Бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Засько В.Н.1, Шакирова Д.Ю.2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 16 (Август 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Засько В.Н., Шакирова Д.Ю. Бюджетно-налоговые инструменты государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 16. – С. 2529-2542. – doi: 10.18334/rp.16.16.611.
Аннотация:
В статье описаны меры государственной поддержки предпринимательства в России в условиях кризиса в сфере налогообложения. Раскрыты критерии отнесения субъектов к малому и среднему предпринимательству в России и за рубежом. Дана характеристика действующему состоянию предпринимательства в РФ. Исследованы вопросы налогового стимулирования предпринимательства за рубежом.
Ключевые слова: предпринимательство, налоговые льготы, налоговая политика, антикризисные меры, специальные налоговые режимы, налоговые каникулы
Введение
В современных условиях трудно переоценить роль малого бизнеса в сохранении основ рыночной экономики, в том числе производстве товаров и услуг, создании новых рабочих мест, стимулировании совокупного спроса, повышении инвестиционной привлекательности национальной экономики, появлении и внедрении инноваций и научно-технических новинок. Но в то же время, как показывает опыт развития стран с рыночной экономикой, существование малого бизнеса невозможно без государственной поддержки в силу его финансовой и экономической неустойчивости, высокого уровня риска, присущего направлениям деятельности.
Государственная поддержка малого бизнеса имеет множество форм, направлений и инструментов, но среди них особенно выделяется направления, связанное с налогообложением (Бурова, 2014; Гладышева, Горошко, Мигунова, 2014; Дегтярев, 2008; Желтоносов, Щеблыкина, 2007; Карташова, 2012; Никаноров, Кауп, 2014; Пекарская, 2014; Свиридова, Тарасова, 2015; Филиппов, 2002; Buettner, 2001; Chang, 1988; Cho, 2014; Du, Harrison, Jefferson, 2014; Haufler, Norbäck, Persson, 2014; Koga, 2003; Lin, 2006; Yang, Huang, Hou, 2012). У государства есть две возможности снижения налогового бремени для субъектов малого предпринимательства: введение особых льгот для них в общий режим налогообложения или создание специальных налоговых режимов, применение которых создает более щадящие условия налогообложения.
Современный финансовый кризис, вызванный, в том числе, сложившейся геополитической обстановкой, оказал негативное влияние на малое предпринимательство, положение которого усугубилось наряду с общими негативными тенденциями в экономике. Кроме того, при управлении финансовыми потоками в малых предприятиях часто не оказывается должного внимания рискам, в том числе налоговым, анализу внутренней и внешней финансовой среды, что также отрицательно сказалось на его развитии. Объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году (только средства федерального бюджета) составили 83,73 млрд рублей (годом ранее – 52,51 млрд). То есть произошел рост.
На 1 января 2014 года в Российской Федерации зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса. Индивидуальных предпринимателей среди них – 62,8%, микропредприятий – 32,7%, малых предприятий – 4,2% и 0,3% предприятий средней консолидации.
По данным ОЕCD на 1000 жителей в странах с развитой рыночной экономикой приходится в 10–14 раз больше малых предприятий, чем в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [1] количество малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) увеличится до 44,5 единиц к 2020 году в расчете на 1 тыс. человек населения Российской Федерации [2].
По данным Росстата, прирост количества малого и среднего предпринимательства наблюдался в 31 регионе. При этом 77% совокупного прироста этих субъектов РФ приходилось на 5 регионов: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Калининградская область, Алтайский край [3].
Антикризисные меры по поддержке предпринимательства
В январе 2015 года были утверждены антикризисные меры Правительства Российской Федерации, в которых установлены изменения, касающиеся возможностей отнесения предприятий к микро-, малым и средним. В частности, микропредприятиям разрешено в 2 раза увеличить предельные значения выручки от реализации товаров, работ, услуг. Соответственно, с 27 февраля 2015 года предприятия с численностью до 15 человек и выручкой до 120 млн рублей признаются микропредприятиями. В свою очередь, для малых предприятий планка выручки повышена с 400 до 800 млн руб., а для средних с 1000 до 2000 млн руб. соответственно.
Также следует отметить, что 2014 год стал одним из самых активных в отношении новых законодательных инициатив, касающихся налогообложения и государственного участия в поддержке малого предпринимательства. В результате ряда законодательных изменений с 1 июля 2015 года малые предприятия получили доступ к закупкам субъектов естественных монополий, государственных компаний и других организаций с участием государства.
Данная мера значительно усилит аспект привлекательности малого предпринимательства и позволит не только повысить финансовую устойчивость самого бизнеса, но и сохранить рабочие места, что особенно важно в условиях современной экономической напряженности.
Кроме того, одной из приоритетных задач российского Правительства Российской Федерации, касающихся первоочередных мероприятий, обеспечивающих устойчивое развитие экономики и социальной сферы в 2015 году, является содействие развитию малого и среднего бизнеса за счет снижения финансовых и административных издержек.
Президент РФ В. Путин подписал закон, на три года запрещающий плановые проверки малого бизнеса с момента государственной регистрации их субъектов. Мораторий устанавливается на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Запрет вводится на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России [4].
На сайте Федеральной налоговой службы открыт новый сервис «Личный кабинет индивидуального предпринимателя», который позволит упростить порядок представления отчетности в налоговый орган и сделать взаимодействие с налоговыми органами более удобным.
Однако, вместе с положительными изменениями в развитии малого предпринимательства в Российской Федерации, к которым также относятся и изменения в налоговом законодательстве, утверждены и негативные инициативы. В частности, законодательно закреплено увеличение штрафов за нарушение санитарных норм в сфере общественного питания, верхняя планка которых для индивидуальных предпринимателей установлена в размере 10 тыс. руб. и для юридических лиц – 50 тыс. руб. Кроме того, обсуждается увеличение штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Размеры штрафов достигли величины 150 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и 300 тыс. руб. для юридических лиц.
Таким образом, подводя итог, отметим, что законодательство, регулирующее деятельность малого предпринимательства, претерпевает значительные изменения. Наряду с положительными последствиями утверждения новых поправок, которые позволят активизировать деятельность субъектов малого предпринимательства, многие меры носят ужесточающий характер и могут повлиять на сокращение количества недобросовестных предпринимателей.
В целях реализации государственной политики в отношении развития малого предпринимательства законодательством Российской Федерации и нормативными правовым актами предусмотрен ряд мер, среди которых:
- возможность применения специальных налоговых режимов;
- применение упрощенных правил ведения налогового учета;
- использование упрощенных форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам и др.
Кроме того, необходимо учитывать, что в перечне первоочередных антикризисных мероприятий, утвержденных 27 января 2015 года, предложены меры по стабилизации развития малого бизнеса. Законодательно установлено, что с 27 февраля 2015 года субъектам Российской Федерации, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», предоставлено право снижать ставки налога с 6 до 1%.
Благодаря введению данной антикризисной меры Правительство Российской Федерации планирует предоставить дополнительную возможность микропредприятиям, которая позволит увеличить их оборотные средства и инвестиционные ресурсы.
В качестве антикризисных мер правительства в январе 2015 года в отношении патентного налогообложения также введены некоторые изменения. В частности, с 27 февраля 2015 был расширен перечень видов деятельности, в отношении которых индивидуальные предприниматели имеют право использовать данный налоговый режим. Указанная мера принята Правительством Российской Федерации в целях снижения налоговой нагрузки предпринимателей, которые заняты в мелкосерийном производстве.
Кроме того, вступили в действия изменения, согласно которым субъектам Российской Федерации разрешено снижать в 2 раза максимальный размер потенциально возможного к получению дохода индивидуального предпринимателя, использующего патентную систему налогообложения, с 1 млн руб. до 500 тыс. руб.
Данная мера, по представлениям законодателя, должна способствовать расширению применения практики патентной системы, а также увеличить высвобождение оборотных средств и инвестиционных ресурсов у индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, в качестве антикризисных мер, введенных с начала 2015 года, предусмотрена возможность уплаты самозанятыми гражданами налога в связи с применением патентной системы налогообложения и обязательных платежей по страховым взносам одновременно с их регистрацией в качестве индивидуальных предпринимателей. Это позволит упростить процедуру уплаты налогов по патентной системе для самозанятых граждан и снизит неформальную занятость в сфере предпринимательства.
Также в отношении индивидуальных предпринимателей введена норма, в соответствии с которой впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям, функционирующим в сфере производственных и бытовых услуг, вменяется применение 2-летних «налоговых каникул». Данная мера является своего рода «снижением барьеров» при начале предпринимательской деятельности.
В качестве антикризисной меры Распоряжением Правительства установлено исключение доходов субъектов малого бизнеса, получаемых в результате использования специальных режимов налогообложения, из оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации в целях расчета величины межбюджетных трансфертов. Благодаря применению данной нормы, у малых предприятий появится стимул для перехода на специальные режимы налогообложения.
ㅤСогласно ㅤофициальным ㅤстатистическим ㅤданным ㅤФедеральной ㅤналоговой ㅤслужбы РФ, по ㅤсостоянию на 01.01.2015 г. в ㅤконсолидированный ㅤбюджет ㅤстраны ㅤпоступило 12,6 ㅤтрлн ㅤруб. ㅤналоговых ㅤдоходов. ㅤНаибольший ㅤудельный ㅤвес ㅤприходится на ㅤфедеральные ㅤналоги и ㅤсборы – 89%.
На специальные налоговые режимы приходится 3% поступлений в консолидированнный бюджет РФ.
ㅤРисунок. ㅤСтруктура ㅤналоговых ㅤпоступлений в ㅤконсолидированный ㅤбюджет РФ в 2014 г [5].
С 1 июля 2015 года большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства являются плательщиками торгового сбора, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Ставки налога довольно значительные, перечень льготной категории плательщиков и видов предпринимательской деятельности, освобождаемых от уплаты сбора, узкий, данные обстоятельства могут привести к росту налоговой нагрузки на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих как общую систему налогообложения, так и УСН.
Зарубежный опыт
В зарубежных странах существуют свои критерии отнесения субъектов к малому, среднему предпринимательству.
Согласно таблице 1, Россия значительно увеличила порог вхождения для предпринимателей в число микро-, достигнув приближения к странам Евросоюза, что позволит большему количеству налогоплательщиков использовать все возможные налоговые стимулы: в виде специальных налоговых режимов, налоговых каникул, пониженных ставок и прочих освобождений.
Таблица 1
Сравнительная характеристика критериев отнесения субъектов хозяйствования к предприятиям малого и среднего бизнеса [6]
Страны
|
Микропредприятия
|
Малые
предприятия
|
Средние
предприятия
| |||
|
Численность работников, человек
|
Сумма годового оборота, тыс. руб.
|
Численность работников
|
Сумма годового оборота, тыс. руб.
|
Численность работников
|
Сумма годового оборота, тыс. руб.
|
Страны ЕС
|
10
|
129
|
11-50
|
649
|
51-250
|
3
248
|
США
|
20
|
214
|
21-100
|
Нет
данных
|
101-500
|
1
037
|
Россия
до 2015 года |
15
|
60
|
16-50
|
400
|
51-250
|
1
000
|
Россия
с 2015 года |
15
|
120
|
16-100
|
800
|
101-250
|
2
000
|
Среди стран, в которых установлены специальные режимы налогообложения: Турция, Испания, Франция, страны СНГ, Латинской Америки и др. Для них характерно налогообложение по типу российской практики.
Среди стран, в которых применяются специальные налоговые режимы, выделяют отдельные государства, где последние устанавливаются в зависимости от определенных видов деятельности, осуществляемых субъектами малого бизнеса. К таким странам относятся: Австрия, Венгрия, Франция, Германия, Греция, Канада, Мальта, Португалия и др.
Например, в Германии специальные налоговые льготы предоставляются субъектам малого бизнеса, осуществляющим продвижение солнечной энергии или энергии ветра; ведущим предпринимательскую деятельность в сельском хозяйстве; осуществляющим деятельность, связанную с охраной окружающей среды, охраной здоровья, научными исследованиями и разработками и т.д.
Во Франции новый субъект малого бизнеса на два года освобождается от всех налогов. Если новое предприятие открывает безработный, то освобождение от всех налогов продлевается до трех лет. В регионах, которые в данной стране признаны депрессивными в части экономического развития, субъекты малого предпринимательства пользуются скидками на выплаты в социальные фонды. Также налогоплательщикам, относящимся к малому бизнесу, предоставляются на бесплатной основе консультации по бухгалтерскому учету, налогообложению, юридическим вопросам.
В Армении действует упрощенная система налогообложения (упрощенный налог) по ставке от 7 до 12% для субъектов малого бизнеса, которая заменяет уплату НДС, подоходного налога (для индивидуального предпринимателя), налога на прибыль.
Многие страны участвуют в различных международных рейтингах с целью позиционирования себя как привлекательной страны для ведения предпринимательской деятельности.
Международной рейтинг процветания The Legatum Prosperity Index Rankings оценивает следующие показатели: экономика, социальный капитал, личная свобода, здоровье, образование, государственное управление, безопасность, предпринимательство и возможности.
В рейтинге стран по уровню процветания один из наиболее важных показателей – развитие экономики и развитие предпринимательства, которые не могут развиваться без эффективного инвестиционного климата и «простого и понятного налогообложения». Сильный предпринимательский климат, в котором граждане могут реализовать новые идеи и возможности для улучшения их жизни, ведет к более высокому уровню доходов и благосостояния.
Enterpreneurship & Opportunity индекс отражает предпринимательскую среду страны, ее продвижение, инновационную деятельность и возможности.
На основании таблицы 2 можно сделать вывод о том, что, в сравнении с участникам стран БРИКС, Россия лидирует по показателю предпринимательства. В отношении стран СНГ Россия более чем в 2 раза опережает по показателю «Предпринимательство» Белоруссию, на 14 пунктов Казахстан и на 11 Украину.
Таблица 2
Сравнительный анализ показателей рейтинга Процветания стран в 2014 г. [7]
Страна
|
Позиция в рейтинге
|
Позиция в рейтинге по
показателю «Экономика»
|
Позиция в рейтинге по
показателю «Предпринимательство»
|
Россия
|
68
|
57
|
46
|
БРИКС
| |||
Бразилия
|
49
|
37
|
54
|
Индия
|
102
|
62
|
103
|
Китай
|
54
|
6
|
65
|
СНГ
| |||
Казахстан
|
55
|
44
|
60
|
Белоруссия
|
93
|
54
|
117
|
Украина
|
63
|
70
|
57
|
Европа
| |||
Швейцария
|
2
|
1
|
3
|
Швеция
|
6
|
4
|
1
|
Германия
|
14
|
8
|
14
|
Франция
|
21
|
22
|
22
|
США
|
10
|
17
|
11
|
В отношении стран Европы и США Россия значительно отстает от данного показателя.
В отчете DoingBusiness 2014 представлена оценка ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Что примечательно, за один год нашей стране удалось подняться с 112 до 92 позиции по данному показателю. Произошедшие перемены по фактору «Налогообложение» позволили России с 130 места переместиться на 56 [8].
На сегодняшний день проблемы налогообложения субъектов малого предпринимательства остаются актуальными во многих странах, в том числе, с развитой рыночной экономикой. Российская Федерация не является исключением, а остается страной с существенными противоречиями в налоговом законодательстве, которое также в некоторых случаях характеризуется нестабильностью.
Российский бизнес постоянно находится в состоянии неустойчивости, а одним из ключевых факторов неустойчивости предпринимательской среды продолжают называть уровень налогообложения, который регулируется инструментами налоговой политики.
Стимулирование развития малого предпринимательства в нашей стране особенно актуально в настоящее время в связи со сложной экономической ситуацией и введением ряда экономических санкций в отношении Российской Федерации. Поступательное развитие субъектов малого бизнеса в сложившихся условиях будет способствовать успешному преодолению кризисных явлений и повышению уровня занятости населения в стране.
Главным трендом времени следует обозначить то, что государство сознает всю важность создания эффективной (конкурентоспособной) налоговой системы, стремится реформировать её, определяет ключевые показатели оценки реформ, а также видит в этом залог успеха для создания удобных налоговых условий для ведения бизнеса и привлечения капитала, а также развития экономики регионов и городов.
Эффективную налоговую систему можно построить именно модернизацией законодательства, и если законодательство станет более эффективным, то тем самым будет создан благоприятный инвестиционный климат.
Поэтому современная экономика требует от государства упрощения законодательства – модернизацию налоговой системы, создания условий для эффективной работы. Именно таким образом нынешние процветающие страны, которые занимают ведущие позиции в мировых рейтингах, превратились в мировые центры притяжения капитала.
Заключение
Для государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в России недостаточно использовать бюджетно-налоговые инструменты, требуется подходить к данному вопросу комплексно: снижать административные барьеры, понижать ставку арендных платежей, снижать проценты по кредитам, проводить различные целевые программы по обучению предпринимательству населения.
Предпринятые меры Правительства РФ в части создания благоприятных условий для бизнеса, на наш взгляд, будут иметь положительный эффект и отразится в виде роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства.
Тем не менее, на рентабельное функционирование бизнеса влияют и покупательская способность потребителей, уровень заработной платы населения, регион ведения предпринимательской деятельности и прочие факторы.
Благоприятные возможности для ведения бизнеса, грамотная маркетинговая, рекламная политика, налоговые стимулы не дают гарантий на то, что предпринимательство будет прибыльным, так как граждане и предприятия сдерживают себя в потреблении, что характеризуется падением спроса.
На наш взгляд, также стоит пересмотреть вопросы исчисления торгового сбора в части уменьшения ставок, расширения перечня льгот, уменьшения суммы штрафов за несвоевременное уведомление налогового органа об объектах, подпадающие под торговый сбор в 2015 году, дав возможность субъектам предпринимательства в спокойном режиме спланировать свои финансовые потоки.
[1] Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ред. от 04.09.2015)
[2]Основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.02.2015 №74.
[3] Сайт Федеральной службы государственной статистики.
[4] Путин подписал закон о трехлетнем моратории на проверки малого бизнеса (2015, 14 июля) // РИА Новости.
[5]ㅤИсточник: ㅤсоставлено ㅤавтором по данным официального сайта Федеральной налоговой службы.
[6] Источник: составлено автором по данным сайта Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) и статьи «Оценка зарубежного опыта налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса и возможности его применения в отечественной практике» (Филиппова, Создаева, 2012).
[7] Источник: составлено авторами по данным сайта The Legatum Prosperity Index.
[8] Doing Business 2014: Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises (2013). Retrieved from: http://www.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2014.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 16:59:51