Оценка состояния региональной инновационной системы Белгородской области

Заркович А.В.

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 2 (12), Июнь 2012

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17712748
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Переход к инновационной экономике невозможен без инновационного развития территориальных образований. В статье приводится оценка региональной инновационной системы Белгородской области, включающая анализы инновационной активности региона и его инновационной восприимчивости, использующие в качестве основного инструментария результаты рейтинговых исследований субъектов РФ. Уделено внимание качественным и количественным характеристикам структурных составляющих инновационной системы Белгородской области.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, региональная инновационная система, инновационные активность и емкость региона



В настоящее время основы стратегии инновационного развития России формируются на уровне субъектов РФ, так как есть понимание того, что в перспективе конкурентоспособными будут регионы, обладающие развитым научно-производственным комплексом. Поэтому во многих документах стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций в России, большое внимание уделяется вопросам повышения эффективности национальной инновационной системы и инновационных систем субъектов РФ.

Методических подходов к оценке эффективности функционирования инновационной сферы регионов существует много. Но так и не была создана единая методика оценки инновационного развития регионов. Сегодня все чаще исследователи обращаются к рейтинговому подходу оценки функционирования той или иной среды регионов, ранжируя их по определенным классификационным признакам. В том числе различными агентствами и ведомствами составляются рейтинги субъектов РФ по уровню развития инновационной сферы. Общим в подходах к анализу состояния региональных инновационных систем является рассмотрение, во-первых, инновационной активности регионов и, во-вторых, их инновационной восприимчивости.

Оценим инновационную активность Белгородской области. Для этого сначала обратимся к итогам Рейтинга инновационной активности регионов за 2010 г., подведенным Национальной ассоциацией инноваций и информационных технологий. Идея и методология рейтинга были разработаны на основе методик ведущих мировых аналогов (в первую очередь европейского рейтинга «European Innovation Scoreboard»). В исследовании приняли участие 83 субъекта РФ. Безусловным лидером рейтинга, как и в 2009 г., стала Москва, обеспечив себе значительный отрыв от других участников. Второе место заняла Московская область. Столь высоких показателей регион смог добиться во многом благодаря реализации у себя проекта иннограда «Сколково». Наиболее высокие темпы роста в этом году продемонстрировали Иркутская область, Ленинградская область и республика Тыва. К аутсайдерам рейтинга следует отнести Республику Коми, Республику Марий Эл и Орловскую область [6].

В целом свои позиции в рейтинге удалось сохранить примерно 20% его участников. Около 35% регионов свою активность повысили, 45%, наоборот, показали результаты ниже, чем в прошлом году. При этом число регионов в категории «Низкая инновационная активность» по сравнению с прошлым годом пополнилось пятью участниками, тогда как число регионов в категории «Высокая инновационная активность» увеличилось только на одного участника. В итоге, общий показатель инновационной активности за 2010 г. оказался ниже на 15% аналогичного показателя за 2009 г. [5]. Результаты рейтинга отдельных регионов приводятся в табл. 1.

Таблица 1

Рейтинг инновационной активности субъектов РФ в 2010 году [6]

Субъекты РФ
Индекс инновационной активности
Место в рейтинге 2010 г.
Место в рейтинге 2009 г.
Очень высокая инновационная активность
Москва
0,93333
1
1
Московская область
0,35358
2
6




Высокая инновационная активность
Нижегородская область
0,18417
3
4
Республика Татарстан
0,17738
4
10




Средняя инновационная активность
Воронежская область
0,04854
18
26
Владимирская область
0,04828
19
12




Умеренная инновационная активность
Курская область
0,02339
42
33
Белгородская область
0,02231
45
51




Низкая инновационная активность
Республика Тыва
0,0094
65
80
Чукотский автономный округ
0,00059
83
71

Обратимся к позиции Белгородской области в вышеуказанном рейтинге. Согласно данным из табл. 1 Белгородская область, занимая 45 позицию, относится к регионам, характеризующимся умеренной инновационной активностью. По сравнению с результатом 2009 г. (51 позиция) инновационная активность в регионе значительно выросла. Из этого можно заключить, что эффективность региональной инновационной системы региона по показателю инновационной активности повысилась.

Охарактеризуем инновационную емкость Белгородской области по сравнению с другими регионами России. Для этого обратимся к материалам из Базового доклада к Обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ (2009). В докладе был рассмотрен уровень инновационного развития регионов с позиции «готовности или способности регионов к инновациям». В качестве критерия оценки рассматривался так называемый индекс инновационности, включающий показатели из следующих групп: «Человеческие ресурсы», «Создание новых знаний», «Передача и применение знаний», «Вывод инновационной продукции на рынок». Итак, по индексу инновационности регионы России можно разделить на 6 условных групп, название и характеристика которых приводятся в табл. 2.

Таблица 2

Классификация регионов РФ по восприимчивости инноваций [1]

№ группы п/п
Название инновационной группы
Общая характеристика регионов в группе
Перечень некоторых регионов, входящих в группу
1
«Столицы»
Лидирует по всем показателям: концентрирует высококвалифицированные человеческие ресурсы и успешно реализует рыночный этап
Москва, Санкт-Петербург
2
«Потенциальные инновационные лидеры» / «регионы, готовые к инновациям»
Отстают от группы № 1 по характеристикам человеческого потенциала, но здесь производится наибольший объем инновационной продукции
Московская обл., Свердловская обл., Пермский край, Самарская обл., Республика Татарстан
3
Регионы с нереализованным интеллектуальным потенциалом
Отстают по подиндексу «выход на рынок». По человеческим ресурсам незначительно уступают группе № 2
Омская обл., Томская обл., Воронежская обл., Тульская обл., Саратовская обл.
4
Регионы с инновационным потенциалом среднего уровня
Уступает группе № 3 по подиндексу «создание новых знаний» и на одном уровне находится по рыночным индексам
Белгородская обл., Курская обл., Орловская обл., Липецкая обл., Брянская обл., Ставропольский край
5
Регионы не относятся к числу лидеров ни по одному из показателей, а система образования и производственная база не позволяют им переместиться выше
Санкт-Петербургская обл., Республика Коми, Республика Саха, Республика Дагестан
6
Регионы-аутсайдеры по всем показателям
Республика Калмыкия, Псковская обл., ЯНАО, Эвенский АО, Таймырский АО

Из табл. 2 видно, что Белгородская область относится к группе № 4 «Регионы с инновационным потенциалом среднего уровня». Поэтому вышеуказанный регион характеризуется как крупный производственный центр, опирающийся на трансфер технологий: производится достаточно большой объем продукции с использованием передовых технологий, но нет должного числа специалистов для создания новых знаний.

Итак, к основным ограничениям развития инновационной среды Белгородской области относят ограничения системного характера, среди которых выделяют:

  • недостаток квалифицированных научных и управленческих кадров;
  • низкий уровень коммерциализации разработок;
  • несбалансированность инновационной инфраструктуры;
  • недостаточная координация между субъектами региональной инновационной системы;
  • низкий уровень спроса на инновационную продукцию;
  • ограниченность финансовых ресурсов;
  • слабая инновационная активность предприятий области;
  • недостаточная популяризация инноваций в обществе.
  • В качестве следующего этапа оценки инновационной системы Белгородской области закономерным было бы рассмотреть структуру инновационной среды региона. Охарактеризуем региональную инновационную систему Белгородской области в разрезе составляющих ее элементов. Как и любая другая модель РИС модель инновационной системы Белгородской области включает несколько составляющих:

    1. Блок «Нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности», который в Белгородской области представлен следующими основными нормативно-правовыми актами:

    Закон Белгородской области от 1 октября 2009 г. № 296 «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области»;

    Закон Белгородской области от 31 декабря 2010 г. № 18 «Об областном бюджете на 2011 г.»;

    Закон Белгородской области от 16 ноября 2007 г. № 163 «О государственных гарантиях Белгородской области»;

    Постановление правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г.»;

    Постановление правительства Белгородской области от 30 мая 2011 г. N 202-пп «О финансировании проектов фундаментальных исследований» и др. [3].

    Необходимо отметить, что в полном перечне инновационного законодательства региона, который приводится на сайте Инновационного портала Белгородской области, занимают весомую долю различного рода постановления и целевые программы о развитии наноиндустрии в области, например, долгосрочная целевая программа «Развитие наноиндустрии Белгородской области на 2010‒2014 гг.» и Региональная целевая программа ГК «Роснанотех» по Белгородской области на 2010‒2012 гг. Из чего можно сделать вывод о поставленной цели перед Белгородской областью: формирование инновационного кластера региона с опорой на развитие нанотехнологического сектора.

    2. Блок «Инновационная инфраструктура региона».

    Инновационная инфраструктура Белгородской области, согласно данным Инновационного портала Белгородской области, представлена следующими организациями (табл. 3.).

    Таблица 3

    Организации инновационной инфраструктуры Белгородской области [4]

    № п/п
    Наименование организации
    Местоположение
    1
    Аврора-Парк
    г. Белгород
    2
    Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, Автономная некоммерческая организация «Центр развития прогрессивных технологий в строительстве», Научно-инновационный образовательный центр в области наносистем в строительном материаловедении
    г. Белгород
    3
    Национальный исследовательский университет «БелГУ», технопарк «Высокие технологии», Центр инновационного консалтинга БелГУ
    г. Белгород
    4
    Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Учебно-научный инновационный центр «Агротехнопарк»
    г. Белгород
    5
    Инновационный бизнес-инкубатор ОГУ «БРРИЦ»
    г. Белгород
    6
    Промышленный парк «Северный»
    г. Белгород
    7
    Старооскольский технологический институт, филиал НИТУ «МИСиС»
    Старооскольский район
    8
    Школа менеджмента «Бирюч»
    Красногвардейский район
    9
    Автономная некоммерческая организация «Белгородский инновационно-технологический центр «ТРАНСФЕР»
    г. Белгород

    Из табл. 3 видно, что главными составляющими инновационной инфраструктуры региона являются образовательные учреждения Белгородской области и технопарковые структуры, созданные в рамках этих учреждений. Такой спектр объектов инновационной инфраструктуры в регионе создает условия, необходимые для реализации высокотехнологичных проектов, ускоряющих процесс диффузии инноваций — доля организаций инновационной инфраструктуры Белгородской области в общем числе организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность, превышает среднероссийское значение более чем в два раза, что было отмечено в Региональной целевой программе ГК «Роснанотех» по Белгородской области на 2010‒2012 гг. [8]. Но несмотря это фрагментарность объектного состава инновационной инфраструктуры, их разобщенность и нескооперированность следует отнести к недостаткам. Кроме того, следует выделить главную характеристику инфраструктуры инновационной деятельности — централизованность распределения организаций (7 из 9 вышеперечисленных учреждений находятся непосредственно в областном центре). По словам губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, каждый район должен выбрать себе наиболее подходящее направление — «будь то хоть поиск альтернативных источников энергии, хоть развитие плодоовощного производства — и отработать его» [2]. Вместе с тем развитие региональной инновационной системы сдерживается недостатком финансовых институтов и площадок для обмена информацией, низкой обеспеченностью объектами трансфера технологий и прототипирования продукции, необходимыми для поддержки инновационных коллективов на ранних стадиях инновационного цикла.

    Так как нет единого подхода к отнесению организаций к инновационной инфраструктуре, то находят свое место разночтения в различных базах данных инновационного развития. Нами была рассмотрена выше информация из базы региональной статистики, а теперь обратимся к федеральной. Согласно информации из базы данных Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры, научно-технической деятельности и региональных инновационных систем по состоянию на 18 декабря 2011 г. в секторе «Генерация знаний» по Белгородской области числится 9 организаций, в секторе «Инновационная инфраструктура» — 8 организаций [9]. Следует отметить, что вышеуказанный Национальный центр выделяет из объектов инновационной инфраструктуры учреждения, занимающиеся непосредственно генерацией знаний, а именно: образовательные учреждения.

    3. Блок «Субъекты инновационной деятельности». Об инновационной активности предприятий Белгородской области говорилось ранее. Здесь только отметим, что в базе данных Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры, научно-технической деятельности и региональных инновационных систем зарегистрировано лишь одно инновационное предприятие региона — ООО НПП «Контакт» [9]. В то же время на Инновационном портале Белгородской области приводится информация о большем количестве организаций, а именно: ЭФКО НТ, ООО «Белгородский завод сапфиров «Монокристал», ЗАО «Завод Премиксов №1», ООО «Росана», ООО «Новые технологии», ООО «СКИФ-М» и др. Научно-исследовательские организации, которые также относятся к субъектам инновационной деятельности, были ранее отмечены в блоке «Инновационная инфраструктура». Отдельно можно выделить научно-исследовательские лаборатории, о которых не было указано выше. Научно-исследовательские лаборатории Белгородской области представлены главным образом лабораториями образовательных учреждений, лабораториями организаций и предприятий (ОАО «Лебединский ГОК», ФГУП ВИОГЕМ) [4].

    Подведем итог. Несмотря на то, что созданы все структурные элементы инновационной системы Белгородской области, инновационная система региона характеризуется фрагментарностью, что препятствует повышению ее эффективности, находя отражение в традиционном отнесении области к умеренно инновационным. В целом же, инновационный потенциал Белгородской области, как интегральная характеристика уровня развития основных элементов региональной инновационной системы, значительно превышает средний уровень Центрального федерального округа (ЦФО). Кроме того, для дальнейшего развития инновационного кластера в Белгородской области есть достаточный социально-экономический задел. Обращаясь к результатам рейтинговой оценки регионов ЦФО, следует отметить ведущие позиции области по итогам 2010 г. в иерархии регионов по социально-экономическому развитию (включена в группу регионов-лидеров) и по уровню надежности-рискам (присвоена категория А++) [10]. Поэтому в рамках наличия предпосылок для создания инновационного кластера в регионе необходимым мероприятием по совершенствованию региональной инновационной системы следует признать необходимость создания инновационной организации, которая заведовала бы управлением целостной системы. Не исключается вариант предоставления таких полномочий уже существующей инновационной организации. Но предпочтительным является решение подобной проблемы с учетом положительного опыта, полученного на национальном уровне, а имеется в виду трансфер опыта создания подобных технопарковых структур (как инновационный центр «Сколково») на территории отдельных регионов (на примере Белгородской области).

    В Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. поставлена задача формирования территориально-отраслевых кластеров и зон опережающего развития, особое внимание было уделено созданию инновационного кластера на территории региона [2]. Идеологической основой решения задачи стала уже разработанная концепция развития инновационной сферы — Белгородской интеллектуально-инновационной системы (БИИС). Уже утверждён план первоочередных мероприятий по запуску и реализации Белгородской интеллектуально-инновационной системы, который предусматривает выполнение ряда организационно-технических, экономико-стратегических и финансово-правовых решений, направленных на формирование региональной инновационной среды.

    В числе организационно-технических мероприятий плана можно отметить создание Наблюдательного совета БИИС при губернаторе области, который уже приступил к работе, а также формирование аналогичных советов в городских округах и муниципальных районах.

    В сфере экономико-стратегического развития сформулированы четыре основных целевых ориентира:

  • развитие инновационной среды;
  • развитие городских агломераций и сельских территорий;
  • модернизация дорожной инфраструктуры;
  • освоение биологического земледелия.
  • Реализация первого направления включает в себя создание условий для поддержки малых инновационных предприятий, а также проведение в области муниципальных, региональных и федеральных инновационных конкурсов. План регламентирует также приоритетную поддержку тех предприятий, которые будут выступать с идеей реализации инновационных проектов.

    Что касается инновационной среды, то примером ее развития может стать строительство инновационного комплекса «Аврора-парк», реконструкция Белгородского аэропорта и другие проекты. Весьма интересным проектом является создание в области Школы стратегов, которая будет готовить элитарные, всесторонне подготовленные и инновационно мыслящие управленческие кадры для нужд региона [7].

    По словам Патрушева В.А., профессора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, БИИС охватит все управленческие структуры, муниципальные образования, высшие учебные заведения, крупные предприятия. Среди трех основных задач системы он выделил производство интеллекта, производство инноваций и производство социального капитала [2].

    По характеристикам и принципам организации БИИС, доступным в средствах массовой информации, уже сегодня можно сделать вывод об общих принципах организации Белгородской интеллектуально-инновационной системы, ядром которой выступит «Аврора-парк» и инновационного центра «Сколково». Сходства и отличия принципов создания вышеуказанных инновационных сред были нами систематизированы, и приводятся в табл. 4.

    Таблица 4

    Компаративный анализ принципов создания ИЦ «Сколково» и БИИС

    № п/п
    Организационные основы создания технопарковых структур
    ИЦ «Сколково»
    БИИС
    1
    Контроль за реализацией проекта
    Президент РФ
    Губернатор Белгородской области
    2
    Нормативная база создания
    Федеральный закон от 28.09.2010 г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»
    Распоряжение Правительства Белгородской области от 28.02.2011 г. №75-рп «О концепции создания Белгородской интеллектуально-инновационной системы»
    3
    Управление осуществляется посредством
    Управляющей компании «Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий» (Фонд «Сколково»)
    Наблюдательного Совета под руководством Губернатора Белгородской области
    4
    Научным обеспечением, подготовкой кадров и передачей новых технологий на места ведает
    ü Совет Фонда;
    ü Консультативный научный Совет Фонда;
    ü ООО «Технопарк «Сколково»
    ü Совет ректоров ВУЗов области;
    ü Корпорация «Аврора-парк»
    5
    Партнеры
    w Массачусетский технологический университет;
    w НИЦ Москвы, Дубны, Санкт-Петербурга, Самары, Казани и Новосибирска;
    w Крупные компании: 8 зарубежных партнеров и 2 российских.
    wРоссийская академия наук;
    wВсероссийский центр уровня жизни.
    6
    Цели реализации проекта
    Разработка и коммерциализация новых технологий в рамках модернизации экономики и городской среды
    Развитие инновационной среды, развитие городских агломераций и сельских территорий, модернизация дорожной инфраструктуры и освоение биологического земледелия
    7
    Приоритетные направления исследований и разработок
    ИТ, космические технологии, биотехнологии, ядерные технологии, технологии повышения энергоэффективности
    Малая энергетика, производство биотоплива, использование солнечной энергетики

    Из табл. 4 видно, что принципы построения БИИС и организации ИЦ «Сколково» схожи, различны лишь содержательные характеристики, вытекающие из отнесения их к инновационным системам более высокого или низкого порядка, а также из наличия и качественного содержания предпосылок формирования РИС: отраслевой специализации региона дислокации технопарковой структуры, уровня диверсификации экономики региона, целевой направленности РИС и т.д.

    В целом, комплекс проблем развития инновационной среды в Белгородской области в своих основных проявлениях аналогичен большинству регионов страны:

  • невысокая инновационная активность предприятий;
  • невысокая инновационная восприимчивость.
  • В качестве решения этих проблем выдвигается проведение мероприятий по созданию и развитию инновационного кластера региона, а именно: реализация концепции Белгородской интеллектуально-инновационной системы. Успешность организации БИИС может быть проиллюстрирована показательным опытом создания инновационного центра «Сколково» (инновационный рейтинг Московской области значительно вырос) ввиду наличия схожих принципов организации этих технопарковых структур.

    Источники:

    1. Базовый доклад к Обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации» (Москва-2009) // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.- [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/6333/09.11.11-bd-rus.pdf (дата обращения 18.11.2011)
    2. В Белгородской области разработан проект создания интеллектуально-инновационной системы в регионе// Информационное агентство REGNUM.-23.05.2011.-[Электронный ресурс]. URL: http://www.regnum.ru/news/1407576.html (дата обращения 20.12.2011)
    3. Государственная поддержка инновационной деятельности (перечень нормативно-правовой базы) // Инновационный портал Белгородской области.-[Электронный ресурс]. URL: http://innovation.derbo.ru/goverment-support/perechen-normativno-pravovoj-bazyi (дата обращения 02.12.2011)
    4. Инновационная инфраструктура // Инновационный портал Белгородской области.-[Электронный ресурс]. URL: http://innovation.derbo.ru/goverment-support/perechen-normativno-pravovoj-bazyi (дата обращения 02.12.2011)
    5. НАИРИТ подводит итоги Рейтинга инновационной активности регионов 2010 // Новости Информационного портала ТПП cci.ru.-17.05.2011.-[Электронный ресурс]. URL: http://www.allmedia.ru/headlineitem.asp?id=727299 (дата обращения 05.01.2012)
    6. Пономаренко Н. Инновационная активность регионов России снизилась на 15% // Экспертная сеть по вопросам государственного управления Госбук.-20.05.2011.-[Электронный ресурс]. URL: http://www.gosbook.ru/node/23958 (дата обращения 25.12.2011)
    7. Распоряжение Правительства Белгородской области от 28 февраля 2011 года № 75-рп Белгород «О концепции создания Белгородской интеллектуально-инновационной системы» // Информационный портал «Региональное законодательство».-[Электронный ресурс]. URL: http://www.regionz.ru/index.php?ds=1028039 (дата обращения 27.12.2011)
    8. Региональная целевая программа ГК «РОСНАНОТЕХ» по Белгородской области на 2010-2012 годы (Москва-2010) // Инновационный портал Белгородской области.- [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.derbo.ru/nanoindustriya/czelevyie-programmyi/razvitie-nano-v-oblasti (дата обращения 28.09.2011)
    9. Реестр организаций инновационной деятельности // Сайт Национального центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.miiris.ru/infrastruct/innov_activ.php?mplevel=43000&pplevel=2 (дата обращения 18.12.2011)
    10. Рейтинговые оценки регионов Центрального Федерального округа (ЦФО) по итогам социально-экономического развития в 2010 году // Сайт АНО «Агентство региональных социально-экономических проектов».-11.05.2011.- [Электронный ресурс]. URL: http://www.arsep.ru/ratings/index.php?ELEMENT_ID=239 (дата обращения 02.02.2012).

    Страница обновлена: 26.11.2024 в 11:59:35