Linear and differential approaches to state programs and projects assessment

Elena Vechkinzova1, Oleg Metsik2
1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
2 Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук, г. Екатеринбург

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 16, Number 20 (October, 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:

This article discusses the features of estimation of state, industry and regional programs and projects at the modern stage. The author suggests using a differential technique for estimating programs and projects instead of the universal approach. This will allow estimating not only the quality of program or project development, but also the potential of implementing subject that directly influences the quality of a program or project implementation. The developed classification of programs and projects allows a more accurate assessment of state programs and projects implementation as a process of strategic management development.

Keywords: development institutions, assessment of programs and projects, differential approach, fractal theory, state programs classification matrix



Введение

Вхождение Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира это серьёзный вызов. Это потребует значительного повышения культуры бизнеса, общего роста предпринимательской инициативы, внедрения различного рода инноваций во всех сферах экономики Казахстана – от сельского хозяйства до наиболее наукоемких и технологически сложных отраслей. Для эффективной координации всех требуемых экономических улучшений необходимы серьезные и глубоко продуманные национальные и региональное проекты и программы со стороны государства. Кризисные явления экономики, наблюдаемые последнее десятилетние как в Казахстане, так и в других странах СНГ, остро ставят вопрос об эффективности действующих и будущих государственных программ, эффективности расходования ограниченных бюджетных средств, четкости и ясности достигаемых целей.

В 2009-2012 гг. Институтом экономических исследований (Казахстан) были начаты работы по масштабной оценке более 300 государственных и отраслевых программ и проектов Республики Казахстан. Была разработанная методика оценки, которая учитывала:

1. Требования Бюджетного кодекса Республики Казахстан;

2. Рекомендации по оценке Азиатского банка развития;

3. Методологию оценки проектов и программ Всемирного банка [1];

4. Рейтинговый инструмент оценки программ США Program Assessment Rating Tool (PART) [2];

5. Разработки по оценке проектов и программ Института экономики города [3].

Авторский коллектив в процессе разработка методики изучил «плюсы» и «минусы» различных моделей, а также возможности их выборочного применения для оценки программ в Казахстане. Основу казахстанской методики оценки составили:

- общие подходы логического моделирования, упрощенные и адаптированные для использования государственными органами Республики Казахстан (исключен ряд этапов без снижения общей эффективности модели);

- наработки США и РФ, отдаленно схожие с PART [4], но полностью переработанные и адаптированные под казахстанское бюджетное законодательство.

Разработанная методика мультикритерийной средневзвешенной оценки программ и рабочая модель электронной формы оценки (Вечкинзова, 2008) включала 44 качественных критерия, разбитых на 3 блока и 10 подгрупп:

1 блок. Оценка разработки программы - 3 подгруппы, 13 критериев.

2 блок. Оценка разработанных показателей результативности программы - 3 подгруппы, 7 критериев.

3 блок. Оценка результативности реализации программы - 4 подгруппы, 24 критерия.

Итоговая интегральная оценка формируется как средневзвешенный балл по 5-балльной шкале и сопровождается заключением о ее потенциальной эффективности с рекомендациями к дальнейшим действиям.

Практика проведенной оценки позволила выявить и конкретизировать основные факторы и причины некачественной реализации программ и проектов, а также дать концептуальные и содержательные рекомендации по совершенствованию процесса планирования, реализации и мониторинга программ и проектов (Вечкинзова, 2009).

Основные преимущества проведенной оценки программ и проектов в Казахстане:

- универсальность формализованной методики оценки позволяет проводить оценку и сравнивать достигнутые результаты вне зависимости от контента программ;

- единая шкала измерителей (критерии, их весовой коэффициент и минимальный балл), позволяющая опосредованно оценивать уровень квалификации разработчиков, администраторов и исполнителей программных мероприятий;

- оценка того, как регулярно проводимый процесс дисциплинирует администраторов программ, «вынуждая» проводить мониторинг своевременности, полноты и эффективности достижения ключевых показателей программ.

Универсальная методика оценки позволила очертить проблемное поле в программировании и администрировании всех сфер социально-экономической деятельности Казахстана. Вместе с тем, универсальная методика оценки как «средняя температура по больнице» позволяет идентифицировать текущее состояние, но не задает направлений совершенствования и развития различных по своей направленности социально–экономических процессов. Кроме того, уровень квалификации, потенциал субъекта реализации программ и проектов (администратора, провайдера в лице конкретного Института развития), ясность и четкость целей напрямую влияют на эффективность реализации государственных программ и проектов.

В связи с этим авторы видят необходимость усовершенствования данной методики оценки программ и проектов путем классификации институтов развития, а также классификации самих программ и проектов, которые позволят более точно оценивать результативность и качество государственных программ в новых экономических условиях, порождаемых мировым экономическим кризисом.

Классификация программ и институтов развития означает переход от уравнительной модели оценки к дифференциальной оценке программ и институтов развития. Основа дифференциальной модели может быть построена на фрактальной теории, когда в основу оценки положена определённая мера, определяемая свойствами субъекта и объекта программы, на которого и для которого данная программа задумана. Фрактальный подход позволяет проводить анализ, «который в больше мере характеризует не оперативное, а стратегическое поведения организации» (Воробьев, 2006). Фрактальный подход позволяет определить основной стиль, основную модель поведения, стратегическую линию, которую реализует субъект – институт развития на рынке – объект программы.

Предлагаемая авторами дифференциация оценки программ / портфелей проектов / проектов позволяет перейти от «уравнительной» (общей) к «частной» (дифференциальной) методике оценки специфических (уникальных) свойств программ и проектов. Авторский подход к дифференциальной методике строиться на основе матричной классификации программ и проектов.

Классификация субъекта определяется по целевой направленности программы и включает в себя: прорывные (развитие), поддерживающие (функционирование) и купирующие (редуцирующие или сдерживающие) целевые ориентации программ.

Классификация объекта определяется по устремленности охватить все проявления системы: от человека до машин, поэтому включают в себя: общественное сознание (все объекты, связанные с информационным полем, общественным мнением, общественной оценкой, моралью, образованием и т.д.), инфраструктура (компоненты, которые обеспечиваю связь системы), организационные или административные структуры, и материальная.

Таким образом, на основе объединения указных выше классификаций методика дифференциальной оценки формирует 12 возможных типов программ и проектов (табл. 1).

Таблица 1

Матрица возможных программ и проектов

Типы программ
1. Общественное сознание
2. Инфраструктура
3. Организационные и административные структуры
4. Материальная база
А. Прорывные
А.1
А.2
А.3
А.4
В. Поддерживающие
В.1
В.2
В.3
В.4
С. Купирующие (сдерживающие)
С.1
С.2
С.3
С.4

Типы программ в соответствии с целевыми показателями

Прорывные программы / проекты. Главное - достичь прорыва; результат есть, если достигнут на 100%, результат на 98% - это провал. Не взирая на потери и затраты, сделать новый результат (создать то, что раньше не делали, то, что перспективно): проекты нанотехнологий, новый менеджмент и т.д.

Поддерживающие программы / проекты. Сохранить, не допустить снижения или упадка существующих тенденций. Поддержание в рабочем состояний (строительство и реконструкция дорог, электрическим коммуникации, коммуникация ЖКХ и др.).

Купирующие (сдерживающие) программы / проекты. Взять под контроль и управляемо снижать негативные факторы социального и экономического характера (безработица, курение, болезни, коррупция и т.д.)

Объекты воздействия в зависимости от типов программ

Общественное создание. Обучение и вовлечение людей, направленное на принятие или отрицание нужных идей, а также формирования отношения что хорошо, а что плохо – реализация идеологии.

Инфраструктура. Создание связей (объектов и субъектов обеспечения) информационного, коммуникационного, логистического, электро- и трубопроводного типа, автодороги, социальные и технологические связи между регионами или частными компаниями.

Организационные и административные структуры. Открытие, реструктуризация или закрытие различных деловых, социальных, государственных управляемых структур, направленных на производство продукта или предоставление услуг (открытие центров обслуживания населения, профессиональные и общественные ассоциации, реструктуризация крупных национальных или градообразующих предприятий).

Материальная база. Строительство зданий, материальной части инфраструктуры, приобретение или создание оборудования и других материальных ценностей.

В дифференциальной методологии используются те же группы качественных критериев, использовавшихся в прежнем подходе, но включает 14 качественно новых критерия, которые позволяют сформировать уникальные конфигурации для 12 типов дифференцированных программ и проектов (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная значимость программ для страны

Типы программ
1. Общественное сознание
2. Инфраструктура
3. Организационные и административные структуры
4. Материальная база
А. Прорывные
10
9
8
7
В. Поддерживающие
8
7
6
5
С. Купирующие (сдерживающие)
6
5
4
3
Примечание: значимость и приоритетность государственных программ для общества. Баллы от 1 до 10. (10 – наиболее приоритетно, 1 менее приоритетно).

Применение единого дифференциального подхода к оценке государственных программ и проектов позволит:


Показатели методики
Линейная методика
Дифференциальная методика
1
Экономить бюджетные средства за счет сокращения непроизводительных затрат.
+
+
2
Обеспечить прозрачность расходования бюджетных средств.
+
+
3
Определять причины и факторы недостаточной эффективности реализации программ.
+/-
+
4
Оперативно и своевременно корректировать содержание и механизмы реализации программ.
+/-
+
5
Повышать ответственность провайдеров (Институтов развития) и их замену при необходимости.
+
+
6
В будущем создать важный рыночный инструмент «Рейтинговой оценки институтов развития» по критерию качества реализации программ
-
+

Процедура оценки в рамках дифференциальной методике должна быть разделена на этапы:

Этап 1. Оценка качества программы/проекта как инструмента развития предпринимательства. Включает такие группы критериев качества разработки как:

– актуальности и адресности программы;

– финансового обеспечения реализации программы;

– долгосрочных показателей результативности программы;

– промежуточных показателей результативности;

– запланированных программных мероприятий.

Этап 2. Оценка потенциала Института развития как исполнителя программ и проектов. Включает группы критериев, оценивающие потенциальные возможности Института развития эффективно реализовать программу/ проект:

– процессы стратегирования и лидерства как способность и готовность к реализации программы / проекта;

– наличие и качество разработки концепции, процедур и механизмов реализации программы / проекта;

– обеспеченность и уровень квалификации профессиональных кадров.

А также группы критериев оценки процессов координации деятельности по реализации программы / проекта:

– функционирование внутренней системы мониторинга деятельности по реализации программы / проекта;

– каналы связи / кооперации с бенефициариями;

– инфраструктура по реализации программы / проекта.

Этап 3. Оценка эффективности реализации программ Институтом развития. Включает группы критериев оценки деятельности по реализации программы Институтом развития в разрезе типов портфелей проектов:

– полученного прямого результата реализации программы / проекта;

– результативности программы / проекта;

– устойчивости полученных результатов;

– экономической эффективности реализации программы/ проекта.

Каждый этап представляет собой завершенную процедуру оценки. Результаты оценки отдельных этапов могут использоваться как самостоятельный результат, так и в сводных оценках различных программ.

Заключение

Усовершенствование методики оценки государственных программ путем использования теории фракталов – выделение ключевой линии поведения организации, позволяет сформировать дифференциальную методику и на ее основе проводить более четкую оценку реализации государственных программ как процесса стратегического управления процессами развития, функционирования, или купирования элементов экономической и социальной системы Казахстана. Это позволит поднять качество государственного управления, а вместе с ним и качество расходования ограниченных бюджетных средств.

[1] Resources for Evaluators/Networks // Independent Evaluation Group website; The World Bank. (2004). Monitoring&Evaluation: Some Tools, Methods & Approaches. Retrieved from: http://siteresources.worldbank.org/EXTEVACAPDEV/Resources/4585672-1251481378590/MandE_tools_methods_approaches.pdf.

[2] Office of Management and Budget // Official White House website.

[3] Ветров, Г.Ю., Визгалов, Д.В., Пинегина, М.В., Шевырова, Н.И. (2003). Оценка муниципальных программ. М.: Фонд «Институт экономики города»; Организация административного мониторинга социальных программ на региональном и местном уровнях (2002). М.: Фонд «Институт экономики города»; Хатри, Г.П. (2005). Мониторинг результативности в общественном секторе. М.: Фонд «Институт экономики города».

[4] PART – методика оценки крупных государственных программ.


Страница обновлена: 21.06.2025 в 14:43:21