Эффективная модель антикризисного управления промышленным предприятием
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Пыткин А.Н., Поносова Е.В. Эффективная модель антикризисного управления промышленным предприятием // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 6. – С. 114-121.
Аннотация:
В статье рассматриваются методологические подходы к построению факторной модели антикризисного управления предприятием. Приведена спецификация системных элементов факторной модели антикризисного управления, даны определения антикризисного фактор-менеджмента и антикризисного факторного потенциала предприятия. Представлена факторная модель антикризисного управления промышленным предприятием.
Ключевые слова: промышленное предприятие, антикризисное управление, фактор-менеджмент, факторная модель управления, антикризисный факторный потенциал
Качественно-ориентировання парадигма антикризисного управления
Построение фактор-ориентированной модели антикризисного управления промышленным предприятием предполагает выделение и описание характеристических черт и ориентиров новой парадигмы комплексного управления факторами и факторным воздействием промышленного предприятия, основанной на междисциплинарной интеграции в управлении [2] и соответствующей современным тенденциям конвергенции отраслей знаний и видов менеджмента.
Данная парадигма, как видно из таблицы 1, строится на нефинансовом базисе: ее основой является менеджмент и философия фактора [7], а не финансы, что наиболее распространено в антикризисном управлении. Такая парадигма является качественно-ориентированной и позволяет предприятию выделять факторы с позитивным/негативным воздействием и извлекать из этого пользу, путем предупреждения негативного и стимулирования положительного воздействия факторов. В целом от системы комплексного управления факторами, реализуемых на основе методологических подходов предложенной парадигмы, следует ожидать нового значительного эффекта синергии управления [4].
Таблица 1
Парадигма комплексного управления факторами и факторным воздействием промышленного предприятия в условиях кризиса
Аспекты парадигмы
|
Содержательные особенности
|
Концепция фактора
|
Фактор как феномен изменений
|
Научная база
|
Философское, социальное, экономическое, экологическое, институциональное и технологическое определение фактора.
Виды менеджмента: ситуационный менеджмент, риск-менеджмент, информационный менеджмент, управление изменениями, контроллинг. |
Модель управления
|
Комплексное управление факторами и факторным воздействием, предполагающее три уровня интеграции в системе антикризисного управления:
− междисциплинарная интеграция в управлении; − интеграция факторов и факторного воздействия; − интеграция механизмов, использующих факторное воздействие в системе антикризисного управления. |
Ценность системы управления
|
Повышение качества продукции, процессов и структуры предприятия при сохранении или увеличении его ценности/полезности.
|
Таблица 2
Спецификация системных элементов факторной модели антикризисного управления промышленным предприятием
Элементы
|
Спецификация
|
Цель
|
Обеспечение стратегической безопасности экономической деятельности и устойчивости развития (ценность/полезность предприятия в социальных, экономических, экологических и институциональных координатах развития).
|
Функции
|
Общие: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, стимулирование, контроль.
Специфические: предупреждение негативного и стимулирование позитивного факторного воздействия. |
Специфические принципы
|
− всесторонний охват факторов в масштабе предприятия;
− агрегирование (интеграция) факторов; − комбинирование факторов (комплексный подход); − повышение устойчивости к негативному воздействию факторов; − стимулирование позитивного воздействия факторов; − интеграция фактор-менеджмента в бизнес-процессы. |
Кадровые ресурсы
|
Должность фактор-менеджера (входящего в правление предприятия на совещательной основе), фактор-аналитика (фактор-исследователя) и фактор-инженера.
|
Организационная структура
|
Распределение функций, полномочий и ответственности в фактор-менеджменте:
− на уровне правления – анализ и разработка планов стратегии с учетом стратегических факторов; − на уровне подразделений – управление операционными факторами и факторным воздействием. Координирует работу отдел, возглавляемый фактор-менеджером. |
Информационное обеспечение
|
Специализированная информационно-аналитическая система поддержки фактор-менеджмента. Аналитическая информация на основе исследований факторов и факторного воздействия.
|
Методы и инструменты
|
Методы стратегических и операционных (модификационных) изменений.
Методы и инструменты предупреждения негативного и стимулирования позитивного воздействия факторов. |
Управление факторами и факторным воздействием на промышленном предприятии, особенно в условиях кризиса, не может быть просто совокупностью моментных действий. В любом случае – это системный процесс целенаправленных действий. Более того, фактор-менеджмент должен быть составной частью общего управления бизнесом для достижения результата, в частности – преодоления кризиса.
В отличие от риск-менеджмента, рассматривающего только негативное воздействие риск-факторов [1], фактор-менеджмент (factor-management) кроме того рассматривает и даже более тяготеет к факторам позитивного воздействия, влияющим на развитие предприятия в целом и преодоление кризисной ситуации в частности.
Процесс управления факторами и их воздействием в факторной модели антикризисного управления включает определенный набор этапов. При этом следует учитывать, что на практике эти этапы реализуются не обязательно в строгой последовательности, а могут выполняться и параллельно. Общая схема антикризисного фактор-менеджмента (crisis factor-management) представлена на рисунке 1.
Исходя из проведенного нами исследования [2–7], факторную модель антикризисного управления промышленным предприятием можно представить, как совокупность методов, средств, инструментов и рычагов воздействия, применяемых органами управления предприятием для достижения такого антикризисного факторного потенциала, который дает возможность предприятию преодолевать кризисные ситуации на основе нейтрализации негативного и стимулирования позитивного факторного воздействия.
Факторная модель антикризисного управления
Представленная на рис. 2 факторная модель антикризисного управления промышленным предприятием включает в себя ряд последовательных процедур с обратными связями, которые позволяют вести корректировку целей и задач соответствующих процессов антикризисного управления предприятием, а также формировать результирующие показатели процессов. Данная модель, с одной стороны – совокупность экономических механизмов, с другой стороны – процессная модель. Она включает 3 этапа, объединяющие соответствующие процессы и процедуры.
1. Этап диагностики включает: выявление совокупности финансово-экономических, технологических, маркетинговых, юридических и др. факторов, с которым сталкивается предприятие в условиях кризиса; определение текущего состояния факторного потенциала; формулировка основных подходов к стимулированию позитивных и нейтрализации негативных факторов и их воздействий, позволяющих предприятию сформировать антикризисный факторный потенциал.
2. Этап разработки программы управления факторами и факторным воздействием – определение сроков и алгоритмов реструктуризации существующего факторного потенциала предприятия, экспертная оценка ожидаемых результатов, определение ответственных исполнителей.
3. Этап реализации программы – переход к экономической модели предприятия, обладающей антикризисным факторным потенциалом; подготовка антикризисного плана деятельности на основе имеющегося антикризисного факторного потенциала; систематизация всех мероприятий; корректировка программы управления факторами по данным реализации мероприятий.
Под факторным потенциалом следует понимать совокупность факторов, обусловливающих позитивные и негативные изменения в окружающей среде предприятия. Под антикризисным факторным потенциалом понимается совокупность факторов, позволяющих преодолевать внутреннее кризисное состояние, а также устойчиво развиваться во внешних кризисных условиях. Само наличие или достижение предприятием антикризисного факторного потенциала можно трактовать, по существу, как состоявшееся преодоление кризисной ситуации в результате реализации программы управления факторами и факторным воздействием.
Обобщая результаты исследования, можно сделать вывод, что в настоящее время кризисные ситуации на промышленных предприятиях чаще всего обусловлены проявлениями глобального экономического кризиса. Чем меньше информации о состоянии внешней среды имеет предприятие, тем больше вероятность воздействия внешних кризисных условий на его хозяйственную деятельность. Именно поэтому мониторинг выделен в качестве основы факторной модели антикризисного управления предприятием [5]. Мониторинг, в данном случае, можно определить как интенсивную во времени систему коллективной деятельности по сбору, обработке, компоновке, хранению и продвижению информации о факторах и их воздействии на деятельность предприятия.
Вывод
Применение вышеуказанных методов позволяет сократить до разумного количество подпрограмм управления факторами и факторным воздействием. То есть сделать процесс антикризисного управления действительно управляемым и контролируемым, целью которого является выход на новый уровень содержательно и технологически обновленного бизнес-процесса, отвечающего требованиям рынка продукции, работ, услуг. Таким образом, речь идет о поэтапном переходе промышленного предприятия на инновационный путь развития.
Источники:
2. Поносова Е.В., Главацкий В.Б. Концептуальная основа факторной модели антикризисного управления промышленным предприятием // Российское предпринимательство. – 2012. – № 16.
3. Поносова Е.В., Мезенцева Е.Н. Особенности структурного анализа факторов управления промышленным предприятием в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2013. – № 2.
4. Поносова Е.В. Особенности структурного синтеза факторов управления промышленным предприятием // Креативная экономика. – 2013. – № 2.
5. Поносова Е.В. Концепция информационно-мониторинговой основы для факторной модели антикризисного управления предприятием // Креативная экономика. – 2013. – № 3.
6. Поносова Е.В., Пыткина С.А. Антикризисное управление промышленным предприятием: параметры факторной нагрузки // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10 (1).
7. Пыткин А.Н., Поносова Е.В. Фактор как базовое понятие в управлении развитием в условиях кризиса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 6 (2).
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:17:16