Управление промышленными производственно-технологическими системами
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 20 (218), Октябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Булатова Н.Н. Управление промышленными производственно-технологическими системами // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 20. – С. 31-36.
Аннотация:
В статье рассмотрены различия в подходах к управлению промышленными производственно-технологическими системами в соответствии со структурными преобразованиями в экономике страны. Проводится идея о необходимости их инфраструктурного обеспечения и инновационного развития.
Ключевые слова: промышленные производственно-технологические системы, интегрированный производственно-транспортный комплекс
Развитие экономики любого региона и обеспечение его конкурентными преимуществами в современных условиях во многом связано с вопросами формирования и развития промышленных производственно-технологических систем (ППТС), являющихся базовыми производственно-технологическими участками территориально-производственных комплексов (ТПК). Структурные преобразования в экономике страны, происходившие последние три десятилетия, происшедшие в немалой степени под воздействием политических факторов, привели к изменениям в формировании и управлении ППТС. Этапы развития территориально-производственных комплексов Рассмотрим этапы развития территориально-производственных комплексов с момента возникновения теории ТПК по настоящее время. Этап 1. Централизованный Основной характерной чертой данного этапа является то, что в данный период времени теория территориально-производственных комплексов стала бурно развиваться, несмотря на то что его начало было положено учеными Александровым и Колосовским еще в 30-х гг. Это было обусловлено развитием территории Советского Союза и освоением новых земель [1].Характерным является тот факт, что развитие ТПК проходило в условиях плановой экономики, в рамках которой все виды ресурсов распределялись централизовано. Это, во-первых, облегчало создание больших комплексов, позволяющих объединить различного рода отрасли народного хозяйства, а, во-вторых, обеспечивало процесс их эффективного функционирования за счет распределения поставщиков ресурсов и потребителей их продукции [2]. При переходе к рыночной системе хозяйственных отношений целостность функционирования территориально-производственного комплекса стала нарушаться за счет разрушения хозяйственных предприятий внутри ТПК. Поэтому перед предприятиями комплексами встала проблема поиска самостоятельных путей обеспечения собственного функционирования необходимыми ресурсами. Эта причина легла в основу выделения следующего этапа развития ТПК. Этап 2. Переходный Основными особенностями функционирования промышленных предприятий в данный период времени были выживание отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства и сохранение их производственного и технологического потенциалов. Это было связано с тем, что многие предприятия технологических цепочек либо прекратили свое функционирование, либо взаимодействие с ними было нецелесообразным. Формально предприятия оставались действовать в рамках отдельных территориально-производственных комплексов, однако сами ТПК уже не представляли собой единого хозяйствующего механизма. Однако не смотря на разрозненность деятельности предприятий, такая форма функционирования позволила сохранить производственный потенциал многих из них, а также адаптировать их деятельность под существующие условия функционирования, главным критерием которых было извлечение собственной выгоды и повышение прибыли. Вместе с тем с развитием и стабилизацией рыночных отношений в России такая форма организациидеятельности предприятий комплекса перестала повышать эффективность предпринимательской деятельности. Появились новые подходы к управлению предприятиями, усилилась конкуренция, шли поиски в направлении удержания предприятиями своих потребителей. Рынок потребовал производить не количество, а разнообразную по номенклатуре и потребительским свойствам продукцию и услуги. Индустриальная форма ТПК, направленная на непрерывное увеличение объема производства, стала сдерживающим фактором в увеличении ВВП и ВРП. Этап 3. Стабилизационный На этом этапе на первый план выходит получение предприятиями своих конкурентных преимуществ. Основными из них является обновление основных фондов (в особенности оборудования) для преодоления технологической отсталости. Также характерной чертой данного этапа является обратное объединение предприятий в технологические цепочки, которое было нарушено переходом к рыночным отношениям. Однако в данный момент времени объединение происходило с точки зрения экономической целесообразности взаимодействия, а также в рамках передела собственности для более полного влияния на управленческие решения предприятий. Эти факторы проявились в создании большого количества вертикально- и горизонтально-интегрированных структур (в форме холдингов, финансово-промышленных групп и т.д.). За счет такого объединения снижались транзакционные издержки, издержки производства, что позволяло повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции. Также в это время стали внедряться новые системы управления как предприятием в целом, так и качеством продукции, в основу управления брались научно обоснованные принципы и методы управления. Однако с течением времени такое взаимодействие начало исчерпывать себя и появилась необходимость поиска новых путей повышения конкурентоспособности не отдельных предприятий, а их объединений, в том числе и на уровне региона. Эти причины обусловили выделение следующего этапа развития территориально-производственных комплексов в виде промышленных производственно-технологических систем (ППТС), основой развития которых является инновационный менеджмент. Этап 4. Инновационный Инновационная деятельность в условиях теории и практики менеджмента современного промышленного предприятия в рамках инновационной экономики направлена на увеличение срока полезного использования активов, технологий и продуктов, обеспечивающих непрерывность функционирования бизнеса. При этом в операционном менеджменте ППТС участвуют взаимодополняющие активы: ручной труд, технологические машины, (материальные активы) и интеллектуальная составляющая производственно-технологического процесса (нематериальный актив). Возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления осуществляется через технические, организационные и экономические нововведения, которые напрямую зависят от профессионализма инноваторов на основе их профессиональных компетенций, знаний и умений (интеллекта) людей, участвующих в операционном процессе, результатом чего является достижение конкурентных преимуществ продукции и услуг. Характерной особенностью инновационного менеджмента современных ППТС является процесс коммерциализации интеллектуальной деятельности инноваторов и управление нововведениями, основанными на личной экономической заинтересованности авторов идей и присущих менеджменту принципов и функций. Поэтому необходимым условием любого инновационного предприятия является наличие в структуре его производственного капитала до 40% нематериальных активов. Нематериальные активы становятся инструментом менеджмента инженерного бизнеса, результатом которого является капитализация исходных ресурсов, получение предприятием чистого дохода и увеличение стоимости бизнеса на фондовом рынке. Причем, в производственном менеджменте инновационной экономики темпы роста ВВП за счет нематериальных активов становятся определяющими. Этап 5. Инфраструктурный Целенаправленное управление изменениями, проводимые в хозяйственной, производственной и технологической деятельности промышленных предприятий, обеспечивающих адаптацию менеджмента к внешней среде, требует инфраструктурного обеспечения деятельности предприятий данного комплекса, в частности, его транспортного обеспечения. При этом функционирование транспортного комплекса региона не должно носить второстепенный характер, а являться полноценной составляющей функционирования ППТС региона. Ведь именно логистическое обеспечение деятельности предприятий, входящих в комплекс, формирующее систему товарно-материальных, информационных и иных потоков, позволит объединить элементы экономики региона с предприятиями комплекса, тем самым обеспечив эффективность его функционирования и управления им. Поэтому появляется необходимость формирования территориально-производс-твенного образования, основанного на сотрудничестве и взаимодействии предприятий промышленного (ППТС) и транспортного комплексов. Организация такого рода ТПК получила название интегрированного производственно-транспортного комплекса (ИПТК). Интеграция промышленности и транспорта, по мнению аналитиков, обеспечивает снижение себестоимости доставки грузов на 20 30%, что непременно приведет к технологическому совершенствованию товарообмена, структурной перестройке всех элементов товарораспределительных и транспортных сетей, к развитию транспортных процессов на более качественном уровне. Основной особенностью данного подхода к формированию структуры ИПТК и взаимодействию между его элементами является то, что все логистические потребности промышленных предприятий комплекса обеспечивает транспортный кластер. Фактически логистическая составляющая деятельности промышленного комплекса региона переходит на правах аутсорсинга к транспортному комплексу, который может наиболее полно обеспечить логистические потребности промышленной составляющей комплекса. Эффективность функционирования ИПТК во многом определяется наличием соответствующих механизмов управления. В качестве такого механизма в рамках взаимодействия промышленного и транспортного кластеров предлагается система транспортно-распределительных логистических центров (ТРЛЦ), являющихся совокупностью нескольких видов логистических звеньев. Функции ТРЛЦ заключаются в перераспределении товарно-материальных потоков как между предприятиями внутри каждого конкретного кластера, так и между кластерами и внешней средой и направлены на достижение максимального уровня качества сервиса для конечных потребителей. В основе формирования ТРЛЦ лежит интеграция производства, транспорта и потребления, целью при этом является поиск оптимальных решений в целом по всему процессу движения материальных, финансовых, информационных потоков в сфере обращения и производства. Формирование данной системы не должно предполагать организацию формальной структуры. Выводы Интеграция предприятий различных отраслей в условиях изменения управленческий аспектов, связанных со структурными преобразованиями в стране, должна основываться на принципах экономической мотивации предприятий, которые заключаются в том, что функционирование предприятий в рамках ИТПК позволяет им получать больший экономический эффект, чем самостоятельное функционирование. Инновационность подхода будет заключаться в этом случае в формировании синергетического эффекта в экономической системе региона. Абсолютным эффектом от формирования и функционирования в регионе ИПТК является увеличение валового регионального продукта, что позволит обеспечить формирование региональной политики, направленной в конечном итоге на повышение экономического роста региона и повышение благосостояния населения.
Источники:
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:02:41