Бизнес-модели инноваций в цифровой экономике

Терешкина Н.Е.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ", Россия, Новосибирск

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 1 (Январь-март 2022)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=48333784
Цитирований: 5 по состоянию на 07.08.2023

Аннотация:
Статья посвящена исследованию бизнес-моделей инноваций компаний, которые смогли достичь значительных успехов благодаря использованию нестандартных новых подходов в организации своего бизнеса. В работе приведена сущность бизнес-модели инноваций, рассмотрены основные типы бизнес-моделей инноваций в электронной коммерции и дана их детальная характеристика; выявлены компоненты и специфические особенности бизнес-моделей отдельных мировых компаний-лидеров. Статья ориентирована на предпринимателей и исследователей в сфере инноваций в цифровой экономике.

Ключевые слова: инновации, бизнес-модель, Интернет-технологии, электронная коммерция, компания

JEL-классификация: M21, O31, O32, O33



Введение. Бизнес-модели инноваций привлекли широкое внимание и тесно связаны с расширением и применением сети Интернет в деловом мире с середины 1990-х годов. Развитие информационных технологий и популяризация интернета и интернет-устройств вывели конкуренцию бизнес-моделей инноваций на беспрецедентный уровень. Интернет-медиатехнология является своего рода характеристикой инновационного творчества, она имеет множество функций, таких как глобальное освобождение от временных ограничений, снижение асимметрии информации, сокращение транзакционных издержек, неограниченная виртуальная потенциальная емкость. Именно благодаря этим характеристикам появление интернета изменило базовую среду конкуренции в бизнесе и переписало экономические правила, ознаменовав наступление эры цифровой экономики.

Интернет позволил использовать большое количество инновационных методов ведения бизнеса, и на его основе появился ряд новых предприятий. Некоторые сравнительно недавно появившиеся компании, такие как Yahoo, Amazon и eBay, успешно вышли на рынок и достигли высокого развития всего за несколько лет. Многие собственники бизнеса сразу же стали миллионерами или даже миллиардерами, что произвело мощный демонстрационный эффект. Их способ получения доходов, очевидно, отличается от способов зарабатывания денег на традиционных предприятиях. В результате стал популярным термин «бизнес-модель». Он используется для описания того, как эти предприятия получают доходы. Появление новых интернет-компаний также оказало глубокое влияние на многие традиционные предприятия. Например, компания Amazon всего за несколько лет превратилась в крупнейшего книжного ритейлера в мире, поставив серьезные задачи перед традиционными книжными магазинами-конкурентами и создав бизнес-модели инноваций, демонстрирующие высокую жизнеспособность и конкурентоспособность. Независимо от того, готовится ли компания начать бизнес или уже работает на существующих рынках, это побуждает фундаментально переосмыслить способ зарабатывания денег и подумать о своей бизнес-модели, особенно в период экономических преобразований и/или кризисов.

Целью статьи является исследование особенностей практического использования основных бизнес-моделей инноваций компаний с применением интернет-технологий.

Научная новизна заключается в совершенствовании классификации особенностей и типов основных бизнес-моделей инноваций в мировой практике, которые обоснованно разделены на пять основных: в торговле, обработке информации, развлекательном контенте, социальных новостях и бытовых услугах.

Авторская гипотеза предполагает, что для повышения конкурентоспособности и доходов организация должна непрерывно совершенствовать свои бизнес-процессы и находится в постоянном поиске лучших моделей ведения бизнеса.

В концепции бизнес-модели на самом деле нет ничего особенного, но в последние годы им уделяется все большее внимание. Это связано с тем, что бизнес-модели возникли в результате глобализации и появилось много «новых» и «креативных» бизнес-моделей инноваций, и их появление обусловлено новаторством (в том числе неординарностью и ценностью), способностью ниспровергнуть многие традиционные бизнес-модели и процессы.

Чтобы понять, что такое бизнес-модели инноваций, рассмотрим сущность бизнес-модели. Бизнес-модель – это ключевое слово, использующееся для описания нового бизнес-феномена в эпоху цифровой экономики. Однако ее применение не ограничивается интернет-индустрией, а распространено и в других отраслях, ее часто используют не только предприниматели, но и технические специалисты, юристы, венчурные инвесторы, академические исследователи и другие. Термин «бизнес-модель» стал популярным, когда в 1995 г. начался взрывной рост веб-сайтов электронной коммерции по всему миру. Они стали широко использоваться различными отраслями: от науки до промышленности.

Хотя значение бизнес-модели изначально было неоднозначным, примерно к 2000 г. зарубежные ученые постепенно пришли к единому мнению, что в основе ее концепции лежит создание ценности. Тем не менее однозначной трактовки этого термина в экономике нет. Например, это подтверждают детальные исследования, проведенные в работах Денисова И.В., Жайлауова Е.Б. [4–6, 8] (Denisov, 2019, 2020; Zhailauov, 2019). Отечественные авторы приводят очень разнообразные определения этого понятия. Кузнецова Н.А. сущность бизнес-модели формулирует как конкретный инструмент принятия решений [11] (Kuznetsova, 2019). Камзабаева М.С. рассматривает бизнес-модели как инструмент стратегического менеджмента, позволяющего в сконцентрированной форме определить концепцию стратегии организации [9, с. 129] (Kamzabaeva, 2019, р. 129). Орехова С.В. считает, что бизнес-модель представляет собой логику построения/ведения предпринимательской деятельности, использующую весь спектр доступных методов, инструментов и ресурсов и направленную на создание и предложение ценности для ее последующей монетизации и извлечения прибыли [13, с. 66] (Orekhova, 2020, р. 66). На наш взгляд, бизнес-модель относится к базовой логике создания ценности предприятием, то есть к тому, как организация реализует свои продукты/услуги клиентам и получает прибыль в определенной цепочке создания стоимости; это то, как предприятие зарабатывает деньги.

Бизнес-модель можно определить как системную точку зрения на то, как организации создают стоимость; как новое перспективное бизнес-мышление, ориентированное на анализ способов создания дополнительной стоимости, т.е. с помощью каких методов компания получает доходы от организации своего бизнеса. Полагаем, что бизнес-модель представляет собой стоимостное значение относительно создания соответствующей «серии действий», включая стратегии и бизнес-цели, ключевые виды деятельности, управление ресурсами, партнеров, логистику и пр. Бизнес-модель – это взаимозависимая и взаимосвязанная интерактивная система, предназначенная для улавливания и удовлетворения потребностей рынка, создания ценности для всех заинтересованных сторон. Это целостная концепция, которая требует от компании рассмотрения проблемы на системном уровне мышления.

Более важными, чем определение бизнес-модели, являются причина и предыстория, которые вывели ее на столь высокий уровень. Бизнес-модель получила широкое распространение после того, как электронная коммерция стала популярной, потому что электронная коммерция сама по себе является своего рода информационной революцией, которая повлияла на организации, потребителей и правила ведения бизнеса [10] (Kostin, 2020). Самая важная причина заключается в том, что электронная коммерция значительно снижает транзакционные издержки и, следовательно, создает множество методов ведения бизнеса, которые были невозможны в прошлом. Раньше компаниям приходилось тратить большие усилия для изучения и формирования портрета потребителя, т.к. они не знали, кто видит рекламу, кто купил продукт, но теперь вся информация о покупках на онлайн-платформе видна, и в наличии все сведения и данные, которые можно отслеживать. Независимо от того, насколько компания может полагаться на интернет для охвата потребителей на глобальном рынке, она может трансформироваться и состязаться с бизнес-конкурентами по всему миру, что иначе было бы невозможно. Электронная коммерция также позволяет многим расширять спектр услуг, от продукции студентов-дизайнеров до продажи любых товаров, а также дает возможность использовать другие каналы или организации и поддерживать долгосрочные отношения с клиентами с очень низкими для себя затратами. Иными словами, поскольку отношения с потребителями могут поддерживаться в течение длительного времени, а объем бизнеса намного больший, чем был ранее, нет необходимости полагаться на традиционный метод оплаты клиентом каждой отдельной услуги, т.е. некоторые услуги могут быть предоставлены сначала бесплатно, привлекая новых клиентов, а потом часть прибыли восполнится за счет других сервисов. Такие изменения в информационной модели обслуживания потребителей стимулировали многие инновации и предоставили множество различных бизнес-возможностей.

Последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. выявили, что многие интернет-компании владеют отличными технологиями, а некоторые обанкротились из-за отсутствия хорошей бизнес-модели. Другие, хотя их технологии поначалу казались не самыми лучшими, все же продолжают успешно развиваться благодаря удачным бизнес-моделям [2, с. 36] (Bauer, 2017, р. 36). В результате важность бизнес-моделей становится все более очевидной. В эпоху глобализации, ускорения НТП и все более нестабильной деловой среды наиболее важным фактором, определяющим успех или неудачу предприятия, стала занимать преимущественное место не технология, а именно его бизнес-модель.

Например, такая компания, как Netflix, была основана в 1997 г. и зарегистрирована в 2002 г. Она представляла собой библиотеку фильмов и телесериалов. В ее продукции действительно нет ничего нового. Можно было бы взять напрокат компакт-диски у многочисленных конкурентов, например на Blockbuster, но Netflix изменила способ аренды компакт-дисков. На Netflix можно получить доступ через интернет-браузер на компьютере или с помощью прикладного программного обеспечения, установленного на смарт-телевизоры, телевизионные приставки, подключенные к телевизорам, планшетные компьютеры, смартфоны, цифровые медиа-плееры, Blu-Ray Disc плееры, игровые консоли и гарнитуры виртуальной реальности. В США компания предоставляет в аренду DVD и Blu-ray диски, доставляемые индивидуально через почтовую службу с региональных складов. Новаторски сдавая в аренду компакт-диски, Netflix вытеснила Blockbuster с рынка [15].

Хотя число бизнес-моделей практически бесконечно, большинство основных операций в электронной коммерции могут быть классифицированы по следующим пяти типам бизнес-моделей, как показано в таблице 1 и описано ниже.

Таблица 1

Основные типы бизнес-моделей в электронной коммерции

Бизнес-модель инновации
Типичный представитель на рынке
Компетенция
Основной источник прибыли
Торговля
Yahoo Mall, Aliexpress, Ozon, Wildberries, Uber, Yandex Market
Содействие сделке купли-продажи
Спреды, комиссия за рекламу, комиссия за транзакции
Обработка информации
Google, Baidu, WhatsApp, Messenger, Skype
Обработка, доставка, классификация, поиск сообщений
Плата за рекламу
Развлекательный контент
Youtube, Twitch, Music Yandex, KK Box, Netflix
Обращение к содержимому ресурса
Членские взносы, плата за рекламу
Социальные новости
Twitter, Facebook, VK, WeChat
Содействие межличностному общению
Реклама, прибыль от дополнительных услуг
Бытовые услуги
Travelata, Sberbank Online, Pecom
Повышение удобства обслуживания или добавленной
стоимости
Прибыль от услуги, плата за рекламу
Источник: разработано автором.

1. Торговля. Любой веб-сайт, чья прибыль формируется от сделки и продвижения товаров/услуг, относится к этой категории, независимо от отношения между бизнесом и конечным потребителем, будь то B2B, B2C, C2B или C2C. Основная компетенция данного типа бизнес-модели заключается в интеграции информации между покупателями и продавцами или помощи в управлении цепочкой поставок. Конечная цель работы заключается в содействии осуществления сделок.

2. Модель обработки информации. Это наиболее развитая бизнес-модель, но она продолжает вводить инновации до сих пор. Наиболее ярким представителем можно назвать Google. Основные возможности этой модели заключаются в сборе, обработке и анализе различных форм информации для удовлетворения широких потребностей пользователей. Является ли информация текстом, фото, продукцией, звуком, формой рельефа, даже такая информация, как визуальная, например, дороги, состояние городского трафика, погода, необходимая для автомобильной навигации, в реальном мире может быть собрана и проанализирована. Услуги передачи информации через компьютеры, мобильные телефоны, гарнитуры виртуальной реальности, экран автомобиля и другие устройства для передачи непрерывно обеспечивают новую стоимостную ценность информации, а также потребительский опыт. Так как эта модель, как правило, не включает доход от сделки купли-продажи товаров/услуг, метод прибыли в данной модели – рекламные сборы. Например, основной доход Google формируется различными рекламными сборами, такими как поиск по ключевым словам или рекламные сборы за визуальную рекламу.

3. Развлекательный контент. Эта модель предусматривает использование контента через интернет для загрузки на локальное устройство или в виде потокового вещания через веб-сайт. Ведущими представителями можно назвать Youtube, Twitch, Music Yandex, KK Box, Netflix и другие видео- и музыкальные сайты. С популяризацией планшетных компьютеров, смартфонов, смарт-телевизоров, VR-устройств модель развлекательного контента будет продолжать развиваться, создавая более разнообразный и богатый контент. А традиционное телевидение, печатные СМИ, радио, на наш взгляд, будут все больше терять конкурентные позиции в первую очередь из-за отсутствия интерактивности. Модель развлекательного контента позволяет пользователям участвовать в процессе взаимодействия с ресурсом, дает возможность поделиться контентом с друзьями в любое время, активно выбирать контент, необходимый в данный момент. Эта модель, как правило, не включает в себя товарные сделки, поэтому прибыль здесь формируется за счет платы за рекламу или членских взносов. Например, основной доход Youtube получает от различных рекламных сборов, Netflix и Яндекс.Музыка – за счет членских взносов.

4. Социальные новости. Социальное взаимодействие является наиболее важной потребностью людей во всем мире, и интернет-технологии дали новую жизнь социальной модели. В настоящее время можно сказать, что модель социальных новостей – одна из самых популярных моделей. Многие люди считают социальные инструменты наиболее важными средствами для взаимодействия с друзьями, родственниками, для корпоративных коммуникаций в противовес использованию традиционной телефонной связи. Эту модель реализуют такие компании, как Twitter, Facebook, VK, WeChat. Ее основные возможности призваны облегчить и обогатить межличностное общение через различные инновационные функции или применить его к коммерческим сделкам и продвижению. Оригинальная социальная бизнес-модель необязательно предполагает сделку купли-продажи товаров/услуг, инновацией в ней выступает функция покупки фотографий, динамичных изображений, звука и текстов, позволяя пользователям применять мультимедиа-вставки вместо текстовых сообщений, например, чтобы выразить более богатые эмоции, сделать межличностное общение более живым и интересным. Поэтому получение дохода в такой модели осуществляется за счет оплаты размещения рекламной продукции и производства дополнительных продуктов/услуг.

5. Бытовые услуги. Несмотря на передовые технологии, люди живут в физическом мире, с необходимостью есть и пить, с потребностью в жилье, транспорте и другими потребностями, которые не могут быть выполнены в виртуальном мире. Таким образом, моделью бытовых услуг является использование онлайн-инструментов для оказания помощи различным операциям в физическом мире. Объем этой модели очень широк. Несмотря на то, что она начала развиваться сравнительно недавно, такая модель быстро и бурно растет с популяризацией мобильных устройств. Это одна из самых потенциально емких моделей в ближайшем будущем. Поскольку любые виды деятельности, будь то потребление пищи, использование одежды, жилья, транспорта, получение образования и развлечений в жизни, сколько бы они ни были переплетены с информационными технологиями и инструментами, в конечном счете должны потребляться в физическом мире, то используется представленная модель. Это так называемый O2O-маркетинг (система инструментов, которая использует продвижение в интернете для переноса трафика клиентов в физические точки продаж компании) виртуальной и реальной интеграции. В качестве примера можно привести покупку продуктов питания, ресторанных ваучеров, услуги интернет-турагентств, которые часто интегрируют продажу международных авиабилетов, размещение в отелях, аренду автомобилей, питание и другие многочисленные туристические услуги, но потребители по-прежнему должны использовать их в физическом мире после покупки.

Таким образом, можно сделать заключение, что существует новая форма инноваций, которая отличается от продуктовых или технологических инноваций. Ее можно назвать инновацией процессов, не требующей больших затрат на НИОКР. Эта новая форма инноваций сосредоточена на способе ведения бизнеса, то есть на бизнес-модели.

Примерно в 2003 г. инновации и разработка хороших бизнес-моделей стали новым направлением в практике ведения бизнеса. Как отмечает Бек Н.Н., наблюдался также всплеск внимания к бизнес-моделям инноваций в академической среде [3, с. 141] (Bek, 2018, р. 141). Бизнес-модели инноваций начали привлекать все большее внимание, т.к. они приносят стратегические конкурентные преимущества, и это то, что компаниям необходимо в новую эпоху цифровой экономики. Таким образом, бизнес-модель инноваций относится к изменениям в базовой логике, обеспечиваемой созданием корпоративной стоимости.

Поскольку конкретные формы компонентов бизнес-модели, их взаимосвязь и комбинация механизмов действия практически безграничны, существует множество типов бизнес-моделей инноваций. Тем не менее можно выделить четыре основных компонента бизнес-модели инноваций на примере успешных компаний.

Во-первых, это предоставление совершенно новых продуктов/услуг, создание новых промышленных отраслей или новые способы реализации существующих продуктов/услуг. Например, продукты и услуги кредитования Grameen Bank для бедных открыли новую отрасль, которая не имела аналогов во всем мире [14, с. 41] (Popkova, 2019, р. 41). С запуском App Store и iTunes и всеми нововведениями Apple добавил платформу распространения в бизнес-оборудования, что сделало этот бизнес более ценным. Компания получает доходы от продажи этих устройств, но также получает прибыль от продажи контента, воспроизводимого на оборудовании. Здесь просматривается взаимодополняющая взаимосвязь между инновациями в продуктах и бизнес-моделью инноваций. Книги Amazon ничем не отличались от продукции других розничных книжных магазинов, но способ их продажи был совершенно иной. Southwest Airlines, так же как и другие авиакомпании, предоставляет услуги по авиаперевозкам, но способ их реализации отличается от существующих авиакомпаний с полным спектром услуг [1, с. 38] (Batovrina, 2018, р. 38).

Во-вторых, это условие, когда бизнес-модель организации значительно отличается от других компаний, по крайней мере по целому ряду элементов, а не по узкому перечню признаков. Например, Grameen Bank отличается от традиционных коммерческих банков тем, что его деятельность в основном нацелена на женщин, банк имеет небольшие кредитные линии и не требует гарантий или ипотечных условий от заемщиков [14, с. 41] (Popkova, 2019, р. 41). По сравнению с традиционными книжными магазинами Amazon предлагает широкий ассортимент товаров, продаваемых через интернет, и доставляет эти товары. Southwest Airlines также отличается от других авиакомпаний по многим аспектам, таким как предоставление только базовых услуг по воздушному сообщению, отказ от создания салонов бизнес-класса, эксплуатация только одного типа самолетов и использование аэропортов только в крупных городах.

В-третьих, это концептуальное бизнес-мышление, которое позитивно отражается на показателях рентабельности, дохода, на конкурентном преимуществе и т.д. Например, Grameen Bank не считает прибыль своей основной целью (хотя этот банк всегда был рентабельным), а в качестве своей цели ставит стремление к борьбе с бедностью клиентов. Tesla продает автомобили через собственные магазины, вместо того чтобы позволять это дилерам по франшизе. Компания полностью контролирует весь процесс от проектирования до производства и продажи [16, с. 40] (Soltyev, 2015, р. 40). Традиционные автомобильные производители (например, Toyota, Mercedes, Hyundai и др.) используют для своих продаж сторонних франчайзинговых дилеров, поэтому они не могут полностью контролировать свое взаимодействие с конечными потребителями. И такая обратная связь позволяет Tesla постоянно обновлять свои продукты и опережать конкурентов. Речь идет не только об автомобилях, это более широкая перспектива ведения бизнеса. Хорошие показатели компании Amazon по основным критериям эффективности также демонстрируют преимущества ее бизнес-модели, например превращение Amazon в крупнейший книжный магазин в мире всего за несколько лет. Скорость оборачиваемости запасов в несколько раз более высокая, чем у конкурентов, дает компании уникальное конкурентное преимущество. Маржа прибыли Southwest Airlines в течение многих лет была выше, чем у компаний с полным спектром услуг.

В-четвертых, это множество стратегий конверсии и вариантов действий путем создания ценностных предложений. В качестве примера вновь можно привести опыт Amazon в США. Компания начинала в качестве книжного онлайн-магазина, а теперь превратилась в глобальный рынок электронной коммерции. Этот гигант сегодня занимает почти 40% мирового рынка интернет-продаж. За прошедшие годы Amazon диверсифицировала свою деятельность во все сферы жизни и сохранила очень высокие темпы роста, сопоставимые с новыми предприятиями. Amazon AWS не только доминирует в сфере электронной коммерции, но и является крупнейшим облачным сервисом, намного превосходящим Microsoft Azure; ее голосовой помощник Alexa является умным помощником, который проник в большинство домов на планете; она также управляет Amazon Prime Video, платформой для прямой трансляции и стриминга Twitch, активно инвестирует в кино и телевидение, в развлекательную индустрию, игры [7, с. 189] (Ziangirova, 2017, р. 189).

Amazon является не единственной компанией, которая постоянно обновляет и совершенствует свою бизнес-модель. Индустрия видеоигр, например, в последние годы пережила несколько вариантов бизнес-моделей инноваций, в каждой из которых сформированы новые способы получения доходов. Когда впервые были созданы видеоигры, консоли, на которых они размещались, были дорогими и громоздкими, что делало их недоступными для большинства потребителей. Это привело к появлению игровых автоматов, которые взимали с клиентов плату за приобретение жетонов, необходимых для игры. Однако производственные процессы и технологические достижения позволили создать более дешевые и малогабаритные консоли, поэтому такие компании, как Atari, воспользовались потенциальным спросом, начав продажи продукции напрямую покупателю, что явилось очередной бизнес-моделью инноваций. А совсем недавно разработчикам игр пришлось быстро внедрять бизнес-модели инноваций, чтобы удовлетворить растущие потребности клиентов, многие из которых желают играть непосредственно на собственных смартфонах.

Первоначально многие компании скорректировали свои подходы к организации бизнеса таким образом, чтобы получать плату с потребителей за подписку на игры или вынуждая их платить за открытие новых уровней в игре. Некоторые из этих компаний, однако, смогли обновить свои бизнес-модели, сделав игровой процесс бесплатным для конечного пользователя, но включив рекламу в приложениях или продавая побочные товары, например, такие как сувениры с игровой атрибутикой. Они обнаружили, что такая практика позволила значительно расширить аудиторию пользователей, а также увеличить доходы от них.

При этом реинжиниринг бизнес-моделей открывает новые возможности для создания ценности. Происходит нечто совершенно новое, не имеющее ничего общего с оцифровкой бизнеса. Это свойство иного характера, т.е. цифровизация позволяет компаниям вести бизнес по-новому.

Если компания просто модифицирует продукт, чтобы он стал лучше, например, добавит дополнительную функцию или заставит его работать быстрее, это не изменит интерактивную систему. Поэтому когда речь идет о бизнес-моделях инноваций, то имеется в виду новая модель ведения бизнеса в отрасли. Бизнес-модель инноваций относится к разработке новой интерактивной системы, к процессу создания системы и ее внедрению в корпоративной среде. Как отмечают Амит Р. и Зотт К., – и это очень важно – этот процесс включает в себя постоянную корректировку модели для адаптации к динамике меняющейся экосистемы или среды, в которой конкурирует предприятие [19, с. 22] (Amit, Zott, 2020, р. 22). Что крайне важно и актуально в современной очень высокой нестабильности экзогенных и эндогенных факторов функционирования организации.

Так, реклама по ключевым словам (AdWords), используемая Google, является успешной бизнес-моделью (хотя эта модель впервые была применена не Google, но именно эта компания максимально использует этот метод) [18, с. 114] (Yagodkin, 2018, р. 114). AdWords представляет собой бизнес-модель инноваций. В рамках первоначальной архитектуры поисковой системы Google сначала предоставила емкую и простую в использовании поисковую систему. Однако несмотря на наличие полезной функции поиска, тысячи рекламных объявлений остаются необъятными для пользователя. Google предоставляет инструмент и методы, с помощью которых рекламодатель сам решает, где и кому будут показываться его объявления, а Google делает так, чтобы их увидели только заинтересованные пользователи.

Пример Tesla демонстрирует ловушку, в которую часто попадают компании. Это ловушка иерархического анализа, т.е. компании продолжают обращать внимание в основном на то, что они считают самым важным. Например, производимые продукты/услуги в автомобильной промышленности, что вполне очевидно. Многих из них заботят только сами автомобили, элементы их конструкции, устройство двигателей, системы безопасности и пр. Они полностью ориентированы на автомобильный продукт. Однако руководство Tesla предполагает, что автомобиль в качестве продукта – это определенное видение. Другое видение – использовать автомобиль в качестве программной платформы или даже как услугу. Это совершенно иной уровень анализа.

Ценным инструментом для распространения и виральности контента оказалась возможность его бесплатного доступа. Он также играет важную роль в продвижении сетевых эффектов, потому что бесплатность стимулирует стремительное увеличение количества пользователей с целью быстрого достижения критической точки, необходимой для запуска сетевых эффектов. Используя LinkedIn в качестве примера, можно увидеть, что если компания хочет получить миллионы пользователей, базовая учетная запись должна быть предоставлена бесплатно. Опыт работы LinkedIn демонстрирует, что можно предоставлять продукт/услугу бесплатно и при этом получать прибыль.

В бизнес-модели инноваций, основанной на рекламе, действует правило, что пока есть достаточное количество бесплатных пользователей, даже если они не платят компании, они могут пользоваться ее сервисами и по-прежнему создавать ценность для нее. Например, Facebook не взимает плату с пользователей, но приносит высокую валовую прибыль собственникам, продавая целевую рекламу.

Бесплатность – это коммерческий инструмент многих бизнес-моделей, который используется для привлечения пользователей и достижения необходимой критической массы, в то время как платная версия программного обеспечения позволяет компаниям получать выгоду от этих пользователей после того, как ценность продукта становится очевидной. Dropbox – отличный пример успеха условно-бесплатного бизнеса. Предоставляя 2 Гб дискового пространства бесплатно, Dropbox привлек большую базу пользователей, часть которых позже превратилась в платных клиентов, желающих иметь больше места для хранения информации и получать дополнительные удобства сервиса. На сегодняшний день существенный процент приложений, размещенных на Google Store, используют такую же бизнес-модель.

Пандемия коронавирусной инфекции за короткое время разрушила многие отрасли промышленности, туризма, общественного питания и т.д. Однако кризисные явления во многих отраслях сыграли роль ускорителя, даже, как это ни удивительно, в сфере, например, внутреннего туризма [12, с. 174–175] (Litvinova, 2021, р. 174–175). Пандемия спровоцировала многогранный глобальный кризис, в первую очередь здравоохранения и экономики. Воздействие на экономику наблюдается как со стороны спроса, так и со стороны предложения. В итоге такое воздействие меняет предпочтения, привычки и отношение к риску потребителей, отчасти из-за длительного пребывания дома и мер социального дистанцирования. Поведенческие модели клиентов претерпевают глубокие изменения, поэтому многим организациям следует переосмыслить и сформировать бизнес-модели инноваций, чтобы выжить и процветать в будущем. Нет никаких сомнений в том, что пандемия коронавирусной инфекции повлияет на то, как компании будут взаимодействовать со своими потребителями и стейкхолдерами. Затянувшаяся уже на несколько лет эпидемия побуждает компании реструктурировать свои бизнес-модели инноваций.

В целом пандемия поспособствовала преодолению множества ограничений в истории человеческого развития, в том числе взрывными темпами увеличились объемы онлайн-работ, широко используется надомный труд. Многие компании сумели быстро перестроиться и нашли баланс между семьей и карьерой для многих своих сотрудников. Работа сегодня необязательно требует присутствия в компании; обучение необязательно требует посещения учебного заведения; потребление необязательно требует посещения магазина; потребление еды необязательно требует посещения организации общественного питания. Фактически во многих отраслях промышленности традиционные формы взаимодействия замещаются онлайн-технологиями. Эпоха мобильного интернета, эпоха больших объемов данных и искусственного интеллекта – непреодолимая тенденция современности.

Инновации и предпринимательство – одна из основных тем экономического и социального развития в ближайшие несколько десятилетий. Бизнес-модели инноваций – это их высшая форма и основной инструмент, способный изменить специфику и подходы в конкурентной борьбе. Практика бизнес-моделей инноваций от использования традиционными компаниями, основной целью которых является получение прибыли, распространилась на социальные предприятия, некоммерческие, государственные и муниципальные организации. Крайне важным является использование бизнес-моделей инноваций в малом бизнесе, который наиболее значительно пострадал от пандемии [17, с. 294] (Khalturina, 2021, р. 294). Статус бизнес-моделей инноваций становится все более значительным и важным.

Заключение. Бизнес-модель можно охарактеризовать как полную систему продуктов/услуг и информационных потоков, включая каждого участника отношений и его роль в ней, а также потенциальные выгоды каждого и соответствующие источники, методы получения дохода. Как новая форма инноваций бизнес-модели не менее важны, чем технологические инновации. В последние годы они становятся популярным термином и интересным объектом для изучения в деловых и научных кругах.

Бизнес-модель инноваций заключается в создании ценности инноваций для предприятия с целью обеспечения базовой логики изменений, бизнес-модели могут включать в себя несколько элементов, изменения в их составе могут также включать отношения между элементами или динамический механизм таких изменений.

Наличие конкурентоспособной бизнес-модели инноваций может определить успех или неудачу предприятия. Можно привести очень много успешных примеров бизнес-моделей инноваций. Например, Alibaba, Taobao, Douyin, Uber и другие компании представляют собой бизнес-модели инноваций, которые побили все рекорды по скорости достижения корпоративного успеха в истории человечества. Вышеупомянутые компании стали гигантами не более чем за три года.

Бизнес-модели инноваций позволяют предпринимателям использовать преимущества изменяющихся требований и ожиданий клиентов. Если бы такие компании, как Amazon, Tesla, Atari и Apple, не могли внедрять инновации и менять свои бизнес-модели, вполне возможно, что их вытеснили бы новички, которые могли бы лучше удовлетворять потребности клиентов. Бизнес-модель инноваций описывает непрерывный процесс, в котором организация корректирует особенности своего бизнеса. Часто это нововведение отражает фундаментальные изменения в том, как компания приносит пользу своим клиентам за счет развития новых потоков доходов или каналов сбыта.


Источники:

1. Батоврина Е.В. Управление инновационным поведением персонала транспортной компании (на примере авиакомпании «Southwest Airlines») // Современные технологии управления транспортным комплексом России: инновации, эффективность, результативность: Сборник материалов I Национальной научно-практической конференции, Москва, 06 апреля 2018 года / Редколлегия: В.А. Козырев, Г.В. Черняева, Н.Н. Зенина. Москва: Российский университет транспорта (МИИТ). 2018. – c. 36-41.
2. Бауэр В.П., Ворожихин В.В., Райков А.Н., Смирнов В.В. Сможет ли криптовалюта обеспечить развитие цифровой экономики в России? // Информационное общество. – 2017. – № 4. – c. 35-42.
3. Бек Н.Н., Гаджаева Л.Р. Открытые инновационные бизнес-модели и стратегии: особенности, проблемы, перспективы развития // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2018. – № 1. – c. 140-159.
4. Денисов И.В., Велинов Э., Витер К.А., Бусалова А.Д. Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях // Лидерство и менеджмент. – 2019. – № 4. – c. 385-396.
5. Денисов И.В., Витер К.А. Взгляд на эволюцию понятия «бизнес-модель» с позиций зарубежных и отечественных исследователей // Лидерство и менеджмент. – 2020. – № 1. – c. 9-20.
6. Денисов И.В., Петренко Е.С., Белик Е.Б. Бизнес-модель как описание деятельности реальной коммерческой организации // Экономика, предпринимательство и право. – 2019. – № 4. – c. 531-540.
7. Зиангирова Л.Ф. Cервисы облачной инфраструктуры Amazon web services // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Воронеж, 26-27 декабря 2017 года / Под ред. С.Л. Иголкина. Воронеж: Воронежский экономико-правовой институт. 2017. – c. 187-190.
8. Жайлауов Е.Б., Белик Е.Б., Денисов И.В. Представление бизнес-модели как когнитивной системы // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – № 4. – c. 1525-1534.
9. Камзабаева М.С. Стратегия и бизнес-модель компаний в условиях перемен // Человеческий и производственный потенциал российской экономики перед глобальными и локальными вызовами: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А. 2019. – c. 162-166.
10. Костин К.Б., Субоч А.Н. Современные бизнес-модели электронной коммерции // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – № 3. – c. 1623-1642.
11. Кузнецова Н.А., Пукач Г.В., Пукач А.М. Проблемы адаптации бизнес-моделей к меняющейся среде // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 1363-1370.
12. Литвинова Н.П. Инновации в туристской индустрии в период пандемии // Современные тенденции и перспективы развития агропромышленного и транспортного комплексов России: Сборник статей по материалам международной научной конференции. Новосибирск, 2021. – c. 173-177.
13. Орехова С.В., Баусова Ю.С. К вопросу о феномене бизнес-модели // Современная конкуренция. – 2020. – № 1(77). – c. 58-75.
14. Попкова А.С. Микрокредитование Grameen bank как перспективный опыт социального предпринимательства // Социально-экономическое управление: теория и практика. – 2019. – № 2(37). – c. 40-42.
15. Рейтинг репутации мировых брендов 2019 года. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/marketing/62489-reyting-reputacii-mirovyh-brendov-2019-goda (дата обращения: 07.01.2022).
16. Солтыев Ш. Инновационно-инвестиционный механизм развития предприятия на примере компании Tesla motors // Стратегии устойчивого развития мировой и национальной экономики: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Уфа, 23 июня 2015 года / Отв. ред.: Сукиасян А.А. Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Омега Сайнс». 2015. – c. 39-41.
17. Халтурина О.А. Государственная поддержка малого бизнеса в условиях пандемии COVID-19 // Управленческий учёт. – 2021. – № 2-2. – c. 292-297.
18. Ягодкин Д.А., Шевляков О.В., Панина К.А. Организация контекстной рекламы на примере Google Adwords и Google Adsense // Новая наука: история становления, современное состояние, перспективы развития: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции, Стерлитамак, 13 декабря 2018 года. Стерлитамак: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований». 2018. – c. 112-116.
19. Amit R., Zott C. Business Model Innovation Strategy: Transformational Concepts and Tools for Entrepreneurial Leaders. - Boston/Charlotte: Wiley, 2020. – 368 p.

Страница обновлена: 25.11.2024 в 08:42:39