Проблемы организации доставки слабоалкогольной продукции в современных условиях

Ларин О.Н.1,2, Новиков А.Н.3
1 Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
3 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 4 (Апрель 2023)

Цитировать:
Ларин О.Н., Новиков А.Н. Проблемы организации доставки слабоалкогольной продукции в современных условиях // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 4. – С. 1199-1210. – doi: 10.18334/epp.13.4.117478.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=52135039
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье исследованы современные проблемы в работе участников цепочки поставок слабоалкогольной продукции. Данный сегмент рынка имеет отраслевые особенности, которые не в полной мере учитываются существующими методиками выработки логистических решений. Для целей анализа рассмотренные проблемы были сгруппированы в зависимости от характера влияющих факторов - на законодательные и организационные. В целях нивелирования влияния негативных факторов предложены следующие рекомендации: совершенствовать процесс мониторинга транзакций во всех звеньях цепи поставок на основе цифровых технологий; регламентировать процедуры и критерии активизации возвратных потоков; оперативно корректировать бизнес-процессы участников цепи поставок в связи изменением требований к учёту маркированной продукции. Практическая значимость полученных результатов выражается в повышении качества процесса мониторинга поставок слабоалкогольной продукции в розничные сети. Актуальные данные мониторинга позволят бизнесу своевременно корректировать поставки при изменении рыночной ситуации.

Ключевые слова: организация доставки; готовая продукция; производитель; слабоалкогольная продукция; дистрибьюторы, цепочка поставок, логистика

JEL-классификация: L66, L90, L91

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Работа цепочек поставок различной отраслевой принадлежности в силу ряда объективных условий сопряжена с воздействием неблагоприятных факторов, которые оказывают дестабилизирующее воздействие на работу участников отдельных звеньев [8, 10]. Однако в современных условиях влияние таких факторов усиливается, отмечается увеличение как количества, так и возрастание частоты их проявления. Такое положение дел увеличивает риски для всех участников цепочек поставок [14, 15]. Поэтому многие производители готовой продукции даже при увеличивающемся спросе стараются перестраховаться, вводят дополнительные требования к торговым посредникам, что увеличивает их издержки и осложняет реагирование на изменение рыночного спроса [7]. Подобная ситуация в настоящее время наблюдается в цепях поставок слабоалкогольной продукции [5, 9].

Согласно данным исследования BusinesStat [4], продажи в нашей стране в период с 2017 по 2021 год выросли в 2,4 раза, а именно с 54,6 млн. литров до 129,6 млн. литров. Как видно из представленных на рисунке 1 данных, основной рост продаж пришелся на 2020-2021 год. Специалисты связывают такой рост продаж со значительным увеличением стоимости акцизов на смежный вид алкогольной продукции (винные напитки) и, как следствие, с повышением розничных цен и последующем перераспределением потребительского спроса в сегмент слабоалкогольной продукции.

Рисунок 1. Продажи слабоалкогольных напитков в России в 2017-2021 гг. [13]

Кроме этого отмечается ряд дополнительных факторов, которые, как ожидается, будет усиливать рост продаж слабоалкогольной продукции:

1) снижение реальных доходов населения. Традиционно сегмент слабоалкогольной продукции имеет более низкую стоимость, что создает предпосылки для переориентации населения на более дешевую продукцию;

2) сокращение поставок алкогольной продукции из-за рубежа. В последнее время отмечается изменение маршрутов и схем поставок в Россию продукции из недружественных стран, что привело к увеличению расходов на логистику. Отдельные поставщики вообще прекратили поставки своей продукции в Россию;

3) рост доли употребления алкоголя вне кафе и ресторанов. Данный фактор также связан со снижением доходов населения, а также ростом цен в заведениях данного типа.

Поэтому эксперты BusinesStat приходят к такому выводу, что спроса на слабоалкогольную продукцию увеличится и будет стимулировать наращивание производства товаров данной категории [4]. Для быстрого реагирования на изменение рыночных запросов и обеспечения стабильных поставок слабоалкогольной продукции потребителям важно наладить взаимодействие производителей с другими участниками «вниз по течению» цепочки поставок.

Методология исследования. В настоящее время типовая доставка продукции потребителям организуется следующим образом: производитель слабоалкогольной продукции имеет достаточно обширную сеть торговых и логистических посредников в разных регионах, чаще всего это дистрибьюторы, деятельность которых можно контролировать [3, 12]. Их основная задача осуществлять продажу и доставку слабоалкогольной продукции потребителю. В качестве потребителей в данном исследовании рассматриваются магазины розничной торговли, специализированные магазины, рестораны быстрого обслуживания и кафе.

Все существующие в этой области проблемы условно можно разделить на два блока: законодательные и организационные. Такое разделение обусловлено тем фактом, что сложности возникающие со стороны законодательства относятся к неконтролируемым факторам, на которые бизнес повлиять не может, но обязан учитывать данные факторы в своей деятельности и выстраивать работу таким образом, чтобы минимизировать их негативное влияние на бизнес. В отношении организационных проблем иная ситуация. Важно понять причины их возникновения и на этой основе вырабатывать своевременные меры реагирования, обеспечивающие предупреждение или снижение негативного влияния на бизнес. Поэтому целью данной работы является анализ и характеристика актуальных проблем в организации доставки слабоалкогольной продукции.

Анализ правовых факторов. Изменения действующего законодательства РФ в области контроля оборота алкогольной продукции оказывает прямое воздействие на работу анализируемых цепочек поставок [11]. В соответствии с Правилами ведения Единой государственной автоматизированной информационной системы (далее – ЕГАИС) [2], не зарегистрированные в информационной системе дистрибьюторы не могут принимать отгрузки от производителей и законно поставлять алкогольную продукцию в розницу. Федеральная информационная система ЕГАИС создана в целях учета и контроля объемов производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объёма собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции, а также осуществления анализа собранной информации [1].

Приведенные характеристики ЕГАИС позволяют организовать повсеместный контроль оборота алкогольной продукции в России с целью ликвидации рынка поддельной алкогольной продукции и исключения теневого оборота данной продукции. С момента внедрения системы произошло резкое падение теневого оборота алкогольной продукции, о чем свидетельствуют, как многочисленные исследования, так и мнение экспертов. Однако, добросовестные производители и их логистические и торговые посредники столкнулись и продолжают сталкиваться с рядом сложностей в организации доставки продукции. Для характеристики данных сложностей следует рассмотреть схему взаимодействия производителей, логистических посредников, ЕГАИС и потребителей при организации процесса доставки слабоалкогольной продукции. На начальном этапе производитель слабоалкогольной продукции выпускает партию товара и загружает сведения в ЕГАИС, в которой аккумулируются данные о количестве, сроках годности и номенклатуре произведенной слабоалкогольной продукции. Затем производитель распределяет продукцию по своим дистрибьюторам. Эта информация также подается в ЕГАИС. На этом этапе система может проконтролировать куда и в каком количестве будет отгружена произведенная продукция и главное, имеет ли посредник доступ к ЕГАИС, т.е. может ли он осуществлять свою деятельность на данном рынке. Если все данные верны, то производителю даётся разрешение на отгрузку продукции.

После поступления партии товара на склад дистрибьютору осуществляется прием по накладным. При полном соответствии поставки и информации в накладных работник склада заносит сведения о товаре в базу данных. Если возникают несоответствия по срокам изготовления, то информация передаётся производителю, который осуществляет корректировки в ЕГАИС. Последующий приобретатель продукции формирует заявку с указанием номенклатурных позиций и их количества, которые ему необходимы. Работники склада проверяют данные о наличии этого товара и формируют заказ на отгрузку, информация о котором отправляется в ЕГАИС. Таким образом в системе видно какое количество, какие номенклатурные позиции и куда будут отправлены. После осуществления доставки потребитель ставит в ЕГАИС отметку о получении. Схематично данный процесс представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Взаимодействие участников процесса поставки слабоалкогольной продукции с ЕГАИС (составлено авторами)

Таким образом, в системе ЕГАИС отражаются всё передвижение продукции на пути от производителя до потребителя, что обеспечивает реализацию функции контроля за оборотом слабоалкогольной продукции на территории Российской Федерации.

При этом использование ЕГАИС может создавать отдельные проблемы для производителей слабоалкогольной продукции, а именно:

1) при возникновении ошибок во время отгрузи продукции со склада приобретатель не сможет принять товар, т.к. отгруженная партия не будет соответствовать ЕГАИС. Данную проблему решают внедрением системы ТСД (терминал сбора данных) на основе цифровых технологий (RFID, Dig Date, IoT). Однако для внедрения данных инноваций требуются дополнительные ресурсы [6];

2) в случае отказа потребителя принять товар (причем причины могут не касаться ошибок, возникающих при комплектации заказа, а, например, касаться внешнего вида товара, когда потребитель отказывался принимать товар из-за незначительного повреждения этикетки) необходимо составлять акт расхождения, информация по которому также проходит через ЕГАИС, что удлиняет цикл поставки продукции.

Приведенный перечень сложностей может быть пополнен, так как с 1 апреля 2023 года на рынке слабоалкогольной продукции начинает работать Национальная система цифровой маркировки «Честный ЗНАК», которая сейчас уже отслеживает оборот целого рада потребительских товаров, таких как питьевая вода, молочная продукция, табак, лекарства, обувь, шубы, шины и этот список постоянно расширяется. Система маркировки «Честный ЗНАК» призвана контролировать оборот отдельных товаров на территории России и по своему назначению фактически дублирует ЕГАИС. Если эти системы будут работать параллельно, то не следует исключать появления дополнительных сложностей в оформлении продукции на каждом этапе цепи поставок при использовании двух систем.

Анализ организационных факторов. Второй блок проблем организационного характера связан с одной стороны с естественным желанием производителей контролировать деятельность своих посредников, а с другой с общей ситуации на рынке, которая сложилась в результате применения санкционной политики со стороны зарубежных стран.

В первую очередь рассмотрим реализацию функции контроля со стороны производителя, что продиктовано прежде всего необходимостью поддержания качества обслуживания и повышения конкурентоспособности организации. Такой контроль направлен на соблюдение сроков и графика поставок, а также нарушений условий договоров со стороны дистрибьюторов. Производителя стараются повысить качество контроля путем внедрения различных цифровых систем и программ. Например, один из крупнейших производителей слабоалкогольной продукции – компания Балтика, – внедрила для своих дистрибьюторов систему OTIF (On-Time-In-Full), которая работает в связке с Яндекс.Курьер.

OTIF-система была создана для управления бизнес-процессами в коммерческих организациях и базируется на отслеживании двух базовых параметров:

– времени выполнения определенной типовой базовой задачи;

– качеством выполнения процесса в разрезе каждой стадии.

Поэтому OTIF-система идеально подошла для контроля доставки продукции. Работа OTIF-системы в комбинации с Яндекс.Курьер для осуществления контроля поставки продукции осуществляется следующим образом. После того как водитель принял отгруженный товар и был сформирован маршрутный лист, работник склада осуществляет выгрузку маршрута каждого водителя через Яндекс.Курьер. Водитель заходит в системе Яндекс.Курьер в свой личный кабинет, где видит свой маршрут. По факту прибытия на адрес, указанный в маршрутном листе, система автоматически ставит отметку. Схематично этот процесс представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Организация контроля процесса поставки готовой продукции с использованием OTIF-системы и Яндекс.Курьер (составлено авторами)

Таким образом производитель видит, какое количество адресов было обслужено дистрибьютором, в какие временные сроки осуществлялась доставка, каким маршрутом ехал водитель. Далее эта информация анализируется и выгружается в отчеты, которые доводятся до сведения дистрибьюторов. Сроки выгрузки таких отчетов могут быть разные, первоначально компания выгружала их ежемесячно, позже стала выгружать ежедневно.

Отказ от ежемесячной выгрузки был связан с целым рядом противоречий, которые есть практически у всех подобных систем и которые создают сложности в организации поставки продукции потребителям, а именно:

– после отгрузки заказа, сотрудники склада могут загрузить маршрутный лист позже, чем водитель приедет на первый адрес, а значит система его не отметит;

– водитель не прогрузит свой личный кабинет, в этом случае, также отметки о доставки проставляться не будут;

– системные ошибки, связанные с неустойчивым Интернетом, в данном случае речь идет как об отсутствии отметке о доставки товара, так и об искажении в маршруте водителя;

– погрешность в GPS-координатах, если согласно GPS-координатам машина определяется вне отмеченного адреса, отметка о доставки также не проставляется.

Все выше перечисленные проблемы в конечно счете искажают общую картину о качестве обслуживания посредником клиентов. Также возникают организационные сложности, связанные с общим изменением логистики импортной слабоалкогольной продукции. Как уже отмечалось выше, после введения санкций ряд поставщиков приостановили действие договоров на поставку продукции, другие стали искать способы обойти санкционные барьеры. В случае с поиском обхода санкционных барьеров увеличиваются сроки поставки, посредники не могут точно указать в какие сроки прибудет продукция, в том числе, сколько времени останется для её реализации с учётом срока годности.

Например, одна из компаний, осуществляющих продажу и доставку пива на рынке Московского региона столкнулась с ситуацией, когда партия пива из Германии прибыла на склад спустя 8 месяцев с даты отправки. В сложившейся практике такой срок доставки скорее исключение, чем правило. Однако данный факт дает основание допускать повторение подобной истории. Как результат, компании отказываются от импорта, что сказывается на ассортименте, так как сложно быстро найти замену товару.

В целом можно сказать, что сейчас рынок слабоалкогольной продукции переживает подъем спроса и на данном этапе чрезвычайно важно поддержать такой рост бесперебойными поставками продукции потребителя, а для этого очень важно решить основные сложности, препятствующие этому.

Заключение. Проведенное исследование показывает, что в современных условиях функционирования рынка слабоалкогольной продукции становится чрезвычайно важным налаживания эффективного взаимодействия между Посредником и Потребителем для комплексного решения рассмотренных проблем. Работа с системой ЕГАИС не всегда позволяет гибко реагировать участникам цепи поставок на рыночные изменения, что снижает эффективность их деятельности и рынка в целом. Для нивелирования данных негативных факторов могут использоваться следующие решения. Во-первых, использовать систему ТСД на всех звеньях цепи поставок. Однако для этого потребуется значительные инвестиции. Это ускорит процесс отгрузки и приемки товара, а также сведет к минимуму ошибки при комплектации заказа. Во-вторых, внедрить систему критериев, по которой потребитель не может отказаться от приёма товара. В-третьих, проводить реинжиниринг бизнес-процессов при внедрении цифровой маркировки «Честный ЗНАК», выявление проблем при взаимодействии системы с ЕГАИС. Для решения вопросов, связанных с организационными проблемами, важно эффективно тестировать внедряемые программы контроля бизнес-процессов, причем важно налаживать диалог между производителем и дистрибьюторами, чтобы сформировать эффективную систему контроля, которая предоставляет корректную информацию и способствует повышению качества обслуживания потребителей.


Источники:

1. Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2466 (ред. от 09.12.2022) «О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
3. Алексеев А. О., Коваленко А. И., Светляков А. Г. Методический инструментарий оценки уязвимости участников регионального продовольственного рынка // Экономика региона. 2021. Т. 17, вып. 3. С. 769-783.
4. Анализ рынка слабоалкогольных напитков в России в 2018-2022 гг, прогноз на 2023-2027 гг в условиях санкций: [сайт] – URL: https://businesstat.ru/catalog/id9205/ (Дата обращения: 21.01.2023)
5. Гузенко Н. В., Кононова А. Д. Влияние пандемии COVID-19 на изменение трендов реализации алкогольной продукции // Логистика vs COVID-19: последствия, риски, новые возможности роста. – 2020. – С. 258-263.
6. Дыбская, В. В. Логистика складирования : учебник / В. В. Дыбская. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 559 с.
7. Корпоративная логистика в вопросах и ответах: монография / под общ. и науч. ред. проф. В. И. Сергеева. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 634 с.
8. Миротин Л. Б. Эффективность логистического управления: учебник / Л. Б. Миротин. – М.: Экзамен, 2004. – 448 с.
9. Немцов А.В., Гридин Р.B. Потребление алкоголя во время эпидемии коронавируса в России. // Общественное здоровье. 2021, 1(2):7–11с.
10. Основы логистики / Г. П. Быкова, Ф. Д. Венде, М. О. Воронцова [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2022. – 274 с.
11. Панова И. В., Ерохин В.М. К вопросу о государственном регулировании алкогольного рынка // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018. № 1. C. 158–174.
12. Пивная революция и маркетинг пива в России / А.В. Рукавишников. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 372 с.
13. Продажи слабоалкогольных напитков в России с 2017 по 2021 гг выросли в 2,4 раза: с 54,6 до 129,6 млн л.: Businesstat. URL: https://businesstat.ru/news/low_alcohol_beverages/ (дата обращения 20.01.2022)
14. Сергеев, В. И. Управление цепями поставок : учебник для вузов / В. И. Сергеев. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 480 с.
15. Управление цепями поставок / В. В. Щербаков [и др.] ; под редакцией В. В. Щербакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 209 с.

Страница обновлена: 07.12.2023 в 18:19:00