Исторический экскурс: концепция корпоративной социальной ответственности как теоретическая основа нефинансовой отчетности
Воробьева О.А.1
1 Курганский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 8 (Апрель 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Теория и практика составления нефинансовой отчетности получают все большее развитие. Однако для того чтобы понять глубинные причины необходимости формировать такую отчетность, целесообразно отследить ее теоретическую основу. В качестве одной из ключевых концепций, ставших такой основой, является концепция корпоративной социальной ответственности. В статье рассматриваются основные исторические вехи, проводится сравнение некоторых наиболее известных определений и ключевых постулатов данной теории, указывается на сложившуюся специфичность подходов к социальной ответственности в России и за рубежом.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, нефинансовая отчетность, социальная отчетность, стандарты нефинансовой отчетности
Введение
Бухгалтерский учет хотя и ведется только внутри организации, однако весьма точно отражает общие глобальные процессы в экономике как страны, так и всего мира. Чтобы доказать этот постулат, достаточно обратиться к истории развития учета. Изначально учет имел исключительно натуралистический характер: учитывали только то, что можно было увидеть и посчитать, не прибегая к сложным расчетам и хитрым приемам. Экономическое развитие человеческого общества, особенно в пору становления промышленности, привело к появлению таких эфемерных с точки зрения реальности и возможности их увидеть категорий, как, например, амортизация, себестоимость, нематериальные активы. Спустя какое-то время после осознания всех этих понятий и связанных с ними концепций бухгалтерский учет «подхватил» их, взял на вооружение и сейчас для любого бухгалтера-практика они не являют из себя ничего сверхъестественного.
Принимая во внимание эту связь общеэкономических и бухгалтерских тенденций, в статье особо хотелось бы обратить внимание на такую концепцию, как корпоративная социальная ответственность, при этом сделать это в увязке с развитием связанных с ней понятий и подходов в учетной среде.
Итак, корпоративная социальная ответственность (далее – КСО) начала зарождаться как теоретическое направление с начала прошлого столетия, получила свое научное обоснование к 1960–1970 гг. и, переживая периоды обострения и спада научного интереса, дожила до нашего времени.
Существует мнение, что концепция КСО с трудом поддается определению. Она по-разному трактуется и проявляется в различных отраслях и регионах. Многие компании включают вопросы экологии и устойчивого развития в сферу корпоративной социальной ответственности, в то время как другие рассматривают экологическую ответственность отдельно от КСО. В общих чертах КСО можно понимать как ответственность компании перед сотрудниками, контрагентами, собственниками, а также обществом в целом, в особенности перед населением регионов, на территории которых работает данная компания. Такая ответственность включает в себя социальные и экологические вопросы, а также вопросы корпоративного управления и прозрачности [1].
В табл. 1 обобщены некоторые наиболее популярные определения КСО.
Таблица 1
Походы к определению КСО
Автор /
источник
|
Содержание
определения
|
Боуен Г.
|
Социальная
ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии
таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы
желательны для целей и ценностей общества [2]
|
Девис К.
|
КСО – это
осознание фирмой проблем, выходящих за пределы узких экономических,
технических и правовых требований, и реакция на эти проблемы [3]
|
Кэролл А.
|
КСО – это
соответствие деятельности организации экономическим, правовым и дискреционным
(филантропическим) ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный
период времени [3]
|
Уаттс Р., Холм Л.
|
КСО – это
постоянная приверженность бизнеса вести дела на основах этики и вносить свой
вклад в экономическое развитие, в то же время улучшая качество жизни как своих
работников и их семей, так и общества в целом [4]
|
Европейская комиссия
|
КСО по
своей сути является концепцией, которая отражает добровольное решение
компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды [5]
|
Зеленая книга по общей стратегии
финансирования исследований и инноваций Европейского союза
|
КСО –
концепция, в рамках которой компании на добровольной основе интегрируют
социальную и экологическую политику в бизнес операции и их взаимоотношения со
всем кругом связанных с компанией организаций и людей [4]
|
Британский благотворительный фонд
Charities Aid Foundation (CAF)
|
КСО –
ответственность компании как работодателя, делового партнера, «гражданина»,
члена сообщества (пределы сообщества определяются географией деятельности
компании: на уровне района, города, страны, мира).
Часть постоянной стратегии компании по увеличению своего присутствия в обществе и развитию своего бизнеса. Возможность оказать позитивное влияние на сообщество, в котором работает компания [6] |
Ассоциации менеджеров России
|
КСО – это
философия поведения и концепция выстраивания деловым сообществом, компаниями
и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого
развития и сохранения ресурсов для будущих поколений [7]
|
Так или иначе, во всех представленных определениях КСО фигурируют такие аспекты, как качество жизни людей, связанных с компанией, и экологическая составляющая. Кроме того, во всех дефинициях прямо или косвенно подчеркивается добровольность участия организации в решении социальных проблем.
Появление понятия «корпоративная ответственность» в США связано с управленческой революцией, которая произошла на рубеже ХХ в. и сводилась к разделению функций собственников компаний и их управленцев посредством формирования акционерного капитала. Суть коренных преобразований состояла в том, что одни (акционеры) давали средства на развитие бизнеса, вкладываясь в компанию, тогда как другие (менеджеры) распоряжались ими. В связи с этим американский экономист Дж. К. Гэлбрейт во второй половине 1960-х гг. отмечал, что крупнейшие фирмы могут позволить себе заниматься программами и политикой, которые не связаны с их деловыми целями, так как их положение на рынке было относительно устойчивым, а их акционеры пассивны [8]. К таким целям в частности относилась практика щедрых социальных выплат. Некоторые руководители начали видеть в благотворительных пожертвованиях особую форму саморекламы, усиливающую положительную репутацию корпорации. Другие менеджеры высшего звена в своем желании расстаться со сложившимся для их компании образом «бедняков» осуществляли щедрые благотворительные пожертвования, чтобы улучшить имиджевую составляющую.
Считается, что впервые научный подход к теории КСО был предложен в 1953 г. в монографии американского экономиста Г. Боуена «Социальная ответственность бизнесмена». В частности в этой работе автор утверждал, что «компании должны стараться как можно лучше понять свое влияние на социум и использовать это при принятии решений» [2].
Книга была встречена неоднозначно. К. Девис, Дж. МакГир, С. Сети, А. Кэрролл поддержали изложенные Боуеном идеи, предлагая их дальнейшее развитие. Однако М. Фридман и Т. Левитт выступили с критикой концепции КСО. По их весьма схожему мнению, главной задачей бизнеса является только максимизация прибыли, а отнюдь не вопросы социальной ответственности, лежащие за пределами профессиональной компетенции управленцев компании [9]. С точки зрения М. Фридмана, поиском средств на социальные нужды должны заниматься правительство, общество и сами граждане [10].
Несмотря на негативные отзывы некоторых ученых, КСО была воспринята бизнесом, и в настоящее время считается, что главными причинами, по которым эта концепция получила на Западе не только теоретическое обоснование, но и практическую реализацию, стали возрастающая роль профсоюзных и общественных организаций, особенно в сфере экологии, а также осознанная необходимость государственного регулирования бизнеса.
Говоря о появлении первых ростков социальной ответственности в России, следует вспомнить, что еще в царское время некоторые богатые люди посвящали свои средства и силы возведению больниц, школ, библиотек, музеев, организовывали и поддерживали театры, строили железные дороги. Фамилии таких меценатов, как А.А. Бахрушин, С.П. Дягилев, С.И. Мамонтов, С.Т. Морозов, П.М. и С.М. Третьяковы, а также многих других на слуху до сих пор.
Советское время, пожалуй, еще ярче высвечивает КСО в действии. Практически у каждого крупного предприятия были социальные обязательства по обеспечению жильем своих сотрудников, по строительству детских садов и школ для их детей, по созданию лечебно-профилактических учреждений и т.д. В то же время существует мнение, что социальную ориентированность советских предприятий нельзя в полной мере считать проводимой в соответствии с принципами КСО. Такая точка зрения обосновывается тем, что социальная ответственность в современном понимании – это всегда добровольный вклад в развитие общества, тогда как в Советской России социальная направленность экономических субъектов была законодательно утвержденной необходимостью, по сути, без права выбора.
В современной России значительный интерес к КСО как с точки зрения теории, так и практики проявил себя, начиная с 2000 г. Этому способствовали наметившаяся экономическая и политическая стабильность в стране, рост производства и активный выход российских компаний на международные рынки. В 2004 г. при активном участии средств массовой информации, бизнес-сообщества в лице Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации менеджеров, Торгово-промышленной палаты, а также некоторых некоммерческих организаций (Агентства социальной информации, CAF Россия, Института экономики города) развернулась общественная дискуссия по поводу осмысления концепции корпоративной ответственности применительно к России.
Каковы ключевые постулаты КСО, сложившиеся к настоящему времени? На этот вопрос, так же как на вопрос, что есть КСО, не существует однозначного ответа. Например, с точки зрения Д. Вуд, к принципам КСО следует отнести [3]:
- институциональный принцип легитимности: общество обеспечивает бизнесу легитимность и наделяет его властью. В долгосрочной перспективе эту власть теряют те, кто с точки зрения общества не используют ее ответственно;
- организационный принцип публично-правовой ответственности: организации в бизнесе ответственны за те результаты, которые относятся к областям их взаимодействия с обществом;
- индивидуальный принцип свободы управленческого выбора: менеджеры являются моральными агентами. В каждой области КСО они обязаны использовать имеющуюся у них свободу выбора для достижения социально-ответственных результатов.
Согласно определению Ассоциации менеджеров России КСО зиждется на следующей системе базовых принципов [11]:
- производство качественной продукции и услуг для потребителей;
- создание привлекательных рабочих мест, инвестиции в развитие производства и человеческого потенциала;
- неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и т.д.;
- построение добросовестных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами;
- эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и повышение национальной конкурентоспособности в интересах акционеров и общества;
- учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;
- вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты общественного развития.
Приведенные перечни концептуальных основ КСО позволяют в определенной мере осознать, какова же связь этой теории с корпоративной системой учета и отчетности. Считается, что возлагая на себя дополнительные обязанности, связанные с осознанием влияния на общество, компания должна отчитываться за свои действия и вести их учет. Так, если экономический субъект наделен обществом определенной властью и ответственен за результаты своей деятельности, носящие в том числе социальный характер, то очевидно, что самый простой способ узнать, как эта власть реализуется и какие результаты достигаются в действительности, – прочитать в нефинансовом отчете данной компании.
Можно утверждать, что именно с КСО следует связывать появление первых нефинансовых отчетов, которые в настоящее время становятся частью годовых отчетов некоторых организаций в рамках реализации проекта формирования интегрированной отчетности. Для того чтобы лучше уяснить эту взаимосвязь, а также глубже вникнуть в смысл и особенности формирования нефинансовой отчетности целесообразно провести краткий экскурс в еще совсем недалекое прошлое.
Бухгалтерское профессиональное сообщество стран Запада признало важность нефинансовой отчетности еще в начале 1970-х гг. Так, в 1973 г. группа исследователей, резюмируя важность социальной составляющей бухгалтерского учета, отмечала, что одна из главных целей корпоративной отчетности – сообщить информацию о тех действиях компании, которые оказывают непосредственное влияние на общество, в особенности когда такое влияние может быть идентифицировано, описано и измерено. Однако формируемая в то время некоторыми компаниями нефинансовая отчетность отличалась непоследовательностью, несопоставимостью, содержала неподтвержденную информацию и носила по большей части декларативный характер.
Мировой кризис 1974–1975 гг. привел к снижению внимания к данной теме настолько, что стало казаться: социальная составляющая в годовых отчетах компаний исчезнет и как явление, и как предмет научных дискуссий и исследований. Однако экологические катастрофы конца 1980-х – начала 1990-х гг. вернули актуальность составления нефинансовой отчетности с приоритетным направлением в ней на экологическую составляющую. В то же время экологические отчеты тех лет содержали больше фотографий, чем количественных данных, а потому являли собой некий PR-ход компаний и получили прозвище ««зеленых» модных иллюстрированных журналов». Именно по этой причине насущными стали вопросы стандартизации подходов к используемой терминологии, к формату представляемых в отчетности данных и к их верификации. Вторая половина 1990-х гг. и в особенности 2000-е гг. характеризовались разработкой таких документов. В табл. 2 приведены некоторые важные вехи в развитии системы стандартизации в области корпоративной ответственности и связанной с ней нефинансовой отчетности.
В последние годы значительное количество научных исследований по вопросам нефинансовой отчетности, включая проблему охраны окружающей среды, привело к еще большему изменению взглядов общества на ответственность компаний. Еще сильнее стало осознание необходимости смещения акцента с зарабатывания прибыли любой ценой на обязанность компании соблюдать нравственные и этические принципы, руководствуясь в том числе и социальными аспектами. Теперь в годовых отчетах крупных компаний недостаточно отражать только достигнутые объемы дохода, прибыли, наращивания активов и т.д. Насущной стала потребность охватывать также и нефинансовые вопросы, связанные с достижениями в области сокращения экологического загрязнения, защиты окружающей среды, участия в обеспечении социальной защиты работников.
Заключение
Проведенное исследование позволило проследить, каковы теоретические истоки современной нефинансовой отчетности. Одной из базовых концепций, в соответствии с которой развивается корпоративный социальный отчет, является КСО. 1970-е гг., когда КСО оформилась как научный постулат, стали периодом появления первых нефинансовых отчетов, а ключевые принципы, прослеживающиеся в КСО, являются обоснованием необходимости формирования нефинансовой отчетности.
Таблица 2
Стандарты, действующие в сфере КСО и нефинансовой отчетности
Год
принятия стандарта
|
Название
стандарта
|
Ключевые
положения
|
1997 г.
|
Стандарт SA 8000 (Social
Accountability 8000)
|
Цель стандарта – улучшение условий
труда и жизненного уровня работников. Стандарт устанавливает критерии для оценки
таких аспектов, как детский труд, принудительный труд, здоровье и техника
безопасности, свобода профессиональных объединений и право на переговоры
между нанимателем и профсоюзами о заключении коллективного договора,
дискриминация, дисциплинарные взыскания, рабочее время, компенсация, системы
управления
|
2000 г.
|
Глобальный договор ООН
|
Включает десять принципов
ответственного бизнеса, которые разбиты на четыре блока «Права человека»,
«Трудовые отношения», «Окружающая среда» и «Противодействие коррупции»
|
2003 г.
|
Стандарт AA 1000 AS
(AccountAbility 1000 AssuranceStandard)
|
Стандарт предназначен для
регламентации процедуры верификации социальных отчетов компании по
показателям ее устойчивого развития. Стандарт дает представление о ключевых
элементах процесса верификации и предназначен для применения
внешними аудиторами
|
2005 г.
|
Стандарт AA 1000
SES (AccountAbility 1000 StakeholderEngagment-Stantard)
|
Представляет собой регламент для
планирования, исполнения, оценки, информирования и нефинансовой аудиторской проверки
качества взаимодействия компании с заинтересованными сторонами в процессе
отчетности и подотчетности организаций, а также в области эффективного
муниципального управления
|
2000 г.
|
Первая версия Руководства по
отчетности в области устойчивого развития GRI G1
|
Содержит требования к структуре и
содержанию нефинансовой отчетности компаний, а также комплекс показателей ее
результативности в сфере ответственного управления персоналом, природными
ресурсами и процессом использования энергии, качеством и безопасностью
продукции, соблюдения прав человека и участия в жизни местных сообществ.
Представляет собой методологию внешней отчетности, которая позволяет компании сообщить о своих действиях по улучшению экономической, экологической и социальной результативности, об их результативности, а также о стратегиях, нацеленных на улучшение |
2002 г.
|
Вторая версия Руководства по
отчетности в области устойчивого развития GRI G2
| |
2006 г.
|
Третья версия Руководства по
отчетности в области устойчивого развития GRI G3
| |
2013 г.
|
Четвертая версия Руководства по
отчетности в области устойчивого развития GRI G4
|
Страница обновлена: 21.09.2024 в 12:54:39