Основные методические положения оценки инновационной конкурентоспособности региона
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гайфутдинова О.С. Основные методические положения оценки инновационной конкурентоспособности региона // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 134-139.
Аннотация:
В статье проведен анализ основных параметров, влияющих на формирование системы оценки инновационной конкурентоспособности региона, направленной на выявление сильных и слабых сторон хозяйствующего субъекта в инновационной сфере с целью определения направлений инновационной политики территории в рамках повышения конкурентоспособности в целом.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, субъекты инновационной деятельности, инновационная конкурентоспособность региона, мезоуровень
Социально-экономическое развитие региона в современных условиях формирования российской экономики во многом зависит от инновационной активности хозяйствующих субъектов, функционирующих на данной территории, на что, в свою очередь, влияет политика территориальных властей в области развития инновационной сферы [1]. Эффективность выбранной стратегии развития территории определяется ее конкурентоспособностью. Под конкурентоспособностью региона понимается способность региона выявлять, создавать, использовать и удерживать основные конкурентные преимущества (ресурсные, инфраструктурные, инвестиционные, инновационные, информационные, институциональные), по сравнению с другими регионами. Таким образом, конкурентоспособность региона определяется успешностью развития отдельных направлений, которые при этом тесно связаны и могут эффективно формироваться, и давать положительный результат только в совокупности. Например, приобретение конкурентных преимуществ в инновационной сфере может быть достигнуто только при определенном уровне развития необходимой инфраструктуры, институциональной системы, наличия инвестиционных и информационных возможностей, поскольку внедрение инноваций является сложным процессом, с одной стороны, зависящим, с другой стороны, влияющим на все сферы жизнедеятельности общества [2].
Таким образом, анализ развития инновационной сферы региона является важной частью исследования конкурентоспособности региона, поскольку отражает результаты, достигнутые в области внедрения инноваций, и выявляет слабые стороны в инновационной политике территории. Это предлагается сделать с помощью интегрального показателя инновационной конкурентоспособности региона (региональной инновационной конкурентоспособности).
Регион отличается от других иерархических уровней управления (страна, предприятие, товар) целями, которые преследуются на данном уровне и субъектами инновационной деятельности, которые функционируют на данной территории. От этого будет зависеть система индикаторов, включенных в общий показатель инновационной конкурентоспособности региона, которые будут выбраны для оценки развития инновационной сферы в регионе.
Инновационная конкурентоспособность региона
Общее понимание инновационной конкурентоспособности хозяйствующего субъекта сводится к тому, чтобы создать конкурентные преимущества, по сравнению с аналогичными хозяйствующими субъектами, за счет внедрения инноваций. Однако, как уже отмечалось, иерархический уровень, на котором находится субъект, заставляет вносить определенные коррективы в трактовку инновационной конкурентоспособности, поскольку цели, которые преследуются на разных уровнях, отличаются. На мезоуровне, уровне региона, можно выделить следующие цели, которые являются приоритетными при формировании социально-экономической политики развития территории: внутренняя структура отраслей региона, конкурентоспособность отдельных элементов (инновационная инфраструктура, развитие информационного сектора, институциональная инфраструктура), взаимодействие между элементами системы.
Важной частью анализа инновационной конкурентоспособности региона является исследование субъектов инновационной деятельности, которые функционируют на данном иерархическом уровне (см. табл.):
Таблица
Субъекты инновационной деятельности на региональном уровне
Иерархический уровень
|
Субъекты
|
Основные интересующие моменты
|
Роль в инновационной деятельности
|
Мезо
|
Средние инвесторы
|
Норма прибыли и риск потерь; повышение степени влияния в регионе
|
Обеспечение инновационной деятельности финансовыми средствами
|
Заказчики результатов инновационной деятельности
|
Диффузия инновационной продукции, повышение привлекательности региона
|
Оценка эффективности инновационной деятельности
| |
Акционеры и собственники предприятий
|
Дальнейшее развитие предприятия, рост дивидендов, возможность влияния в регионе
|
Формирование инновационной стратегии развития хозяйствующего субъекта
| |
Органы государственной власти
|
Повышение конкурентоспособ-ности региона
|
Формирование инновационной привлекательности региона
| |
Общественность (пресса, различные общественные организации)
|
Сведения об инновационной деятельности
|
Популяризация инновационной деятельности, снижение асимметричности информации
|
Инновационная конкурентоспособность региона (региональная инновационная конкурентоспособность) отражает его совокупные возможности по достижению сильных конкурентных позиций на основе инновационного развития, нацеленных на повышение качества жизни населения и обеспечение устойчивого экономического развития [3].
Этот показатель дает характеристику инновационного развития региона по трем направлениям (см. рис.):
– повышение качества человеческих ресурсов;
– масштабы научно-технической деятельности;
– научно-технические результаты.
Рис. Характеристики инновационного развития региона
Оценка инновационного развития региона
Таким образом, для оценки инновационного развития региона используется показатель региональной инновационной конкурентоспособности, состоящий из двенадцати показателей, сгруппированных в три блока:
Первый блок (масштабы научно-технической деятельности):
1) соотношение расходов на исследования и разработки и добавленной стоимости, созданной в регионе (определяется соотношением всех расходов на исследования и разработки в специфическом бизнес-секторе и полной добавленной стоимостью, созданной в этом секторе);
2) удельный вес предприятий, получающих государственные субсидии на инновационное развитие, в общем числе предприятий, функционирующих в регионе (показатель является важным для анализа инновационной активности хозяйствующих субъектов, поскольку дает характеристику решения одной из главных проблем недостаточности финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств, а также отражает объем финансовой помощи из региональных и федеральных источников);
3) удельный вес предприятий, использующих инновации у себя, в общем количестве предприятий в регионе (этот показатель непосредственно отражает доведение новшества до стадии коммерческой реализации и использование разрабатываемых технологий);
4) доля малых и средних предприятий в регионе, сотрудничающих с другими по вопросам научно-технического развития, в общем количестве малых и средних предприятий, функционирующих в регионе (этот показатель отражает поток знаний между частными исследовательскими институтами и предприятиями, между самими производственными предприятиями, что помогает отслеживать решение проблемы слабого взаимодействия науки и бизнеса);
5) соотношение расходов на инновации и общего оборота в регионе (данный показатель позволяет проанализировать направленность выбранной стратегии инновационного развития и оценить эффективность предложенных мероприятий).
Второй блок (повышение качества человеческих ресурсов):
1) доля работников с высшим образованием в общем числе экономически активного населения в регионе (от этого показателя, наряду с другими факторами, напрямую зависит формирование инновационной культуры на предприятиях и в регионе в целом, уровень которой влияет на восприимчивость населением вводимых новшеств. Низкий уровень инновационной культуры в российской экономике является одним из факторов, наиболее негативно влияющих на внедрение инноваций);
2) доля предприятий, использующих обучение и подготовку персонала, связанных с инновациями, в общем числе предприятий, действующих в данном регионе (внедрение любого новшества должно сопровождаться обучением кадрового состава принципам работы с данным новшеством, а также формированием инновационной культуры, способствующей снижению или устранению сопротивления инновациям, что в значительной степени достигается путем обучения персонала).
Третий блок (научно-технические результаты):
1) доля продукции, подвергшейся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная, в общем объеме продаж в регионе (характеризует объем передовых инноваций);
2) доля продукции, подвергшейся усовершенствованиям в общем объеме продаж в регионе;
3) доля предприятий в регионе, которые патентуют свои изобретения, от общего числа предприятий, функционирующих в регионе (анализ данного показателя в динамике является важным для российской экономики, так как является в какой-то степени индикатором развития региональной инновационной системы и элементов инновационной инфраструктуры);
4) доля предприятий, которые используют новые торговые марки, в общем числе предприятий в регионе (этот показатель также отражает развитость региональной инновационной системы, особенно в части регулирования отношений в области защиты интеллектуальной собственности);
5) доля предприятий, использующих регистрацию частей проекта, в общем числе предприятий, функционирующих в регионе (также характеризует уровень инновационного мышления руководителей и их желание и возможность защищать свои идейные разработки).
Вывод
С помощью показателя региональной инновационной конкурентоспособности можно оценить уровень инновационного развития региона, сравнить его развитие с другими аналогичными субъектами, проанализировать эффективность выбранной инновационной стратегии, предложить корректировку отдельных направлений с целью повышения общей конкурентоспособности региона [4].
Источники:
2. Мингалева Ж.А. Модернизация национальной экономики на основе стратегии инновационного развития // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – http//:www.science-education.ru/102-5987.
3. Мингалева Ж.А., Гайфутдинова О.С. Формирование инновационной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2007. – 317 с.
4. Мингалева Ж.А., Платынюк И.И. Применение комплексного подхода к оценке инновационной конкурентоспособности экономических субъектов. // Современные проблемы науки и образования. − 2012. − № 3. − С. 257−257.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:23