Managing Gen Z employees on the basis of logos

Ivanova O.E.1, Ryabinina E.V.1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Russia

Journal paper

Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 7, Number 3 (July-september 2020)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=44062766
Cited: 7 by 24.01.2023

Abstract:
The transformation of the external environment into the unstable world of VUCA, changes in working conditions, and functional positions of employees form a new organizational reality. It should also be taken into account that in the digital environment, a new generation of employees, Gen Z, has formed, mass arrival of which on the labour market is predicted. New conditions are challenges for the organization; and they require a rethinking of the system of relations in the organization. It is proved that one of the variants of the organizational response to the challenges of the environment is an appeal to the implication (logos) of events as a management concept. It is advisable to build the implementation of logo management as an ontologization of HR management, which involves an appeal to the implication as a rational and logical basis for events that are important for the organization and the employee. The expediency of addressing this transformation of human management is studied at the intersection of logo management concepts and organizational and labour values of Gen Z employees. The revealed relevance of logos for employees confirmed the reasonableness of addressing this HRM transformation and caused the decomposition of logo management taking into account the identified environmental factors and concepts of Gen Z tenets. The risks of implementing logo management by employees are identified.

Keywords: logo management, implication (logos), organizational and labour values, HRM transformation, Gen Z

JEL-classification: М12, D81, D23



Введение

Актуальность обращения к смыслу как концепту управления человеком в организации обусловлена преобразованием внешней среды в хаотичный и динамично развивающийся VUCA-мир – волатильный, неопределенный, сложный, амбивалентный [46, с. 1] (Tulder, Verbeke, Jankowska, 2019, р. 1). Прояснение неопределенности и устранение неоднозначности при обращении к смыслу (логосу) события как факту организационной жизни позволит преодолеть негативные тенденции развития среды и их возможное влияние на трудовую деятельность персонала. Целенаправленная систематическая апелляция к смыслу составляет ядро логоуправления, представляющего трансформацию управления человеком в организации.

Пересмотр концептов управления человеком в организации актуален и в связи с тем, что сотрудники «все чаще обращаются к бизнесу, к собственному работодателю, к коллективу в поисках смысла, понимания и солидарности» по причине утраты доверия к властным и общественным институтам [14]. Вместе с тем исследование трансформации корпоративной культуры компанией Oliver Wyman в российских организациях выявило так называемый дефицит смысла, возникший по причине сложностей взаимодействия в организации сотрудников разных поколений и в связи с проблемой самоопределения представителей новой генерации [7].

Факторы внешней среды как вызовы для управления на основе смысла

Международная компания IDC, специализирующаяся на аналитике рынка IT, прогнозирует к 2025 году по сравнению с 2018 годом более чем пятикратное увеличение общемировых данных (Datasphere): с 33 Ztatabytes (ZB) до 175 ZB [43]. Если масштабную обработку информации при постоянном расширении цифровой вселенной позволит внедрение Big Data, то для человека актуализируется оперативное извлечение из информационного массива смысла – понимание сути событий.

Изменения в реальных секторах экономики, преобразование рабочих мест, появление профессий будущего, модификация профессий в результате технологизации, исчезновение профессий-пенсионеров [3, 9] определяют трансформацию условий труда, места и роли работников и руководителей. Для сотрудников актуальной необходимостью становится овладение наиболее востребованными работодателями надпрофессиональными soft-навыками. По разным классификациям, общими soft skills являются критическое мышление и решение проблем, коммуникация и сотрудничество, эмоциональный интеллект, умение принимать решения, адаптивность и гибкость [2, 9, 18, 45]. В сфере образования наиболее важные в XXI веке навыки организованы в систему Four Cs, элементами которой выступают: 1) критическое мышление (эффективное рассуждение, системное мышление, выдвижение суждений и умозаключений, решение проблем); 2) коммуникация (ясность общения); 3) коллаборация (работа в команде и с различными командами); 4) креативность и инновации (мыслить творчески, работать творчески с другими, внедрять инновации) [38]. Востребованные универсальные компетенции, систематизированные в Целевой модели компетенций 2025, включающей когнитивные навыки (саморазвитие, организованность, управленческие навыки, достижение результатов, решение нестандартных задач, адаптивность), социально-поведенческие навыки (коммуникация, межличностные навыки, межкультурное взаимодействие) и цифровые навыки (создание систем, управление информацией) [15], также подтверждают значимость осмысления. Овладение универсальными soft-навыками требует проявления логопроцессов: понимания, конструирования и аналитической оценки смысла, релевантного трудовой деятельности.

Преобразования во внешней среде определяют переосмысление места и роли сотрудников на всех уровнях организационной иерархии. Трансформация в сфере HR требует от работника понимания новых условий труда и профессиональной самоидентификации, от руководителей – управленческих решений по адаптации HRM-практики к новым условиям. Апелляция к смыслу является одним из адаптивных вариантов ответа организации на вызовы внешней среды.

Организационно-трудовые ценностные установки сотрудников нового поколения

Оценка целесообразности управления сотрудниками Gen Z (iGen) на основе смысла требует учитывать специфику объекта управления. Поколение Z представляет первое поколение сотрудников, на организационно-трудовые ценностные установки которых оказала влияние цифровая среда [37] (Prensky, 2001). Кроме того, следует принять во внимание и ожидаемый массовый приток на рынок труда рабочей силы новой генерации: «к 2025 году поколение Z (1997 года рождения и младше) будет составлять около 25% всей рабочей силы» [15].

Информационно-эмпирической базой изучения особенностей представлений «оцифрованного» объекта управления явились результаты масштабных исследований установок российских Gen Z в контексте рынка труда [1, 12, 13, 18]. Сложности для анализа обусловили качественная и количественная разнородность критериев оценивания, отсутствие измеримости показателей по всем исследуемым факторам, неопределенность формулировок («слегка направляет», «хороший контакт с руководителем», «высокая зарплата»), противоречивость данных. В частности, исследование Deloitte показывает, что покинуть нынешнюю компанию в течение 2 лет планируют 61% опрошенных [18], тогда как по данным Antal Russia, о смене работы задумываются 20% респондентов, 17% – готовы расстаться с работодателем [13].

Основными материальными мотиваторами для большинства опрошенных представителей сотрудников Gen Z являются уровень заработной платы и денежное вознаграждение (бонусы). Это – традиционные факторы, определяющие организационно-трудовые ценностные установки представителей различных генераций; в этом новое поколение сотрудников не отличается от предшественников. Обобщение организационно-трудовых ценностных установок, определяющих отношение молодых сотрудников к труду и лояльность к организации, позволило выявить следующие концепты.

1. Концепты понимания и осознания. Сотрудникам поколения «цифры» важно понимать смысл выполняемых рабочих задач и конечных целей деятельности. Осознанию собственного успеха и пользы бизнесу, являющихся важными факторами для Gen Z, способствует четкая и ясная постановка задач, разделение зон ответственности и оценка результата работы, отмеченных в числе приоритетов мотивации. Для Gen Z важно наличие «абсолютно понятной цели», им все «должно быть сразу понятно и "цепляюще"»; объяснение, обсуждение и аргументация являются единственно оправданным способом взаимодействия с Z [1].

Демотивирующим фактором рабочего процесса выступает ситуация, «когда нет понимания, в чем смысл рабочей задачи и что ее выполнение в итоге даст», считают 56% респондентов. Gen Z высоко оценивает умение руководителя четко и ясно ставить задачи (83%), и, соответственно, демотивирует опрошенных отсутствие четкого и подробного описания задачи и дедлайнов (53%) [12].

2. Концепт самости, Selfie, DIY (do-it-yourself). Gen Z – индивидуалисты, для них важны возможность самоидентификации, самореализации, профессионального и личного развития, карьерного продвижения. Причем профессиональный рост и личное развитие для 55% российских представителей Gen Z определяется следствием выполнения задач. Вместе с тем абсолютному большинству опрошенных Gen Z не свойственны амбиции стать руководителем: только 40% респондентов выразили такое желание [12].

3. Концепт рабочего гедонизма. Работа должна быть в радость, ее выполнение должно приносить удовлетворение и удовольствие [1, 12]. Возможность решать «интересные задачи» является мотивирующим фактором для большинства респондентов. Напротив, рутинные рабочие задачи, «неинтересные», «скучные» задачи [13], как и публичная критика, демотивируют Z.

4. Концепт сотрудничества. Цифровое поколение ценит важность партнерских отношений со взрослыми, комфортность рабочей среды и дружный коллектив. Опрошенные сотрудники Gen Z осознают демотивирующую роль «недружелюбной корпоративной культуры» на работе. Для них идеальный руководитель – ментор/наставник, тот, кто «слегка направляет» и помогает профессиональному и личностному развитию, умеет четко и ясно ставить задачи, способен давать feed-back и оценивать результат работы; лишь 17% опрошенных готовы признать руководителя только в силу иерархичности его положения в организации [12].

5. Концепты гибкости и краткосрочности. Gen Z предпочитают гибкие условия работы (гибкий график, удаленная работа, фриланс), позволяющие соблюдать баланс между рабочим и личным временем. Только 13% респондентов устраивает нормированный рабочий день в офисе, но вместе с тем только 19% опрошенных признают комфортной формой занятости полностью удаленную работу [12]. Занятость Gen Z на фрилансе или временных проектах составляет 14% против 4% среди представителей старших генераций [13]. Абстрактному будущему новое поколение сотрудников предпочитает краткосрочные проекты «здесь и сейчас»; для организации они могут явиться «трудовыми призраками» [5] (Ivanova, Ryabinina, 2019), готовыми покинуть компанию без объяснения причин.

Таким образом, обобщение организационно-трудовых ценностных установок сотрудников Gen Z позволило: 1) выявить наличие концептов, предполагающих осмысление (понимание, осознание); 2) установить, что процессы понимания и осознания в контексте выполнения рабочих задач и проявления трудовых отношений являются мотивирующими факторами для сотрудников поколения «цифры»; 3) выявить, что для Gen Z значимо присутствие смысла, имеющего как личностное значение (самости и рабочего гедонизма), так и смысла событий (организационного event-смысла: смысла рабочих задач, конечного результата, трудовых отношений, условий труда). Следовательно, внедрение трансформированного управления сотрудниками оцифрованного поколения на основе обращения к смыслу вполне разумно и может быть практически полезно для организации.

Теоретические предпосылки логоуправления

Концепт трансформированного управления человеком в организации выражает понятие «смысл». В соответствии с происхождением термина от древнегреческого слова λόγος, смысл – ведущая идея, причина, здравый смысл, разумное основание.

Обращение к смыслу как инструменту, используемому в организации для правдоподобного понимания неоднозначных, двусмысленных или запутанных проблем или ситуаций [25, 33, 39, 42, 47, 49] (Brown, Colville, Pye, 2015; Maitlis, Christianson, 2017; Sandberg, Tsoukas, 2015; Smith, 2016; Weick, 2015; Weick, Sutcliffe, Obstfeld, 2005), реализуют современные зарубежные подходы sensemaking и meaning making, изучение которых постепенно становится предметом отечественных исследований [4, 6] (Gudova, 2020; Konobeeva, 2015). Данные подходы «тесно связаны между собой и иногда используются как взаимозаменяемые» [26, с. 93]. Действительно, деятельностная сторона (making) является для sensemaking и meaning making общей и четко определяемой. Это – когнитивный и эмоциональный процесс делания или производства, включающий понимание и активное создание акторами событий, дискурсов, фреймворков [34, 28] (Maitlis, Christianson, 2014). Предметная сторона организационного производства содержит терминологическое различие как «смысл» (sense) и «значение» (meaning). Однако однозначное соотношение данных понятий отсутствует: смысл и значение могут и разграничиваться, и употребляться синонимично. Разнообразие трактовок смысла и значения, как установил Д.А. Леонтьев, обусловлено этимологическими различиями данных понятий в разных языках и проблемой разграничения данных дефиниций в социогуманитарных науках [8] (Leontev, 2003). Кроме того, следует учитывать и сосуществование факта, значения и смысла «в сложной, плотно переплетенной ткани вечно продолжающегося процесса неабстрагированного интерпретативного понимания» [27, с. 33] (Delia, 1997, р. 33), определяющего неоднозначность связи смысла и значения. Чтобы избежать дискуссии о проблеме перевода терминов, мы употребляем данные понятия в оригинальном обозначении.

Sensemaking и meaning making – организационные процессы, апеллирующие к опыту сотрудника и контексту ситуации. Сторонники sensemaking подчеркивают роль чувственного в осмыслении: восприятие смысла помогает «понять контекст, в котором работают компания и ее сотрудники» [24] и идентифицируют данный процесс с картографией – проясняющей, упорядочивающей, позволяющей совместную интерпретацию и конструирование в соответствии с опытом и пониманием [49, 24] (Weick, Sutcliffe, Obstfeld, 2005). Последователи meaning making акцентируют внимание на идентификации – определении места человека по отношению к понятой версии мира. Благодаря meaning making люди «сохраняют, подтверждают, пересматривают или заменяют элементы собственной ориентирующей системы для разработки более тонких, сложных и полезных систем» [29, с. 208] (Gillies, Neimeyer, Milman, 2014, р. 208). Это процесс, посредством которого люди интерпретируют ситуации, события, объекты или дискурсы в свете своих предыдущих знаний и опыта» [51] (Zittoun, Brinkmann, 2012). Коротко говоря, sensemaking – осмысление – понимание и конструирование событий как таковое, meaning making – осмысление – для себя, выявление и конструирование личностно-значимого смысла. Определяемые организационными процессами, sensemaking и meaning making изучаются как самостоятельные по отношению друг к другу подходы, применяемые в сфере управленческих решений и организационных изменений, инноваций и творчества, обучения и лидерства [24, 25, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 35, 50, 51] (Brown, Colville, Pye, 2015; Gillies, Neimeyer, Milman, 2014; Konlechner, Latzke, Güttel, Höfferer, 2019; Kramer, 2017; Maitlis, Christianson, 2017; Maitlis, Christianson, 2014; Peng, 2018; Will, Pies, 2018; Zittoun, Brinkmann, 2012), а не целенаправленно реализуемые в управлении человеком в организации.

Авторская позиция предполагает преодоление разрозненности sensemaking и meaning making и их систематизацию в едином организационном процессе с целью достижения синергетического эффекта осмысления общего и личностного смысла. Данную трансформацию мы определяем логоуправлением и предлагаем целенаправленную экспликацию концепта осмысленности в управление человеком в организации, подчеркивая разумность (рациональность) основания в руководстве людьми.

Концепт логоуправления

Логоуправление сотрудниками – вариант трансформации управления человеком в условиях неопределенности, основанный на обращении к смыслу.

Концептуальной установкой логоуправления является целенаправленное вовлечение сотрудников в осмысление текущей трудовой деятельности, решение проблем и event-конструирование в контексте организационных и личностных возможностей и рисков. Данная установка реализуется при ясной постановке рабочих задач и внедрении принципа прозрачности в управление. Под прозрачностью в данном случае понимается открытость и раскрытие информации, ее ясность, полнота и понятность для персонала, а также открытость, ясность и точность коммуникаций, способствующих созданию доверия и достижению целей организации [23, 41] (Albu, Flyverbom, 2016; Schnackenberg, Tomlinson, 2016).

В фокусе логоуправления находятся процессы выявления, понимания и конструирования сотрудниками жизнеспособного смысла событий – организационного event-смысла. Под жизнеспособностью смысла понимается практическая полезность event-конструирования, основанная на анализе сильных и слабых сторон, рисков внедрения, эффектов для сотрудника и организации. Поскольку смысл «обуславливается его <индивида> осознанными намерениями, реализуется им самим» [21, с. 337] (Yaspers, 1997), логоуправление учитывает личностность смысла – признание сотрудником важности смысла трудовой деятельности и взаимодействия с коллегами, осознание сотрудником собственного вклада в достижение организационных стратегических целей.

Системность логоуправления сотрудниками

Логоуправление человеком в организации реализует две подсистемы: 1) осмысленность организационного event-смысла и 2) оценку личной значимости понятого организационного event-смысла для сотрудника.

Первая подсистема логоуправления предполагает направление сотрудников на осмысление событий как попытку человека «сделать вещи рационально понятными себе и другим» [48] (Weick, 1993). Данная подсистема включает функции картографии и фасилитации. Картография направлена на прояснение, упорядочивание, совместную интерпретацию и конструирование событий HRM-процессов в непрерывном цикле управления.

Картография включает процедуры понимания смысла событий (декодирование, прояснение, проблематизацию, аналитическаую оценку) и конструирования (создание события – event-конструирование, аналитическую оценку жизнеспособности конструкции). При управлении осмыслением выполнения рабочих задач рекомендуется внедрение метода контрольных списков (G.H. Broadbent) [17, с. 260] (Spiridonov, 2019), предполагающего ответы на вопросы общего характера: «Что (в чем смысл)?», «Где (это можно применить)?» и «Зачем (как я могу это применить)?» с целью оценки эффективности продвижения.

Событие на данном этапе можно считать осмысленным, если структура смысла будет переведена сотрудниками в функциональную рамочную структуру (framework события), включающую набор ролевых характеристик персонала и процессов в сфере HRM и выражающую связи между ними. Поскольку события существуют в определенном контексте, на данном этапе возможно создание множества смыслов.

Назначение функции фасилитации – осмысленное взаимодействие сотрудников, создание доверия в трудовых отношениях. Реализации данной функции способствует осмысленная коллаборация сотрудников, направленная на достижение общей организационной цели при понимании смысла взаимодействия с коллегами при выполнении работы, собственного вклада в достижение целей организации, при осознании ответственности за общий результат работы. Для организации эффективного сотрудничества руководителю целесообразно создавать кросс-функциональные разновозрастные команды, позволяющие достичь синергетического эффекта за счет объединения человеческих ресурсов.

Вторая подсистема логоуправления реализует прагматически-личностную эпистемологию идентификации, когда «только сфера практического» [11, с. 153] (Pirs, 2000, р. 153) имеет полезное значение для жизнедеятельности и well-being сотрудника.

Данная подсистема логоуправления выстраивается как «распаковка» из организационного event-смысла нечто лично значимого для сотрудника (функция идентификации). Основная задача руководителя в данном случае – направить сотрудника на интерпретацию осмысленного «для себя» – на выявление и (или) конструирование из множества смыслов личностно-значимого смысла. Другими словами, это побуждение сотрудника ответить на контрольный вопрос «Что это мне даст?», визуализировав варианты ответов в рамочной структуре (framework) пользы.

Функция развития реализуется при организации корпоративного осмысленного обучения и построения карьеры. Данным процедурам соответствуют операции применения результатов обучения на практике и обмен знаниям и составления карт карьеры.

Декомпозиция управления сотрудниками поколения Z на основе смысла отображена на рисунке 1, где: I – осмысление, I.1 – картография, I.1.1 – понимание, I.1.1.a – составление контрольных списков, I.1.1.b – framework события, I.1.2 – конструирование, I.1.2.a – event-конструирование, I.1.2.b – SWOT-анализ конструкции, I.2 – фасилитация, I.2.1 – осмысленная коллаборация, I.2.1.a – ясная постановка задач, I.2.1.b – создание кросс-функциональных команд, II – оценка личной значимости организационного event-смысла для сотрудника, II.1 – идентификация, II.1.1. – интерпретация пользы для сотрудника, II.1.1.a – framework пользы, II.2 – развитие, II.2.1 – осмысленное обучение, II.2.1.a – применение знаний на практике, II.2.1.b – обмен знаниями, II.2.2 – проектирование карьеры, II.2.2.a – карта карьеры.

Рисунок 1. Декомпозиция логоуправления сотрудниками Gen Z

Источник: составлено авторами.

Оценка практической полезности логоуправления сотрудниками для организации может быть построена в соответствии с показателями оценки эффективности HRM [10, 16, 19, 20, 22, 36, 44] (Cheglakova, Kabalina, 2016; Chulanova, Bulgakova, 2019; Phillips, 2003; Odegov, 2011), включающими продуктивность сотрудников, удовлетворенность сотрудников заработной платой, лояльность, удовлетворенность, вовлеченность сотрудников, текучесть кадров, Well-being, ROI и влияющими на достижение основных экономических показателей компании.

Заключение

Таким образом, анализ факторов внешней среды, особенностей представлений объекта управления позволил установить целесообразность внедрения трансформированного управления человеком в организации – управления на основе смысла. Логоуправление релевантно неопределенной и амбивалентной ситуации и организационно-трудовым ценностным установкам молодого поколения сотрудников.

Оценка целесообразности управления Z-сотрудниками учитывает, что логоуправление не рассматривается альтернативой различным теориям и практикам управления людьми в организации (стратегическому управлению человеческими ресурсами, управлению на основе целей, управлению на основе ценностей и т.д.). Это – онтологизация управления человеком: смысл является рационально-логической основой решения оперативных и стратегических задач в HRM, построения и анализа целей и ценностей, соответственно – в MBO и в MBV.

Вместе с тем внедрение логоуправления сотрудниками новой генерации может быть сопряжено с рисками, связанными с изменением ценностей по мере взросления в соответствии с «поколенческой диагональю» [30, c. 45] (Howe, Strauss, 2007, р. 45) и обусловленными возможностью профессионального выгорания персонала после первых пяти лет работы и, как следствие, ограниченностью «прогнозирования эффективности работы» [40, с. 269] (Schmidt, Hunter, 1998, р. 269).


References:

2019 survey results WELL-BEING Russia. Mercer Marsh Benefits™. Retrieved June 25, 2020, from https://www.marsh.com/ru/ru/insights/research-briefings/Well-being-survey-2019.html

Business Ethics (2019).

Rossiya 2025: ot kadrov k talantam (2017).

Atlas novyh professiy 3.0 [The Atlas of new professions 3.0] (2020). (in Russian).

Atlas novyh professiy. Vtoraya redaktsiya [The Atlas of new professions. Second edition] (2015). (in Russian).

Sbalansirovannaya sistema pokazateleĭ [Balanced scorecard] (2006). (in Russian).

Albu O.B., Flyverbom M. (2016). Organizational Transparency: Conceptualizations, Conditions, and Consequences Business & Society. (58). 1-30.

Brown A.D., Colville I., Pye A. (2015). Making Sense of Sensemaking Organization Studies. (2). 265-277.

Cheglakova L.M., Kabalina V.I. (2016). Vovlechënnost personala: teoreticheskie podkhody, empiricheskie rezultaty [Employee engagement: theoretical approaches, empirical results]. Bulletin of the Nizhny Novgorod University. N.I. Lobachevsky. Series: Social Sciences. (1). 121-128. (in Russian).

Chulanova O.L., Bulgakova S.A. (2019). Issledovanie primeneniya tekhnologii «well-being» v gumanizatsii trudovoy deyatelnosti personala organizatsiy v tsifrovoy ekonomike [A study of the well being technology in the humanization of staff activity in the organizations in the digital economy]. Vestnik Evraziyskoy nauki. (3). (in Russian).

Delia J.G. (1997). Interpretation and evidence Western Journal of Speech Communication. 41 32-42.

Gillies J., Neimeyer R.A., Milman E. (2014). The meaning of loss codebook: construction of a system for analyzing meanings made in bereavement Death Studies. (38). 207-216. doi: 10.1080/07481187.2013.829367.

Gudova E.A. (2020). Issledovanie smysla v organizatsiyakh. Predposylki i elementy kontseptsii sensemaking K. Veĭka [Finding sense in organization studies: assumptions and features of k. weick’s sensemaking approach]. Sotsiologicheskoe obozrenie. (1). 283-304. (in Russian). doi: 10.17323/1728-192x-2020-4-283-304.

Howe N., Strauss W. (2007). The Next 20 Years: How Customer and Workforce Attitudes Will Evolve Harvard Business Review. 41-52.

Ivanova O.E., Ryabinina E.V. (2019). Trudovoy gosting kak organizatsionnoe otchuzhdenie [Labor ghosting as organizational alienation]. Creative economy. (7). 1411-1428. (in Russian). doi: 10.18334/ce.13.7.40836.

Konlechner S., Latzke M., Güttel W., Höfferer E. (2019). Prospective sensemaking, frames and planned change interventions: A comparison of change trajectories in two hospital units Human Relations. (4). 706-732.

Konobeeva E.A. (2015). Proizvodstvo smyslov v rabote gosudarstvennyh organizatsiĭ: sluchaĭ «Pochty Rossii» [Sensemaking in state-owned enterprises: the case of "russian post"]. Economic sociology. (3). 46-73. (in Russian).

Kramer M. (2017). Sensemaking

Leontev D.A. (2003). Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy realnosti [The psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality] (in Russian).

Maitlis S., Christianson M. (2014). Sensemaking in Organizations: Taking Stock and Moving Forward Academy of Management Annals. (1). 57-125.

Maitlis S., Christianson M. (2017). Sensemaking in Organizations: Taking Stock and Moving Forward Academy of Management Annals. (1).

Odegov Yu.G. (2011). Otsenka effektivnosti raboty s personalom: metodologicheskiĭ podkhod [Evaluation of the efficiency of work with personnel: methodological approach] (in Russian).

Peng H. (2018). Distributed imagining processes in organizational change sensemaking Journal of Organizational Change Management. (31 (7)). 1368-1382.

Phillips J. J. (2003). Return on Investment in Training and Performance Improvement Programs

Pirs Ch. (2000). Nachala pragmatizma [The beginning of pragmatism] (in Russian).

Prensky M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants On the Horizon. (5). 1-6.

Preparing 21st Century Students for a Global Society. An Educator’s Guide to the “Four Cs”. Washington, DC: National Education Association, 2014. Retrieved June 09, 2020, from http://www.nea.org/assets/docs/A-Guide-to-Four-Cs.pdf

Sandberg J., Tsoukas H. (2015). Making sense of the sensemaking perspective: Its constituents, limitations, and opportunities for further development Journal of Organizational Behavior. (36). 6-32.

Schmidt F.L., Hunter J.E. (1998). The Validity and Utility of Selection Methods in Personnel Psychology: Practical and Theoretical Implications of 85 Years of Research Findings Psychological Bulletin. (2). 262-274.

Schnackenberg A.K., Tomlinson E.C. (2016). Organizational Transparency Journal of Management. (7). 1784-1810. doi: 10.1177/0149206314525202.

Smith P. (2016). Boundary emergence in inter-organizational innovation: The influence of strategizing, identification and sensemaking European Journal of Innovation Management. (19). 47-71.

Spiridonov V.F. (2019). Psikhologiya myshleniya: Reshenie zadach i problem [Psychology of thinking: The solution of tasks and challenges] (in Russian).

The Digitization of the World from Edge to CoreAn IDC White Paper. Retrieved May 17, 2020, from https://www.seagate.com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf

The Future of Jobs Employment, Skills and Workforce Strategy for the Fourth Industrial Revolution. Global Challenge Insight Report. January 2016. Retrieved May 17, 2020, from http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs.pdf

Tulder R., Verbeke A., Jankowska B. (2019). International Business in a VUCA World: The Changing Role of States and Firms

Weick K.E. (1993). Reprinted from The Collapse of Sensemaking in Organizations: The Mann Gulch Disaster by Karl E Weick published in Administrative Science Quarterly. 38 628-652.

Weick K.E. (2015). Ambiguity as Grasp: The Reworking of Sense Journal of Contingencies, Crisis Management. (2). 117-123.

Weick K.E., Sutcliffe K.M., Obstfeld D. (2005). Organizing and the Process of Sensemaking Organization Science. (4). 409-421.

Will M.G., Pies I. (2018). Sensemaking and sensegiving: A concept for successful change management that brings together moral foundations theory and the ordonomic approach Journal of Accounting & Organizational Change. doi: 10.1108 / JAOC-11-2016-0075.

Yaspers K. (1997). Obshchaya psikhopatologiya [General psychopathology] (in Russian).

Zittoun T., Brinkmann S. (2012). Learning as Meaning Making

Страница обновлена: 26.04.2025 в 22:44:56