Технологические подходы к управлению созидательными действиями в бизнесе
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (244), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мельников О.Н. Технологические подходы к управлению созидательными действиями в бизнесе // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 22. – С. 28-35.
Аннотация:
В статье показана биосоциальная природа творческой энергии личности, рассмотрена роль технологии как процесса передачи творческой энергии между субъектом и объектом управления, доказана объективная необходимость наличия трех составляющих процесса управления: субъекта, объекта и технологии передачи творческой энергии между ними.
Ключевые слова: инновации, бизнес, технология, социальная среда, процесс управления, творческая энергия личности
Для того чтобы захотеть что-то сделать, надо четко понимать как это сделать. А это помимо желания фирмы отреагировать на требования потребителей (или как часто говорят, запросов рынка) определяется техническим (и может быть даже еще важнее!) ‑ технологическим уровнем готовности организации к оперативной реакции на рыночные запросы, то есть тем, какой именно инновационной технологией и каким современным оборудованием, оснасткой и инструментом в настоящее время обладает фирма и что на этом оборудовании она способна сделать.
Владея внутренней информацией о технологической готовности предприятия, зная потребности рынка, возникает вопрос: «А кто из специалистов способен профессионально оперативно оценивать и разрабатывать план действий фирмы по организации работ на выполнение возникших потребностей?». Западная практика показывает: такими специалистами являются дизайнеры, аккумулирующие не только достаточные инженерно-экономические знания, но и обладающие повышенной творческой (созидательной) энергией, призванные с целью достижения рыночных целей фирмы объединить внешние рыночные сигналы и внутренние производственные возможности фирмы в генеральный проект [1].
Природа творческой энергии
Все давно усвоили, что вода имеет три агрегатных состояния, обеспечивающих кругооборот в природе. Нам всем понятен закон сохранения энергии. Она не исчезает, а лишь преобразуется из одного вида в другой. А что же происходит с творческой энергией? Можно утверждать, что она также не исчезает, а лишь преобразуется и переносится в той или ином виде от одного человека к другому, материализуясь либо в предметном, либо духовном мире.
Источником творческой энергии всегда является человек (автор), то есть представитель живой природы. Но он не может обойтись без изменений, так называемой, неживой природы, с которой ему приходится находиться в постоянном контакте и которую он на протяжении всей своей истории преобразует, удовлетворяя за счет этого свои многочисленные и постоянно изменяющиеся потребности. Последнее возможно только через создание искусственного, или предметного мира.
Таким образом, человек, вкладывая свою творческую энергию в преобразование природных и духовных материалов, переносит ее на те предметы, которые затем становятся предметами потребления. То есть творческая энергия создателя любых изделий передается потребителям, которые тем самым удовлетворяют свои жизненные потребности. Заметим, что творческая энергия, вложенная в тот или иной предмет, только тогда найдет отклик у потребителя или будет воспринята им как преемником данного вида энергии, когда она будет соответствовать его уровню творческой энергии.
Пример. Вы приходите в магазин. Перед вами висят десятки костюмов, и вы не можете выбрать ни одного. Все что-то не нравится. То цвет не тот, то материал не той отделки, то “сидит” не так, а то и продавец не понравился... Что это? Как это объяснить? Что значит “не понравился”? Почему многие уходят разочарованными, так ничего и не купив?
На наш взгляд, все дело в несовместимости творческой энергии создателей данных костюмов (товара) и творческой энергии покупателя. Только тогда происходит принятие решения о покупке, когда “творческая энергия товара” эквивалентна творческой энергии покупателя [2].
Каждый человек обладает своим уровнем творческой энергии. Поскольку человек – биосоциальное существо, формирование уровня его творческой энергии зависит от многих факторов социального характера:
‑ от уровня жизни семьи и общества;
‑ от уровня образования и культуры;
‑ от социальной среды, в которой живет человек;
‑ от возраста, от страны и даже региона проживания;
‑от национальных традиций;
‑ от бесконечного множества других факторов, характеризующих среду его обитания.
Почему? Ответ не сложен. Все творческие способности человека, заложенные природой, развиваются только за счет окружающей его социальной среды. Поэтому Михаил Васильевич Ломоносов, покинув социальную среду Поморья и сменив ее на социальную среду Петербурга, сумел достичь тех великих результатов, о которых сегодня известно всем.
И все же возникает основополагающий вопрос: «Всегда ли существовала творческая энергия? Когда она зародилась и является постоянной или переменной субстанцией?».
Как только древний человек впервые заострил (то есть технологически обработал) палку и сделал из нее орудие труда для добывания пищи, а затем и огня, проявились первые признаки того, что он обладает особым видом энергии созидания, которая тогда была минимальной и абсолютно неосознанной. Она объективно необходима ему для того, чтобы удовлетворить его биохимические (еда) и биофизиологические («одежда») потребности и, в конечном итоге, сохранить ему жизнь [3].
Отсюда следует, что физически человек как биологический объект природы не смог бы выжить в условиях окружающей его действительности, если бы не сумел, образно говоря, заставить природу «работать» на себя. То есть свойственная только (причем, только!) человеку творческая энергия позволила ему выжить и стать “властелином природы”. Мы видим, например, как эта энергия, благодаря его творческим действиям (сегодня мы бы их, прежде всего, назвали технологическими) перешла сначала в заостренную палку, преобразовав ее в орудие труда, используемое в качестве инструмента для добывания пищи. Затем эволюционно она переходила в камень, превратив его сначала в подобие резца, затем топора, после чего он стал элементом оружия и т.д.
Как подчеркивал Готфрид Земпер ‑ выдающийся немецкий архитектор, рассматривавший мир как комплексное явление, ‑ «все основные типы современного развитого искусства восходят к прототипам разных «технических искусств» [4]. Это говорит о том, что даже самые простые продукты человеческого труда несут в себе не просто функциональное назначение, а аккумулируют в себе творческую энергию их создателя, значительно расширяя их практическое значение.
Можно утверждать, что начиная с того далекого времени творческая энергия развивалась вместе с технологическим развитием человечества [5]. Как, впрочем, будет справедливым и обратное утверждение: технологические революции происходили благодаря развитию творческих возможностей человека. Именно она является основой для развития научно-технического прогресса, который позволил к настоящему времени преобразовать окружающий нас мир до такой степени, что в отдельных объектах окружающего нас предметного мира (например, атомное оружие) она становится даже опасной.
А может ли творческая энергия человека снижаться? Да, однозначно. Если этому будут способствовать создаваемые государством социальные неблагоприятные условия. Это подтверждает тот факт, что творческая энергия имеет биосоциальную природу, не постоянна и зависит от социальной политики государства. Отдельные примеры (как, например, Ломоносов) не являются правилом, а исключением. То есть только государство способно либо развивать творческие (созидательные) способности людей, либо тормозить их развитие.
Технология как проводник творческой энергии личности
Творческая энергия может передаваться от человека к человеку как через физические предметы (например, через различные товары), так и через духовно-эмоциональные контакты между людьми (например, книги, театр, музыку и т.д.). Недаром говорят: «Сделано с душой!», – подразумевая при этом, что человек вложил в тот или иной продукт свою творческую энергию. «Хороший товар сам себя хвалит», – гласит русская пословица. Если вдуматься в смысл этой пословицы, то становится ясно, что народ уже давно заметил, что хороший товар, как бы «излучает» ту творческую энергию, которую в него вложил мастер. То есть товар является материальным носителем творческой энергии его создателей [1]. Это только носитель созидательной энергии тех, кто его создавал.
Возникает следующий вопрос в наших рассуждениях:
«Что же является проводником творческой энергии человека в процессе создания новых изделий?».
Ответ: «Технология их создания».
Технология – по-существу, это наука о мастерстве преобразования окружающего мира в предметный (в духовно-эмоциональной сфере – преобразование одного духовного состояния в другое).
Технология – это выверенная последовательность творческих шагов человека к достижению поставленной цели. Причем технология как понятие может быть использовано как в материальной, так нематериальной (духовной) сферах. При этом структурно-объединяющим началом этих двух областей знаний будет технология управления.
Управление как процесс возможен при наличии трех составляющих, отвечающих на следующие вопросы.
1. Кто? (кто управляет, то есть субъект управления, являющийся источником творческой энергии будущего процесса управления).
2. Кем? (кем или чем управляют, то есть объект управления, являющийся приемником творческой энергии субъекта управления).
3. Как? (каким образом передается творческая энергия от субъекта к объекту, то есть описывается технология управления передачей творческой энергии).
Отсюда следует, что обязательным условием для осуществления процесса управления является наличие всех трех указанных составляющих. Отсутствие хотя бы одного из них делает процесс управления невозможным.
При этом человек не может преобразовывать предметный мир без достаточного запаса знаний, которые являются продуктом духовно-эмоциональной переработки поступающей информации, являющейся проводником творческой энергии от субъекта к объекту в виде общепринятых знаков и символов [6]. Эти знания объект получает повсюду – школа, вуз, практическая деятельность, общение с духовным наследием и т.д. Но знания невозможно получить, не привлекая для этого творческую энергию как субъекта (источника), так и объекта (преемника) этих знаний. Которые, кстати, тоже имеют энергетическую природу, поскольку хранятся в памяти человека либо в виде «постоянной памяти» («заснувшие» рецепторы), так и «оперативной памяти» в виде неких рецепторов, к которым человек часто обращается.
Другими словами знания с помощью информации как проводника творческой энергии становятся продуктом рыночного обмена, т.е. обмена знаниями путем общения между людьми либо непосредственно, либо через материальные или духовные носители. Здесь мы подходим к мысли о том, что знания являются результатом преобразования духовно-эмоциональной творческой энергии, которая аккумулируется (иногда на это требуется довольно значительное время) в творческую энергию создания нового инновационного предмета (потребительского или производственного назначения), который в свою очередь призван удовлетворять ту или иную возросшую физическую или духовную потребности общества.
Выводы
1) Творческая энергия личности – объективная субстанция, от которой зависит уровень инновационного удовлетворения запросов рынка.
2) Удовлетворение рыночных потребностей в инновационных продуктах возможно лишь в случае владения технологией управления передачей творческой энергии от субъекта к объекту управления менеджментом предпринимательских структур (организаций).
3) Поскольку творческая энергия личности имеет биосоциальную природу, социальная среда, создаваемая государством, способна либо повышать, либо понижать созидательные (творческие) проявления со стороны субъектов рынка.
4) Творческая энергия развивалась вместе с технологическим развитием человечества. При этом только государство способно либо развивать творческие (созидательные) способности людей, либо тормозить их развитие.
5) Процесс управления возможен только в случае наличия трех составляющих: субъекта («кто?»), объекта («кем?») технологии управления («как?») передачей творческой энергии.
[1] Заметим, что творческая энергия, передаваемая через духовно-эмоциональные контакты, в конечном итоге тоже материализуется. Человек, вдохновленный художественным произведением, получает дополнительный импульс своей созидательной энергии. Вспомните авиаконструктора О. Антонова, который приглашал художников в качестве специалистов, которые по его образному описанию рисовали корпус самолета. Затем это расcчетно подтверждалась специалистами.
Источники:
2. Мельников О.Н. Творческая энергия товара // Российское предпринимательство. — 2000. — № 5 (5). — c. 101-110. — http://www.creativeconomy.ru/articles/9046/
3. Мельников О.Н. Человек как носитель экономических ресурсов общества // Креативная экономика. — 2009. — № 10 (34). — c. 46-54. — http://www.creativeconomy.ru/articles/2752/
4. http://historydesigns.ru/-xix-/13-teorii-dizajna.html
5. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. – М.: Издательство «Креативная экономика», 2010. – 386 с.
6. Мельников О.Н., Машнинова Ю.В. Фундаментальная модель организации обмена знаниями в условиях рынка // Российское предпринимательство. — 2012. — № 14 (212). — c. 94-99. — http://www.creativeconomy.ru/articles/24572/
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:30:42