. Прогноз возникновения новых объектов осуществления предпринимательской деятельности с указанием их площади и количества рабочих мест. Обоснование может быть основано на анализе площади объектов, предназначенных для мест приложения труда, или на иной методике, предложенной участником конкурса.
5. Расчет единоразовых и регулярных (ежегодных) налоговых и неналоговых доходов от реализации проектных решений и дальнейшей эксплуатации территории, благоустраиваемой в рамках проекта. Может осуществляться на основе следующих параметров:
- прогноз количества созданных мест приложения труда на территории реализации проекта и в зоне его влияния;
- прогноз прироста мест приложения труда за счет сокращения вакантных, заброшенных или неэффективно используемых объектов капитального строительства, расположенных в зоне пешей доступности от территории, на которой реализуется проект;
- прогноз прироста мест приложения труда в сопряженных отраслях экономики в городе;
- прогноз роста поступлений по налогу на имущество;
- прогноз роста поступлений по налогу на землю;
- прогноз роста поступлений по НДФЛ;
- прогноз роста поступлений по налогу на прибыль;
- прогноз величины доходов от сдачи объектов государственной собственности в аренду;
- прогноз величины доходов от проведения мероприятий, событий, активностей.
6. Описание потенциала развития предприятий и организаций, потенциал привлечения частных инвестиций в случае реализации проекта;
- план взаимодействия с существующими предприятиями и организациями в связи с реализацией проекта благоустройства, иные форматы участия в реализации проекта благоустройства;
- подтвержденные намерения юридических лиц по участию в реализации проекта;
- подтвержденные перспективы открытия новых предприятий и организаций в случае реализации проекта;
- роль существующих некоммерческих организаций, учреждений культуры, образования, досуга, городских сообществ в реализации проекта, а также перспективы появления новых организаций, сообществ;
- механизмы вовлечения в хозяйственный оборот неиспользованных или неэффективно использованных площадей/объектов различного функционального назначения;
- связь проекта с существующими и перспективными инвестиционными проектами на территории города/района;
- актуальность новых предприятий для дальнейшего развития территорий.
7. Описание иных экономических и социальных эффектов.
Описание любых, не указанных выше эффектов от реализации проекта, которые могут оказать положительное влияние на социально-экономическую ситуацию в муниципальном образовании.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты социологического исследования
Социологическое исследование проводилось по следующим методикам:
- онлайн-анкетирование;
- дискурс-анализ;
- анализ кейсов;
- фокус-группы;
- экспертные интервью;
- проектный семинар.
В результате выявили группы пользователей, их запросы и интересы. Данная информация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Распределение запросов группы пользователей
Группа пользователей
|
Запросы / интересы
|
Дети и взрослые с ОВЗ
|
Доступная среда, инклюзивные события и мероприятия,
вовлечение в жизнь сообщества
|
Студенты
|
Бесплатный вай-фай, места для общения и работы, кафе,
розетки
|
Велосипедисты и бегуны
|
Велосипедные и беговые дорожки, велопрокат, места для
отдыха
|
Семьи с
детьми
|
Скамейки, дорожки, зоны отдыха и зоны для работы/ чтения,
туалеты/пеленальные комнаты, игровые зоны для детей разного возраста,
семейные кафе
|
Пенсионеры
|
Места для прогулок, общения, зоны отдыха, больше событий
для старшего поколения
|
Взрослые
|
Места для прогулок, общения, красивый вид, фотографирование,
кафе, интерес к театральным и книжным фестивалям
|
Подростки
|
Катание на роликах, самокатах, спортплощадка, интерес
к событию «Алые паруса» для выпускников
|
Спортсмены/любители спорта
|
Пункт проката спортивного инвентаря (ролики, велосипеды и
т.п), зона для кросс-фита, добавление и преобразование зоны по занятию
спортом, водный спорт на реке
|
Местный бизнес
|
Создание новых точек предпринимательства, повышение трафика
и капитализации уже существующего бизнеса, повышение доступности территории
|
Образовательные/культурные учреждения
|
Новая сцена/зона для мероприятий, зона для чтения (столы,
скамейки, стеллажи, навесы, беседки), зона для подготовки/переодевания
участников (сейчас используют автобус), крытая площадка/зона для
звукорежиссеров, доступ к электричеству, танцевальная площадка. Удобные
пешеходно-транспортные связи, безопасность. Досуг и мероприятия спортивного
характера, зона для спортивных мероприятий. Зона для образовательных
мероприятий
|
Туристы и экскурсанты
|
Памятный опыт от посещения города, места, где можно поесть
и остановиться, интерактивные программы на пешеходных экскурсиях города,
посещение духовных заведений, культурных мероприятий, ярмарок, шопинг,
велосипедные и пешеходные маршруты
|
Органы власти
|
Запрос на место отдыха для местных жителей с разными
интересами, а также зона для активной деятельности местного
предпринимательства
|
Также по результатам опроса были выявлены потенциальные пользователи территории:
1. Экономические субъекты: собственники и арендаторы зданий, прилегающих к территории; застройщики; городские предприниматели: общественное питание, оказание услуг, розничная торговля, участники и организаторы ярмарок. Благоустройство территории вблизи коммерческих объектов, транспортная доступность, создание новых точек предпринимательства.
2. Профессионалы: краеведы, представители Краеведческого музея Кукморского муниципального района, отдел архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета Кукморского муниципального района, представители ГИБДД, МУ «Управление по делам молодежи спорта Кукморского муниципального района РТ», РОО «Управление образования Исполнительного комитета Кукморского муниципального района». Обустройство и создание новых мемориальных зон, комфортное проведение памятных мероприятий, безопасность дорожного движения. Досуг и мероприятия спортивного характера, места для образовательных мероприятий.
3. Пользователи территории: родители с детьми, пенсионеры, ветераны, велосипедисты, школьники, туристы, воспитанники школы искусств, участники школьных ярмарок, работники организаций, любители спорта. Комфортный отдых всех групп горожан, удобные пешеходно-транспортные связи.
4. Резиденты: жители близлежащих домов и учреждений: Краеведческий музей Кукморского муниципального района, МБУ «Центральная библиотечная система». Комфортные зоны отдыха и спорта в пешей доступности. Зоны для проведения мероприятий в рамках учреждений.
5. Национальные сообщества: Национальное объединение татар, Национальное объединение русских, Национальное объединение кряшен, Национальное объединение марийцев. Проведение мероприятий национального характера.
В результате исследования выявлены три основные фокус-группы. Результаты их опроса приведены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты опроса фокус-групп
Фокус -группа
|
Характеристики
места и сценарии
|
Проблемы
|
Идеи,
пожелания
|
Молодежная сфера, спорт
|
- Зеленый фитнес,
спринт-фестиваль, файер-шоу, экстремальные представления;
- две спортшколы поблизости, стадион, футбольное поле, подростковый клуб, горнолыжная база; - места для бега, катания на скейтборде, спортивная площадка с тренажерами; - зона для всех возрастов и родов занятий – катание на велосипедах, самокатах, скандинавской ходьбы и рыбалки |
- недостаток интересных
мест;
- здание стадиона вне пешеходной доступности; - необходимость комнат для переодевания; - отсутствие общественных туалетов |
- продолжить
набережную, добавить и разнообразить зоны по занятию спором;
- организовать водные виды спорта на набережной реки (регата); - построить раздевалки; - установить спортивный инвентарь для занятия кросс-фитом; - павильоны для проката спортивного инвентаря или оборудования; - организовать площадку под ледовый каток; - открыть общественные туалеты |
Культура
|
- «сердце района»,
атмосферное место для каждого;
- Комсомольская площадь – центр крупных мероприятий; - библиотека и музей рядом с парком; - мастер-классы по гончарному искусству, дизайну в школе искусств; - читальный зал на открытом воздухе летом, буккроссинг; - занимательные игры, музыкальные концерты, фестивали с музыкой |
- на Комсомольской площади
сцена открытого типа (нет места для размещения и переодевания артистов);
- на набережной не хватает большой сцены; - плохое освещение; - недостаток обзора во время массовых мероприятий |
- организовать
кинотеатр на открытом воздухе, пространство под навесом;
- открыть летнее семейное кафе; - увеличить существующую малую сцену на набережной; - сделать освещение на Комсомольской площади, в части набережной – можно добавить фонари; - организовать зону для чтения; - столы, скамейки, стеллажи, навесы, беседки; - мультимедийное табло (1 или 2), во время больших мероприятий не всем видно, что происходит на сценах; - провести электропитание, установить розетки, организовать поближе к сцене крытую зону для звукарей (мини-будка); - организовать площадку для детей дошкольного возраста; - оборудованная зона для проведения мастер-классов от школы искусств |
Образование
|
- Комсомольская площадь
удобна и функциональна, активно используется, набережная по сравнению с
парком требует изменений, дополнений;
- всевозможные выставки, мастер-классы вдоль набережной и на Комсомольской площади; - выступления по вокалу, танцам, репетиции от центра детского творчества; - организация мероприятий на свежем воздухе для детей школ и лагерей; - детские игровые площадки, хорошая доступная среда для всех возрастов |
- плохое освещение;
- территория парка мало приспособлена для школьников |
- увеличить площадь
зеркала водоема, расширить русло;
- продолжить и благоустроить набережную до горнолыжной базы, до «Самовара», если набережная продолжится – необходимо установить мост на другой берег; - организовать пространство для молодоженов, которые часто устраивают фотосессии на набережной, возле моста, закрепляют на перилах замочки; - организовать зону для настольных игр; - установить игровые площадки для детей старшего возраста (лабиринты, квесты) ; - организовать небольшие фудкорты с едой и напитками хотя бы на летний период; - установить стенды с фотографиями (фотоколлаж) про историю развития родного города |
Целью опроса жителей и гостей города было узнавание значимости территории. Задавались различные вопросы на темы их свободного времени, любимых мест, культурных мероприятий.
Выяснилось, что свободное время люди чаще всего посвящают прогулкам по городу и в парках. А это значит, что общественные зоны, подобные набережной реки Нурминка, особо актуальны для жителей (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос: «Опишите, как вы обычно проводите время на набережной реки Нурминка?»
Источник: результаты опроса команды, работавшей над проектом.
В вопросе о любимых культурных событиях и событиях, которые они запомнили больше всего, люди выбирали большое количество событий, имеющих отношение к набережной реки Нурминки.
По вопросу о событиях, мероприятиях, которые жители бы хотели видеть на данной территории, видно, что большинство жителей действительно хотят развития данной территории и готовы предложить различные мероприятия, которые улучшили бы время, проводимое на данной территории (рис. 2).
Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос: «Как вы хотели бы проводить время на набережной Нурминки?»
Источник: результаты опроса команды, работавшей над проектом.
Большинство посетителей набережной заинтересованы в семейном отдыхе и насыщенной культурной программе (рис. 3).
Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос:
«Что для вас является важным при принятии решения посетить городское событие?»
Источник: результаты опроса команды, работавшей над проектом.
Опрос населения дал понять, что в основном необходимо гражданам. Самые популярные ответы были выделены и учтены в формировании проекта благоустройства.
Архитектурно-планировочное решение территории
Идея развития территории
Река Нурминка – это главная ценность г. Кукмора. Пересекая его с севера на юг, с запада на восток, Нурминка объединяет город, становясь его «живым» сердцем. Она формирует связи между общественными пространствами, создавая единый пешеходно-туристический каркас, соединяющий точки активности с набережной реки и направляя пешехода к Куморской горе, горнолыжному склону и городскому центру (рис. 4).
Создание так называемой «Живой реки», которая является центральным природным элементом в городе, входит в единый экологический природный каркас, сохраняя историческую память места и определяя будущее развитие района. «Живая река» – это территория уникального ландшафта, новое рекреационное пространство, природная инфраструктура, с которой будет связана судьба каждого жителя Кукмора.
Рисунок 4. Фотофиксация участка проектирования (исходная ситуация)
Источник: материалы проектного бюро «Архдесант».
На основе запросов и пожеланий горожан были сформулированы основные принципы развития территории:
1. Больше движения – создание различных площадок для активного досуга. Они включают в себя спортивные, детские и игровые площадки для взаимодействия жителей разных возрастов и физической активности.
2. Больше культуры – активация выявленных зон культурного досуга, создание для них площадок и мероприятий в зависимости от сценария использования территории в будни и выходные, зимой и летом (рис. 5, 6).
3. Больше природы – учет местных особенностей биоразнообразия, существующего рельефа и использование экологичных подходов в работе с набережной реки.
Рисунок 5. Сценарии использования набережной р. Нурминка в летнее время
Источник: разработка архитектурного бюро «Архдесант».
Концепция развития территории
В основе концепции реконструкции прибрежной зоны реки лежит симбиоз трех полноценных составляющих города – пространства для спорта, пространства для культуры и пространства для отдыха.
Пространство «Спорт»
В функциональной зоне «Спорт» сконцентрированы все пространства для занятия спортом: спортивный стадион, площадка для тренировок, воркаут, уличные тренажеры, скейтпарк, футбольный стадион, настольный теннис, лыжная база. Площадками активно пользуются школьники для занятий на открытом воздухе. Молодые ребята из сообщества «Миром парк» развивают в Кукморе культуру экстремальных видов спорта.
Пространство «Культура»
Набережная реки – это пространство культуры, место, где проводятся все городские мероприятия, праздники концерты. Центрами зоны «Культура» станут площадка на Комсомольской площади с действующей сценой и возможностью проведения массовых мероприятий и сезонных ярмарок и фестивальная площадка для цикличных мероприятий, задействующих все участки набережной (формат open air).
Рекреационное развитие побережья определяется как основной фактор трансформации природных ландшафтов. Для придания берегу правильной формы, укрепления, предохранения от размыва, для увеличения городского пространства в прибрежной зоне строятся набережные [12] (Kokranova, Litvinov, 2016).
Пространство «Отдых»
Пространство «Отдых» – это площадки для отдыха у воды, пешеходные дорожки и связи для спокойных прогулок. Важными элементами этой зоны стали спуски к воде разных типов, образовательные площадки у воды, пляж и беседки для семейных посиделок. Дополнят пространства отсылки к достопримечательностям – Шуховский лес, «Самовар». По запросам горожан появятся детская площадка и пляж.
Рисунок 6. Сценарии использования набережной р. Нурминка в зимнее время
Источник: разработка архитектурного бюро «Архдесант».
Архитектурно-планировочное решение территории
Территория представляет собой пешеходный маршрут, связывающий территорию с центральной частью Кукмора. Принципы формирования маршрута заключается в создании удобного и разнообразного прогулочного пути. Линия движения насыщается локальными карманами с доступом к реке Нурминка и возможностью отдыха на террасах у воды. Это могут быть террасы на набережной без доступа к воде в виде зон для общения, навеса или бара; террасы с выходом на воду в виде зон для уединения и мероприятий, смотровых площадок; спуски на набережную к площадкам, воде или выходу к основному пути, а также различные переходы через реку в виде мостиков. Основной пешеходный маршрут включает в себя следующие объекты: входная зона, пешеходный мост, детская площадка, фестивальная площадка, пляж, смотровые площадки.
Важная задача планируемой к реконструкции набережной на этапе функционирования отводится созданию площадок для времяпрепровождения городских сообществ (рис. 7).
Рисунок 7. Схема прогнозируемых зон городских сообществ
Источник: разработка архитектурного бюро «Архдесант».
Экономические показатели проекта
Показатели социально-экономической эффективности проекта рассчитаны по методике Минстроя России. В таблице 3 представлены технико-экономические показатели проекта благоустройства набережной.
Таблица 3
Технико-экономические показатели проекта
Наименование площадок
|
Количество
|
Общие данные
|
|
Общая площадь территории, кв. м
|
77112
|
Длина проектируемой набережной, м
|
1170
|
Площадь покрытий
|
|
Площадь деревянного настила, кв. м
|
2967,8
|
Площадь мощения, кв. м
|
1676,7
|
Площадь песка, кв. м
|
2853
|
Площадь гравийной отсыпки, кв. м
|
540
|
Площадь озеленения, кв. м
|
69074,5
|
Площади зон
| |
Площадь пляжа, кв. м
|
2293
|
Площадь обзорной площадки, кв. м
|
3088
|
Площадь зоны барбекю, кв. м
|
2300
|
Площадь событийной площадки, кв. м
|
380
|
Площадь водной детской площадки, кв. м
|
286
|
Площадь спортивной площадки, кв. м
|
560
|
Площадь цветущего сада, кв. м
|
705
|
Площадь площади со стеллой, кв. м
|
207
|
Площадь зоны с лежаками, кв. м
|
1394
|
Площадь площадки с арт-объектами «Шуховский лес»,
кв. м
|
633
|
Площадь пирсов, спусков к воде, кв.м
|
205
|
Расходной частью проекта благоустройства являются эксплуатационные расходы муниципального бюджета на содержание общественного пространства (табл. 4).
Таблица 4
Укрупненный расчет ежегодных эксплуатационных расходов на содержание общественного пространства
№
|
Статьи расходов
|
Летнее содержание, руб.
|
Зимнее содержание, руб.
|
Сумма в год, руб.
|
1.
|
Уборка территории
|
437 500
|
812 500
|
1 250 000
|
2.
|
Уход за зелеными насаждениями
|
300 000
|
|
300 000
|
3.
|
Освещение
|
113 400
|
226 800
|
340 200
|
4.
|
Видеонаблюдение
|
-
|
-
|
28 000
|
5.
|
Текущий ремонт
|
254 400
|
-
|
254 400
|
6.
|
Расходы на проведение мероприятий
|
225 000
|
225 000
|
450 000
|
|
ВСЕГО
|
|
|
2 622 600
|
Вдоль границ территории и пешеходной доступности от набережной расположена малоэтажная жилая недвижимость, в которой проживают 3456 человек. Также расположены несколько административных и социальных объектов (рис. 8).
В 5-минутной доступности расположены администрация города и все объекты делового обслуживания. В зоне доступности территории нет других общественных пространств, поэтому территория может стать важной точкой притяжения.
Таким образом, проектируемая территория может стать ключевым общественным пространством большой жилой зоны, полный охват пешей доступности которой составляет 4850 человек, то есть 27% горожан.
Рисунок 8. Охват объектов в зоне влияния проекта благоустройства при расчете прогноза роста капитализации земельных участков и объектов недвижимости
Источник: составлено авторами.
Благоустройство 3-й очереди набережной р. Нурминка имеет ключевое значение для создания завершенного образа городского ядра, которое обеспечит создание новой социально-экономической экосистемы:
- для жителей города и Республики Татарстан;
- для местного бизнес-сообщества (зависящего как от пешеходного потока, так и от внутреннего туризма);
- для некоммерческого сектора.
Проект благоустройства 3-й очереди набережной р. Нурминка предусматривает создание нового объекта коммерческой недвижимости площадью 522 кв. м, в котором разместится просторное кафе на 2 этажах для разных категорий посетителей. Общая сумма инвестиций составляет 17 млн рублей, из которых 15 млн рублей – это стоимость строительства, а 2 млн рублей – стоимость оснащения и технологического оборудования. Прогнозируемая кадастровая стоимость объекта недвижимости – 16,924 млн руб. Наличие торговых павильонов на набережной р. Нурминка создаст условия для мелкой торговли экологически чистой продукцией местных производителей в противовес монополии со стороны крупных торговых сетей. Благодаря увеличению пешеходной активности востребованность в рабочих местах подтвердили еще две компании и сектора торговли – «Кукморский районный потребительский кооператив» (2 рабочих места) и ООО «МАГНАТ» (3 рабочих места). Торговые точки этих организаций находятся вне зоны пешей доступности, однако влияние проекта благоустройства набережной р. Нурминка демонстрирует расширение привычных границ влияния подобных центров притяжения.
2 рабочих места появятся в компании «Чистый город», планирующей взять на себя обязательства по эксплуатации набережной р. Нурминка (рис. 9).
Рисунок 9. Развитие сферы услуг и предпринимательства
Источник: разработка архитектурного бюро «Архдесант».
Таким образом, среднесписочная численность работников города увеличится на 27 человек (не включая 6 сезонных рабочих места и 2 рабочих места на отдалении в городе), что составляет примерно 0,3% от городского населения в трудоспособном возрасте (всего в городе 9098 человек в трудоспособном возрасте).
Положительный эффект и в пополнении бюджетов всех уровней:
• в региональный бюджет – 2 732 764,94 руб.;
• в муниципальный бюджет – 1 793 879,32 руб.
Реализация проекта повысит эффективность туристической отрасли г. Кукмора. Такие центры промышленного туризма, как Кукморский валяльно-войлочный комбинат, Кукморский завод металлопосуды и Кукморская швейная фабрика, смогут обогатить своих туристов новыми городскими маршрутами. В свою очередь, городские маршруты увеличат количество туристов. Увеличится туристический поток, что даст возможность реализовывать новые инвестиционные проекты.
Таблица 5
Расчет единоразовых и регулярных (ежегодных) налоговых и неналоговых доходов от реализации проектных решений и дальнейшей эксплуатации территории
№
|
Наименование налоговых поступлений
|
Значение
| |
1.
|
Прогноз роста поступлений по налогу на
имущество от роста ставок продажи и сдачи в аренду объектов жилого и
коммерческого назначения, расположенных в зоне пешей доступности от
мероприятий благоустройства территорий, рублей
|
1 520 921,61
| |
2.
|
Прогноз роста поступлений по налогу на
землю от роста капитализации земельных участков, рублей
|
136 489,41
| |
3.
|
Прогноз роста поступлений по НДФЛ от
создания мест приложения труда на территории благоустройства, рублей
|
854 945,52
| |
4.
|
Прогноз роста поступлений по налогу на
прибыль
|
| |
4.1.
|
Рост поступлений по налогу на прибыль от
увеличения ставок сдачи в аренду объектов жилого и коммерческого назначения,
расположенных в зоне пешей доступности от мероприятий благоустройства
территорий, рублей
|
41 172,12
| |
4.2.
|
Рост поступлений по налогу на прибыль от
увеличения ставок продажи объектов жилого и коммерческого назначения,
расположенных в зоне пешей доступности от мероприятий благоустройства
территорий, рублей
|
0
| |
4.3
|
Рост поступлений по налогу на прибыль от
созданных мест приложения труда на территории благоустройства, рублей
|
1 535 241,60
| |
5.
|
Прогноз величины доходов от сдачи
объектов государственной собственности в аренду, рублей
|
0
| |
5.1
|
Рост поступлений налога на добавленную
стоимость, рублей
|
0
| |
6
|
Прогноз поступлений по налогу на прибыль
от проведения мероприятий, событий, активностей, рублей
|
437 874,00
| |
Всего, налоговых поступлений
|
4 526 644,26
|
По позиции 4.2 «Рост поступлений по налогу на прибыль от увеличения ставок продажи...» значение составляет 0 по следующим причинам:
1) отсутствуют сделки по купле-продаже объектов коммерческой недвижимости;
2) по объектам жилой недвижимости налог от дохода с продажи не образуется из-за того, что продавцы владеют объектами более 3 лет (а вступившим в права собственности с 2019 г. – более 5 лет).
По позициям 5, 6 «Прогноз величины доходов от сдачи объектов государственной собственности в аренду» значение составляет 0, так как государственная собственность (коммерческие объекты) на данной территории в аренду не сдаются. А государственный жилой фонд, сдаваемый в найм, имеет долгосрочные договоры найма с фиксированной арендной платой. НДС по найму жилых помещений не начисляется (пп. 10 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Основные прогнозные экономические показатели проекта представлены в таблице 6.
Таблица 6
Основные прогнозные экономические показатели проекта
№
|
Основные экономические
показатели
|
Сумма, руб.
|
1.
|
Источники финансирования
реализации проекта, рублей:
|
89 493 625
|
1.1.
|
Средства гранта,
рублей
|
45 000 000
|
1.2.
|
Региональный бюджет,
рублей
|
27 493 625
|
1.3.
|
Внебюджетные средства,
рублей
|
17 000 000
|
2.
|
Эксплуатационные расходы (в
год) на содержание благоустроенных территорий
|
2 622 600,00
|
3.
|
Площадь территорий,
благоустраиваемых в рамках проекта, кв. м
|
77 112
|
4.
|
Доходы бюджета (в
год) от эксплуатации благоустраиваемой территории, всего*, рублей:
регионального муниципального |
4 526 644,26 2 732 764,94 1 793 879,32 |
5.
|
Рост
посещаемости территории, благоустроенной в рамках проекта (пешеходный
трафик, человек в год)
|
с 890 до 7118
(с 5% до 40%)
|
6.
|
Количество
созданных рабочих мест
|
27
|
Запуск проекта обеспечит положительное сальдо между доходами и расходами муниципального бюджета (табл. 7).
Прогнозируемый рост кадастровой стоимости земельных участков нами определен от 1% для участков под административными объектами недвижимости до 7% для участков под производственными зданиями.
Прогнозируемый рост кадастровой стоимости объектов недвижимости нами определен от 5% для жилых объектов недвижимости до 7% для коммерческих объектов недвижимости.
Таблица 7
Расчет сальдо между эксплуатационными расходами на содержание проектируемой территории и налоговыми поступлениями от ее эксплуатации
№ п.п.
|
Наименование показателя
|
Значение, руб./год
| |
1
|
Эксплуатационные расходы на содержание
благоустроенных территорий
|
2 622 600,00
| |
2
|
Доходы бюджета от эксплуатации
проектируемой территории, в т.ч:
|
4 549 519,70
| |
2.1
|
Рост поступлений по налогу на имущество
|
1 520 921,61
| |
2.2
|
Рост поступлений по налогу на землю
|
136 489,41
| |
2.3
|
Рост поступлений по НДФЛ
|
854 945,52
| |
2.4
|
Рост поступлений по налогу на прибыль от
увеличения ставок сдачи в аренду объектов недвижимости
|
41 172,12
| |
2.5
|
Рост поступлений по налогу на прибыль от
созданных мест приложения труда
|
1 535 241,60
| |
2.6
|
Прогноз величины доходов от сдачи
объектов государственной собственности в аренду
|
0,00
| |
2.7
|
Прогноз величины налоговых поступлений
от проведения мероприятий, событий, активностей
|
437 874,00
| |
3
|
Сальдо между эксплуатационными расходами
на содержание проектируемой территории и доходами от ее эксплуатации
|
1 904 044,26
|
Изучая мировой опыт развития общественных пространств, мы определили, что важной схемой их развития является система общественных пространств. В г. Кукморе проект благоустройства набережной р. Нурминка – это уже третья очередь благоустройства набережной, которая позволит вывести городскую среду центральной части города на высочайший уровень, даже в сравнении с крупными городами. На протяжении последних пяти лет центральная часть г. Кукмора кардинально преобразилась, что позитивно отразилось на привлекательности всего Кукморского муниципального района как места проживания.
В качестве подтверждения данной тенденции мы проанализировали два критерия – объемы жилищного строительства и численность населения.
Выяснилось, что показатели жилищного строительства в г. Кукморе отличаются стабильностью и более высокими удельными показателями, чем в схожих по численности районах Республики Татарстан (табл. 8).
Таблица 8
Показатели жилищного строительства, кв. м на человека
Район Республики Татарстан, численность
населения
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Кукморский район
(51 тыс. чел.)
|
0,54
|
0,58
|
0,62
|
0,63
|
0,62
|
0,54
|
0,49
|
0,50
|
Азнакаевский
район
(61 тыс. чел.)
|
0,35
|
0,31
|
0,38
|
0,40
|
0,43
|
0,40
|
0,27
|
0,36
|
Буинский район
(42,3 тыс. чел.) |
0,50
|
0,56
|
0,42
|
0,43
|
0,34
|
0,30
|
0,35
|
0,35
|
Заинский район
(54,4 тыс. чел.)
|
0,35
|
0,36
|
0,35
|
0,36
|
0,36
|
0,38
|
0,31
|
0,31
|
Мамадышский район
(42 тыс. чел.)
|
0,58
|
0,51
|
0,57
|
0,57
|
0,40
|
0,35
|
0,38
|
0,38
|
Динамика численности населения в период с 2011 по 2018 год в Кукморском районе демонстрирует лишь небольшое снижение на уровне 1,5%. В то время как другие районы демонстрируют падение на 5–7% (табл. 9).
Таблица 9
Численность населения муниципальном образовании
Район Республики Татарстан, численность
населения
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
2016
|
2017
|
2018
|
Кукморский район
(51 тыс. чел.)
|
51644
|
51575
|
51468
|
51349
|
51319
|
51114
|
50893
|
50852
|
Азнакаевский
район
(61 тыс. чел.)
|
63835
|
63548
|
63544
|
63271
|
62994
|
62602
|
62024
|
61069
|
Буинский район
(42,3 тыс. чел.) |
45106
|
44888
|
44596
|
44267
|
43976
|
43537
|
43067
|
42341
|
Заинский район
(54,4 тыс. чел.)
|
57729
|
57345
|
56962
|
56614
|
56164
|
55708
|
55133
|
54377
|
Мамадышский район
(42 тыс. чел.)
|
44417
|
44400
|
44198
|
43802
|
43458
|
43025
|
42550
|
42021
|
Безусловно, мы понимаем, что не только комфортная городская среда является условием для принятия решения о месте проживания, но и эффективное управление городом, позволяющее создавать высокооплачиваемые рабочие места.
Социально-экологические эффекты
Данный проект благоустройства набережной р. Нурминка – это проект, который является третьей очередью реконструкции, продолжением благоустройства набережной. Он пешей дорожкой свяжет две части города, отделяемые железнодорожным мостом. Благодаря этому возрастут масштабы качественной городской среды и можно будет говорить об экологических элементах джентрификации. Реализация проекта будет способствовать повышению качества жизни жителей, формированию новых социальных связей, вовлечению жителей в развитие населенного пункта:
- сокращение протяженности автомобильных дорог (в том смысле, что граждане будут больше ходить пешком) и других видов транспортных связей, благодаря чему будет обеспечено снижение уровня звукового загрязнения;
- экономия затрат свободного времени населения;
- повысится доля жителей, получивших возможность проведения досуга.
Реализация проекта будет способствовать улучшению социального самочувствия / повышению социального оптимизма жителей:
- проявятся эффекты, вызванные оздоровлением населения за счет озеленения территорий;
- набережная предоставит условия для расширения возможностей эмоциональной и социальной жизни человека!
Важный блок в развитии города и пространств – культурные и социальные мероприятия для населения. Организация взаимодействия с общественным сектором будет осуществляться при поддержке АНО «Ресурсный центр социально ориентированных некоммерческих организаций «Вектор». Сотрудники ресурсного центра примут участие в организации тренингов, встреч, мастер-классов с коллегами по некоммерческому сектору, представителями бизнеса и государственных структур. Появятся возможности реализовать образовательные, общегородские социально значимые программы для населения.
ОБСУЖДЕНИЕ
Изучение инфраструктуры примыкающих микрорайонов и пешеходного движения позволяет дать оценку перспектив развития парковых территорий в качестве общественных пространств для проявления жизнедеятельности горожан на открытом воздухе. Посещаемость парка, потребности жителей, ожидания потребителей парковой среды – особая часть профессиональных знаний, необходимых для планирования сложных по структуре парковых массивов для создания возможностей раскрытия потенциала крупных зеленых территорий [26] (Frolova, Batarin, 2015).
При этом в последовательности действий по развитию общественных пространств разумно предусмотреть развитую систему туристических указателей, информационных табличек на домах со сведениями о самом здании, архитекторе, владельцах, знаменитых обитателях и т.п. [28] (Yaveyn, Yaveyn, Grigorev, Likhacheva, 2013).
Кроме примененной нами методики Минстроя России при оценке социально-экономической эффективности мероприятий по благоустройству территорий можно воспользоваться методикой «Научно-исследовательского и проектного института Градостроительного планирования города Москвы». По нашим оценкам, она примерно на 70% совпадает с методикой Минстроя России, но обладает и некоторыми уникальными моментами. К примеру, проекты по благоустройству рассматриваются в рамках схемы эффективного градостроительного развития территории (рис. 10).
Рисунок 10. Ключевые условия эффективного градостроительного развития территории Источник: научно-исследовательский и проектный институт Градостроительного планирования города Москвы.
Общие принципы оценки эффективности проектов благоустройства остаются теми же: это позитивное влияние на экономическую активность субъектов хозяйствования и создание условий для появления новых предпринимательских структур (рис. 11).
Рисунок 11. Номенклатура доходов частных инвесторов от реализации и
эксплуатации объектов недвижимости Источник: научно-исследовательский и проектный институт Градостроительного планирования города Москвы.
Развитие городов, пространственные и социальные трансформации характеризуются неравномерной динамикой градостроительства, в результате чего отдельные части городских территорий оказываются более деградированы [30] (Beqaj, 2016). Отсутствие мониторинга влияния общественных пространств на развитие города предопределяет задачу на новое исследование – как трансформация общественных городских пространств влияет на эффективность управления городским ростом.
Для достижения наибольших результатов при оценке эффективности от благоустройства общественных пространств необходимо использовать концепцию «Умный город», способную сделать управление городом более рациональным с помощью смарт-технологий, камер и датчиков [24] (Sidorova, Sorokina, 2018).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Набережная реки Нурминка – это ключевой проект развития города г. Кукмора. В процессе архитектурного проектирования сформулированы не просто решения для благоустройства набережной, но и основные задачи для развития города. Они направлены на выявление идентичности территории и улучшение качества городской среды:
- создание комфортной среды для отдыха горожан и туристов;
- активация продолжения территорий набережной реки Нурминка и включение ее в городскую ткань;
- создание развитой системы пешеходных пространств, обеспечение доступности территории, устройство мостов и спусков к реке;
- создание зон для развития малого и среднего бизнеса, зон обслуживания посетителей парка;
- формирование бренда территории, фирменного стиля с возможностью дальнейшего применения, внедрения и популяризации;
- создание проекта совместно с активистами и жителями города, культурное программирование среды.
Источники:
2. Бенуж А.А., Мочалов И.В., Мочалова Т.С. Как измерить экономические выгоды от общественных пространств и парков // Недвижимость: экономика, управление. 2019. № 1. С. 62-72.
3. Буштец Д.В., Забрускова М.Ю. Реновация бывших промышленных территорий и объектов срединной зоны в общественные пространства // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. № 2 (44). С. 47-55.
4. Вагнер Е.А. Комплексный потенциал и оценка эффективности функционирования архитектурной среды общественных пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки // Урбанистика. 2017. № 1. С. 35-50. – doi: 10.7256/2310-8673.2017.1.22465
5. Гагнидзе Т.В. Экстрим-парк "по-пермски": реновация общественных пространств // Города и местные сообщества. 2016. Т. 1. С. 49-59.
6. Гайкова Л.В. Потребительское зонирование при формировании городских общественных пространств // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2013. № 4. С. 33-38.
7. Дрибос Я.Д., Енин А.Е. Открытые общественные пространства города // Архитектурные исследования. 2018. № 1 (13). С. 64-72.
8. Кадыров Т.Э. Общественные пространства: проблемы управления // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2014. № 3 (23). С. 43-48.
9. Кадыров Т.Э. Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2014. № 4 (30). С. 115-120
10. Кадыров Т.Э. Проблемы формирования общественных пространств в структуре городских агломераций (на примере казанской агломерации) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2019. № 1 (47). С. 101-108.
11. Козлова Л.В. Опыт Германии в трансформации общественных пространств микрорайонов 1960-80-х гг // Architecture and Modern Information Technologies. 2017. № 2 (39). С. 255-267.
12. Кокранова О.В., Литвинов Д.В. Анализ исторического развития набережной как оптимальной архитектурно-планировочной среды для всех видов и форм рекреации // Градостроительство и архитектура. – 2016. – № 3 (24). – С. 67-73. – doi: 10.17673/Vestnik.2016.03.11
13. Краснобаев И.В., Федорович А.В. Современные тенденции гуманизации общественных пространств городов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. – 2016. – № 4 (38). – С. 167-176.
14. Кремлёва Д., Григорьева Е. Томские набережные // Проект Байкал. – 2016. – Т. 13. – № 50. – С. 112-117
15. Кульков А.А., Рахимова Л.З. Развитие общественных пространств г. Казани как фактор повышения привлекательности жилищного фонда города // Жилищные стратегии. – 2019. – Том 6. – № 4. – С. 417-448. – doi: 10.18334/zhs.6.4.41503
16. Латыпова М.С. Методы исследования открытых общественных пространств (на примере метрополии Барселоны) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 1 (31). С. 66-74.
17. Латыпова М.С. Стандарты проектирования частных общественных пространств (на примере Нью-Йорка) // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2015. № 4 (34). С. 135-142.
18. Ляпцев Н.Н., Наумова С.В. Городские общественные пространства: эволюция проблематики (современный проектный контекст) // Архитектон: известия вузов. 2018. № 3 (63). С. 16.
19. Махрова А.Г., Татаринцева А.А. (2006) Развитие процессов джентрификации и реконструкция городской среды центра Москвы в постсоветский период // Региональные исследования. № 3. С. 28-42.
20. Меерович М.Г., Малько А.В., Козлова Л.В., Гладкова Е.А. Реновация панельной застройки 1960-1980-х гг. в Германии // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2017. Т. 7. № 1 (20). С. 111-119.
21. Моор В.К., Ерышева Е.А. Современные тенденции и опыт создания эффективной системы общественных пространств города // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2015. № 3 (24). С. 42-53.
22. Ращенко А.В., Перькова М.В. Проблема развития общественных пространств в малых городах // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2015. № 1. С. 61-64.
23. Резидори М., Солодилов М.В. Будущее общественных пространств моногорода на примере проекта итальянского парка в Тольятти // Градостроительство и архитектура. 2017. Т. 7. № 1 (26). С. 112-118. – doi: 10.17673/Vestnik.2017.01.20
24. Сидорова В.В., Сорокина Н.А. Биопозитивные технологии, как основа развития устойчивой городской среды // Строительство и техногенная безопасность. 2018. № 10 (62). С. 27-40
25. Улинич Н.А. Многофункциональная архитектура в контексте сельских общественных пространств // Architecture and Modern Information Technologies. 2018. № 1 (42). С. 150-162
26. Фролова В.А., Батарин А.А. Особенности использования крупных зеленых территорий внутри мегаполиса (на примере измайловского парка г. Москвы) // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2015. Т. 19. № 5. С. 42-50.
27. Шляховая, А.А., Дохов, Р.А. Дворулица: перезапуск периферии постсоциалистического города // Городские исследования и практики. – 2019. – №3(1). – С. 40-62. – https://doi.org/10.17323/usp31201840-62
28. Явейн Н.И., Явейн О.И., Григорьев И.Е., Лихачева Л.Н. Формирование новых общественных пространств как стимул к развитию центральных кварталов Санкт-Петербурга // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2013. № 31-1 (50). С. 212-217.
29. Abdelhamid M.M., Elfakharany M.M. Improving urban park usability in developing countries: Case study of Al-Shalalat Park in Alexandria // Alexandria Eng. J. 2020. Т. 59. № 1. С. 311–321. – https://doi.org/10.1016/j.aej.2019.12.042
30. Beqaj B. Public Space, public interest and Challenges of Urban Transformation // IFAC-PapersOnLine. 2016. Т. 49. № 29. С. 320–324. – https://doi.org/10.1016/j.ifacol.2016.11.087
31. Bindu C.A., Mohamed A.R. Water Bodies as a Catalyst to Growth and Development- The Case of Kodungallur Town, Kerala // Procedia Technol. 2016. Т. 24. С. 1790–1800. – https://doi.org/10.1016/j.protcy.2016.05.222
32. Bonenberg W. Public Space in the Residential Areas: The Method of Social-spatial Analysis // Procedia Manuf. 2015. Т. 3. С. 1720–1727. – https://doi.org/10.1016/j.promfg.2015.07.493
33. Do, D. T., Cheng, Y., Shojai, A., & Chen, Y. Public park behaviour in Da Nang: An investigation into how open space is used // Front. Archit. Res. 2019. Т. 8. № 4. С. 454–470. – https://doi.org/10.1016/j.foar.2019.05.006
34. Douglas J.A., Archer R.S., Alexander S.E. Ecological determinants of respiratory health: Examining associations between asthma emergency department visits, diesel particulate matter, and public parks and open space in Los Angeles, California // Prev. Med. Reports. 2019. Т. 14. – https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2019.100855
35. Firouzmakan S., Daneshpour S.A. Promotion Quality of Life by Increasing Place Attachment in Public Places // Procedia - Soc. Behav. Sci. 2015. Т. 201. С. 418–428. – https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.197
36. Gupta N., Mathew A., Khandelwal S. Analysis of cooling effect of water bodies on land surface temperature in nearby region: A case study of Ahmedabad and Chandigarh cities in India // Egypt. J. Remote Sens. Sp. Sci. 2019. Т. 22. № 1. С. 81–93. – https://doi.org/10.1016/j.ejrs.2018.03.007
37. Hathway E.A., Sharples S. The interaction of rivers and urban form in mitigating the Urban Heat Island effect: A UK case study // Build. Environ. 2012. Т. 58. С. 14–22. – https://doi.org/10.1016/j.buildenv.2012.06.013
38. Mandeli K. Public space and the challenge of urban transformation in cities of emerging economies: Jeddah case study // Cities. 2019. Т. 95. – https://doi.org/10.1016/j.cities.2019.102409
39. Navastara A.M., Pradinie K., Martha K.D.E. Ambiguous Public Space Towards Social Sustainability in Madurese Urban Kampong // Procedia - Soc. Behav. Sci. 2016. Т. 227. С. 507–514. – https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.06.108
40. Pradinie K., Navastara A.M., Martha K.D.E. Who’s Own the Public Space?: The Adaptation of Limited Space in Arabic Kampong // Procedia - Soc. Behav. Sci. 2016. Т. 227. С. 693–698. – https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2016.06.134
41. Ramlee, M., Omar, D., Yunus, R. M., & Samadi, Z. Revitalization of Urban Public Spaces: An Overview // Procedia - Soc. Behav. Sci. 2015. Т. 201. С. 360–367. – https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.187
42. Syafii, N. I., Ichinose, M., Wong, N. H., Kumakura, E., Jusuf, S. K., & Chigusa, K. Experimental Study on the Influence of Urban Water Body on Thermal Environment at Outdoor Scale Model // Procedia Engineering. : Elsevier Ltd, 2016. С. 191–198. – https://doi.org/10.1016/j.proeng.2016.10.023
43. Szarata, A., Nosal, K., Duda-Wiertel, U., & Franek, L. The impact of the car restrictions implemented in the city centre on the public space quality // Transportation Research Procedia. : Elsevier B.V., 2017. С. 752–759. – https://doi.org/10.1016/j.trpro.2017.12.018
44. Tsoka S. Investigating the Relationship Between Urban Spaces Morphology and Local Microclimate: A Study for Thessaloniki // Procedia Environ. Sci. 2017. Т. 38. С. 674–681. – https://doi.org/10.1016/j.proenv.2017.03.148
45. Yeganeh M., Kamalizadeh M. Territorial behaviors and integration between buildings and city in urban public spaces of Iran׳s metropolises // Front. Archit. Res. 2018. Т. 7. № 4. С. 588–599. – https://doi.org/10.1016/j.foar.2018.06.004
46. Zhang W., Shan S. The theme park industry in China: A research review // Cogent Soc. Sci. 2016. Т. 2. № 1. – https://doi.org/10.1080/23311886.2016.1210718
Страница обновлена: 18.11.2024 в 18:07:50