Responding to the COVID-19 pandemic: economics and health of economically developed and developing countries
Osama Ali Maher1, Mun D.V.2, Fatma Dzhikha3
1 Лундский университет
2 РусРиск - Русское общество управления рисками, Russia
3 внештатный консультант по информационному управлению Freelance Information Management consultant
Download PDF | Downloads: 18 | Citations: 26
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 10, Number 4 (October-December 2020)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44491631
Cited: 26 by 07.12.2023
Abstract:
The Ebola outbreak that broke out in 2014 was a kind of dress rehearsal for the subsequent global COVID-19 pandemic. Even then, six years ago, Ebola identified several specific vulnerabilities in the international response to epidemiological threats. Responding to the current COVID-19 pandemic at the national level is primarily a difficult choice between public health and economic factors. For strong economies, public health is a top priority. Countries with limited resources, on the contrary, try to choose between the interests of politics, economy, and public health. This leads to inefficiency of the measures taken, and as a result, a rapid increase in the incidence of diseases. To provide a qualitative overview of the differences in approaches to public administration in the context of a pandemic emergency, the authors performed an evolutionary analysis of the development of the pandemic in some high and low income countries. The authors identify a number of key indicators that have to some extent influenced the evolution and scale of the COVID-19 pandemic at the national level, and prepare conclusions and recommendations.
Keywords: pandemic, COVID-19, emergency situation, economy, epidemiology, public health, social welfare, health expenditure, disaster management, risk-management, human risk factors
JEL-classification: F01, F62, I15, I39
Введение
«В условиях непрерывно нараставшей глобализации последних лет, эпидемиологи, а также специалисты по риск-менеджменту и кризис-менеджменту неоднократно вносили угрозу глобальной пандемии принципиально нового заболевания в список топ-рисков мировой экономики и регулярно предупреждали о данной угрозе мировых лидеров» [7, 14, 18, 19] (Kasowski, Garten, Bridges, 2011; Taubenberger, Morens, Fauci, 2007; Webster, 1997; Webster, Shortridge, Kawaoka, 1997). Однако данный вопрос практически никогда не стоял в центре внимания национальных политических, экономических и социальных систем.
Своего рода генеральной репетицией глобальной пандемии выступила вспышка лихорадки Эбола в 2014 году. Уже тогда, шесть лет назад, «Эбола» выявила пробелы в системе международного реагирования на эпидемиологические угрозы. Однако в связи с тем, что данная эпидемия так и осталась в первую очередь локальной проблемой африканских стран, эффективных международных механизмов противодействия новым угрозам разработано не было.
Распространение пандемии COVID-19 за пределы Китая застало врасплох большинство систем здравоохранения в мировом масштабе. В результате, несмотря на предпринятые эпидемиологические меры, как на национальном, так и на международном уровне, текущая глобальная пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 вызвала крупнейшую мировую рецессию со времен Великой депрессии 1929 года [1] (Gopinat Gita, 2020).
Методология
Глобальные пандемии, зарегистрированные в исторических документах, не являются столь частыми явлениями по сравнению со вспышками болезней в национальном масштабе. Так, после разрушительной пандемии «испанского гриппа» позже появились более легкие пандемии, вызванные несколькими вирусами гриппа. Такими были, например, пандемия гриппа H1N1 в 1946 году; гриппа A/H2N2 – в 1957 году; длящаяся с 1961 года по настоящее время седьмая пандемия холеры. Конечно же, «нельзя обойти вниманием начавшуюся в 1981 году и продолжающуюся по настоящее время пандемию СПИДа (синдром приобретенного иммунодефицита), а также две пандемии лихорадки Эбола 2014 и 2020 годов» [9] (LePan, 2020). Все они подробно описаны и проанализированы, на их базе разработаны меры международного реагирования на глобальные пандемические угрозы.
В основе ответных мер лежит научная дисциплина «эпидемиология», направленная на анализ закономерностей возникновения и распространения заболеваний различной этиологии для создания и реализации комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости среди населения» [3] (Galea, Keyes, 2019).
Однако в настоящее время глобальная картина эволюции пандемии заболевания COVID-19 не поддается традиционному анализу индикаторами ВОЗ и Всемирного банка. Как правило, уровень заболеваемости и скорость распространения пандемии в отдельно взятой стране напрямую связаны с набором показателей уровня инвестиций в национальное здравоохранение, которые, в свою очередь, прямо коррелируют с уровнем экономического развития. Чем богаче страна, тем лучше она сохраняет здоровье своего населения и тем лучше противостоит эпидемиологическим угрозам.
Сегодня же ситуация выглядит не столь однозначно. На данном этапе нет ни одной общепринятой методики или набора показателей/индикаторов, которые могли бы полноценно и всеобъемлюще описать эволюцию и масштабы вспышки различного рода заболеваний в отдельно взятой стране. А главное – обосновать, почему показатели количества заболеваемости и летальных случаев от COVID-19 фактически не коррелируют с экономикой.
Кроме того, «борьба с глобальными пандемиями также зависит от обмена информацией между странами и мер контроля, например, на границах и пунктах въезда в соответствии с международными медико-санитарными правилами ВОЗ» [20, 21].
Поэтому в данном исследовании авторы ориентировались на формирование и анализ всех значимых показателей, в том числе выходящих за рамки традиционных индикаторов ВОЗ и Всемирного банка, способных пролить свет на те или иные подходы и методы, которые эффективно используют государства, чтобы защитить своих граждан от глобально распространяющихся инфекций. Для подтверждения представленной в исследовании гипотезы из широкого списка были выбраны следующие показатели: экономические, показатели системы здравоохранения, эпидемиологические и политико-социальные.
В целях обеспечения сбалансированного подхода к различным аспектам исследований для системы здравоохранения, экономики и географической представленности авторами было отобрано в общей сложности семь стран, четыре из которых относятся к категории стран с низким уровнем дохода (СНД, англ. LIC – Low Income Countries): Афганистан, Эфиопия, Сирия, Йемен, и три – из числа стран с высоким уровнем дохода (СВД, англ. HIC – High Income Countries): Италия, ОАЭ, США.
Экономические показатели
В качестве индикаторов, обобщающих экономическое развитие, авторы использовали стандартную экономическую классификацию стран, предоставленную Всемирным банком (ВБ), а также показатели валового внутреннего продукта (ВВП) и паритета покупательной способности (РРР), в том числе показателя покупательной способности населения приобретать услуги здравоохранения.
Показатели системы здравоохранения
Наиболее релевантными показателями для измерения устойчивости системы здравоохранения во время кризисов являются показатели, непосредственно связанные с экономикой. Главным индикатором является объем текущих расходов на здравоохранение (The Current Health Expenditures – CHE), отражающийся как в номинальном выражении, так и в соотношении к национальному ВВП. Государственные расходы на основные фонды системы здравоохранения включают в себя поддержание структуры учреждений здравоохранения, лабораторий, закупок оборудования и другие сопутствующие траты. Как правило, финансируемая из госбюджета система общественного здравоохранения не в состоянии покрыть все реальные потребности населения. Поэтому население вынуждено тратить на лечение и поддержание своего здоровья средства из личного бюджета. Объем денежных средств, который покрывает разрыв между индивидуальными потребностями в услугах здравоохранения и теми услугами, которые покрывает государство, в международной практике называется «расходами из собственного кармана» (the Out of Pocket – OoP).
В связи с наличием пандемии COVID-19, для сравнения готовности к реагированию на чрезвычайные события мы также рассмотрели номинальные показатели системы национального общественного здравоохранения: количество больничных коек (the number of Hospital Beds – HB) и врачей (Medical Doctors – MD) на 1000 человек населения. В итоге, когда стали доступны соответствующие данные, мы приняли во внимание такой результирующий индикатор, как всеобщий охват услугами здравоохранения (Universal Health Coverage – UHC).
Эпидемиологические показатели
В связи с тем, что текущая пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 была вызвана новым видом коронавируса SARS-CoV-2, некоторое время отсутствовали достоверные способы идентификации данного заболевания. Лишь после международного обмена данными об изучении симптомов и течения болезни в большинстве стран был разработан и принят практический метод ПЦР (полимеразная цепная реакция – взятие пробы из носа и ротоглотки, которые позволяют оперативно выявить присутствие вируса в организме). За все время пандемии COVID-19 большинство зарегистрированных случаев в мире было выявлено именно методом ПЦР.
Далее, чтобы описать развитие пандемии, а также сопоставить ситуацию между отобранными странами, мы использовали статистику количества зарегистрированных, ежедневно подтвержденных случаев в соотношении на один миллион численности населения страны (the total number of confirmed cases – TCC). Также брался в расчет очень важный показатель уровня летальности (Case Fatality Rate – CFR).
Политико-социальные показатели
В нашем исследовании мы использовали индекс Oxford Calculated Government Tracker (OxCGRT), который агрегирует 17 ключевых показателей из общего числа принятых государственными органами карантинных мер по сдерживанию и распространению коронавирусной инфекции» [4] (Thomas, Angrist, Cameron-Blake, Hallas, Kira, Majumdar, Petherick, Phillips, Tatlow, Webster, 2020). Также нами применялся индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index – CPI) и индекс социального прогресса (Social Progress Index – SPI) комплексного отражения уровня национальной сплоченности и социального доверия между населением страны и ее правительством.
Анализ эволюционного развития в каждой из отобранных стран производился с изначальной официальной регистрации первого случая заражения SARS-CoV-2 и окончанием периода исследования 13 сентября 2020 года.
Используемые индикаторы, а также их источники представлены в таблице 1.
Таблица 1
Использованные в работе индикаторы и их источники
Индикаторы/сокращение
|
Описание
|
Источник/примечание
|
Дата начала
пандемии/N/A
|
Дата
сообщения о первом подтвержденном случае в стране
|
https://ourworldindata.org/covid-cases
|
Окончание периода
исследования/N/A
|
Анализ
зарегистрированных случаев на 13.09.2020
|
17th
of September 2020 https://ourworldindata.org/covid-cases
|
Валовый внутренний продукт/GDP
|
Денежная
стоимость всех готовых товаров и услуг, произведенных в стране за
определенный период
|
https://www.imf.org
|
Паритет
покупательной способности/PPP
|
Стоимость
всех конечных товаров и услуг, производимых в стране каждый год, деленная на
среднее (или среднегодовое) население за тот же год
|
https://www.imf.org
|
Больничные
койки/HB
|
Наличие коек
в больницах на всех уровнях оказания помощи на тысячу человек
|
http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators
|
Врачи/MD
|
В число врачей
входят практикующие врачи общего профиля, и специалисты-практики на тысячу
человек
|
http://data.worldbank.org/data-catalog/world-development-indicators
|
Индекс
всеобщего охвата услугами здравоохранения/UHSC
|
Комплекс
основных медицинских услуг для населения
|
Stenberg
et al (2017): hereafter, SDG Price Tag
|
Ежедневно
подтвержденные случаи COVID-19/TCC
|
Ежедневно
подтвержденные случаи COVID-19 на миллион человек
|
https://ourworldindata.org/covid-cases
|
Всего
подтвержденных случаев/TCC
|
Суммарное
ежедневное количество подтвержденных случаев COVID-19 на миллион человек на 13.09.2020
|
https://ourworldindata.org/covid-cases
|
Коэффициент
летальности/CFR
|
Количество
смертельных случаев, вызванных COVID-19, разделенное
на общее количество подтвержденных случаев
|
https://ourworldindata.org/covid-deaths
|
Оксфордский
правительственный трекер реагирования на Covid-19/OxCGRT
|
Индекс
объединяет индикаторы, связанные с такими ограничительными мерами, как
карантин, закрытие школ, запреты на поездки и т.д.
|
https://ourworldindata.org/policy-responses-covid
|
Текущие
расходы на здравоохранение/CHE
|
Процент от
ВВП. Оценки текущих расходов на здравоохранение включают медицинские товары и
услуги, потребляемые в течение каждого года
|
https://datacatalog.worldbank.org/current-health-expenditure-gdp
|
Результаты исследования
Исследование эволюции пандемии COVID-19 в группе стран с низким уровнем дохода продемонстрировало их уязвимость перед любыми внешними эпидемиологическими угрозами, в первую очередь из-за отсутствия достоверных данных о ключевых параметрах распространения заболевания среди населения.
Самая неопределенная, и вероятно, самая тяжелая, ситуация с пандемией – в Йемене и Сирии, странах, в которых на протяжении многих лет продолжается вооруженный гражданский конфликт (начало конфликтов с 2011 и 2015 годов соответственно). Изучая данную группу стран, было довольно сложно собрать данные по всем заявленным показателям, поэтому в данном исследовании мы руководствовались той информацией, которая имеется в открытых, максимально объективных источниках.
Можно предположить, что ситуация с реагированием систем здравоохранения данных стран на пандемию COVID-19 была бы еще тяжелее, если бы не гуманитарная помощь со стороны стран-доноров международных гуманитарных организаций.
Афганистан
Ефиопия Сирия Йемен
|
Расходы на здравоохранение | Наличие ресурсов | Группа СВД
|

Рисунок 1. Текущие расходы на здравоохранение в группе стран с низким уровнем дохода, сравнение количества врачей и коек на 1 тыс. чел.,
государственных и частных затрат на здравоохранение
Источник: составлено авторами.
Сирия имеет паритет покупательной способности (далее – PPP) на уровне 2 900 долл. США. Страна тратит 3,6% своего ВВП на здравоохранение (далее – CHE), из которых 53,7% составляют расходы на медицинские услуги со стороны населения (далее – OoP). При этом количество больничных коек (далее – HB) в Сирии составляет 1,5, а количество врачей (далее – MD) – 1,6 на тысячу человек населения. Страна сообщила 23 марта 2020 года о своем первом случае заражения COVID-19 и продолжила регистрировать менее ста случаев в день до начала августа 2020 года. Сообщаемый индекс государственных карантинно-эпидемиологических мер (далее – OxCGRT) рос с 30% (середина марта, первые случаи заражения) и достиг своего максимума к апрелю 2020 г. – 74%. Тем не менее наибольшее количество зарегистрированных случаев заболевания (далее – TCC) на 20 августа 2020 г. составило 163 подтвержденных случая в день. К концу периода исследования в стране были зарегистрированы TCC – 177,37 и коэффициент летальности (далее – CFR) – на уровне 4,2%.
На рисунке 1 представлены все показатели для стран, исследуемых в категории СНД.
ВВП Йемена составляет 29,855 млн долл. США, РРР – 2 312 долл. США. Расходы на здравоохранение составляют 4,2% от ВВП, из которых расходы населения OoP более 81%, что является самым высоким показателем в группе стран с низким уровнем дохода. Сообщается, что обеспеченность койкоместами и врачами в Йемене составляет 0,7 и 0,31 на тысячу человек соответственно. Страна сообщила о своем первом случае COVID-19 только 30 апреля 2020 г., а наибольшее количество ежедневных случаев заражения – 116 было зарегистрировано 16 июня 2020 г. Объявленные Йеменом карантинно-эпидемиологические меры OxCGRT за отчетный период выросли незначительно, с 30% до 33%. Страна сообщила о TCC 66,62 и CFR 28,8% к концу периода исследования.
Следует особо отметить, что высокая летальность от COVID-19 является одной из самых высоких в мире. Йемен занял 15-е место в индексе восприятия коррупции [17] по шкале от 1 до 100 (чем ниже данная цифра, тем менее прозрачна, и следовательно, более коррупционная государственная система). Одним из самых примечательных наблюдений относительно COVID-19 в Йемене является то, что в стране официально зарегистрировано менее двух тысяч случаев [13] (Stenberg, Hanssen, Tan-Torres Edejer, 2017). Тем не менее страна запросила у международного сообщества на борьбу с пандемией 304,6 млн долл. США. Несоответствие между сообщаемыми властями эпидемиологическими параметрами и тем объемом ресурсов, которые запрашиваются на борьбу с пандемией, может быть объяснено отсутствием прозрачности внутри политической системы в целом.
Примерно такой же вывод можно сделать и по ситуации в Сирии. Зарегистрированные случаи являются вторыми по величине в группе – около 204 TCC. Тем не менее «общий план реагирования на COVID-19 оценивает потребность в медицинской помощи на уровне 188,6 млн долл. США» [12]. Что примечательно в Сирии, так это то, что количество зарегистрированных подтвержденных случаев TCC не превышает 10, за исключением июня 2020 г. Пик зарегистрированных случаев был отмечен в августе 2020 г., и с тех пор до конца периода исследования количество зарегистрированных случаев снижалось – 177,33 TCC и 4,2% CFR. Стоит отметить, что HB и MD в Сирии выше по сравнению с Йеменом. Однако неясно, основаны ли эти ценности на национальном потенциале или на использовании непрерывно поступающей внешней гуманитарной помощи.
В целом для двух стран, находящихся в состоянии гражданской войны, практически невозможно сделать какие-либо выводы относительно реальной картины распространения или масштабов пандемии. Каждая из сторон конфликта пытается использовать пандемию в своих собственных политических целях.
Афганистан (2182 долл. США по РРР) в данной группе является страной с самыми высокими показателями расходов на здравоохранение – почти 12% от ВВП, из них СНЕ около 75% приходится на расходы граждан (OoP), что указывает на то, что большая часть расходов на систему здравоохранения осуществляется частным сектором экономики. В стране низкий охват населения услугами здравоохранения: всего 0,3 HB (2017 г.) и 0,3 MD (2012 г.) на тысячу человек. Согласно индексу OxCGRT, в стране начали действовать некоторые меры сдерживания до того, как в стране был зарегистрирован (предположительно в феврале 2020 г.) первый случай COVID-19. Уровень карантинных мер был изначально определен в 40% после первого выявленного случая и достиг 80% в апреле 2020 г., после чего сохранялся на данном уровне вплоть до даты окончания нашего исследования. Несмотря на такой высокий уровень государственных карантинных мер, к 6 июня 2020 г. было зарегистрировано почти тысяча подтвержденных случаев. К 6 сентября 2020 г. в стране, казалось, прошел пик зарегистрированных случаев, но и зарегистрированный TCC по-прежнему оставался самым высоким в группе – 984,48 при CFR 3,7%.
В целом Афганистан имеет больший уровень относительных расходов на здравоохранение, чем многие страны из группы с высоким уровнем дохода (только США имеют больше расходов, чем 12% от ВПП). Однако в связи с недостоверностью данных по уровню здравоохранения и недостаточным распространением среди населения государственных полисов медицинского страхования уровень реагирования национальной системы общественного здравоохранения на пандемию оказался низким. В итоге страна получила показатель TCC в размере 1000, что является самым высоким в группе при относительно низком CFR в 3,7%. Озвученный сектором здравоохранения уровень недостающих средств для реагирования на COVID-19 составляет около 22 млн долл. США, что является самым низким показателем в группе стран с низким уровнем дохода.
Эфиопия (РРР 2 702 долл. США) тратит 3,6% своего ВВП на здравоохранение, из которых расходы «из кармана граждан» составляют 34%. В стране, по последним имеющимся официальным данным 2010 года, имеется самый низкий из исследуемой группы индекс HB 0,2 и рекордно низкий MD 0,02 на тысячу человек населения. Несмотря на то, что первый случай COVID-19 был зарегистрирован 14 марта 2020 г., страна продолжала регистрировать менее 100 случаев в день до 1 июня текущего года. Самый низкий TCC связан со скромным CHE и относительно высоким OoP. Страна ввела высокий уровень карантинных мер (53% OxCGRT) лишь после того, как было зарегистрировано более 100 случаев заболевания в день. Однако OxCGRT за отчетный период не повышался выше уровня 75% даже на пике регистрации новых случаев заражения. К 22 августа 2020 г. страна сообщила о самом большом количестве случаев с начала пандемии TCC 499,86. Что касается летальности, то ее уровень невысок: CFR 1,6%. Страна начала сообщать о резком снижении случаев заболевания к концу августа 2020 г., и к концу вспышки было зарегистрировано почти 500 TCC и 1,6% CFR, что является самым низким показателем в группе.
Сектор здравоохранения страны объявил о необходимости привлечения для борьбы с пандемией 130 млн долл. США. На сегодня в Эфиопии зарегистрировано более 80 тысяч подтвержденных случаев заражения SARS-CoV-2 – это наибольшее количество среди всех стран в группе.
На рисунке 2 представлены все показатели для стран, исследуемых в категории СВД.
Расходы на здравоохранение | Наличие ресурсов | Группа СВД
|
Италия
ОАЭ США
|

Рисунок 2. Текущие расходы на здравоохранение по странам в группе с высоким уровнем дохода, сравнение показателей HB, MD, CHE, ОоР
Источник: составлено авторами.
В группе стран с высоким уровнем дохода были зафиксированы разнонаправленные динамики распространения коронавируса SARS-CoV-2. Первой страной, которая привлекла внимание мировых СМИ к серьезности ситуации с COVID-19, стала Италия. Страна имеет высокий РРР в размере 41 582 долл. США, а ее расходы на здравоохранение CHE составляют 8,84% от общего ВВП, из которых лишь 23,49% представляют собой ОоР – расходы граждан. HB в Италии составляет около 3,4, а MD – 4,02 на тысячу человек. Это самый высокий показатель охвата населения услугами здравоохранения в группе стран с высоким уровнем дохода. Италия начала вводить некоторые карантинные меры по сдерживанию распространения коронавируса с 23 января 2020 г., и первоначально показатель OxCGRT составил 2,7%. Страна сообщила о своем первом случае 28 февраля 2020 г. и далее начала вводить более строгие меры до тех пор, пока OxCGRT не достиг рекордных 90% к 20 марта текущего года. По состоянию на 6 сентября 2020 г. страна зафиксировала TCC в размере 4591,89 при очень высоком для развитых стран показателе летальности CFR в 12,8%.
Объединенные Арабские Эмираты – следующая страна из нашей выборки – имеет один из самых высоких в мире РРР, составляющий 70 441 долл. США [6]. Страна тратит относительно скромные 3,33% ВВП в качестве CHE расходов на здравоохранение, из которых 18,87% составляют частные расходы OoP. Количество больничных коек HB составляет 1,1, а также MD 1,56 врачей на 1 тыс. человек населения. С 24 января 2020 г. (начало проявления признаков пандемии) в стране были введены карантинные меры. Страна зарегистрировала свой первый случай 12 февраля 2020 г. и начала усиливать эпидемиологические меры до тех пор, пока к 15 апреля 2020 г. индекс OxCGRT не достиг почти 90%. Максимальный уровень TCC за время исследования составил 7 480 человек, при этом на фоне общего числа инфицированных в стране по состоянию на середину сентября 2020 г. – более чем 100 тысяч человек. Уровень летальности CFR составил рекордно низкие 0,5%, что более чем в двадцать пять раз ниже, чем в Италии. Возникает вопрос: неужели врачи и система здравоохранения в ОАЭ лучше, чем Италии? Мы ответим на данный вопрос в заключении.
В свою очередь, в Соединенных Штатах Америки, одной из крупнейших экономик мира, РРР составляет 67 426 долл. США, расходы на здравоохранение CHE – 17,06% от ВВП, являясь самыми высокими в группе, при этом индекс OoP составляет 10,99%. Согласно данным открытых источников, HB и MD в Соединенных Штатах составляют 2,9 и 2,57 на тысячу человек населения соответственно.
Первый случай заболевания в стране произошел 21 марта 2020 г., но перед этим правительство уже предприняло ряд ограничительных карантинных мер. Начиная с 28 февраля 2020 г. в США индекс OxCGRT не опускался ниже 10% и не превышал 73% в течение всего периода исследования. По состоянию на 6 сентября 2020 г. TCC в США составляет 18 961, а CFR – 3%.
И вновь эпидемиологические показатели ОАЭ оказываются выше, чем у США. И это на фоне того, что США тратят на здравоохранение больше, и в абсолютном, и в номинальном значении, чем ближневосточная страна.
Заключение
Как мы уже писали ранее, индикаторы не в полной мере отражают эволюцию пандемии COVID-19. Кроме того, эволюцию распространения COVID-19, а также эффективность борьбы с ней на уровне отдельно взятой страны невозможно обосновать исключительно экономическими параметрами. Текущая ситуация с развитием пандемии в мире, от которой несут ущерб как экономически развитые, так и развивающиеся страны, свидетельствует о том, что в условиях чрезвычайной ситуации, а глобальная пандемия коронавируса SARS-CoV-2 является именно чрезвычайной ситуацией, наличие финансовых ресурсов и инвестиций в здравоохранение не играет настолько важной роли, как эффективное реагирование на возникшую угрозу, как на государственном, так и на частном уровне.
В целом для того, чтобы иметь возможность эффективно отреагировать на пандемию нового заболевания, на национальном уровне необходимо два ключевых фактора.
Первый – наличие политической воли и решимости максимально сохранить и защитить от болезни население страны. Для этого необходимо оперативно идти на нетрадиционные, но необходимые в условиях опасной эпидемиологической обстановки ограничительные карантинные меры.
Второй, не менее важный фактор: необходимо иметь на постоянной основе значительные резервы финансовых и материальных ресурсов, которые в случае наступления рискового события будут незамедлительно направлены на обеспечение системы здравоохранения, а также на финансовую поддержку отраслей экономики (транспорт, туризм, ритейл, сфера услуг, культура, спорт, творческая деятельность), которые неизбежно пострадают после введения ограничительных мер.
Проблема заключается в том, что никто никогда заранее не может предсказать, где, когда, и как проявится новая угроза. Поэтому ни одно демократически избранное или любым другим образом назначенное правительство не сможет постоянно содержать в полной боевой готовности этот «чрезвычайный резерв»: «армию» врачей, ученых, полностью укомплектованные запасные больницы, а также с небольшим сроком хранения медикаменты первой необходимости, средства индивидуальной гигиены, резервы топлива и продовольственных пайков.
Следовательно, для того чтобы эффективно отреагировать на возникшую эпидемиологическую угрозу, отдельно взятая страна должна сама по себе быть не только экономически состоятельной, но и (что более важно) политически стабильной, организационно эффективной, способной быстро мобилизовать на устранение эпидемиологических угроз значительные промышленные, материальные и трудовые резервы.
Те страны, которые удовлетворяют данным требованиям, могут сосредоточиться на главном – спасении жизней своих граждан. Граждане, в свою очередь, поддержат меры своего правительства, отнесутся с пониманием к необходимости закрыть границы, остановить работу многих предприятий, свести к минимуму личное потребление, передвижение, социальные контакты и т.д. При этом граждане не станут пытаться отстранить правительство, свергнуть президента, выходить на массовые демонстрации против вводимых государством ограничений из-за пандемии.
Напротив, граждане станут добросовестно соблюдать карантин, правильно носить маски, соблюдать социальную дистанцию, принимать необходимые меры личной гигиены. Многие из них пойдут в волонтеры и будут посильно помогать пострадавшим, и этот дополнительный ресурс позволит оперативно локализовать очаги заражения и направить усилия на их погашение.
Правительства же других стран, которых, к сожалению, окажется большинство, как по территориальному признаку, так и по количеству проживающего населения окажутся неспособны полноценно отреагировать на пандемию. Отдельные политики решат не вводить жесткие ограничительные меры для своих граждан, дабы не вызывать их раздражения и недовольства, другие, что более проблематично, пойдут на поводу у бизнеса (конечно, речь не идет о функционировании жизненно важных отраслей экономики) и не будут ограничивать предпринимательскую деятельность.
Одним из основных рисков «человеческого фактора» в управлении любым бизнесом является пренебрежение долгосрочными последствиями в угоду краткосрочным выгодам. Поэтому и оппортунистичным бизнесменам, и идущим у них на поводу политикам стоит задуматься о долгосрочных негативных последствиях той сиюминутной выгоды, которую они получают, рискуя здоровьем граждан своей страны.
По нашему убеждению, комплекс мероприятий, который правительству и гражданам страны необходимо предпринять на национальном уровне для эффективного реагирования на возникшую эпидемиологическую угрозу, не исчерпывается классическими показателями, рассчитываемыми ВОЗ и Всемирным банком. Каждая страна имеет свой уникальный набор социокультурных факторов, которые во многом определяют уровень устойчивости общества к новым возникающим угрозам.
Во-первых, это касается доверия населения к действиям своего правительства и готовности соблюдать введенные карантинные ограничения. Во-вторых, значимым показателем, который не принимается в расчет во всех странах мира, является количество волонтеров – людей, готовых помогать своим согражданам и правительству по собственной воле и без какой-либо компенсации.
Например, успех ОАЭ, Китая, Вьетнама, Южной Кореи, Японии, Сингапура, Тайваня и многих других стран в борьбе с COVID-19 может объясняться обеспечением упреждающих карантинных мер со стороны правительства, а главное – наличием самодисциплины граждан в исполнении эпидемиологических предписаний. Кроме того, дополнительным положительным фактором, свидетельствующем о социальной сплоченности, может служить показатель количества волонтеров.
Например, «в Южной Корее с населением 51,7 миллиона человек, успешно борющейся с эпидемией COVID-19, более 700 тысяч человек были зарегистрированы в качестве добровольцев, при этом общее число инфицированных в стране по состоянию на середину сентября 2020 года составляет менее 23 тысяч человек» [8].
Обратным примером является стремительное распространение коронавируса SARS-CoV-2 в странах с высоким уровнем экономических показателей и высоким уровнем расходов на здравоохранение: США, Великобритания, Италия, Франция, Испания.
Например, в одном из своих интервью главный санитарный врач Великобритании Крис Уитти заявил, что «пабы, рестораны и кафе являются основными очагами распространения COVID-19 среди британцев (по состоянию на 10 октября 2020 г. на них приходится до 40% всех подтвержденных случаев COVID-19)» [2].
Другим примером является США. Почему, несмотря на свою экономическую и технологическую мощь, Соединенные Штаты являются мировым лидером по количеству зарегистрированных случаев заболевания SARS-CoV-2? Этому могли способствовать многие факторы. Одним из ведущих факторов является разделение управления системой здравоохранения на федеральном уровне и на уровне штатов. Проблема США является типичным примером того, когда доступность эпидемиологических данных, на самом деле, не отражает реальную ситуацию в пределах политических границ государства. Все штаты почти суверенны в организации карантинных мер в пределах своих границ. Этот факт в значительной степени нивелирует те усилия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции, которые предпринимаются на национальном уровне. Например, штат, в котором было зарегистрировано наибольшее число случаев заболевания в США, – это Калифорния, где зарегистрировано более 750 000 случаев, а наименьшее количество зарегистрированных случаев – в штате Вайоминг (1 700 случаев). При этом треть заразившихся в Калифорнии проживают в Лос-Анджелесе, и только двое заболевших зарегистрированы в округе Альпина.
Еще одной серьезной причиной распространения эпидемии COVID-19 в развитых странах является непрерывно растущее социальное неравенство. Так, согласно другому исследованию Credit Suisse 2019 года [16], 90% наименее обеспеченного населения в настоящее время владеют всего 11% мирового богатства по сравнению с 18% в 2000 году.
Растущий разрыв между богатыми и бедными также подтверждается данными другого исследования, опубликованного Всемирной лабораторией неравенства (WIR) [22] в декабре 2018 года. В последнее десятилетие разрыв между богатыми и бедными гражданами внутри отдельно взятой страны увеличился практически во всех регионах мира. С 1980 г. неравенство доходов быстро увеличивалось в Северной Америке и Азии, более умеренно – в Европе, и на стабильно высоком уровне – на Ближнем Востоке, в Африке и Бразилии [10] (Nelson Eshe, 2017).
«Бум миллиардеров – не признак процветающей экономики, это признак несостоятельности экономической системы», – утверждает Винни Бьянима, исполнительный директор Oxfam International» [11].
Например, в очень богатой стране – США, которая имеет один из самых высоких уровней концентрации богатства среди развитых стран, – 10% населения контролируют 76% национального богатства [16] (Credit Suisse 2019). «По данным Бюро переписи населения США за 2020 год, в 2019 году, до пандемии, процент американцев, живущих за чертой бедности, составил 11,1%» [5] (Horsley, 2020). В номинальном выражении это более 38 миллионов человек. При статистически высоких затратах страны на здравоохранение миллионы людей, в том числе многочисленные нелегальные мигранты, не имеют медицинской страховки, способной покрыть расходы на лечение. У них нет даже денег, чтобы купить одноразовую медицинскую маску. Поэтому наказывать их за несоблюдение карантинных мер бессмысленно. В современных реалиях – деньги не всегда способны спасти государство от катастрофических последствий пандемии.
Согласно озвученным прогнозам международного рейтингового агентства Fitch Ratings Ltd., «мировая экономика на фоне роста безработицы и снижения инвестиций будет находиться под давлением последствий пандемии COVID-19 на протяжении ближайших пяти лет» [15].
Следовательно, согласно мнению авторов, именно те страны, которые будут более организованно, последовательно и дисциплинированно реализовывать на национальном уровне чрезвычайные эпидемиологические меры по противодействию пандемии COVID-19, смогут выйти из беспрецедентной глобальной рецессии с наименьшими демографическими и экономическими потерями.
Страница обновлена: 06.05.2025 в 08:42:05