Влияние трудовой активности старшего населения на социально-экономическое развитие страны
Скачать PDF | Загрузок: 4 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 11 (Ноябрь 2020)
Цитировать:
Круглов Д.В., Парик И.Ю., Силаева С.А. Влияние трудовой активности старшего населения на социально-экономическое развитие страны // Экономика труда. – 2020. – Том 7. – № 11. – С. 1023-1036. – doi: 10.18334/et.7.11.111080.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44395540
Цитирований: 2 по состоянию на 30.01.2024
Введение
Демографический прогноз на ближайшие 50 лет позволяет утверждать, об устойчивой тенденции старения в ряде европейских стран. Увеличение количества пожилых людей связано в первую очередь со снижением суммарного коэффициента рождаемости. Старение населения в большинстве стран Европы приняло катастрофические масштабы. По оценкам исследователей к 2050 году пожилые люди будут составлять 22% населения земного шара. Из-за продолжающейся депопуляции населения России демографические проблемы стали определяющими для будущего страны. Несмотря на успехи последних лет ситуация в сфере демографии, остается сложной. В этой связи, данная проблема имеет особую актуальность [10].
После проведения либеральных реформ в 1991 году Россия находилась на лидирующих позициях по показателям естественной убыли населения (рис. 1).
Рисунок 1. Динамика естественного прироста (убыли) населения России, чел.
Источник: составлено по материалам [3, 14].
Исследование естественного движения населения
Ни одно государство мира не имело таких потерь населения в мирное время. За счет естественной убыли населения в начале века Россия теряла почти по миллиону человек в год (за период с 2000 по 2005 год потери составили в среднем 894,2 тыс. человек в год). Всего за период с 1995 по 2012 год за счет естественной убыли численность населения России сократилась на 11,5 млн человек (ежегодно в среднем численность населения за данный период сокращалась на 639,7 тыс. человек). Несмотря на это, с 2006 года наблюдалась положительная динамика в показателях естественного движения населения (рис. 2). Безусловно, это явилось следствием улучшения социально-экономической ситуации в стране, а также структурных факторов. Даже кризис 2008 года не оказал существенного влияния на показатели смертности и рождаемости. На рисунках 2, 3 заметна чувствительность демографической ситуации ко внешним воздействиям.
Рисунок 2. Динамика показателей естественного движения населения РФ
Источник: составлено по материалам [3, 14].
Влияние реформ на демографическую ситуацию в стране
Антиалкогольная компания Советского Союза, проводимая в 80-х годах прошлого столетия, значительно увеличила прирост населения. В итоге ожидаемая продолжительность жизни к 1965 году достигла предела в 69,6 лет (рис. 3).
Рисунок 3. Динамика ожидаемой продолжительности жизни (мужчины и женщины) в РФ в 1961–2019 гг.
Источник: составлено по материалам [3, 14].
К 1985 году естественный прирост населения был у отметки 750 тысяч человек. Впоследствии этот показатель стал заметно сокращаться за счет роста смертности, перейдя к значениям ниже нуля. Реформы 1990-х годов были губительными для демографической ситуации в стране. Уже в начале 2000-х годов количество умерших превышало рождаемость примерно на 1 млн человек в год. Исходя из этого, была заложена негативная база на многие годы вперед.
Текущая демографическая ситуация в России характеризуется естественной убылью населения (с 2016 года), которая ускоряется в последнее время. По данным Росстата, число родившихся на 1000 населения в 2019 г. по сравнению с 2018 г. снизилось на 7,3% и составило 10,1 человек. В то же время смертность в этом же году сократилась на 1,6% (с 12,5 до 12,3 человек на 1000 населения). Смертность сокращается, но темп ее снижения по сравнению с изменением рождаемости незначительный (1,6% по сравнению с 7,3%). В результате в 2019 г. естественная убыль населения составила 55,8 тыс. человек.
Особенно обострились демографические проблемы с марта 2020 года в результате экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса.
По данным Росстата о естественном движении населения, за январь – август 2020 г. по сравнению с тем же периодом прошлого года рождаемость снизилась на 5,9%, смертность увеличилась на 6,5%. Естественная убыль населения за рассматриваемый период в 2020 г. по сравнению с 2019 г. выросла в 1,6 раз и составила 346,9 тыс. чел. (или 3,6 на 1000 человек населения) [14].
Демографические процессы отражаются на изменении возрастного состава населения в сторону увеличения доли населения старшего возраста в общей численности населения. Продолжается процесс старения населения, обусловленный в основном снижением рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни пожилого населения вследствие падения смертности. На рост удельного веса численности лиц старше трудоспособного возраста в населении страны оказывает влияние и структурный фактор, связанный с переходом многочисленного поколения людей, рожденных в послевоенное время, в нетрудоспособный возраст. Россия входит в перечень стран с быстро стареющим населением. За последние 8 лет доля лиц пожилого возраста увеличилась почти на 10%. Среднегодовой темп прироста показателя составил за данный период - 1,2 п.п. (табл. 1).
Таблица 1
Доля населения в возрасте старше трудоспособного, %
Численность населения
|
1.01.2012 г.
|
1.01.2020 г.
|
2020
в % к 2012 г. |
Всего
|
22,67
|
24,96
|
110,1
|
в том числе:
|
|
|
|
городское
|
22,69
|
24,64
|
108,6
|
сельское
|
22,61
|
25,90
|
114,6
|
Изменения в возрастном составе населения оказывают существенное влияние на экономическое и социальное развитие, поэтому они отражены в Повестке дня ООН в области устойчивого развития до 2030 года.
Изменение возрастной структуры привело к созданию и реализации проектов национального масштаба, таких как «Старшее поколение» и «Демография». С их помощью планируется повысить качество жизни среди населения пожилого возраста. Национальные проекты основываются на системе социально-экономических показателей, включающих такие характеристики, как использование IT-технологий, социальная активность и условиях проживания. База, сформированная на основании данных о населении старшего возраста, позволяет проанализировать социально-экономические и демографические характеристики [2] (Vasileva, Parik, 2009). С помощью органов государственной статистики имеется возможность оценить особенности формирования демографического профиля по отдельным регионам.
Влияние демографической ситуации на рынок труда
Процессы старения оказывают несомненное влияние на показатель демографической нагрузки «Отношение населения трудоспособного возраста к численности лиц в нетрудоспособном возрасте» (табл. 2, рис. 4).
Таблица 2
Показатели старения населения РФ
Показатели старения
|
2012г.
|
2020 г.
|
в % к 2012 г
| ||||||
всего
|
мужчины
|
женщины
|
всего
|
мужчины
|
женщины
|
всего
|
мужчины
|
женщины
| |
Доля населения в возрасте старше
трудоспособного
|
22,67
|
13,91
|
30,21
|
24,96
|
15,96
|
32,76
|
110,1
|
114,7
|
108,4
|
Коэффициент нагрузки лицами старше
трудоспособного возраста
|
373
|
205,04
|
550,96
|
443
|
251,93
|
651,77
|
118,8
|
122,9
|
118,3
|
Доля лиц в возрасте 65 лет и старше
в численности лиц населения, %
|
12,8
|
8,68
|
16,30
|
15,5
|
11,10
|
19,25
|
121,1
|
127,9
|
118,1
|
Если рассматривать влияние нагрузки по гендерному признаку, то женщины ее оказывают больше из-за раннего выхода на пенсию. Представляемые службой государственной статистики прогнозы позволяют сделать вывод о том, что в стране продолжается рост демографической нагрузки лицами старших возрастов. Исходя из наиболее вероятного варианта прогноза к 2025 году, лиц в возрасте старше трудоспособного возраста на 1 тысячу трудоспособного будет 514, к 2030 г. – 528, к 2036 г. – 553 ‰.
Рисунок 4. Динамика демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста РФ, ‰
Источник: [3, 14].
Рост качественных показателей уровня жизни населения, несомненно, сказывается на характеристиках трудового потенциала старшего поколения, откладывая возраст наступления физической немощи при сохранении когнитивных способностей и навыков. Традиционный подход, когда лица третьего возраста рассматривались как фактор роста государственных издержек и обуза экономики, справедлив лишь частично. Действительно, рост доли пожилого населения сопровождается определенным изменением параметров социально-экономического развития страны, в частности, к ним можно отнести:
- рост расходов государственного бюджета на поддержку лиц старшего возраста (социальные выплаты, необходимость расширения инфраструктуры медицинских и социальных учреждений);
- изменение структуры потребительского спроса на товары и услуги;
- воздействие на показатели занятости и безработицы.
Издержки государственного бюджета на содержание пенсионеров неуклонно возрастают, прежде всего потому, что бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР) в последние годы сводится с дефицитом, обусловленным превышением расходов на выплату пенсий над поступлениями взносов на обязательное пенсионное страхование. Нехватку средств фонд восполняет за счет федеральных трансфертов. При существующих демографических тенденциях эта ситуация будет только усугубляться с течением времени, свидетельством тому является неуклонный рост численности пенсионеров по старости (рис. 5).
Рисунок 5. Динамика численности пенсионеров по старости в 2012–2019 гг., тыс. чел.
Источник: [14].
Проблема нарастающего дефицита бюджета ПФР решается в настоящее время с помощью комплекса мер, к которым относится повышение пенсионного возраста, возможность формировать дополнительную пенсию на индивидуальных условиях накопления и выплат, мониторинг деятельности медико-социальной экспертизы и др. Система пенсионного обеспечения, действующая в России, построена по принципу «солидарности поколений». Работающее население выплачивает трансферты – пенсионные взносы населению, вышедшему из трудоспособного возраста. Однако если у старшего поколения увеличивается продолжительность жизни, а у молодых поколений снижается рождаемость и численность трудоспособного населения с течением времени снижается, – возникает конфликт поколений: размера пенсионных взносов не хватает для обеспечения пенсионеров. В этих условиях проблема решается либо снижением числа пенсионеров, например, за счет повышения пенсионного возраста, либо за счет низкого размера пенсий, что в настоящее время наблюдается в России.
Несмотря на усилия государства по выполнению своих обязательств, размеры государственных пенсий остаются на чрезвычайно низком уровне относительно размера оплаты труда и не обеспечивают пенсионерам достойного уровня жизни (рис. 6).
Рисунок 6. Динамика среднего размера начисленной заработной платы и пенсии в РФ
Источник: [14].
Одним из решений проблем поддержания качества жизни стареющего населения является вовлечение лиц пенсионного возраста в трудовую деятельность, причем это касается не только «молодых пенсионеров» 55–65 лет, но и так называемых молодых стариков в возрасте от 70 до 75 лет, имеющих свободу выбора: работать обычном режиме или принять помощь государства и перейти в когорту неработающего населения. Идея вовлечения лиц «третьего возраста» в активную трудовую жизнь нашла отражение и в государственном проекте «Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года» [11].
На отечественном рынке труда состояние интеллектуального и физического труда позволяет старшему поколению (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) занять достойное место (рис. 7).
Рисунок 7. Структура рабочей силы по возрастным группам
Источник: составлено авторами по материалам [13].
Важно отметить, что определенный антагонизм между работающим старшим поколением и молодыми когортами, вступающими на рынок труда, порождает взаимообусловленные проблемы не только для участников этого противостояния, но и косвенным образом – для государства.
Молодое поколение в отсутствие практического опыта не может найти работу, соответствующую полученному образованию и материальным запросам. В результате поток неустроенной молодежи распределяется по нескольким направлениям:
- за рубеж, что означает потери человеческого капитала и дальнейшее снижение доли трудоспособного населения;
- на внутренний рынок труда, занимая должности, не соответствующие полученному образованию и квалификации, что означает для государства экономические потери, состоящие из излишне потраченных средств на образование таких индивидов и средств на восполнение в будущем нехватки специалистов, из состава которых вышли не устроившиеся по специальности молодые люди;
- в состав безработных;
- в теневую занятость.
Старшее поколение, находясь под давлением работодателей, в свою очередь, подвергается дискриминации в пользу более молодых сотрудников.
Особенностью российского рынка труда является двухкомпонентная заработная плата, обеспечивающая возможность работодателям снижать издержки и выполнять свои обязательства перед работниками. Она состоит из обязательной части: оклада и компенсационных выплат, связанных с условиями труда, и необязательной части – премии, которая зависит от результатов работы предприятия [4] (Zabelina, 2018). Доход работающих пенсионеров при этом содержит еще и третий компонент – пенсию, которая воспринимается окружающими как гарантированный источник поступления средств. В результате пенсионеры чаще подвергаются дискриминации со стороны работодателей, соглашаясь работать на неполную ставку при сохранении комплекса обязанностей или за меньшую заработную плату в условиях дефицита рабочих мест.
Для работодателя пенсионеры, с одной стороны, – это сотрудники, за счет которых можно высвободить часть ставок для молодого персонала, а с другой, – это наиболее устойчивая часть коллектива, вовлеченная в социальные связи, обладающая знаниями и опытом и имеющая резервный источник постоянного дохода в виде пенсии. Благодаря этому работники пенсионного возраста обеспечивают укомплектованность квалифицированным персоналом отдельных отраслей, где в связи с чередой экономических кризисов сокращаются издержки на оплату труда.
Целенаправленная государственная политика в отношении пенсионеров, целью которой было бы максимальное задействование лиц третьего возраста на рынке труда, в настоящее время не проводится. В результате нехватка рабочих рук решается за счет мигрантов при достаточном количестве пожилых людей, физически и морально способных и готовых работать. Многие пенсионеры заканчивают свою трудовую деятельность с чувством обиды на работодателя за нереализованный трудовой потенциал. Разумное выстраивание отношений с такими людьми после выхода на пенсию, вовлечение их в социальную и дальнейшую трудовую жизнь с помощью системы переобучения пока возможно только на государственном уровне.
Основным направлением для привлечения лиц пенсионного возраста является создание рабочих мест с учетом допенсионной специфики трудовой деятельности.
Например, как уже отмечалось, в структуре стареющего населения велика доля женщин, в 2019 году их было на 47,7% больше, чем мужчин, что косвенно свидетельствует о проблеме женского одиночества в старших возрастах, все более нарастающей вследствие усугубляющегося разрыва межпоколенческих связей, когда молодое поколение решает жить отдельно в съемном жилье, предпочитая независимость домашнему комфорту. При этом многие молодые семьи испытывают проблемы с устройством детей в дошкольные учреждения и низким качеством оказания услуг в них. Согласно социологическим обследованиям [12] (Sukhova, 2011), только 65% домашних хозяйств имеют доступ к услугам дошкольных учреждений, остальные либо привлекают к уходу за детьми родственников, либо осуществляют самостоятельный присмотр, жертвуя занятостью матери. Создание института частных услуг по уходу за детьми под патронажем государства позволило бы решить сразу две проблемы – трудоустройства женщин старшего поколения и нехватки мест в государственных дошкольных учреждениях. Занятость молодежи – это стоимость помощи населения «третьего возраста», причем максимальная, когда оба родителя работают на полную ставку [15] (Tsygankova, Myachin, 2019).
Формирование активного и платежеспособного слоя пенсионеров, в свою очередь, поможет простимулировать производителей товаров и услуг, ориентированных на лиц «третьего возраста». Прежде всего, к ним относятся так называемые геронтологические услуги, объем и ассортимент которых можно планировать, ориентируясь на данные демографии о численности, динамике и структуре лиц пенсионного возраста.
К сожалению, в России, как и в случае с услугами по уходу за детьми, не развита сфера частных услуг для пожилых людей, формирование которой должно осуществляться на условиях социально ориентированного маркетинга, и успешно сочетающая коммерческие цели с принципами гуманизма нравственности [2] (Vasileva, Parik, 2009).
Занятость и участие в общественной жизни являются важнейшими индикаторами качества жизни пожилых людей. В настоящее время Федеральной службой государственной статистики разработана и утверждена методика расчета индекса активного долголетия, измеряющего качество жизни лиц «третьего возраста».
Важными группами индикаторов, используемых для измерения активного долголетия, являются показатели занятости пожилых людей и их социальной активности [7] (Parik, Silaeva, 2020).
Заключение
Россия, как и многие страны мира, столкнулась с проблемами старения. Пожилые люди, с одной стороны, все еще активная интеллектуально и физически когорта населения, но с другой стороны, они очень уязвимы в социально-экономическом плане. В этих условиях перед государством стоят две группы задач. Во-первых, это обеспечение экономической поддержки пожилого населения, как посредством пенсионных и социальных выплат, так и путем вовлечения пенсионеров в активную трудовую деятельность.
Для этого необходим целый комплекс мероприятий:
- разработка государственных программ по переобучению пенсионеров и предоставление им мест работы с учетом региональных и гендерно-возрастных различий;
- активная просветительская работа, касающаяся финансовой грамотности в части формирования пенсионных накоплений и инвестирования для создания пассивного дохода;
- формирование доступной системы обучения и повышения квалификации взрослого населения с целью развития дополнительных навыков, которые помогут трудоустроиться в более старшем возрасте.
Вторая группа задач связана с вовлечением лиц пожилого возраста в социальную жизнь. Этот вопрос, на наш взгляд, не является задачей федерального уровня и должен решаться региональными и местными органами власти.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 04:16:39