Межстрановая предпринимательская деятельность в условиях глобализации

Абросимова М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Абросимова М.В. Межстрановая предпринимательская деятельность в условиях глобализации // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 33-38.

Аннотация:
В статье рассматриваются такие явления глобализации, как либерализация предпринимательской деятельности, интеграция российского предпринимательства в мировой рынок, взаимосвязь между инновационным производством и международным разделением труда.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, интеграция, международное разделение труда, инновационная продукция, внешняя экономика



В условиях глобализации мирового рынка экономические отношения выходят за рамки национального государства под воздействием процесса интеграции стран в мировое хозяйство. Внешнеэкономические отношения становятся системообразующим фактором изменений в деятельности предпринимательских структур. Внешнеэкономические предпринимательские связи, основанные на межгосударственных соглашениях, становятся неотъемлемым элементом воспроизводственного процесса, способствуют развитию и углублению сотрудничества в области науки и техники, производства и торговли. Необходимо учитывать, что проводимые рыночные преобразования изменяют курс российской внешнеэкономической политики: относительная замкнутость и строгий государственный контроль над международными экономическими отношениями постепенно обращается к либерализации внешней торговли, сохраняя влияние за счет механизма рыночного регулирования. Поэтому либерализация всех форм экономической деятельности, интеграция российского предпринимательства в основные течения мирового рынка, вливание в международное разделение труда являются ключевыми направлениями экономической политики, а следовательно, актуальными вопросами для исследования.

Международное разделение труда и транснациональные корпорации

Международное разделение труда является непременным условием формирования мирового хозяйства, построения международных отношений и мирового рынка в целом, так как глобальное (международное, межстрановое и межрегиональное) разделение труда является основой обмена товарами, услугами, технологиями, информацией (знаниями), а также служит развитию производственного, научно-технического, торгового и прочих видов взаимодействия между всеми мировыми субъектами хозяйствования [3]. Именно в этих условиях происходит сближение и связывание отдельных элементов (от малых предпринимательских единиц до мировых экономик), образующих всемирную экономическую систему – мировое хозяйство, позволяет этой системе разнонаправлено развиваться и способствует созданию предпосылок для более полного проявления экономических законов.

Развитие международных связей национальных экономик и внешнеэкономической предпринимательской деятельности стимулирует спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не могут производить или добывать их в необходимом для удовлетворения своих потребностей количестве, так называемая потоварная (предметная) специализация. Однако под влиянием глобализации, а именно с открытием возможности оптимизации производственного процесса путем размещения производств или их частей в странах с более выгодной конъюнктурой, потоварная специализация вытесняется технологическим внутриотраслевым разделением труда, включающим поузловую и пооперационную специализацию предприятий разных стран.

Для нашего исследования международное разделение труда представляет интерес, потому, что современные внешнеэкономические предпри-нимательские отношения под влиянием условий глобализации мирового рынка трансформируются из торговых отношений в долгосрочные и устойчивые двусторонние взаимосвязи между поставщиками и потребителями. С увеличением интенсивности международного экономического сотрудничества между предприятиями (предпринимательскими системами), растет заинтересованность в расширении сферы влияния и привлечении других стран в качестве потенциальных клиентов. Организационной формой таких международных (глобальных и региональных) предпринимательских систем производственной специализации и кооперации выступают транснациональные корпорации.

Высокая конкуренция на глобальном рынке требует от национальной экономики диверсификации направлений деятельности и форм предпринимательских структур. При этом глобализация обусловливает особую их гибкость и способность оперативно перестраивать внутреннюю структуру и повышать качество продукции в ответ на усиление конкуренции со стороны иностранных компаний [2].

Влияние глобализации на предпринимательскую деятельность

В результате проделанной нами исследовательской работы выявлены сущностные характеристики и проявления влияния глобализации на предпринимательскую деятельность на макроуровне: взаимопроникновение и слияние предпринимательских структур международной торговли в единый глобальный рынок, на котором наращиваются объемы оборота товаров, факторов производства, приводятся к единому знаменателю методы управления и контроля, развиваются наднациональные институты и международные экономические организации, регулирующие, активизирующие и утверждающие принципы открытой экономики, либерализации и взаимной интеграции.

Следует также отметить взаимозависимость национальных рынков, увеличение объема и разнообразия мирохозяйственных связей, в которых суть синергетического характера глобализации проявляется в рационализации отношений многополярного мира.

Рост объемов внешней торговли приводит к непрерывному поточному движению международного капитала (в том числе к росту прямых иностранных инвестиций при непосредственном участии транснациональных корпораций), что отражает высокие темпы финансовой глобализации предпринимательской деятельности, однако при этом необходимо учитывать и негативную сторону вопроса, например, возможность «взрывания» финансовых «пузырей», так как глобальный характер экономических кризисов, затрагивает не только интересы международных предпринимательских систем, но и отражается на экономике большинства стран.

Современная концепция развития предпринимательских систем страны не сводится только к международной торговле товарами и услугами, она определяет необходимость развития сотрудничества (специализацию, кооперацию и разделение труда, встраивание в глобальные цепочки создания стоимости) национальных предпринимательских структур с глобальными компаниями, в первую очередь, по научно-техническим направлениям и инновационным. Международный обмен высокими технологиями, экспансия информационных технологий и электронной коммерции привели к изменению форм предпринимательской деятельности, с выходом на новый план предпринимательской деятельности в сети интернет.

Российская экономика: экспортная специализация или инновационный путь развития?

Наиболее целесообразной, с точки зрения долгосрочного экономического роста, является предпринимательская деятельность, основанная на экспорте инновационной продукции, что предоставляет больше возможностей для инновационной модернизации страны в целом. Предложение наукоемких товаров и услуг на мировом рынке стимулирует экономический рост не только в силу более динамичной предпринимательской деятельности, но и по причине широких возможностей роста производительности труда в национальной экономике (инновационная структура экспорта характерна для наиболее динамично растущих экономик таких, как Китай) [1].

В реалиях развития российского предпринимательства и национальной экономики в целом, решающую роль играет экспортная специализация производства, которая имеет упрощенную отраслевую структуру в сырьевой сфере: международные предпринимательские связи основаны на торговле экологоемким и низкотехнологичным сырьем топливно-энергетического, химического и нефтехимического комплексов (ярко выраженный сырьевой характер номенклатуры).

Сырьевая специализация региона делает национальную экономику уязвимой по отношению к мировым ценам на сырье и продукты первичной переработки. Для изменения стратегических приоритетов и усовершенствования тактики производственно-предпринимательской деятельности необходима переориентация хозяйственного вектора путем активной интеграции в мировое экономическое пространство. Для этого мы считаем целесообразным заменить модель территориального разделения труда, основанного на разноуровневой обеспеченности природно-климатическими ресурсами на более выгодное (с точки зрения реализации на мировом рынке) производство высокотехнологичной продукции и признать инновационный путь развития российских предпринимательских систем единственно верным. Определение программы инновационного пути развития должно основываться на передовом международном опыте – это должно обеспечить наращивание экспортного потенциала конкурентоспособных отраслей. Необходимо добиться господдержки для проведения НИОКР и улучшения условий для создания отечественной высокотехнологичной продукции, наукоемких технологий и их внедрения в производство [4].

Заключение

На сегодняшний день регулирование внешнеэкономической деятельности крупных предпринимательских систем осуществляется на глобальном уровне и включение национальных предприятий в систему мирохозяйственных связей происходит за счет их участия в крупных региональных (а после и континентальных) интеграционных объединениях. Следовательно, геоэкономическая направленность экономики Российской Федерации в сторону стран Евросоюза может быть рассмотрена, как признак интеграции в европейское экономическое пространство


Источники:

1. Прищепа М.Ю. Стратегия внешнеэкономической деятельности России в условиях глобализации: Автореферат канд. экон. наук. – Краснодар, 2010. – 24 с.
2. Прищепа М.Ю. Стратегическое планирование внешнеэкономической деятельности страны на современном этапе развития мирохозяйственных связей // Экономический вестник ЮФО. – 2009. – № 3.
3. Сафиуллина Р. Н. Тенденции развития внешнеэкономических отношений в условиях глобализации: теоретико-методологический аспект: автореферат
канд. экон. наук. – Казань, 2004. – 18 с.
4. Юдаева К., Ясин Е. Стратегия 2050: справится ли Россия с вызовами глобализации? // Вопросы экономики. – 2008. – № 5. – С. 4–21.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:09