Совешенствование механизма управления региональным аграрным ресурсным потенциалом

Давыдкина О.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (229), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Давыдкина О.А. Совешенствование механизма управления региональным аграрным ресурсным потенциалом // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – С. 107-112.

Аннотация:
В статье предложена модель стратегического управления ресурсным потенциалом сельского хозяйства. Выявлена особенность агропромышленного комплекса на современном этапе развития экономики России и показана возрастающая роль инноваций и инновационной деятельности как основного направления государственной аграрной политики.

Ключевые слова: инновации, сельское хозяйство, стратегическое управление, ресурсный потенциал, Пензенская область



Агропромышленный комплекс России занимает особое место в экономике страны и относится к числу основных народнохозяйственных отраслей, определяющих условия поддержания жизнедеятельности общества. Значение АПК − не только в обеспечении потребностей людей в продуктах питания, но и в том, что он существенно влияет на занятость населения и эффективность всего национального производства.

В настоящее время в агропромышленном комплексе производится около 8,5% валового внутреннего продукта, в отрасли сосредоточено 3,4% основных производственных фондов. В сельском хозяйстве занято более 7,3 млн человек. Кроме того, наша страна обладает одним из крупнейших в мире экономических потенциалов по производству сельхозпродукции: 8,9% мировой пашни, 2,6% пастбищ, 20% мировых запасов воды.

Восстановление и развитие потенциала агропромышленного сектора является одним из ключевых направлений экономической политики. Недостаток новых технологий, современного оборудования, финансовых ресурсов, отсутствие эффективного механизма государственного регулирования в значительной степени затрудняют процесс реформирования аграрного сектора России [3].

Стратегия управления ресурсным потенциалом сельского хозяйства

Главной особенностью российской экономики и ее агропромышленного комплекса является интеграция в постиндустриальное общество и переход на инновационный путь развития.

Мы предлагаем модель стратегического управления аграрным ресурсным потенциалом, которая представляет собой совокупность элементов, образующих непрерывный процесс управления использованием земельных, трудовых и материально-технических ресурсов в соответствии со стратегией развития сельского хозяйства (см. рис.).

1

Стратегия социально-экономического развития сельского хозяйства составляется на основе оценки эффективности использования ресурсного потенциала с учетом анализа влияния факторов внешней и внутренней среды.

Основными целями стратегии управления ресурсным потенциалом сельского хозяйства являются:

− обеспечение населения области сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства на основе повышения их конкурентоспособности;

− создание интегрированных структур, развитие агропродовольственных кластеров;

− повышение уровня жизни населения в сельской местности, обеспечение условий развития сельских территорий;

− стимулирование закрепления трудоспособного населения в сельской местности.

На этапе планирования необходимо устанавливать цели и распределить ресурсы так, чтобы обеспечить выполнение плановых показателей процесса (выраженных количественно) в соответствии со всеми требованиями и целями.

В заключении проводится анализ эффективности стратегического управления ресурсным потенциалом сельского хозяйства. Определение количественных и качественных характеристик производственных ресурсов позволяет осуществить комплексную оценку и провести мониторинг эффективности управления ресурсным потенциалом сельского хозяйства. При возникновении отклонений анализируются причины их возникновения. На основе проведенного анализа разрабатываются корректирующие мероприятия по улучшению процесса управления.

Проблемы повышения эффективности инновационной деятельности

Повышение эффективности сельского хозяйства существенно зависит от роста инновационной активности, о чем свидетельствует опыт многих развитых стран. Ориентация отечественного сельского хозяйства на увеличение инновационной составляющей способствует устойчивому развитию отрасли в целом, поэтому развитие науки и инновационной деятельности в сфере АПК является одним из основных направлений государственной аграрной политики [2].

В целом стратегия в инновационной экономике, прежде всего, должна быть основана на организации структур, разрабатывающих технологии и осуществляющих исследовательскую деятельность, ориентированных на создание высокотехнологичной продукции, которая бы пользовалась спросом на рынке [4].

Управление эффективным использованием ресурсного потенциала сельскохозяйственных предприятий должно осуществляться на основе разработки стратегии развития этого процесса, иметь долгосрочный характер и обязательно учитывать существующий опыт ресурсопользования.

Очевидно, что для наиболее эффективного развития инновационной деятельности в сельском хозяйстве необходима разработка целенаправленной политики, сочетающей в себе методы прямого и косвенного стимулирования.

Проведенные исследования показали, что не сформирован региональный механизм управления инновационным развитием сельского хозяйства. Инновационная деятельность в области находится на высоком уровне, но все участники инновационного процесса реализуют ее потенциал только на его отдельных стадиях. В связи с этим целесообразно создание регионального центра инновационного развития при Управлении сельского хозяйства Пензенской области, что будет способствовать повышению эффективности внедрения инноваций в аграрной сфере региона.

Серьезную проблему представляет формирование источников финансирования инновационной деятельности. Здесь следует привлечь средства бюджета, предприятий, коммерческих банков, страховых организаций. Не последнюю роль играет коммерциализация научных учреждений, хотя это вынужденная мера.

Если во многих развитых странах инновационная деятельность составляет фундамент его эффективного функционирования, то в России она доступна только отдельным экономически крепким сельхозпредприятиям. В стране фактически отсутствует четкая система освоения достижений научно-технического прогресса как таковая, нет организационно-экономического механизма, способствующего более активному восприятию разного рода инноваций хозяйствами, их массовому тиражированию.

В нынешних нестабильных экономических условиях, когда значительная часть сельскохозяйственных предприятий хронически неплатежеспособна, именно государство должно содействовать повышению инновационной активности, освоению научно-технических достижений, обновлению материально-технической базы отрасли, чтобы способствовать эффективности зернового производства, росту конкурентоспособности отечественного зерна на мировом рынке.

Вывод

Совершенствование механизма управления ресурсным потенциалом сельского хозяйства невозможно без применения инструментов и методов стратегического управления. На основе единства управленческих подходов и методических аспектов этот механизм позволяет повысить качество управления экономическим развитием сельского хозяйства региона.


Источники:

1. Закон Пензенской области «О стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)» от 30.06.2009 № 1753-ЗПО.
2. Давыдкина О.А. Ресурсный потенциал сельскохозяйственных предприятий и проблемы повышения эффективности его использования (монография). – Пенза: Издательство Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского, 2009. – 168 с.
3. Денисов В. Инвестиции в АПК: игра на чужом поле // Мясная сфера. – 2010. – № 3 (76).
4. Рогожин Ю.В. Инновации как ускорители развития инновационной экономики региона // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2011. – № 1 (75).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:16:33