Государственно-частное партнерство – путь к инновационному развитию жилищно-коммунального комплекса

Абдуханова Н.Г.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 19 (Октябрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Статья посвящена применению схемы государственно-частного партнерства с возможностью использования лизинга в качестве финансово-кредитного обеспечения в жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК). Дан обзор текущего состояния основных фондов предприятий ЖКК. Обоснована региональная схема государственно-частного партнерства. Раскрыты преимущества взаимовыгодного сотрудничества для всех субъектов жилищно-коммунальной деятельности.

Ключевые слова: инновации, государственно-частное партнерство, жилищно-коммунальный комплекс, лизинговые операции



Введение

Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан (РТ) считается одним из приоритетных направлений государственной политики, так как является наиболее проблемной частью экономики, которая за время реформ практически не изменилась в положительную сторону и осталась на уровне 90-ых годов прошлого века. Фактически в каждой области коммунальной сферы наблюдается высокий процент износа основных фондов, кроме того, степень использования производственных мощностей предприятий снижается. Очевидно, что модернизация и крупномасштабное перевооружение организаций жилищно-коммунального комплекса требует огромных инвестиций, по оценкам экспертов более 9 триллионов рублей, то есть возникает проблема поиска эффективных способов инвестирования в процесс модернизации отрасли, а также создание необходимых условий для привлечения и обеспечения гарантий финансирования.

В условиях недостаточного финансового обеспечения процесс воспроизводства основных фондов может быть активизирован в результате использования лизинговых схем. Однако, несмотря на актуальность проблемы, необходимо отметить, что лизинговые операции крайне непопулярны среди предприятий жилищно-коммунального комплекса РТ, так как существуют объективные социально-экономические и организационно-технические факторы, сдерживающие активное применение лизинга в ЖКК. Практически все направления деятельности в коммунальном секторе являются дотационными, что делает их практически непривлекательными для частного бизнеса (Хуснуллин, Гареев, Вирцев, Сарваров, 2009). Кроме того, улучшить ситуацию коммунального сектора только за счет потребителей невозможно, так как это ведет к увеличению тарифов, а, следовательно, и социальной напряженности, поскольку основными потребителями коммунальной инфраструктуры является население (Устинов, Устинова, 2012).

Таким образом, наблюдается двоякая ситуация: с одной стороны, предприятия жилищно-коммунального комплекса необходимо довести до уровня самоокупаемости, но государство не имеет достаточных для этого средств, а с другой стороны, существует проблема привлечения частных инвесторов (Бондаренко, 2009).

Инструменты государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном комплексе

В последнее время, по оценкам экспертов, одним из вариантов решения подобных задач является механизм государственного и частного партнёрства, в рамках которого эффективным способом финансово-кредитного обеспечения процесса модернизации основных фондов жилищно-коммунального комплекса становится лизинг (Абдуханова, 2014b).

Разработка методического подхода к активному применению лизинга при участии государственно-частного партнерства в инвестировании процесса модернизации основных фондов предприятий жилищно-коммунального комплекса является весьма сложной задачей, которая требует комплексного подхода к решению существующих проблем (Крыгина, 2014).

Участие региональных органов власти Республики Татарстан в государственно-частное партнерстве может проявляться:

- в финансовой форме путем предоставления субсидий, государственных гарантий частных партнеров, а также бюджетных инвестиций всех уровней (Сиразетдинов, 2011a);

- в форме имущества путем предоставления частному партнеру земельных участков либо иного движимого и недвижимого имущества в соответствии с законодательством;

- в виде информационной поддержки, то есть путем создания информационных систем и телекоммуникационных сетей, а также методами в рамках действующего законодательства (Солдатова, 2011).

С нашей точки зрения, логичным видится использование ГЧП в целевых жилищных программах, что позволит повысить эффективность использования бюджетных средств (Мустафина, Гареев, 2010).

Сбалансированная схема регулирования жилищно-коммунального комплекса

Формирование стабильного рынка государственно-частного партнерства коммунальной инфраструктуры в Республике Татарстан возможно через проведение тендера, где осуществляется выбор оператора проекта для эффективного управления одним из видов коммунального сектора (Абдуханова, 2014a). Вариант эффективной региональной схемы регуляции жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан представлен на рисунке 1. Приоритетным направлением совершенствования государственного регулирования жилищно-коммунального комплекса может стать сбалансированное государственное вмешательство путем создания предприятий с государственным и смешанным капиталом, а также регулирование лизинговых схем инвестирования в виде финансовой поддержки из государственного внебюджетного жилищного фонда (ГВЖФ), при этом контроль будет осуществляться Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (МСАЖКХ РТ).

Рисунок 1. Предлагаемая схема регуляции коммунальной инфраструктуры в РТ

Преимущество государственно-частного партнерства - это взаимовыгодное сотрудничество государства и частного бизнеса путем установления договорных отношений, где каждая из сторон добивается своих целей, экономя при этом собственные ресурсы и снижая инвестиционные риски (Ильина, 2014).

В предложенной схеме регуляции жилищно-коммунального комплекса региона государство выступает гарантом и административным регулятором инвестиционной деятельности, кроме того, оно само становится активным ее участником, то есть выполняет функции инвестора. В свою очередь, подобное взаимовыгодное сотрудничество способствует развитию конкурентных отношений между всеми участниками коммунальной инфраструктуры (Сироткин, Руткаускас, 2014). Став участниками партнерских рыночных отношений государственные предприятия и предприятия со смешанным капиталом заинтересованы в получении прибыли, что способствует рациональному использованию бюджетных средств, которые предполагается направить на развитие жилищно-коммунального комплекса (Сайфуллина, 2010). Применение лизинговых схем в ГЧП является гарантом целевого использования инвестиций, то есть прямое финансирование воспроизводственного процесса предприятий ЖКК (Залкинд, Торопушина, 2014). При этом государство получает возможность влиять на уровень цен в сфере предоставления коммунальных услуг, а также, благодаря мониторингу, прогнозировать ценовую политику на рынке коммунальных услуг (Сиразетдинов, 2011b).

Условия привлечения частного капитала в жилищно-коммунальный комплекс

Участие в государственно-частном партнерстве субъектов жилищно-коммунальной деятельности ведет к возникновению обратной связи между государством и частным бизнесом, повышению прозрачности таких отношений, укреплению предпосылок для общественного контроля над социальной ответственностью обоих, кроме того, стимулирует развитие инновационной составляющей деятельности предприятий жилищно-коммунальной инфраструктуры (Абдуханова, 2014a).

Условиями привлечения частного сектора в сферу жилищно-коммунального комплекса являются:

- проведение мероприятий по улучшению финансового состояния предприятий ЖКК;

- законодательное установление единого порядка утверждения тарифов по услугам предприятий ЖКК;

- доведение отдельных видов услуг коммунальной сферы до самоокупаемости;

- реформирование системы управления жилищным и коммунальным комплексами;

- формирование рыночных отношений в системе управления жилищным фондом.

Итак, современное функционирование жилищно-коммунального комплекса зависит от преобразований в сфере местного сообщества, в связи с чем формирование новой системы отношений на муниципальном уровне предусматривает трансформацию экономических и производственных отношений в структуре жилищно-коммунального комплекса. Отчасти это возможно сделать на основе активного вовлечения лизинговых компаний в воспроизводственный процесс отрасли ЖКК.

Заключение

Финансовые возможности лизинга как надежного и достаточно гибкого инвестиционного механизма широки, а партнерство частного бизнеса (лизинговых компаний) и государства позволяет предприятиям ЖКК, в условиях развивающихся темпов научно-технического прогресса, осуществлять эффективную производственно-хозяйственную деятельность и тем самым в определённой степени стабилизировать ситуацию в отрасли.

Развитие государственно-частного партнерства в ЖКК способствует развитию инновационной экономики, привлечению частных инвестиций в коммунальный сектор, а также повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества, средств бюджета всех уровней. Кроме того, обновление материально-технической базы предприятий ЖКК способствует повышению доступности и улучшения качества услуг, предоставляемых населению с использованием объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, а также повышению уровня занятости населения.


Страница обновлена: 27.10.2024 в 23:04:06