Российские научные и научно-педагогических кадры в мировой системе образования
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Чиркова А.В. Российские научные и научно-педагогических кадры в мировой системе образования // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 20. – С. 147-151.
Аннотация:
В статье рассматривается модель адаптации системы подготовки научных кадров высшей квалификации к интеграции в мировое образовательное пространство
Ключевые слова: системы подготовки научных кадров, научные кадры высшей квалификации, интеграция в мировое образовательное пространство
Адаптация системы подготовки научных кадров высшей квалификации (НКВК) связана, прежде всего, с развитием процессов глобализации в мировой системе образования и необходимостью усиления конкуренции российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Структурно-функциональная модель адаптации НКВК к интеграции в мировое образовательное пространство представлена совокупностью условий и факторов, влияющих на процесс адаптации, направлениями адаптации, а также результатами управляющего воздействия на данный процесс. Для оказания управляющего воздействия на процессы адаптации необходимо определить состояние объекта адаптации воспроизводства научных и научно-педагогических кадров; выявить тенденции развития системы послевузовского образования, наблюдающиеся в Европе и в мире, а также обозначить проблемы, которые препятствуют активизации интеграции не только российской системы подготовки НКВК, но этому процессу в других странах.
Основные направления адаптации
В настоящее время в сфере подготовки НКВК наблюдаются следующие основные тенденции [1];
– введение структурированных докторских программ;
– появление профессиональных докторских степеней;
– расширение карьерных перспектив докторов и постдокторантов [2];
– подготовка кадров НКВК, ориентированных на неакадемическую карьеру;
– совершенствование методов институционального и неформального руководства в сопровождении проведения диссертационного исследования, ориентация на их взаимодополняемость;
– освоение новой культуры научного руководства;
– рост требований к качеству обучения и развитие системы менеджмента качества в послевузовском профессиональном образовании.
Базируясь на анализе состояния российской системы высшего и послевузовского образования и мировых тенденций его развития, в качестве основных направлений адаптации были определены:
– комплексный подход к процессу адаптации;
– интеграция науки, образования и производства.
Обеспечение инновационного характера послевузовского профессионального образования (ППО), возможно лишь за счет интеграции этих трех сфер общественного воспроизводства;
– усиление преемственности высшего и послевузовского образования;
– соответствие ресурсных потенциалов: кадрового, организационно-управленческого, материально-технического и финансового эффективной подготовке НКВК;
– связь подготовки научных кадров и системы их аттестации;
– активизация междисциплинарных научных исследований;
– развитие института научных школ;
– расширение академической и секторальной мобильности;
– использования опыта зарубежных стран в подготовке НКВК.
Факторы, влияющие на подготовку научных и научно-педагогических кадров
На процессы адаптации системы подготовки научных и научно-педагогических кадров различное влияние оказывают факторы как внешнего, так и внутреннего характера.
К наиболее значимым внутрисистемным факторам следует отнести:
– наличие соответствующей научно-инновационной среды в вузе;
– модернизация программ обучения с учетом адаптации к процессу интеграции в мировое образовательное пространство;
– институциональные преобразования в системе послевузовского профессионального образования;
– различия в социально-экономическом развитии регионов России и усиление регионализации/локализации науки и подготовки научных кадров.
Среди внешних факторов следует выделить [3]:
– активизацию процессов глобализации в образовании и формирование международного рынка труда;
– Болонский процесс и формирование общеевропейской зоны ВО;
– включение докторских программ в качестве третьего цикла высшего образования.
В процессе адаптации российской системы образования в целом и послевузовского, в частности, вузовское и научное сообщество столкнулось с рядом проблем, среди которых наиболее существенными являются:
– юридический аспект признания дипломов, ученых степеней, квалификаций и образовательных программ;
– отсутствие единых международных стандартов и унификации докторских программ;
– несоответствие специальностей и отраслей наук по присуждению ученых степеней в различных странах;
– различия в квалификационных требованиях к соискателям и аттестационных процедурах;
– различия в форме и статусе аттестационных документов;
– национальная обособленность вузов и перспективы глобализации.
Направления адаптации российского послевузовского профессионального образования
Основными направлениями адаптации российского ППО в мировое образовательное пространство являются:
1) развитие ресурсных потенциалов системы подготовки НКВК: кадрового, управленческого, материально-технического, информационного, финансового;
2) совершенствование нормативно-правового обеспечения подготовки НКВК;
3) поддержка исследовательских карьер; создание системы мониторинга карьер выпускников аспирантуры/докторантуры;
4) формирование новых требований к системе подготовки НКВК и выпускникам системы;
5) модернизация системы управления качеством подготовки НКВК и повышение качества подготовки в аспирантуре/докторантуре;
6) трансформация традиционной аспирантской подготовки в структурированные программы. Повышение уровня научного руководства, обучение и аттестация научных руководителей;
7) развитие форм интеграция науки и образования; создание и расширение исследовательской среды в системе подготовки НКВК;
8) расширение всех видов мобильности в системе подготовки НКВК;
9) развитие и внедрение форм интеграции системы подготовки НКВК и промышленности, диверсификация программ подготовки НКВК;
10) расширение экспорта образовательных услуг, за счет повышения конкурентоспособности образования в аспирантуре/докторантуре;
11) участие в стратегическом сотрудничестве в области подготовки НКВК в глобальном ландшафте: сотрудничество со странами всех континентов в этой области;
12) достижение критической массы, обеспечивающей полное воспроизводство НКВК и развитие системы их подготовки.
Вывод
Основываясь на теоретических предпосылках и методологических подходах к адаптации российской системы подготовки научных и научно-педагогических кадров, реализуя на практике основные принципы адаптации, можно прогнозировать следующие результаты управляющего воздействия на этот процесс:
– модернизация структуры подготовки НКВК;
– приведение системы подготовки НКВК в соответствие с потребностями экономики страны;
– повышение эффективности системы подготовки НКВК;
– создание ФГОС ВПО 3-го уровня ВО в соответствии с современными международными требованиями;
– рост конкурентоспособности российской системы подготовки НКВК;
– рост качества подготовки исследователей высшей квалификации;
– формирование современной модели исследователя высшей квалификации;
– рост академической и межсекторальной мобильности;
– рост трудоустройства выпускников системы ППО;
– повышение индекса цитируемости работ российских ученых;
– признание российских дипломов кандидатов и докторов наук за рубежом.
Источники:
2. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий. – СПб: Питер, 2006. – 416 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:59:46