Структура и содержание стратегического плана развития предприятия медной промышленности
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (233), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Баженов О.В. Структура и содержание стратегического плана развития предприятия медной промышленности // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 11. – С. 74-84.
Аннотация:
Стратегический план развития является основным документом, описывающим направления перспективного функционирования предприятия на достаточно долгую перспективу (от 5 лет). Ввиду своей принципиальной значимости существует ряд требований к составу и структуре стратегического плана развития предприятий медной промышленности. В публикации рассмотрены теоретические основы авторского видения структуры и содержания стратегического плана развития предприятий медной промышленности.
Ключевые слова: стратегия развития, стратегический план, предприятия медной промышленности, структура стратегического плана, стратегическое направление, стратегическая программа, стратегическое мероприятие
Текущие условия ведения бизнеса в России, а именно: насыщенность производственного сектора импортной продукцией, моральная и технологическая отсталость средств производства, ненадлежащие условия труда, принципиально отличающиеся в худшую сторону от Западных предприятий-лидеров отрасли, отсутствие базы подготовки квалифицированных кадров и пр. не всегда характерны для предприятий медной промышленности, однако это не означает, что медному производству не свойственны конкурентная борьба, таргетирование рынков сбыта, управление издержками, инвестициями, инновациями и пр. В этих условиях успех финансово-хозяйственной деятельности предприятия связан не только с успехами управления внутрифирменными ресурсами, но и успешностью его функционирования во внешней среде.
Озвученное выше представление о хозяйствовании предприятий медной промышленности является причиной составления и внедрения стратегического плана развития для целей управления предприятием. В этой связи основное назначение стратегического плана развития – создание комплекса конкурентных преимуществ для достижения положений миссии, стратегических целей и стратегических задач предприятия в долгосрочной перспективе.
Таким образом, стратегический план развития (стратегия развития) – основа для принятия управленческих решений, направленных на предотвращение разбалансированности административных процедур. В этой связи в России сложно найти предприятия медной промышленности, не имеющие собственной стратегии развития, адаптированной под технологические, экономические, кадровые, инновационные и прочие особенности деятельности предприятия-производителя меди.
Формирование стратегического плана развития (стратегии развития) трудоемкий и наукоемкий процесс, требующий понимания бизнес-процессов как внутри организации, так и за ее пределами. Актуальность и принципиальное значение стратегического планирования подтверждается так же повсеместным внедрением данного процесса для целей управления государством (например, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Проект Федерального закона № 143912-6 «О государственном стратегическом планировании»), управлением отраслью (например, Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года), управления федеральными государственными автономными учреждениями (Приказ Минэкономразвития РФ от 18.11.2011 № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет»).
Структура и содержание стратегического плана развития предприятий медной промышленности
Авторское видение структуры и содержания стратегического плана развития предприятий медной промышленности можно представить следующим образом:
1. Концептуальные основы стратегического плана:
‑ термины и определения;
‑ концептуальные положения.
2. Аналитика:
‑ миссия, цели, задачи предприятия медной промышленности;
‑ анализ внутренней среды предприятия медной промышленност;.
‑ анализ внешней среды предприятия медной промышленности;
‑ оценка рисков деятельности предприятия медной промышленности;
‑ взаимодействие стратегического плана предприятия медной промышленности со стратегиями высшего порядка (отрасли, региона, государства и пр.)
1. Стратегические направления и программы:
‑ стратегические направления;
‑ целевые показатели достижения целей развития предприятия медной промышленности с указанием планируемых сроков их достижения и разбивкой по возможным сценариям;
‑ стратегические программы
2. Механизм реализации стратегического плана:
‑ информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития;
‑ календарный план реализации стратегии развития предприятия медной промышленности;
‑ комплексная оценка потенциала предприятия медной промышленности;
‑ центры ответственности;
‑ ответственные за пролонгацию и актуализацию стратегического плана предприятия медной промышленности.
Разберем структуру стратегического плана предприятия медной промышленности более детально.
Концептуальные основы стратегического планирования
В разделе «Концептуальные основы стратегического планирования» содержится информация, раскрывающая теоретические аспекты построения стратегического плана конкретного предприятия медной промышленности. В подразделе «Термины и определения» подробно раскрыт весь терминологический аппарат, применяемый при формировании стратегического плана, конкретного предприятия медной промышленности. В данном подразделе должны быть не только даны определения основных понятий, раскрывающих методику стратегического планирования, таких как: стратегия, стратегический план, стратегическое развитие, промышленная организация и пр., но и даны определения максимально широкого круга специфических терминов, характеризующих особенности производственного процесса. Подобная широта и диверсификация терминологического аппарата позволит сделать стратегический план развития предприятия медной промышленности максимально понятным и доступным для широкого круга инвесторов. Подраздел «Концептуальные положения» раскрывает методологическую основу и методические приемы стратегического планирования, организационные, экономические и социальные факторы роста предприятия медной промышленности. Адаптация методологии и методов происходит по средствам проведения соответствующих исследований в корпоративных вузах или НИИ, либо в высших учебных заведениях при надлежащем научном руководстве ведущих профессоров.
Аналитика
В разделе «Аналитика» находят место осуществляемые для целей стратегического планирования аналитические процедуры, результаты проведения которых являются базисом для определения и формулировки в дальнейшем стратегических направлений и стратегических программ предприятия медной промышленности. Подраздел «Миссия, цели, задачи предприятия медной промышленности» раскрывает информацию о главном, целевом направлении деятельности предприятия медной промышленности – миссии, о целях, достижение которых позволит реализовать целевое направление, а так же о задачах, выполнение способствует достижению поставленных целей. В подразделе «Анализ внутренней среды предприятия медной промышленности» на основании данных бухгалтерской отчетности, а так же данных текущего, оперативного и статистического учета производится комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия медной промышленности, а так же анализ внутренних условий осуществления деятельности.
В рамках проведения анализа внутренней среды предприятия медной промышленности, наряду с показателями финансового состояния, эффективности использования основных фондов, материальных и трудовых ресурсов, а также показателей обеспеченности предприятия озвученными выше ресурсами, рекомендуется привести: общее описание деятельности предприятия, описание финансовых потоков, производства и организации сбыта медной продукции, описание кадровой структуры и системы управления персоналом, информационных технологий и мероприятий по инновационной деятельности, а также дать описание текущей (действующей) стратегии развития при ее наличии.
В подразделе «Анализ внешней среды предприятия медной промышленности» анализируется внешняя среда промышленной организации с разделением на внешнюю микро-, мезо- и макросреду. Анализ внешней среды может осуществляться по средствам следующих приемов: PEST-анализ, SWOT-анализ, GAP-анализ, LOTS-анализ, PIMS-анализ, «Профильного» анализа, анализа матрицы McKinsey и прочих процедур, позволяющих максимально описать влияние внешней среды на деятельность предприятий медной промышленности.
При проведении анализа внешней среды предприятий медной промышленности целесообразно провести:
‑ общий анализ отрасли, с описанием прогнозируемых потребностей рынка на перспективу и приоритетных направлений развития отрасли по видам деятельности;
‑ анализ конечных потребителей;
‑ анализ конкурентной ситуации;
‑ анализ существующих направлений и перспектив развития сотрудничества с зарубежными предприятиями;
‑ анализ прочих значимых факторов [1].
Также рекомендуется проведение анализа деятельности предприятия медной промышленности в сравнении с сопоставимыми компаниями, в том числе сравнительного анализа существующей и ожидаемой продуктовой линейки в сравнении с ведущими мировыми производителями.
При осуществлении анализа деятельности предприятия медной промышленности в сравнении с сопоставимыми компаниями рекомендуется использовать следующие группы ключевых показателей:
‑ показатели оценки имущественного положения;
‑ показатели оценки финансовой независимости;
‑ показатели оценки платежеспособности;
‑ показатели оценки ликвидности;
‑ показатели рентабельности;
‑ показатели оборачиваемости;
‑ показатели, характеризующие состав и структуру прямых и косвенных расходов;
‑ показатели оценки портфеля производимой продукции/услуг;
‑ показатели прибытия предприятия на основных рынках сбыта;
‑ показатели географии сбыта;
‑ показатели, характеризующие структуру основных поставщиков;
‑ показатели оценки эффективности использования основных фондов;
‑ показатели обеспеченности основными фондами
‑ показатели оценки эффективности использования материальных и трудовых ресурсов;
‑ показатели обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами;
‑ показатели оценки величины и качества расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) [2].
Рекомендуется рассматривать консолидированные финансовые показатели.
Оценка рисков деятельности предприятия
В подразделе «Оценка рисков деятельности предприятия медной промышленности» целесообразно провести оценку рисков реализации стратегии развития предприятия медной промышленности, возможных механизмов управления рисками и нивелирования последствий их возникновения. Также в рамках оценки рисков целесообразно привести описание проблем технико-технологического развития предприятия и возможных мероприятий, направленных на их устранение. Для целей формирования данного подраздела целесообразно риски подразделить следующим образом:
‑ отраслевые риски;
‑ страновые и региональные риски;
‑ политические и социальные риски;
‑ финансовые риски;
‑ валютные риски;
‑ правовые риски;
‑ прочие индивидуальные риски конкретного предприятия медной промышленности.
Взаимодействие стратегического плана со стратегиями высшего порядка
Данные, содержащиеся в подразделе «Взаимодействие стратегического плана предприятия медной промышленности со стратегиями высшего порядка» теоретически обосновывают сонаправленность стратегических целей и задач предприятия медной промышленности стратегическим направлениям и программам стратегических планов (стратегий развитий) высшего порядка, таких как:
‑ концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (необходимость учитывать положения федеральной программы развития обосновывается стратегическим значением отрасли в экономики страны);
‑ стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года;
‑ стратегии развития регионов, на территории которых расположены производственные мощности и структурные подразделения предприятий медной промышленности;
‑ стратегические план развития городов, на территории которых расположены производственные мощности и структурные подразделения предприятий медной промышленности;
‑ стратегии развития смежных с цветной металлургией отраслей и предприятий, которые являются основными потребителями медной продукции и основными поставщиками материально-производственных ценностей, необходимых для успешного функционирования компании медной промышленности.
Необходимым условием стратегического развития предприятия, минимизации негативного влияния внешней -макро, -мезо и -микросреды является компланарность положений стратегического плана развития предприятия медной промышленности со стратегиями развития высшего порядка.
Стратегические направления и программы
В разделе 3 «Стратегические направления и программы» отражены и подробно описаны конкретные стратегические направления и стратегические программы, реализация которых позволит решить поставленные организацией стратегические задачи и достичь цели. В подразделе «Стратегические направления» находят отражение конкретные стратегические направления развития предприятия медной промышленности, с полным обоснованием целесообразности их реализации на конкретном предприятии. Стратегические направления должны быть полностью адаптированы под условия внутренней и внешней среды хозяйствования предприятия и направлены на достижение конкретной стратегической цели либо ряда стратегических целей. В данном подразделе должны быть сформулированы следующие данные:
‑ целевой вектор направления развития предприятия медной промышленности;
‑ основные задачи, выполнение которых предполагается в рамках целевого направления развития;
‑ стратегическое видение будущего;
‑ методы решение стратегических задач;
‑ ожидаемые результаты от реализации – описание основных хозяйственных явлений, возникновение которых предполагается после успешной реализации конкретного стратегического направления;
‑ основные стратегические программы в рамках данного направления.
Целевые показатели достижения целей развития
Подраздел «Целевые показатели достижения целей развития предприятия медной промышленности с указанием планируемых сроков их достижения и разбивкой по возможным сценариям» содержит информацию о планируемой динамике изменения результатов ключевых показателей эффективности и результативности деятельности предприятия медной промышленности с учетом аналитики по возможным сценариям развития. При этом основными сценариями развития предприятия медной промышленности, основанными на условиях развития внешней среды будем считать:
Сценарий инерционного развития
Сценарий инерционного развития характеризуется отказом от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, снижением технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств, стагнацией в развитии топливно-энергетического отрасли. Рост внутреннего спроса на медную продукцию по этому варианту будет происходить, в основном, за счет развития энергетики и тесно связанных с ней отраслей, что вызовет, в свою очередь, сохранение в структуре производства преимущественно кабелей, проводов и трансформаторов, включая заготовки, необходимые для их производства. Прирост мощностей на предприятиях медной промышленности будет происходить преимущественно за счет реконструкции и модернизации действующих объектов.
Сценарий энерго-сырьевого развития
Сценарий энерго-сырьевого развития опирается на наиболее полное использование конкурентных преимуществ России в энергетическом секторе, устойчивое наращивание экспорта сырья и повышения глубины его переработки, модернизацию транспортной инфраструктуры страны. Реализация данного сценария позволяет сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей – ТЭК, металлургического и химического комплексов, а также транспорта. Соответствующий импульс технологического развития получат обрабатывающие отрасли, связанные с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора, транспорта.
Развитие предприятий медной промышленности по данному сценарию будет характеризоваться наращиванием производства за счет строительства новых и реконструкции действующих предприятий и совершенствования производства, однако в структуре производства и экспорта сохранится значительная доля продукции с невысокой добавленной стоимостью.
Сценарий инновационного развития
Сценарий инновационного развития, наряду с использованием конкурентных преимуществ в энерго-сырьевом секторе, предполагает прорыв в развитии высоко- и среднетехнологичных производств. Инновационный сценарий выступает в качестве целевого для экономической политики, поскольку только он в полной мере позволяет реализовать стратегические ориентиры развития России [3].
Данный сценарий отражает использование конкурентных преимуществ российской экономики не только в традиционных секторах (энергетика, металлургия, транспорт), но и в новых наукоемких секторах и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста. Его реализация позволяет обеспечить выход страны на уровень социально-экономического развития, характерный для развитых постиндустриальных стран, за счет повышения конкурентоспособности экономики, ее структурной диверсификации и роста эффективности.
Реализация данного сценария в развитии предприятий медной промышленности характеризуется опережающим развитием внутреннего спроса на продукцию с высокой добавленной стоимостью, что, в свою очередь, будет способствовать развитию новых технологий и производства высокотехнологичных видов продукции.
При выборе ключевых показателей эффективности и результативности развития предприятий медной промышленности необходимо руководствоваться следующими принципами:
‑ показатели должны иметь существенное значение для всесторонней (комплексной) оценки эффективности и результативности деятельности предприятия медной промышленности;
‑ максимум полезной информации при минимуме показателей;
‑ финансовые коэффициенты должны отражать отраслевые особенности предприятия медной промышленности.
Комплексный (всесторонний) анализ эффективности и результативности развития предприятия медной промышленности должен учитывать его отраслевую специфику как с позиции отбора показателей оценки эффективности и результативности, так и с позиции прогнозирования значения этих показателей.
Стратегические программы
В подразделе «Стратегические программы» формулируются и обосновываются конкретные стратегическая программы, определенные в рамках стратегического направления. В данном подразделе кратко описываются положения стратегической программы, цель и основные ее задачи, предлагаются конкретные программные мероприятия, описываются ожидаемые результаты от реализации программных мероприятий, а так же перечисляются стратегические проекты, сформированные в рамках данной программы. При этом стратегические программы целесообразно формулировать с учетом следующей аналитики:
1. Производственные программы. Формирование перечня необходимых производственных мероприятий, комплекса мер по модернизации производства, а также созданию и внедрению новых технологий и продуктов и др.
2. Инвестиционные и финансовые программы. Указываются мероприятия по приобретению и продаже крупных активов, акций (долей) в других организациях, а также мероприятия по созданию (учреждению) организаций. На основе комплекса производственных мероприятий определяются объемы, время и сроки необходимого финансирования, в том числе привлечение кредитных ресурсов и облигационных займов.
3. Инновационные программы. Стратегия развития может включать в себя программу инновационного развития предприятия или отдельные мероприятия, направленные на модернизацию, проведение НИОКР. В случае отсутствия у предприятия утвержденной программы инновационного развития при ее разработке можно учитывать критерии Рекомендаций по разработке программ инновационного развития, утвержденные решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г., протокол N 4, а также Методические материалы по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденные распоряжением Минэкономразвития России от 31 января 2011 г. N 3Р-ОФ.
4. Управленческие программы. Внедрение системы мотивации на достижение установленных стратегических целей, внедрение современных информационных технологий и систем, позволяющих осуществлять, в частности: учет имущества предприятия; планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия; управление внутрикорпоративными инновационными процессами; ведение консолидированной финансовой отчетности, в том числе по МСФО;
5. Кадровые программы. Мероприятия по обучению и развитию персонала (в том числе по работе с вышеуказанными информационными системами), мероприятия по обмену опытом с ведущими компаниями отрасли, передовыми научно-техническими центрами.
6. Программы по разработке и корректировке внутренних документов предприятия, а также сопутствующих инструментов.
предприятия.
Механизм реализации стратегического плана
В разделе «Механизм реализации стратегического плана» описываются основные организационно-административные процедуры реализации системы стратегического планирования и функционирования конкретного стратегического плана на конкретной предприятии медной промышленности с учетом его организационной и штатной специфики.
Информация о финансовом и ресурсном обеспечении
В подразделе «Информация о финансовом и ресурсном обеспечении стратегии развития» рекомендуется особое внимание уделить финансовому обеспечению стратегии развития. Для этого целесообразно обеспечить увязку стратегии развития с программами деятельности предприятия, программами инновационного развития (при их наличии) с инвестиционными программами (проектами), финансовыми планами организации в целях достижения утвержденных в стратегии развития целей и задач, а также заявленных финансово-экономических показателей. Все цели и мероприятия, предусмотренные стратегией развития предприятия медной промышленности, рекомендуется увязать с источниками финансирования (бюджетными и внебюджетными). Во внебюджетных источниках рекомендуется указывать объемы кредитных и заемных средств.
Календарный план реализации стратегии
Подраздел «Календарный план реализации стратегии развития предприятия медной промышленности» содержит информацию об основных положениях «дорожной карты» реализации стратегических направлений и программ с поквартальной детализацией. Более подробная детализация нецелесообразна из-за значительных сроков стратегического планирования (5 лет и более) и, как следствие, существенной неопределенности внешних и внутренних факторов развития конкретного предприятия медной промышленности. В подразделе «Комплексная оценка потенциала предприятия медной промышленности» комплексно оценивается потенциал предприятия медной промышленности на основе системного анализа кадровых, финансовых и материальных ресурсов предприятия.
Центры ответственности
Подраздел «Центры ответственности» содержит информацию об ответственных за реализацию конкретных стратегических направлений и программ (в основном это координационные, рабочие и экспертные группы, созданные из специалистов целевой направленности), а так же о порядке взаимодействия между центрами ответственности и руководством предприятия медной промышленности. Органам управления предприятия медной промышленности целесообразно обеспечивать на регулярной основе мониторинг и контроль исполнения плана-графика мероприятий и достижения показателей, предусмотренных стратегией развития. Также рекомендуется назначить должностное лицо, ответственное за реализацию стратегии развития всего предприятия, на уровне не ниже заместителя генерального директора. В разделе «Ответственные за пролонгацию и актуализацию стратегического плана» представлен перечень штатных должностей организации, ответственных за пролонгацию и актуализацию стратегического плана, а так же коммерческих организаций либо подразделений учебных заведений, если с ними заключены соответствующие договоры. Актуализацию стратегии с учетом достигнутых результатов ее реализации, а так же возникновения новых обстоятельств и рисков целесообразно проводить по итогам окончания двухлетнего цикла.
Вывод
В данной публикации была кратко рассмотрена структура и содержание стратегического плана развития предприятия медной промышленности. В ходе написания статьи было выявлено:
‑ стратегическое планирование является действенным инструментом управления промышленной организацией;
‑ стратегический план, по мнению автора, должен состоять из четырех основных разделов, каждый из которых является неотъемлемой частью комплексного отражения стратегии развития организации;
‑ содержание и вектор реализации стратегических направлений и стратегических программ определяется отраслевыми и индивидуальными особенности каждого конкретного предприятия медной промышленности.
Источники:
2. Приказ Минэкономразвития РФ от 18.11.2011 № 683 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и утверждению стратегий развития федеральных государственных унитарных предприятий на срок от 3 до 5 лет».
3. Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 года. Утверждена приказом № 150 Минпромторга России от 18 марта 2009 г.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:25:06