Analysis of textbooks in economics for students of general educational institutions
Sheptalina A.V.1, Tolmachev O.M.1
1 Московский государственный областной университет, Russia
Download PDF | Downloads: 29
Journal paper
Economics and society: contemporary models of development (РИНЦ)
опубликовать статью
Volume 10, Number 4 (October-December 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=45713590
Abstract:
The article presents a detailed analysis of textbooks on economics of the basic and advanced levels for students in general educational institutions. An assessment is given from the point of view of a practice-oriented orientation of training. The purpose of the article is to identify the advantages and disadvantages of the available economic study aids for educational institutions.
Methodology. This research was prepared on the basis of a systemic and structural approach to the study of socio-economic phenomena, such as an increase in the efficiency of the activities of general educational institutions.
Results. Various textbooks at the level of basic general and secondary education are considered.
Conclusions. In the Russian context, a more complete implementation of a practice-oriented approach in the process of teaching economics at school is needed as a priority and as soon as possible, which would ensure both an increase in students' interest in the discipline, and a better assimilation of the acquired knowledge, a better understanding of economics, and the formation of correct economic thinking.
Keywords: school education in economics, teaching aids, economics, textbooks
Введение
Одним из ключевых направлений перспективной образовательной политики как на макро-, мезо-, так и на микроуровне выступает цифровизация (диджитализация) систем управления университетами, а также обеспечение высококачественными учебными пособиями для учащихся общеобразовательных организаций [6, 7] (Dudin, Kononova, 2020).
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования предполагает изучение экономики в трех вариантах: как самостоятельная дисциплина «Экономика» может изучаться на базовом уровне и профильном уровне, также возможен вариант изучения экономики не отдельно, а в рамках обществознания [4].
В федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования, входят несколько учебников, которые могут быть использованы в процессе изучения экономики. Далее следует анализ рекомендуемых учебных пособий по экономике.
Результаты исследования
Таблица 1 содержит информацию об учебных пособиях, рекомендованных к использованию при изучении экономики на базовом уровне в процессе получения среднего общего образования.
Таблица 1
Учебные пособия, рекомендованные к использованию при изучении экономики на базовом уровне в процессе получения среднего общего образования
Наименование
|
Издатель
|
Автор/авторский коллектив
|
Класс
|
Экономика (базовый уровень)
|
Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
|
Автономов В.С.
|
10–11
|
Экономика
|
ООО «Интеллект-Центр»
|
Грязнова А.Г., Думная Н.Н.,
Карамова О.В., Пивоварова М.А., Касьянова А.К., Колодняя Г.В., Юданов А.Ю.,
Успенский В.А., Муравьева А.В., Тарасенко С.В., Будович Ю.И., Медведева М.Б.,
Кулакова Т.Ю. / Под ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н.
|
10–11
|
Экономика (базовый уровень)
|
Издательство «ВИТА-ПРЕСС»
|
Киреев А.
|
10–11
|
Экономика (базовый уровень)
|
ООО «Издательский центр
ВЕНТАНА-ГРАФ»
|
Королёва Г.Э., Бурмистрова Т.В.
|
10–11
|
Экономика (базовый и углублённый
уровень)
|
ООО «ДРОФА»
|
Хасбулатов Р.И.
|
10–11
|
Учебные пособия базового уровня в целом значительно совпадают друг с другом в тематическом аспекте, часто схожие разделы даже идут в одинаковой последовательности. Сходство обнаруживают и общие принципы организации системы заданий, нацеленной преимущественно на проверку усвоенных учащимися знаний и побуждение их к размышлениям на те или иные темы. Достаточно типичным следует признать следующее задание, взятое из учебника под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной: «Обсудите случаи монополизма, известные вам из российской практики. Относятся ли эти случаи к естественной или к искусственной монополии? Насколько эффективна, по вашему мнению, государственная антимонопольная политика?» [5] (Gryaznova, Dumnaya, 2015).
Таблица 2 содержит информацию об учебных пособиях, рекомендованных к использованию при изучении экономики на углубленном уровне в процессе получения среднего общего образования.
Таблица 2
Учебные пособия, рекомендованные к использованию при изучении экономики на углубленном уровне в процессе получения среднего общего образования
Наименование
|
Издатель
|
Автор/авторский
коллектив
|
Класс
|
Экономика.
Основы экономической теории (углублённый уровень)
|
Издательство
«ВИТА-ПРЕСС»
|
Под редакцией
Иванова С.И., Линькова А.Я.
|
10–11
|
Экономика
(углубленный уровень)
|
Издательство
«ВИТА-ПРЕСС»
|
Киреев А.
|
10–11
|
Характерным отличием этих учебных пособий от ранее рассмотренных, помимо более глубокого изложения теоретического материала, является большее количество заданий аналитического характера. Так, например, каждый раздел учебника А. Киреева заканчивается типологическими отличными блоками заданий, которые нацелены как на проверку усвоения полученных знаний, так и на проверку способности применять их на практике в процессе самостоятельного поиска и анализа информации. Например: «Найдите последнюю версию Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» на сайте http://www.rg.ru: а) Как определяется ЛПХ в законе? б) Считается ли реализация сельскохозяйственной продукции, произведенной в ЛПХ, предпринимательской деятельностью? в) Какое имущество может использоваться для ведения ЛПХ? г) Как государство поддерживает ЛПХ?» [1] (Kireev, 2018). Таким образом, в учебных пособиях, позволяющих изучать экономику углубленно, в большей мере представлены задания аналитического характера, отчасти требующие в процессе своего выполнения решения задач практического характера (в приведенном выше примере это поиск последней редакции закона с последующим вычленением из него необходимой информации).
В таблице 3 представлены учебные пособия, рекомендованные к использованию при изучении экономики как дисциплины по выбору в процессе получения основного общего образования.
Таблица 3
Учебные пособия, рекомендованные к использованию при изучении экономики как дисциплины, по выбору в процессе получения основного общего образования
Наименование
|
Издатель
|
Автор/авторский
коллектив
|
Класс
|
Экономика:
история и современная организация хозяйственной деятельности
|
Издательство
«ВИТА-ПРЕСС»
|
Липсиц И.В.
|
7-8
|
Экономика:
основы экономической политики
|
Издательство
«ВИТА-ПРЕСС»
|
Липсиц И.В.,
Корецкий В.А., Чечевишников А.Л.
|
9
|
Основы
финансовой грамотности
|
АО «Издательство
«Просвещение»
|
Чумаченко В.В.,
Горяев А.П.
|
8-9
|
В отличие от ранее рассмотренных учебников, посвященных экономике как таковой и нацеленных на как можно более широкое изучение дисциплины, эти учебные пособия отличаются разноаспектностью. Учебник И.В. Липсица представляет собой опыт целостного описания экономики, и по своим содержательным и функциональным особенностям более всего похож на ранее рассмотренные издания. Учебное пособие «Экономика: основы экономической политики» сосредоточено на рассмотрении проблем, касающихся государственного управления экономикой и в целом взаимоотношений бизнеса и государства. Как отмечается в самом учебнике, «учебное пособие для 9 класса «Экономика: основы экономической политики» органично дополняет учебник «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для 7–8 классов и в совокупности с ним обеспечивает полную реализацию содержательных требований» [2] (Lipsits, 2017). Таким образом, указанные два учебных пособия можно рассматривать как части одного целого.
Оба учебных пособия во многих отношениях традиционны, включенные в них задания редко предполагают деятельность практического характера. Структура каждого из этих учебников выглядит схожим образом: в главах последовательно излагается теоретическая информация по теме, в конце следуют контрольные вопросы, направленные на проверку усвоения учебного материала. Например: «1. Что такое экономика? 2. Когда люди начали заниматься экономической деятельностью? 3. Что можно назвать богатством? 4. Почему племя лесных людей, о котором рассказано в романе «Пещерный лев», начало вымирать? 5. Почему жизнь Робинзона Крузо на острове была так тяжела?» [2] (Lipsits, 2017). По мере усвоения учащимся содержания учебника задания начинают усложняться, предполагая уже не столько репродуцирование усвоенных знаний, сколько опыт размышления над экономическими проблемами: «1. Если вспомнить историю России, то когда в нашей стране стало быстро расти число людей, получающих зарплату? 2. Если в стране повысятся цены на продукты питания, то как и почему изменятся в ней уровни заработной платы? 3. Каковы, на ваш взгляд, причины того, что сегодня в России машинист дорожной машины получает больше школьного учителя или врача?» [2] (Lipsits, 2017). Задания в учебнике «Экономика: основы экономической политики» в целом носят более аналитический характер, требуя от учащихся весьма активного обращения к сторонним ресурсам и критической оценки получаемой информации. Например: «Задание 2. Для оценки ситуации на рынке труда в регионах РФ экспертами РИА «Рейтинг» проведено исследование, результатом которого стал расчет индекса рынка труда (ИРТ). При расчете индекса были проанализированы 9 показателей, характеризующих положение в исследуемой сфере, включая уровень оплаты труда, безработицу, условия труда, а также емкость рынка труда. Найдите информацию и определите:
- первую пятёрку регионов в рейтинге 2015 г.;
- пять регионов, замыкающих рейтинг;
- позицию региона, в котором вы проживаете» [3].
Таким образом, в данных учебных пособиях представлены преимущественно задания теоретического и аналитического, но не практического характера.
Учебник «Основы финансовой грамотности», написанный другим коллективом авторов, не связан с ранее рассмотренными двумя изданиями и нацелен на обучение школьников финансовой грамотности. Содержание учебника заметно отличается от предыдущих тем, что явно ориентировано на практику, стремится сообщить учащимся те сведения, которые с высокой долей вероятности пригодятся каждому из них в повседневной жизни. Так, например, первая глава учебного пособия, называющаяся «Личное финансовое планирование», содержит некоторую теоретическую информацию, касающуюся, в частности, определения понятий «человеческий капитал», «активы», «пассивы» и др., однако преимущественно рассчитано на обучение вполне конкретным навыкам осуществления финансовой деятельности, что хорошо видно уже по названиям многих параграфов, напоминающих инструкции: «Как вести учет активов и пассивов»? «Как выбрать лучший вариант?». Задания, представленные в учебном пособии, также носят практико-ориентированный характер и попутно позволяют учащимся овладеть базовыми инструментами экономического анализа, среди которых можно упомянуть, например, SWOT-анализ; широко представлен в пособии метод кейсов.
Заключение
Проведенный нами анализ учебных пособий позволяет определить некоторые направления совершенствования обучения экономике учащихся образовательных организаций. В частности, мы полагаем, что весьма желательной станет более полная реализация в процессе преподавания экономики в школе практико-ориентированного подхода, который обеспечил бы как рост интереса учащихся к дисциплине, так и более качественное усвоение получаемых знаний, лучшее понимание экономики, формирование правильного экономического мышления.
References:
Dudin M.N., Kononova E.V. (2020). Tsifrovizatsiya upravleniya universitetami v Rossii i zarubezhnyh stranakh kak neobkhodimaya mera obespecheniya ikh ekonomicheskoy bezopasnosti [Digitalization of university management in Russia and foreign countries as a necessary measure to ensure their economic security]. Problemy rynochnoy ekonomiki. (3). 95-108. (in Russian). doi: 10.33051/2500-2325-2020-3-95-108 .
Dudin M.N., Kononova E.V. (2020). Upravlenie vysshim obrazovaniem v usloviyakh bolshikh vyzovov i ugroz vyzvannyh pandemiey koronavirusa Covid-19 [Management of higher education in the face of great challenges and threats, caused by the pandemic of the coronavirus Covid-19]. Problemy rynochnoy ekonomiki. (2). 133-145. (in Russian). doi: 10.33051/2500-2325-2020-2-133-145 .
Gryaznova A.G., Dumnaya N.N. (2015). Ekonomika [Economics] M.: Intellekt-Tsentr. (in Russian).
Kireev A.P. (2018). Ekonomika: 10–11 klass (uglublennyy uroven) [Economy: Grade 10-11 (advanced level)] M.: Vita-Press. (in Russian).
Lipsits I.V. (2017). Ekonomika: istoriya i sovremennaya organizatsiya khozyaystvennoy deyatelnosti, 7–8 klass [Economics: history and modern organization of economic activity, grade 7-8] M.. (in Russian).
Страница обновлена: 20.05.2025 в 09:45:54