Анализ и оценка условий инновационного развития Белгородской области
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 16
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (62), Февраль 2012
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17311659
Цитирований: 16 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассматривается проблема инновационного развития Белгородской области. Объект изучения – инновационная система и инфраструктура региона. Качественный анализ позволил выявить сильные и слабые стороны, определить интенсивность инновационного процесса и дать оценку и спрогнозировать развитие и использование инновационного потенциала области.
Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, инфраструктура, Белгородская область, региональная инновационная система, инновационный потенциал региона, анализ, региональные инновационные проекты, статистика инноваций, экономика регионов
Общей целью стратегий развития регионов является создание стабильной экономико-социальной системы инновационного типа, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни населения, а также гарантирующей решение проблемы ресурсной, энергетической, технологической и демографической безопасности Российской Федерации в целом и способствующей реализации стратегических интересов страны на мировой арене. Как считает С.Д. Валентей [1], к повышению технологического уровня и возникновению качественно новой системы общественных отношений ведет новая длинная волна экономического роста, знаменующая в настоящее время выход из кризиса.
Регулирование в рамках структуры
Инновационная деятельность ведется на базе различных административно-территориальных образований, которые значительно отличаются друг от друга по уровню экономико-социального развития, ресурсообеспеченности, климату, площади, населению, культуре и прочим параметрам и поэтому обеспечивают различные условия и возможности реализации инновационного развития. О.Н. Владимирова считает, что региональная инновационная система (РИС) является неотъемлемой частью национальной инновационной системы, формируется и развивается в контексте приоритетов государственной инновационной политики [2]. Процесс формирования РИС в России значительно активизировался в последние годы и, как показывает наш анализ научных публикаций, посвященных данной проблеме, важным и необходимым фактором здесь выступает наличие экономических отношений, требующих инновационной активности.
Мы согласны с директором института стратегических инноваций А. Николаевым, который считает, что процесс инновационного развития имеет две главные составляющие – реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала [4]. И.М. Голова пишет, что суть инновационной системы можно охарактеризовать как целостную совокупность взаимодействующих социальных институтов и организаций, осуществляющих превращение научных знаний в новые виды конкурентоспособной продукции и услуг в целях обеспечения социально-экономического роста [3]. Поэтому для качественного анализа процесса инновационного развития Белгородской области рассмотрим инновационные проекты, реализующиеся в регионе, и инновационную инфраструктуру.
Создание и функционирование РИС основывается, в первую очередь, на нормативно-правовой базе, регулирующей инновационную деятельность. С 2009 года регулирование осуществляется положениями закона «Об инновационной деятельности и инновационной политике на территории Белгородской области», курирующим органом является Совет по инновационной политике при губернаторе. Некоторые аспекты регулирования отражены в документах социально-экономического плана. В принятой в 2010 году Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года определены целевые показатели, являющиеся индикаторами эффективности реализации функции РИС по обеспечению устойчивого развития.
О.Н. Владимирова считает, что базисным элементом, обеспечивающим эффективность РИС, является наличие полноценной инновационной инфраструктуры [2]. В Белгородской области к числу организаций инновационной инфраструктуры отнесено всего 13 объектов. В их составе 2 крупнейших вуза региона, агротехнопарк, технополис, 3 инновационно-технологических центра, центр новых информационных технологий, центр научно-технической информации, 2 центра коллективного пользования научным оборудованием и т.д. Состав данных организаций довольно представителен, но можно отметить дисбаланс структурного плана: слабо представлены субъекты консалтинговой, экспертной, финансовой направленности, отсутствуют обособленные правовые институты. На основе данной информации можно сделать вывод о том, что формирование РИС в Белгородской области находится на начальном этапе и происходит недостаточно интенсивно по причинам объективно-субъективного характера.
Сырьевая база, геополитическое положение, демографическая ситуация и ряд других факторов, характеризующих специфику конкретного региона, определяют тип формирования РИС. Белгородская область располагает значительным ресурсным потенциалом (КМА, чернозем), что двояко сказывается на темпах экономического роста и развития: такое положение обеспечивает развитие сырьевых секторов экономики, ориентированных на экспорт, но сдерживает инновационное развитие. Проведенный нами анализ выявил, что инновационные процессы в Белгородской области протекают недостаточно интенсивно. В рейтинге инновационной конкурентоспособности российских регионов область в 2006 году находилась в секторе С+ «Низкий уровень инновационного развития». Т.Н. Похилько считает, что важным элементом, обеспечивающим инновационную деятельность, является инвестиционный климат региона, который складывается из финансовых возможностей, инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности конкретного региона (инвестиционный потенциал региона) и общих и специфических инвестиционных рисков, присущих этому региону [5]. По данным рейтингового агентства Эксперт РА, по уровню инвестиционной привлекательности Белгородская область занимала сектор 2В среди других регионов со средним инвестиционным потенциалом и умеренным риском инвестирования. Мы считаем, такая позиция региона в рейтинговой шкале может обеспечить инвестиции в инновации региона.
Реалии и устремления
Белгородскую область можно считать регионом, благоприятным для создания территории инновационного развития, но существуют некоторые факторы реального противодействия этому процессу. Прежде всего, противодействие заметно на уровне бизнеса и проявляется либо в прямом неприятии инноваций, либо в пассивном противодействии, которое выражается в стремлении ограничить инновации незначительными усовершенствованиями продукта или процесса – т.н. псевдоинновациями.
На самих предприятиях существует ряд внутренних факторов пассивного противодействия коллектива и руководства любым изменениям и внедрению чего-то нового. Т.Н. Похилько пишет, что сопротивление тем больше, чем сложнее инновация и чем глубже изменения технологического, организационного, кадрового и иного характера происходят в результате появления этой инновации… особенно это касается комплексных инноваций, требующих преобразований всех подсистем производственно-хозяйственной деятельности – технико-технологической, экономической, организационной, кадровой, социальной [5].
В Белгородской области доля предприятий, использующих в своей деятельности инновации, составляет 10,1% против 9,7% в среднем по Российской Федерации. В регионе 16 организаций выполняющих исследования и разработки, в том числе 4 вуза, 5 научно-исследовательских организаций, 1 проектно-изыскательная организация и 6 научно-технических центров, в которых общее число специалистов, занятых научными разработками, достигает 1189 человек, среди которых 32,1% кандидатов и 5,5% докторов наук. Каждый год на протяжении многих лет научные проекты и разработки завоевывают престижные награды в России и за рубежом, но затем чаще всего остаются нереализованными.
В ходе проведенного нами исследования был сделан вывод о том, что, несмотря на потенциально благоприятные перспективы экономического развития инновационного типа, в области в настоящее время они реализованы на низком уровне. По экспертным оценкам, в регионах с развитой экономикой почти 70% ВВП обеспечивается за счет инноваций. В Белгородской области, несмотря на наметившееся ускоренное увеличение инновационной активности экономических субъектов, доля инновационной продукции в общем объеме обрабатывающей промышленности в 2010 году не превышала 2,6%.
Выводы
Губернатор Белгородской области в своем ежегодном отчете об итогах социально-экономического развития особое внимание уделил инновациям в регионе, поставив развитие инновационной среды на первое место среди стратегических задач на ближайшее десятилетие, подчеркнув при этом, что конечной целью инновационного развития является не столько лидерство на каком-то глобальном или локальном рынке, сколько новый уровень и качество жизни, и что развитие инновационной среды подразумевает создание творческой атмосферы и изменения образа мыслей и действий тех, кто участвует в выработке и принятии решений. Выделено несколько аспектов решения данной задачи.
Первое – целесообразность осуществления инноваций на основе собственной культуры и традиции;
второе – необходимость наращивания стоимости нематериальных активов;
третье – развитие современной инфраструктуры науки и инноваций;
четвертое – стимулирование создания негосударственной системы финансирования инноваций;
пятое – создание упаковочно-внедренческой инфраструктуры;
шестое – целесообразность создания соответствующей социальной инфраструктуры;
седьмое – проблема создания системы кадрового обеспечения инновационного процесса.
Для решения данной задачи в области в настоящее время проводятся активные мероприятия по созданию Белгородской интеллектуально-инновационной системы, которая будет координировать реализацию инновационных проектов (корпорация «Развитие», «Аврора-парк» и т.д.).
Источники:
2. Владимирова О.Н. Формирование региональный инновационных систем как фактор устойчивого развития региона [Текст] // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2010, №4.
3. Голова И.М. Инновационный климат региона: проблемы формирования и оценки [Текст]. – Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2007.
4. Николаев А. Инновационное развитие и инновационная культура [Текст] // Проблемы теории и практики управления, 2001, №5.
5. Похилько Т.Н. Формирование инновационной системы как условие социально-экономического развития региона [Текст] // Гуманитарные и социальные науки, 2010, №4.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:57:48