Управление предпринимательской деятельностью в современных условиях экономического развития
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (37), Январь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Окончание. Начало в 12/2002)
Особенности интерфейсной концепции управления.
Ключевые слова: управление, бизнес, информационные системы, интерфейсная модель управления, информационные системы управления бизнесом, концепции управления, управленческие системы
Окончание. Начало в № 12/2002
Корпоративные отношения как принцип группового построения бизнеса возникают между всеми заинтересованными сторонами, участвующими в реализации принятой корпоративной модели. Специфика интегрированной (групповой) структуры позволяет объединять участников на основе как вертикальных (вариант холдингового построения), так и горизонтальных связей, что предполагает множество путей реализации ее корпоративной модели с помощью развитой компоненты взаимодействия.
Развитая компонента взаимодействия управленческих процессов в условиях глобализации бизнеса рассматривается в качестве эффективного средства управления экономическими системами и сетями. Ввиду существующих особенностей их функционирования в распределенных средах различного диапазона следует выделить следующие уровни взаимодействующих информационных бизнес-процессов: макро-, мезо- и микроуровень.
На макроуровне следует рассматривать управление самостоятельными, экономически независимыми предприятиями, фирмами, компаниями, которые являются партнерами и имеют общие интересы на основании заключенных смежных договоров и др. В этом случае их экономические интересы сопряжены и выходят за пределы фирмы. На этом уровне, наряду с реализацией концепции внутреннего интерфейса, особое место следует уделить внешнему интерфейсу, обеспечивающему устойчивый успех в бизнесе.
Для мезоуровня характерным является корпоративное взаимодействие экономико-информационных процессов с односторонним, со стороны корпорации, приспособлением к поведению партнеров при помощи реализации внутреннего и частично внешнего интерфейсов (системы связей между внутренней и внешней средой корпорации – ред.).
На микроуровне предполагается рассматривать управление в пределах внутреннего информационного пространства предприятия, фирмы, компании в целом, а также в более узких пределах, например, в предметно-ориентированной подсистеме бухгалтерского учета.
При рассмотрении основных особенностей интерфейсной концепции управления, целесообразно сравнить их с характерными признаками существующей традиционной системы управления (таблица 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ традиционной и интерфейсной концепции управления
Признаки традиционной модели
управления |
Признаки интерфейсной модели
управления |
Ориентация на функциональное управление
Низкая степень интеграции данных Стремление к максимальной производительности Оптимизация функций Отсутствие базы знаний Низкая степень процесса поддержки принятия решения Неразвитая система взаимосвязей при решении задач |
Ориентация на процессное управление
Высокая степень интеграции данных Обеспечение гибкости Оптимизация процесса Присутствие базы знаний Средняя и высокая степень процесса поддержки принятия решения Развитая система прямой и обратной связей процессов |
В настоящее время стоит вопрос о разработке в бизнесе системы управления с развитой компонентой взаимодействия, с помощью которой можно было бы постоянно держать в курсе событий пользователей системы (менеджеров, их партнеров и др.), принимающих решения в условиях децентрализации. Управленческие системы должны обеспечивать прямой и обратной связями в едином информационном пространстве конкретных партнеров по бизнесу, которые участвуют в хозяйственном процессе в разнообразных формах.
Как минимум два важных момента способствуют реализации интерфейсной модели системы управления:
Первое. Модель системы управления должна базироваться на интеграции всех бизнес-процессов. Благодаря единому пространству данных / пространству знаний, одновременно и объединяющему их, и являющемуся хранилищем информации для всех бизнес-структур, осуществляется необходимый обмен данными. Так, косвенные расходы, связанные с невозможностью вовремя обрабатывать разрозненную информацию, а также проводить анализ результативных данных при помощи современных методов, могут быть устранены с помощью системы, использующей единое пространство данных/знаний, встроенной в компоненту интерфейсов.
Второе. Все вышеперечисленное достигается в том случае, если информационная система управления бизнесом инвариантна к аппаратно-программной платформе. Посредством реализации модели интерфейсной компоненты обеспечивается соответствие модулям, выполненным под любые стандарты и различные операционные системы с помощью интерфейса информационной системы. При этом срок эксплуатации системы управления бизнесом продлевается за счет выполнения требований, предъявляемых к гибкой модели взаимосвязей между элементами системы. При разработке гибкой модели интерфейсной концепции современной информационной системы учитываются следующие характеристики и потребности компании (фирмы, организации, корпорации) при организации ее бизнеса:
1) производственный профиль (продукты, услуги, поставщики, клиенты);
2) цели и подцели (рассматриваются на длительную перспективу);
3) информационные потребности (стратегические, тактические, операционные);
4) технологические потребности (модернизация существующих бизнес-процессов, оптимизация технологических процессов);
5) интерфейсные потребности (наличие прямой и обратной связей и их оперативность);
6) обеспеченность необходимыми знаниями;
7) поддержка процесса принятия решения.
Следовательно, формирование механизма рыночных отношений, появление новых инструментов, методов и средств управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий, фирм, компаний оказывают на современном этапе значительное влияние на ведение предпринимательской деятельности. Учет требований, приводящих к успеху ведения предпринимательской деятельности, обусловлен динамикой внутреннего развития во взаимодействии с внешней средой. Принятие решений в подобных условиях приводит к резкому росту потребностей в информации. Более того, обеспечение информацией по всем направлениям должно быть организовано безупречно. Поэтому сегодня недостаточно рассматривать информационные технологии только в качестве инструментария для обработки данных.
С помощью компьютерных технологий (по запросам пользователя) необходимо из имеющихся баз данных извлекать всю нужную информацию, а рациональная организация взаимодействия пользователей экономико-управленческой системы требует привлечения достаточных средств для отбора, обработки и обновления информации. При этом следует решать вопрос о трансферте (передаче – ред.) совместно используемых знаний организационным подразделениям фирм, партнерам по кооперации и бизнесу, а также о коммерчески выгодных интерфейсах (системах связи – ред.). Эти проблемы находят свое отражение в программе «Технология информационного общества», направленной на становление целостного, гармоничного и содержательного информационного пространства [1].
Быстрое развитие сетей, начиная от локальных систем и вплоть до региональных, национальных и интернациональных структур, приводит к отказу от классических рабочих полей информатики и вызывает необходимость дополнительных средств, организующих взаимодействие в предпринимательских структурах. Несомненно, это ведет к ликвидации границ между внутренней и внешней средой предприятия в прямом понимании этого слова. Все сложнее становится определять, где начинаются и заканчиваются эти границы. Создание и эксплуатация соответствующей структуры взаимодействия для подобных «виртуальных предпринимательских структур» относится к проблеме процессного управления с развитой функцией связности и взаимодействия. При этом обеспечиваются рациональный доступ к распределенным данным и знаниям в сети, оперативность управленческих решений, а в итоге - своевременное реагирование предпринимательских структур на быстро изменяющиеся требования рынка.
Организационным рычагом в достижении поставленной цели могут стать виртуальные, первоначально внутрихозяйственные, предпринимательские центры. Затем подобные центры могут быть организованы в масштабе отрасли, страны, а также на международном уровне. Вероятно, такие центры должны быть всесторонне охвачены функцией взаимодействия процессов, поддерживаемой современными информационными технологиями как в горизонтальном, так и в вертикальном срезах управления экономикой.
Для решения поставленных задач на современном этапе, наряду с аппаратными и системными средствами, необходимо новое, высококачественное прикладное программное обеспечение с максимально высокими потребительскими свойствами: полезностью, удобством поддержания данных, эффективностью, ориентированностью на пользователя, полнотой интеллектуального наполнения и др.
Основное назначение привлекаемых средств состоит в том, чтобы предоставить пользователю принципиально новые возможности в организации управленческого труда, которые, наряду с оказанием помощи в решении задач вычислительного характера с обработкой больших объемов информации, будут формировать доступ к необходимым базам данных/знаний для решения проблем логического, аналитического, интеллектуального направления.
Внедрение новых информационных технологий с использованием развитой компоненты взаимодействия призвано повысить эффективность работы в бизнесе в целом, одновременно улучшая условия взаимодействия пользователей с системой на различных уровнях управления. Реализация характерных принципов интерфейсной модели управления позволит устранить существенные недостатки, которые заключаются в слабой адаптации к изменениям в предметной области, в невозможности решать плохо формализуемые управленческие задачи и т.п.
Процесс адаптации и эксплуатации может быть улучшен при решении проблемы создания гибких информационных комплексов, основанных на интегрированном взаимодействии различных элементов системы. Однако в условиях многоуровневой компонентной модели открытых систем на сегодняшний день остаются нерешенными проблемами всеобщего интеллектуального взаимодействия в системе управления предпринимательской деятельностью на уровне бизнес-процессов и всестороннего взаимодействия пользователя с когнитивно-интегрированной информационной бизнес-системой.
Реализация интеллектуального пользовательского интерфейса расширяет коммуникативную способность взаимодействия между пользователем и информационной системой на языке, максимально приближенном к языку конкретной предметной области, и предоставляет возможность автоматически извлекать знания для решения задач из накопленного опыта конкретных ситуаций в предметной области экономики.
При решении данной проблемы встает вопрос об интеллектуальном наполнении информационных ресурсов. Очевидно, что в подобных системах средства поддержки решения задач ориентированы на удовлетворение потребностей конечного пользователя. Разработку и использование механизма взаимодействия пользователя с системой управления предполагается рассматривать снизу вверх: от уровня пользователя информационной системы к более высоким уровням накопления, обобщения и использования знаний системы управления бизнесом в целом.
Как показывает зарубежный опыт, приоритетным направлением является создание интерфейсов, способных воздействовать на различные органы чувств человека для интуитивного доступа, навигации и взаимодействия пользователя с информационной системой. Необходимо применение новых аппаратно-программных решений для разработки лучших условий труда, развитых технологий виртуальной реальности и интеграция большого спектра передовых дисплейных технологий для профессионального применения.
Остается проблема разработки интерфейсов для адаптации и взаимодействия пользователя с их новыми типами, моделирования поведения пользователя и т.д. Рекомендуется использовать доказавшие на практике свою эффективность новые средства взаимодействия между информационной системой и пользователем, основанные на применении индивидуального подхода.
Решение поставленных задач для системы управления бизнесом поможет полнее использовать информационные и интеллектуальные ресурсы в предметных областях экономики, не сосредотачивая основное внимание пользователя на ведении технологического процесса. Происходящие изменения предоставят большие возможности совершенствования форм управления в различных структурах предпринимательской деятельности.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:44:16