Влияние реализации потенциала компании на ее фундаментальную стоимость

Оганян А.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11 (257), Июнь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Оганян А.К. Влияние реализации потенциала компании на ее фундаментальную стоимость // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 11. – С. 57-66.

Аннотация:
В статье обосновано, что на фундаментальную стоимость компании влияет стратегический потенциал компании и степень реализации данного потенциала.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, потенциал, стоимость, компания, фактор, стратегический план, фундаментальная стоимость, разработка



Для формирования стоимости компании необходимо разрабатывать и реализовывать стратегию, т.к. стратегия есть механизм реализации и преумножения потенциала компании. На стоимость компании влияют также миссии и цели компании, которые определяют приоритетные направления развития компании. Определяющим фактором фундаментальной стоимости компании является ее конкурентоспособность, которая показывает степень реализации ее потенциала.

Стратегические возможности организации

Стратегические возможности организации осуществляются через стратегическое и операционное управление, поэтому эти два направления должны рассматриваться не отдельно, а через призму координации долгосрочных целей организации и финансового менеджмента, которые направлены на увеличение ее фундаментальной стоимости.

Система действий по реализации потенциала является стратегическим планом компании, т.е. комплекс мероприятий, добавляющих стоимость, для решения определенных задач при условии целевого использования активов. Превращения инвестиций в активы – в этом и заключается основная суть стратегического плана, который в перспективе будет способствовать формированию и росту стоимости компании. Следовательно, процесс создания и роста добавленной стоимости осуществляют инвестиционные решения, которые имеют положительный чистый дисконтированный доход или экономическую добавленную стоимость. Такое положение создается только в процессе реализации относительных и конкурентных преимуществ компании.

Относительное (или сравнительное) преимущество - потребление меньшего количества ресурсов в расчете на единицу выпуска продукции по сравнению с другими производителями. Конкурентное преимущество - это достижение превосходства одной компании над другими на основе закрепления ее относительных преимуществ по та­ким параметрам, как: оборудование, позволяющее экономить на затратах; торговые марки на технически прогрессивную продукцию; права собственности на сырье, материалы и т.д. Конкурентоспособность компании в настоящий момент определяется относительными и конкурентными преимуществами, однако важно не только дать оценку существующему положению компании, но и увидеть потенциальные пути ее развития. Такое отношение проявляется в стратегическом потенциале компании.

Для создания и роста стоимости определяющим также является конкурентоспособность компании. Именно конкуренто­способность компании дает возможность создавать ядро стоимости, т.е. осуществлять перспективы компании по удовлетворению потребности потребителя. Только через эту функцию фирма в качестве организационной формы капитала, как источник создания стоимости, может достичь приращения фун­даментальной стоимости как объект экономического интереса ее собственников и будущих инвесторов. Следовательно, стратегию компании можно рассматривать как способ создания и увеличения ее стоимости, а создание стоимости как процесс получения экономической прибыли, который требует необходимой всеохватывающего рассмотрения конкурентных преимуществ компании и перспектив ее стратегии для использования этих достижений и реализации ее стратегического конкурентного потенциала.

Установление стратегических объектов, создающих стоимость, развитие необходимой стратегии, ориентация на стратегические цели и возможную переоценку и переосмысление этих долгосрочных целей и стратегии дают возможность на продолжительное и непрерывное долгосрочное планирование, а также на поиск новых источников создания и роста стоимости компании в будущем. Для связывания стратегии развития компании с созданием и ростом ее стоимости необходима главенствующая позиция финансового управляющего в этом процессе.

Факторы, определяющие потенциал компании

В качестве главных факторов стоимости выступают инвестиционная активность и конкурентоспособность компании, которые характеризуют уровень реализации своего потенциала.

Под потенциалом предприятия принято понимать некий набор показателей или факторов, описывающих его производственные мощности, источники, возможности, средства, запасы, способности, ресурсы и многие другие производственные резервы. Из этого можно сделать вывод, что данный набор факторов и показателей может быть использован в деятельности компании. Потенциал компании рассматривается как совокупная характеристика способности компании создавать индивидуальные конкурентные преимущества. Финансовый потенциал, интеллектуальный потенциал, производственный потенциал и инвестиционный потенциал – это факторы, которые влияют на фундаментальную стоимость компании в зависимости от типа функционирования организаций.

Производственная база и производственные мощности характеризуют производственный потенциал компании. Возможность применения и развитие новых технологий для выпуска продукции высокого качества может выступать драйвером создания добавленной стоимости при условии, что производственный потенциал будет реализован. Несомненно, что в основе производственного потенциала образуется возможность закрепления конкурентных преимуществ компании, особенно в сфере производства новой продукции на основе современных технологии.

Способность компании к распространению своего основного вида деятельности характеризирует инвестиционный потенциал, т.е. возможности ее сбалансированного роста. Определение инвестиционного портфеля компании как совокупность инвестиционных проектов, прибыльность которых больше стоимости привлеченного в них капитала, а также предполагаемые результаты от диверсификации ее инвестиционного портфеля, и есть фактор создания добавленной стоимости. Так как рентабельность от инвестиции ожидается в будущем необходимо брать во внимание возможные риски, перемены деловой активности, а также временной горизонт планирования при разработке инвестиционного потенциала.

Наличие и доступность финансовых ресурсов определяет финансовый потенциал, т.е. источники финансирования деятельности компании. Фактором для создания стоимости является возможность привлечения дополнительных финансов на более приемлемых для компании условиях, поддержание оптимальной структуры капитала компании, повышение ее финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности для других участников рынка. При изучении финансового потенциала также анализируется финансовые рынки с их возможностями. Именно с этой точки зрения важное место занимает рыночная стоимость компании как внешняя оценка ее потенциала по созданию стоимости существующими и потенциальными инвесторами компании.

Интеллектуальный потенциал включает в себя человеческий, управленческий, информационный и инновационный потенциал компании. Квалификационные и творческие способности работников компании выступают фактором роста фундаментальной стоимости компании при реализации человеческого потенциала, кото­рый определяется наличием квалифицированного персонала. Наличи­е эффективной системы управления компанией характеризует управленческий потенциал. Источником повышения стоимости компании при осуществлении ее управленческого потенциала является возможность развития и усовершенствования системы управления, роста ее гибкости, применение опционов управления, системы мотивации и стимулирования управленческого персонала.

Наличие информационной системы и отлаженных информационных потоков характеризует информационный потенциал в компании, таким образом новыми источниками создания стоимости могут выступать разработка и внедрение новых информационных технологий. Информационный потенциал принимает во внимание все элементы стратегических возможностей компании, однако акцент делает именно на информационных потоках как внутри компании, так и за ее пределами, в том числе: товарные, ресурсные рынки и рынок капитала. Инновационный потенциал компании может определяться наличием высокой научно-технической оснащенности производственной базы или разработками отдельного подразделения по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам, увеличение доли венчурных инвестиции, а также внедрение новых методов в управлении компанией. Инновационный капитал также рассматривает все элементы стратегических возможностей компании, но акцент делает на возможностях и перспективах внедрения новейших технологий по всем направлениям деятельности компании.

Административный потенциал также может рассматриваться как дополнительный элемент потенциала компании. Данный элемент предполагает различные отношения с государственными органами, по итогам которых могут возникнуть новые источники создания стоимости при государственной поддержке данной отрасли, данного вида деятельности или конкретной компании. Такими источниками могут быть различного рода субсидии, гранты, налоговые скидки, а также возможности частно-государственного партнерства. Так как в России доля участия государственного капитала имеет существенное влияние на инвестиционный климат в целом, данный элемент приобретает особое значение для российских предприятий.

Стратегия развития определяет подход к процессу осуществления возможностей компании которая поддерживается преимуществом в той или иной конкурентной среде, что позволяет рассматривать данные преимущества в общем. Потенциал будет показывать конкурентоспособность фирмы не только в данный момент времени, но и в будущем.

Несомненно, эти уровни факторов сильно взаимосвязаны, т.к. изменение фундаментальной стоимости компании рано или поздно оценивается другими участниками рынка, в то же время общедоступность и цена источников финансирования определяется активностью других участников рынка.

Следует также заметить, что и другие факторы оказывают заметное влияние на рыночную оценку компаний, к этим факторам можно отнести: состояние финансового сектора, доступность и асимметричность информации, общую макроэкономическую ситуацию, инвестиционный климат и др. Эти факторы можно назвать ценообразующими.

Для компании оценка собственной инвестиционной стоимости важна не только для привлечения потенциальных капиталовложений, это необходимо самой фирме в качестве основы для оценки собственной фундаментальной стоимости.

При ближайшем рассмотрении становится понятно, что основным драйвером повышения стоимости является инвестиционная активность. Если рассматривать конкурентоспособность компании в качестве основного фактора создания ее фундаментальной стоимости, то инвестиции, реализованные когда-либо компанией для укрепления конкурентоспособности в будущем, устраняют необходимость реализовывать свою операционную и инвестиционную деятельность в настоящее время. Таким образом, рост стоимости компании будет поддерживаться настоящими и будущими инвестиционными решениями.

Инвестиционная активность

Можно сделать вывод, что, одновременно, фактором создания и стоимости фундаментальной стоимости является разработка и формирование инвестиционного портфеля, а также менеджмент инвестиционной активностью. Управление финансовыми активами, определенно, оказывает некое влияние на стоимость компании, поскольку, во‑первых, финансовые инвестиции могут рассматриваться как альтернативный вариант размещения временно свободных финансовых ресурсов, во-вторых, степень риска портфеля ценных бумаг организации влияет на уровень риска самой компании и, соответственно, на необходимую норму доходности ее инвесторов. К сожалению, рентабельность финансовых инвестиций часто оказывается выше, чем рентабельность реальных инвестиций. Из этого следует, что организации, которые создаются для производства и реализации благ, основную статью доходов и движение денежных средств воспроизводят в процессе хозяйственной деятельности, тогда как некоторыми из важнейших функций финансовой деятельности является привлечение финансовых ресурсов, распределение доходов и денежных потоков компании. Важно также отметить, что для растущей компании характерен отрицательный денежный поток от инвестиционной деятельности в настоящий период, поскольку основной функцией инвестиционной деятельности является обеспечение компании производственной базой (материальной и нематериальной) для производства и реализации продукции в будущем.

Интересной представляется попытка систематизировать количественные показатели, характеризующие инвестиционную активность компании, включая внешние и внутренние индикаторы [3]. К внешним индикаторам относят группу показателей, которые могут быть диагностированы по открытым данным финансовой отчетности компании, к внутренним - показатели, доступные только менеджерам компании. И хотя такая классификация, на наш взгляд, имеет довольно размытые границы, она представляет несомненный интерес.

Особое значение придается анализу качественных характери­стик инвестиционной активности, при котором учитывается влияние количественных внешних и внутренних факторов. Часто в качестве обобщенного показателя влияния внешней среды рас­сматривается инвестиционный климат. К главным индикаторам инвестиционного климата можно отнести темпы инфляции, ставку процента, а также факторы прав применения законодательных и налоговых норм. Косвенными показателями могут выступать оценки различных рейтинговых агентств и объем привлекаемых иностранных инвестиций.

Инновационность

Инновационность сегодня рассматривается как главный фак­тор конкурентоспособности компании. Особое внимание уделя­ется проблеме финансирования инновационной деятельности, раскрытию сущности и значения сетей «высоких технологий». Необходимо установление тесных взаимосвязей малого и круп­ного бизнеса в системе венчурного финансирования, выявление необходимых условий для внедрения инноваций и формирова­ния инновационного потенциала компаний. Важное значение придается установлению стратегического партнерства с науч­но-исследовательскими или конструкторскими фирмами.

Особое внимание уделяется организационному процессу, который выражается в совершенствовании действующих и приме­нении новых методов и форм организации и управления производством и человеческим капиталом, раскрытию сущности и значения оценки эффективности инноваций, выявлению основных проблем управления инновационным развитием компании и, прежде всего, управленческим и социальным инновациям.

Организация владеет разными видами активов, например: человеческими, производственными, финансовыми и др. Безусловно, они вносят разный вклад в создании стоимости компании из-за того, что не могут быт абсолютно независимы друг от друга. Из этого следует, что, воздействуя на различные активы, компания по-разному влияет на свою стоимость. Таким образом, можно сделать предположение, что произойдут заметные перемены в зависимых активах, при том что были незначительно изменены другие активы. Опираясь на данное предположение, можно сделать вывод, основанный на взаимной зависимости активов, что существует некий эффект синергии.

Управление может реализовываться только тогда, когда суще­ствует действующий комплекс мер, разработанный для решения конкретных задач и направленный на конкретную цель. Форма реального воплощения взаимосвязей и взаимоотношений является системой управления. Она определяется и реализуется не только в соответствии с сущностью функций управления и характером взаимоотношений, лежащих в основе взаимосвязей, но и в соответствии с условиями, в которых организация формируется и работает.

Функционально-структурная подсистема, на которой основывается так называемая поведенческо-информационная подсистема, является столпом системы управления. Элементами системы являются: управленческая идеология, формальные и неформальные взаимоотношения как внутри компании, так и за ее пределами, уровень развития коллектива и уровень развития каждого отдельного работника, осведомленность работников, носители информации и методы ее распространения. Подсистема саморазвития компании выступает в роли третьей подсистемы, которая основывается на ситуационном подходе.

Вывод

Объективные процессы ускоренного распространения ин­формации, а также существенный кумулятивный результат от взаимодействия друг с другом увеличивает влияние системы управления, которая направлена на интересы всех выгодоприобретателей как внутри компании, так и с ее внешним окружением (с постановкой в качестве целевой функции формирование и рост фундаментальной стоимости компании).


Источники:

1. Ивашковская И.В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность совета директоров. – М.: ИНФРА М, 2010. – 429 с.
2. Кудина М.В. Теория стоимости компании: монография. – М.: ИД «ФОРУМ» – ИНФРА М, 2013. – 368 с.
3. Теплова Т.В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. – М.: Вершина, 2007. – 270 с.
4. Кудина М.В. Фундаментальная и рыночная стоимость компании // Российское предпринимательство. – 2010. – № 1 Вып. 2 (151). – c. 32–37. – http://www.creativeconomy.ru/articles/10409/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:41:48