От студента к руководителю и обратно
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (40), Апрель 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Максименко А.С. От студента к руководителю и обратно // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 4. – С. 14-18.
Аннотация:
Многие студенты, находясь на пороге окончания высшего учебного заведения, имея некоторый багаж знаний и туманное будущее, начинают задумываться, что за знания они получили и как они востребованы на рынке труда. Во время обучения им говорят, что их специальность на рынке «нарасхват», что работодатель только и ждет, как взять на работу «свежие» кадры и платить достойные деньги… Однако у закончившего институт и приступившего к поиску работы, наступает разочарование: оказывается работодатель не просто не ждет «свежих» кадров, а нуждается в опытных и знающих свое дело специалистах. Конечно, вузы заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Поэтому вопросы актуализации учебных программ и принципов обучения сегодня достаточно обострены.
Ключевые слова: подготовка кадров, молодые специалисты, трудоустройство, поиск работы
Многие студенты, находясь на пороге окончания высшего учебного заведения, имея некоторый багаж знаний и туманное будущее, начинают задумываться, что за знания они получили и как они востребованы на рынке труда. Во время обучения им говорят, что их специальность на рынке «на расхват», что работодатель только и ждет, как взять на работу «свежие» кадры и платить достойные деньги… Однако у закончившего институт и приступившего к поиску работы, наступает разочарование: оказывается работодатель не просто не ждет «свежих» кадров, а нуждается в опытных и знающих свое дело специалистах. Конечно, вузы заинтересованы в подготовке квалифицированных кадров, востребованных на рынке труда. Поэтому вопросы актуализации учебных программ и принципов обучения сегодня достаточно обострены.
Поступая в учебное заведение, будущий студент зачастую больше обеспокоен вопросом «кем быть», чем «где и кем работать», а то и просто заинтересован получить высшее образование, неважно даже какое. Во многих вузах стараются дать многопрофильное образование, ориентированное на то, чтобы выпускник смог быть кем угодно, но не дающее ответа на главный вопрос: «кем именно». Особенно эта проблема актуальна в технических вузах, взявших, в основной своей части, ориентиры на потребности рынка, которому в настоящий момент нужны руководящие кадры именно с широкопрофильным образованием. Но в большинстве случаев выпускники (в том числе и факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ имени Н.Э. Баумана) при отсутствии практического опыта не только в реализации самых простых бизнес-процессов, но и в менеджменте, как таковом, а владея лишь информацией, данной в большинстве курсов лекций ‑ от управления персоналом до радиоэлектроники, не могут быть не только руководителями, но даже квалифицированными специалистами. Получается, что такие выпускники, как утки – умеют все, но все плохо: плохо плавают, плохо летают, плохо ныряют и плохо бегают.
Что же необходимо выпускнику вуза, чтобы выгодно «продать» себя на рынке труда и в дальнейшем обеспечить себе устойчивый карьерный рост?
По мнению специалистов по подбору персонала, для выгодной «продажи» себя на рынке труда и обеспечения карьерного роста выпускникам вузов сегодня необходимо:
1. Больше знать о рынке труда в области своей профессиональной деятельности.
2. Научиться ставить личные профессиональные цели (планировать карьеру).
3. Повысить уровень профессиональных технологических знаний (в своей предметной области).
4. Приобрести навыки не только в выполнении функциональных операций, но и в постановке и решении функциональных задач.
5. Быть способным брать ответственность на себя.
6. Уметь широко взглянуть на проблему (во времени и организационно).
7. Научиться конструктивному общению.
8. Ориентироваться на качество своей деятельности.
9. Уметь грамотно определять и правильно анализировать результаты своей деятельности.
Как видно, в общем случае, вуз непосредственно может повлиять на пп. 3, 4, на остальное при обучении оказывается только косвенное воздействие. С другой стороны, делая упор лишь на остальные характеристики, можно придти к формированию из студента «утки».
Знание профессиональных технологий – теоретическая часть обучения - зависит от учебной программы, которая, в свою очередь, выстраивается в зависимости от специальности студента. Недостаточная глубина теоретических знаний может являться следствием как низкого качества обучения, так и широкого профиля специальности. Результат ‑ низкий шанс пройти собеседование при приеме на работу.
Плюсы: трудный старт компенсируется самообучением; широкопрофильное образование в дальнейшем может помочь в достижении руководящих должностей и явиться гарантией высоких результатов в разных областях хозяйственной деятельности.
Умение решать функциональные задачи ‑ практическая часть обучения – определяется, с одной стороны, программой обучения, с другой ‑ производственной практикой. К сожалению, из-за непродолжительности и низкого прикладного значения производственной практики, незаинтересованности работодателя в практикантах-студентах снижается ее смысловая нагрузка. Частично данная проблема решается предоставлением студенту самостоятельного выбора предприятия, на котором он будет проходить практику. Однако без формирования комплексной заинтересованности работодателя в студентах-выпускниках практика превращается в простой сбор материала и предоставления отчетов без привязки к дальнейшей профессиональной деятельности.
Очевидно, что более всего ценятся прикладные знания, полученные по основной специальности. Недостаток учебного времени, выделяемого на теоретическую подготовку, может быть восполнен предоставлением студенту свободного и неограниченного доступа к информации, в первую очередь к сети Internet.
К дисциплинам, несущим первоочередную прикладную нагрузку в части обеспечения высокой функциональной эффективности, относятся:
1. Компьютерная грамотность: знание и функционирование в операционной среде; продвинутое знание офисных программ (Excel, Access) и средств электронной почты; знание программирования на встроенных в офисные программы языках, таких как Visual Basic, SQL.
2. Делопроизводство.
В части экономических дисциплин, несущих первоочередную практическую нагрузку для будущего руководителя, можно выделить:
1) финансовый учет;
2) управление затратами;
3) бюджетирование и контроллинг;
4) финансово-экономическое моделирование;
5) бухгалтерский учет.
Финансовый уклон экономических дисциплин оправдан, в том числе, и направленностью ведущих компаний мира в сторону тотального сокращения издержек.
Как важнейшие предметы, развивающие менеджерские качества можно отметить:
1. Управление персоналом.
2. Организационное проектирование.
3. Командообразование.
Вообще в свете экспансии бизнес-школ, готовящих руководящие кадры, наблюдаются следующие изменения традиционного образования:
‑ от лекций к презентациям и раздаче пособий и учебных материалов;
‑ от семинаров к решению проблемных ситуаций;
‑ от докладов и рефератов к творческим работам.
Как пример положительных результатов можно привести опыт крупнейших российско-зарубежных бизнес-школ. Для повышения эффективности обучения используется комплекс методик и подходов к образованию, специально ориентированный на потребности менеджмента и развитие менеджерских качеств:
‑ сближение обучения с практической деятельностью: обучение на базе рабочих ситуаций, вовлечение в учебный процесс практического опыта;
‑ активные методы обучения: дискуссии, тренинги, «мозговые штурмы», «кейсы», интерактивные учебные материалы;
‑ развитие ориентации на бизнес-процесс путем обучения концептуальному и методическому подходу в широком диапазоне ситуаций;
‑ использование модульного подхода, обеспечивающего завершенность и комплексность знаний;
‑ адаптация знаний к конкретным видам деятельности;
‑ ориентация на дальнейшее обучение и, в первую очередь, на самообучение.
Помимо багажа знаний, конечно, большую роль играет престижность вуза, специальность и ее название, рекомендации. Согласитесь, что в названиях специальностей: «экономист», «экономист-менеджер», «финансовый менеджер» ‑ большая разница. Название специальности может явиться залогом неплохого старта, особенно для будущего менеджера. Другими словами, вуз должен формировать бренд своих выпускников, составными частями которого являются как качество – полученные знания и навыки, так и яркая обертка – престижность специальности и конкретного ВУЗа.
Но в любом случае без заинтересованности самого обучающегося в развитии интеллекта результатом будет невостребованность на рынке труда. Более того, даже хорошее начало не гарантирует дальнейшее продвижение по службе, должность руководителя и т.п. Помимо набора качеств и навыков необходимо постоянное самосовершенствование, повышение квалификации, дополнительное обучение, чтобы поднять ценность конкретного индивидуума как специалиста и тем более ‑ руководителя. Поэтому обучение актуально всегда и на любой должностной ступени.
Особо стоит выделить такой фактор успеха, как лидерство. Причем лидером надо быть не только в команде, как специалист–эксперт, но и в искусстве быть «визионером», провидцем, учителем. Без этого стать эффективным менеджером ‑ шансов нет.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:42:44