Предпринимательство в глобальной конкуренции и турбулентности
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 09 (207), Май 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в посткризисных условиях в российском бизнесе. Подчеркивается, что становится острой необходимость его модернизации для повышения конкурентоспособности. Отечественная экономика в условиях политики открытых дверей подвержена практически всем вызовам и угрозам глобализации. Авторы считают безотлагательным поиск сбалансированного решения существующих проблем и приглашают к широкой дискуссии научные круги, администраторов и предпринимателей.
Ключевые слова: предпринимательство, глобализация, Стратегия-2020, политика открытых дверей
В посткризисных условиях России настоятельно требуется модернизация предпринимательской сферы национальной экономики, создающей товары, ориентированные на удовлетворение потребностей клиентов бизнеса – граждан российского общества, а с учетом вступления в ВТО также и зарубежных потребителей. Достичь успехов на таком пути развития экономики можно лишь при условии использования концепции целостного и непротиворечивого развития предпринимательства в условиях «безжалостной» конкуренции в мировой рыночной среде.
Избранный Президент РФ В.В. Путин особо подчеркнул «…Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. …Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности… Сегодня Россия зависит от мировой экономики, интегрирована в нее очень сильно – сильнее, чем большинство других стран…» [1].
Третий общемировой финансовый кризис
Действительно, по словам нобелевского лауреата Пола Кругмана, это всего лишь третий общемировой финансовый кризис с 1873 г. И какие бы эвфемизмы [1] не применяли экономисты – «великое замедление» (Great Moderation), «великая рецессия» или «великая коррекция» − параллели очевидны для всех: кризис, начавшийся в августе 2007 г., оказался самым масштабным со времен Великой депрессии в США [4].
Нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц уточняет эту проблемную ситуацию «Более того, равно как Великая депрессия была частью трансформации экономики и переориентации с сельского хозяйства на промышленность, так и Великая рецессия есть продолжение перехода от промышленности к экономике услуг. Рост производительности плюс меняющиеся сравнительные преимущества делают спад занятости в производстве почти неизбежным. Рынки своими силами с такими экономическими трансформациями справляются не очень хорошо» [5].
Нынешний глобальный финансово-экономический кризис обусловил турбулентность всего мирового хозяйства, привнеся высокие неопределенность и риски. Джозеф Стиглиц называет три основных риска для американской экономики как мировой доминанты:
1) ускорение спада в Европе в результате чрезмерных мер экономии и кризиса евро;
2) успокоенность и ожидания, что экономика сама скоро восстановится без поддержки государства. И хотя каждый спад когда-нибудь заканчивается, этим себя тешить особенно не стоит;
3) настораживает готовность в США признать неизбежной безработицу более 7% [5].
В этих условиях России необходима, как отметил В.В. Путин, новая экономика, в том числе «…экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса 2020 г. – это должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие на глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги...» [1].
Ключевые проблемы российского предпринимательства
Однако в посткризисных условиях российское предпринимательство (это, собственно, костяк гражданского общества по авторитетному мнению Р.С. Гринберга) не может самостоятельно решить следующие ключевые проблемы:
− чрезвычайно большая потребность в профессиональных управленческих кадрах;
− менталитет российских собственников компаний оставляет желать лучшего;
− специфика корпоративной стратегии в сфере персонала и корпоративной культуры компаний;
− доминирование принципа максимизации и изъятия прибыли в предпринимательском подходе российских бизнесменов в ущерб конкурентоспособности;
− размытость стратегических перспектив в условиях российского рынка;
− логистика компаний в условиях рискованности российского рынка «заточена» на увеличение страховых запасов.
В условиях глобализации, даже если бы и были созданы преференции для российского предпринимательства, что особо отмечает Гринберг Р.С. «…все равно очень трудно предпринимателю найти свою нишу в нашем индустриальном ландшафте, который переполнен импортом. Но я всегда говорю о том, что малый бизнес у нас в принципе не развит. Его нет, потому что нет большого бизнеса готовой продукции. Ведь на западе малый бизнес, как правило, обслуживает крупные корпорации, узлы и детали делает, конкурирует...» [3].
На решение этих проблем нацелена Стратегия-2020 модернизации социально-экономического развития страны, включающая такие ключевые вопросы, как переход к инновационному развитию экономики, осуществление структурной перестройки производства и сферы услуг, внедрение эффективных форм управления, создание комфортных условий жизни российских граждан, улучшение инвестиционного климата, укрепление национальной безопасности.
Вместе с этим, по авторитетному замечанию проф. В.А. Мау «Нас ждет период турбулентности и неустойчивости, период перестройки мировой конфигурации валют. Такое случается раз в 40–50 лет. Это достаточно тяжелый период, но мир выходит из него сильно обновленным и динамичным» [2]. Очевидно – риски имеют тенденцию перманентного роста!
Так что же показывает проведенный анализ? Политика открытых дверей делает российский рынок общедоступным, обусловливает мирохозяйственное давление вызовов и угроз глобальных конкурентов и, возможно, даже инновационным институтам Таможенного союза и ЕврАзЭс не удастся целиком элиминировать экспансию конкурентов. Поэтому отечественным предпринимателям в практической деятельности необходимо знать, понимать и обладать навыками демпфирования этих вызовов и угроз.
Как правильно организовать оценку деятельности бизнеса?
Есть одно важнейшее условие успеха названной деятельности – необходимость правильно организовать оценку деятельности бизнеса. Это чрезвычайно важно, так как стимулирует процесс обучения, поиск решений, и предприниматели обычно активно включаются в эту работу. В имеющейся практике нами отработаны и пользуются спросом у топ-менеджеров три главные рекомендации.
Первая рекомендация: оценку финансовых результатов деятельности компании, по мнению авторов, нужно проводить по современной системе показателей:
− оценка прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности;
− оценки деловой активности;
− оценки ликвидности и рыночной устойчивости;
− абсолютные показатели.
Вторая рекомендация: это подготовка к определению «цены репутации» компании или гудвилл – некоторая стоимостная категория, добавляемая к стоимости компании (активы компании, не поддающиеся стоимостному измерению: например, степень влияния связей с партнерами, компетентность сотрудников, репутация на рынке, новые знания, маркетинговые возможности, торговая марка, интеллектуальная собственность, управленческий потенциал и др.). Большая работа по созданию имиджа компании, создание управленческих технологий, опыт и умения руководящего персонала, знания и квалификация работающих, обеспечивающих высокие стандарты качества продукции (услуг) позволяют убедительно показать, что соотношение цены нематериальных активов к цене материальных активов должно быть не менее двух. Это уже заставляет задуматься.
Третья рекомендация требует небольшого пояснения. Как подойти к обоснованию системы измерения, оценки и контроля предпринимательской активности? Каких же результатов следует добиваться успешной компании? Ответ – создание постоянно действующей системы контроля. А это многокритериальная проблема. Важная задача предпринимателя состоит в том, чтобы определить:
− каковы приоритеты или относительные веса каждого из указанных критериев результативности;
− как придать рабочий вид каждому критерию;
− как увязать систему измерения с улучшением положения дел в компании.
Заключение
По нашему мнению, совпадающему с точкой зрения В.А. Мау, успешное развитие предпринимательства будет обусловливаться тем, что «… технологическая база современного общества требует институциональной гибкости, большего индивидуализма. В этом состоит принципиальное отличие современной ситуации от задач индустриального рывка первой половины ХХ века...» [2].
[1] Эвфеми́зм (от греч. «благоречие») – нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными, слов и выражений. – Прим. ред.
Источники:
2. Мау В.А. Какой путь выберет новое правительство? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/russia/interview.
3. Гринберг Р.С. Малый бизнес – костяк гражданского общества // Комсомольская правда. – 2011. − 15.12.
4. Кругман Пол [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/06/02/2012/636381.shtml.
5. Стиглиц Джозеф [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.mail.ru/economics.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:14:51