Торговые взаимодействия с Дальним Востоком: влияние на экономику российских регионов
Белоусова А.В.1
1 Институт экономических исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук, г. Хабаровск
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 5 (Март 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Белоусова А.В. Торговые взаимодействия с Дальним Востоком: влияние на экономику российских регионов // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 5. – С. 711-720. – doi: 10.18334/rp.16.5.125.
Аннотация:
Проведен количественный анализ географической структуры межрегиональных торговых взаимодействий дальневосточных субъектов РФ. На основе регрессионного анализа панельных данных получены количественные оценки влияния торговых взаимодействий дальневосточных субъектов РФ с федеральными округами на выпуск промышленной продукции и валовый региональный продукт последних.
Ключевые слова: экономический эффект, межрегиональный вывоз, межрегиональный ввоз, федеральные округа, дальневосточные субъекты РФ
Нестабильная ситуация, складывающаяся в настоящее время на международной политической арене, актуализирует задачи идентификации эндогенных для национальной экономики факторов развития и оценки эффектов их действия. Согласно кумулятивной теории роста экономики [3], такими факторами могут выступать взаимодействия территориальных единиц в многорегиональной системе.
Целью данного исследования является оценка влияния межрегиональных торговых взаимодействий в РФ на экономику участников трансакций и в целом на национальную экономику. В качестве объекта исследования рассматриваются единицы административно-территориального деления РФ (с одной стороны – федеральные округа, с другой стороны – дальневосточные субъекты РФ).
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи: 1) оценить объемы межрегиональных торговых потоков (межрегионального вывоза и межрегионального ввоза) между федеральными округами и дальневосточными субъектами РФ; 2) сформировать и провести количественный анализ модельных конструкций, связывающих параметры экономической деятельности федеральных округов и их торговых взаимодействий с дальневосточными субъектами РФ.
Исходные данные. В качестве информационной базы исследования использовалась данные Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики РФ, соответствующие форме статистического наблюдения № 1-вывоз «Сведения о вывозе продукции (товаров)». Данная форма содержит информацию о географии и объемах торговых взаимодействий субъектов РФ, предметом которых являются потребительские товары и продукция производственно-технического назначения.
На основе вышеуказанной статистики за 3 года (2009-2011 гг.), учитывая эквивалентность понятий «ввоз» и «вывоз» для региона-«реципиента» и региона-«донора» соответственно, удалось сформировать полные массивы информации об объемах двухсторонних торговых трансакций между федеральными округами и 5-ью дальневосточными субъектами РФ (Хабаровским и Приморским краями, Амурской, Магаданской и Еврейской автономной областями). Неполные массивы соответствующей информации были сформированы для 2-ух дальневосточных субъектов РФ: Сахалинской и Камчатской областей.
В соответствии с методологией сбора информации по дальневосточным субъектам РФ в качестве предмета межрегиональных торговых трансакций Хабаровского края и Еврейской автономной области рассматривались потребительские товары и продукция производственно-технического назначения; Приморского края, Амурской области – продукция производственно-технического назначения; Магаданской, Камчатской областей – потребительские товары. Вывоз федеральных округов в Сахалинскую область отслеживался по потребительским товарам, вывоз Сахалинской области в федеральные округа – по продукции производственно-технического назначения.
Детализированное представление показателей межрегиональных торговых потоков (по отдельным товарным позициям) потребовало предварительной процедуры агрегации данных: были разработаны методические схемы, позволившие оценить объемы межрегиональной торговли в разрезе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Основная часть сформированных автором групп товаров относилась к разделу D «Обрабатывающие производства». Трудности получения показателей межрегиональных торговых взаимодействий для других видов экономической деятельности, в частности добывающих производств, обусловливались тем, что информация о продаже цветных металлов, стратегических материалов и стратегических видов топлива предоставляется в ограниченном объеме в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне», а также требованием о сохранении конфиденциальности первичных статистических данных, полученных от организаций в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации». В результате данные о межрегиональных торговых потоках продукции обрабатывающих производств и легли в основу исследования.
Все показатели, используемые в исследовании, приводились в сопоставимые цены: в качестве базы принят 2011 г.
Методика исследования. Для оценки влияния на экономику федеральных округов их торговых взаимодействий с дальневосточными субъектами РФ использовались методы регрессионного анализа. Оцениваемые зависимости имели вид (1), (2), (3):
Q = a∙Vivoz + b∙Vvoz + C (1)
Q = f∙s + C1 (2)
GDP = d∙s + C2 (3)
где Q – выпуск промышленной продукции в федеральном округе, тыс. руб.; GDP – валовый региональный продукт (ВРП) федерального округа, тыс. руб.; Vivoz – вывоз продукции из федерального округа в дальневосточный субъект РФ, тыс. руб.; Vvoz – ввоз продукции в федеральный округ из дальневосточного субъекта РФ, тыс. руб.; s – сальдо межрегиональных взаимодействий федерального округа с дальневосточными субъектами РФ, а, b, C, f, d, C1, C2 – оцениваемые коэффициенты регрессий.
Поскольку количество статистических данных по каждому показателю, входящему в зависимости (1), (2), (3), ограничивалось временным интервалом, не позволяющим получить статистически надежных оценок, увеличение объема исходной информации происходило за счет сведения статистики об объемах межрегиональных торговых трансакций, выпуске промышленной продукции и валовом региональном продукте федеральных округов в панельную структуру.
В случае статистической значимости коэффициент a показывал, на сколько тыс. руб. в среднем изменится стоимостной объем выпуска промышленной продукции федерального округа при изменении объема вывоза продукции из него в дальневосточный субъект РФ на 1 тыс. руб. Статистическая незначимость коэффициента а свидетельствовала о том, что вывозимая продукция не производилась в федеральном округе; иными словами, данная продукция провозилась по территории округа транзитом. В случае статистической значимости коэффициент b показывал, на сколько тыс. руб. в среднем изменится стоимостной объем выпуска промышленной продукции федерального округа при изменении объема ввоза продукции в него из дальневосточного субъекта РФ на 1 тыс. руб. Отрицательное значение коэффициента b являлось основанием для вывода о взаимозаменяемости ввозимой продукции с произведенной в федеральном округе и определяло межрегиональный ввоз в качестве конкурентного для продукции, произведенной в округе. Статистическая незначимость коэффициента b означала использование ввозимых товаров из дальневосточных субъектов РФ для конечного потребления в федеральном округе и/или их отправления на вывоз из округа (транзитные потоки). C – константа, отражающая влияние неучтенных факторов в модели.
В случае статистической значимости коэффициент f показывал, на сколько тыс. руб. в среднем изменится объем выпуска промышленной продукции федерального округа при изменении сальдо его межрегиональных взаимодействий с дальневосточным субъектом РФ на 1 тыс. руб. C1 – константа, отражающая влияние неучтенных факторов в модели.
В случае статистической значимости коэффициент d показывал, на сколько тыс. руб. в среднем изменится объем ВРП федерального округа при изменении сальдо его межрегиональных взаимодействий с дальневосточным субъектом РФ на 1 тыс. руб. C2 – константа, отражающая влияние неучтенных факторов в модели.
Результаты исследования. Количественный анализ объемов торговых взаимодействий федеральных округов с дальневосточными субъектами РФ позволил получить следующие результаты (табл. 1, 2).
Таблица 1
Географическая структура вывоза продукции из федеральных округов в дальневосточные субъекты РФ, 2009-2011 гг.
Федеральный округ
|
Хабаровский край
|
Приморский
край |
Амурская область
|
ЕАО
|
Магаданская
область
|
Сахалинская
область*
|
Камчатская
область*
|
Центральный
|
13,92
|
9,43
|
3,36
|
6,36
|
21,95
|
18,9
|
28,66
|
Северо-Западный
|
7,11
|
2,15
|
1,11
|
3,94
|
3,07
|
16,5
|
5,54
|
Южный
|
1,75
|
0,93
|
2,88
|
5,90
|
1,34
|
3,4
|
12,04
|
Северо-Кавказский
|
0,23
|
0,04
|
0,02
|
0,90
|
3,29
|
0
|
0,60
|
Приволжский
|
18,19
|
5,68
|
13,57
|
5,18
|
3,81
|
5,9
|
10,02
|
Уральский
|
9,50
|
3,48
|
8,44
|
11,44
|
1,41
|
1,5
|
1,14
|
Сибирский
|
25,12
|
25,20
|
46,76
|
29,88
|
9,61
|
12,6
|
29,61
|
Дальне-восточный
|
24,19
|
53,10
|
23,87
|
36,41
|
55,52
|
41,2
|
12,37
|
Примечание: объемы вывоза продукции из федеральных округов в Сахалинскую область приведены за 2009 г.; объемы вывоза продукции из федеральных округов в Камчатскую область приведены за 2011 г.
Источник: рассчитано автором по данным Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.
Таблица 2
Географическая структура ввоза продукции в федеральные округа из дальневосточных субъектов РФ, 2009-2011 гг.
Федеральный округ
|
Хабаровский край
|
Приморский
край |
Амурская область
|
ЕАО
|
Магаданская
область
|
Сахалинская
область*
|
Камчатская
область*
|
Центральный
|
0,98
|
40,72
|
2,66
|
0,08
|
8,81
|
0
|
4,28
|
Северо-Западный
|
0,01
|
1,54
|
0,01
|
0,00
|
0,75
|
0
|
1,33
|
Южный
|
0,01
|
0,35
|
0,00
|
0,14
|
0,63
|
0
|
0,00
|
Северо-Кавказский
|
0,01
|
3,48
|
0,00
|
0,00
|
0,20
|
0
|
0,00
|
Приволжский
|
0,02
|
1,47
|
0,11
|
0,02
|
0,05
|
0
|
1,15
|
Уральский
|
0,02
|
1,38
|
0,00
|
0,08
|
0,00
|
0
|
0,56
|
Сибирский
|
2,44
|
3,90
|
9,23
|
3,16
|
27,61
|
2,0
|
4,54
|
Дальне-восточный
|
96,51
|
47,17
|
87,99
|
96,52
|
61,94
|
98,0
|
88,14
|
Примечание: объемы ввоза продукции в федеральные округа в Камчатскую область приведены за 2011 г.
Источник: рассчитано автором по данным Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.
Как можно заметить из таблиц 1 и 2, географическая структура межрегионального ввоза дальневосточных субъектов РФ более диверсифицирована, нежели географическая структура межрегионального вывоза (в последней средний удельный вес Дальневосточного региона составляет 82,3%).
Результаты регрессионного анализа зависимости (1), проведенного на основе данных о 8-ми федеральных округах и 5-ти дальневосточных субъектах РФ с полным массивом данных по двухсторонним торговым трансакциям, представлены в таблице 3.
Таблица 3
Зависимость стоимостного объема выпуска промышленной продукции федеральных округов от торговых взаимодействий с дальневосточными субъектами РФ
Коэффициенты регрессионной модели
|
Коэффициент детерминации
R2 | ||
a
|
b
|
C
| |
1,12
(4,1) |
- 4,26
(-11,1) |
4204284265,06
(5,4) |
0,75
|
Примечание: В скобках указаны значения статистики Стьюдента.
Источник: рассчитано автором по данным Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.
Оценки, приведенные в таблице 1, показывают, что изменение объемов вывоза продукции из федеральных округов в дальневосточные субъекты РФ на 1 тыс. руб. обуславливает изменение стоимостного объема выпуска промышленной продукции округов в среднем на 1,12 тыс. руб.; изменение объема ввоза продукции из дальневосточных субъектов РФ в федеральные округа на 1 тыс. руб. обуславливает изменение стоимостного объема выпуска промышленной продукции округов в среднем на 4,26 тыс. руб. При этом, как видно из таблицы, ввозимая из Дальневосточного макрорегиона продукция является конкурирующей с продукцией, производимой в федеральных округах.
Сальдо межрегиональных взаимодействий федеральных округов с дальневосточными субъектами РФ, за исключением Северо-Кавказского федерального округа, на всем периоде исследования являлось положительным. Результаты регрессионного анализа зависимостей (2) и (3) проведенного, как и в случае зависимости (1), на основе данных о 8-ми федеральных округах и 5-ти дальневосточных субъектах РФ с полным массивом данных по двухсторонним торговым трансакциям, представлены в таблице 4 и 5.
Таблица 4
Зависимость выпуска промышленной продукции федеральных округов от сальдо межрегиональных взаимодействий с дальневосточными субъектами РФ
Коэффициенты регрессионной модели
|
Коэффициент детерминации
R2 | ||
f
|
cris
|
C1
| |
2,14
(4,7) |
-343000000
(-4,1) |
4400000000
(9,6) |
0,91
|
Источник: рассчитано автором по данным Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.
Отметим, что регрессионный анализ зависимости (2) показал статистическую значимость бинарной переменной cris, указывающей на попадание наблюдения в период мирового экономического кризиса: принимает значение 1 в случае 2009 г., и 0 – в случае 2010-2011 гг.
Таблица 5
Зависимость ВРП федеральных округов от сальдо межрегиональных взаимодействий с дальневосточными субъектами РФ
Коэффициенты регрессионной модели
|
Коэффициент детерминации
R2 | |
d
|
C2
| |
0,67
(3,4) |
530000000
(15,1) |
0,88
|
Источник: рассчитано автором по данным Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики.
Так, данные таблицы 5 показывают, что изменение сальдо межрегиональных торговых взаимодействий федеральных округов с дальневосточными субъектами РФ на 1 тыс. руб. обуславливает изменение ВРП округов в среднем на 0,67 тыс. руб.
Выводы. Поскольку мощность торговых потоков, направленных из федеральных округов в дальневосточные субъекты РФ, превосходила на исследуемом периоде в 5 раз мощность обратных потоков, межрегиональные торговые взаимодействия генерировали положительные эффекты в экономике федеральных округов (положительный прирост объема сальдо соответствующих торговых трансакций обеспечивал импульсы для роста промышленного производства и ВРП федеральных округов). Несмотря на то, что ввоз продукции из дальневосточных субъектов РФ в федеральные округа негативно влиял на выпуск промышленной продукции последних (ввозимая продукция являлась конкурирующей с производимой), ранее проведенные исследования [1, 2], показали генерацию положительных эффектов от увеличения мощности данных трансакций в экономике регионов-«доноров».
Вышеизложенное позволяет идентифицировать торговые взаимодействия между федеральными округами и дальневосточными субъектами РФ в качестве источников импульсов роста экономики обоих участников соответствующих трансакций, а, как следствие, и всей национальной экономики. Полученные результаты дают основание рассматривать межрегиональную торговлю в качестве одного из факторов роста российской экономики в условиях ухудшения конъюнктуры внешнего рынка (вследствие мировых экономических кризисов, экономических санкций стран – торговых партеров или других причин).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:49:33