Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (34), Октябрь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Окончание. Начало в № 8/2002).
В большинстве стран снижение ставок налога на прибыль распространяется как на малое, так и на среднее предпринимательство. Обычно эта мера открыто не подкрепляется налоговой льготой, а используется как элемент налоговой политики. Так, в США на федеральном уровне для мелких и средних предприятий используются пониженные ставки (соответственно 15 и 25%). В Великобритании при основной ставке в 35% установлена специальная пониженная ставка корпоративного налога на малое предпринимательство в 25%. В Канаде еще более льготные требования.
Ключевые слова: поддержка малого предпринимательства, поддержка малого бизнеса
В большинстве стран снижение ставок налога на прибыль распространяется как на малое, так и на среднее предпринимательство. Обычно эта мера открыто не подкрепляется налоговой льготой, а используется как элемент налоговой политики. Так, в США на федеральном уровне для мелких и средних предприятий используются пониженные ставки (соответственно 15 и 25%). В Великобритании при основной ставке в 35% установлена специальная пониженная ставка корпоративного налога на малое предпринимательство в 25%. В Канаде еще более льготные требования.
Отсрочка оплаты налогов на длительный период в условиях роста цен практически равнозначна полному или частичному освобождению от налога. В Италии в отдельных регионах с апреля 1986 года созданные фирмы освобождаются от корпоративного и местного налога на 10 лет. В Бельгии стимулирования малых венчурных фирм, создающих высокие технологии, поддерживается освобождением от налога также на 10 лет. Во Франции с октября 1988 года вновь созданные фирмы в первые два года полностью освобождаются от корпоративного налога, а в последующие три года они платят 75%, 50% и 25% от его величины.
Поддержка малого предпринимательства позволяет обеспечивать выполнение государственной политики, заключающейся в планировании предпринимательской деятельности, которое помогает обеспечивать:
‑ поддержку высокого уровня занятости населения, а вместе с этим общей социальной стабильности и роста благосостояния населения,
‑ поддержку нововведений путем финансирования инновационной продукции,
‑ стимулирование инвестиционных процессов.
Сегодня в развитых странах стимулирование предпринимательства базируется на существующем законодательстве и контроле соответствующими институтами власти исполнение целенаправленных федеральных программ. В настоящее время наиболее распространены следующие формы государственной поддержки предпринимательства:
‑ интересы малого бизнеса представлены и защищены в федеральных экономических и социальных программах;
‑ законодательно определяются и устанавливаются к исполнению перспективные программы развития малого предпринимательства.
Например, в Японии, планирующая роль правительства определена в законах об основной политике по отношению к малому бизнесу, его развитию и диверсификации. В Англии законодательными органами приняты программа “гарантированного проекта” (относится к области банковского кредитования) и постановления, предусматривающие комплекс мероприятий по налоговой поддержке малого бизнеса.
В Соединенных Штатах Америки малый бизнес органично вписан в институты власти посредством отдельных комитетов Конгресса, администрации по делам малого бизнеса, его представители входят в состав региональных ассоциаций.
Целенаправленный интерес государство проявляет к малым предприятиям, проводящим научно-производственную деятельность. В середине семидесятых годов важнейшей задачей государственной поддержки малого предпринимательства стала проблема создания новейших технологий, требующих больших финансовых вложений. Малые предприятия самостоятельно такие вложения осуществлять не в состоянии, а современные технологии для них сегодня не менее важны, чем развитие отдельных отраслей и рынков. Поэтому в осуществлении федеральных программ по увеличению технологического потенциала малых организаций все более проявляются следующие тенденции:
‑ возросли возможности в организационном и финансовом участии органов власти в разработке и осуществлении научно-технических программ малого и среднего бизнеса;
‑ углубилось взаимодействие государственных, частных и общественных организаций в осуществлении намеченных задач,
‑ получили развитие программы производственно-технологического обучения работников малых и средних организаций;
‑ значительное место в работе с малыми и средними организациями государство стало уделять системе региональных центров по развитию и распространению научно-технических достижений, а также консультированию по освоению новой техники.
В Соединенных Штатах Америки стимулирование малого предпринимательства реализуется через Национальный научный фонд, созданный в 1973 году, осуществляющий программу научно-исследовательского развития малых инновационных фирм. Фирма, прошедшая конкурс, для проведения начальных исследований получает на полгода 50 тыс. долларов. После их успешного завершения она получает субсидию уже в 500 тыс. долларов. Вместе с этим названный выше фонд помогает сотрудничать малому и крупному бизнесу вместе, то есть помогает получать субсидии от крупных компаний.
По сравнению с США в Японии еще более пристально относятся к реализации новых научных разработок, расходы на НИОКР в Японии в 2,5 раза выше. Важной особенностью национальной политики Японии является создание финансовых стимулов для малых фирм, находящихся на этапах научно-технического поиска.
Франция для внедрения изобретений создала национальное агентство, которое компенсирует около35% расходов малых предприятий на внедрение новой техники и около 50% затрат на освоение новых технологий и продуктов.
В Швеции более строгая система поощрений. Только в случае положительных научно-исследовательских результатов данные малому предприятию кредиты возвращаются. В Дании действует беспроцентная ссуда сроком на три года, покрывающая 50-75% затрат предприятий на проводимые исследования.
За рубежом значительнее распространено наличие малых инновационных (венчурных) фирм. В плане финансирования таких предприятий этот процесс осложняется определенными обстоятельствами в отличие от финансирования крупных структур, а именно:
‑ закладываемые в проекты идеи связаны с большим риском, так как не имеют ни технической, ни коммерческой апробации;
‑ наиболее продвинутые венчурные компании дают отдачу (прибыль) с большим временным периодом;
‑ начальный размер инвестиций существенно выше, чем у обычного малого предприятия.
Несмотря на выше сказанное США и страны Европейского Союза постепенно преодолевают указанные барьеры за счет развития технологической среды, способной создавать новые идеи и предложения, расширения конкурентной среды внедрения этих инноваций, а также благодаря формированию благополучных налоговых и законодательных условий, обеспечивающих прибыльность и безопасность инновационных вложений.
Большое значение зарубежные страны придают стимулированию работы малых и средних предприятий в области внешнеэкономической деятельности. В этом направлении работают программы, предусматривающие следующее:
‑ наличие налоговых и финансовых льгот для организаций, отправляющих продукцию на экспорт;
‑ наличие информационной структуры и самой информации о конъюнктуре рынков, сбыте товаров и услуг;
‑ наличие гарантий малым предприятиям, ведущим внешнеэкономическую деятельность;
‑ проведение периодических консультаций по вопросам экспортных операций;
‑ кредитование экспорта малым организациям;
‑ стимулирование инновационной деятельности в создании продукции для экспорта;
‑ страхование экспортных операций;
‑ подготовка кадров в сфере внешнеэкономической деятельности.
Стимулирование экспорта малых предприятий имеет свои особенности, включая дополнительные меры поддержки и адресность поощрения, предназначенную только малым предприятиям. В отличие от форм кредитования малого бизнеса субсидирование применяется реже.
В бюджетах США, Англии, Франции, Италии и других стран ежегодно предусматриваются средства на кредитование экспорта. Наряду с государственным кредитованием серьезную поддержку малому предпринимательству оказывает система государственного страхования экспортных кредитов. Так как частные страхователи считают малые предприятия как источники повышенного риска, создаются страховые фонды на государственном и региональном уровнях.
Предприниматели разных стран объединяются в различные юридические и общественные структуры для поддержки собственных позиций и стимулирования дальнейшей работы. Например, существует Круглый стол КО (CAUX Round Table) с 1986 года, придающий особое значение развитию добрососедства, взаимопонимания и сотрудничества, корпоративной ответственности за экономическую и социальную стабильность. Он разработал и принял Декларацию “Принципы международного бизнеса” для выработки мирового стандарта в части поведения организаций в сфере бизнеса.
С 1997 года работает Европейский деловой конгресс для содействия экономическому сотрудничеству в регионе ОБСЕ по защите прав и интересов его членов и оказания помощи фирмам в повышении эффективности их деятельности. Существует большое количество союзов предпринимателей, целью которых, в том числе являются вопросы стандартизации продукции, организации консультационных служб, подготовки кадров, ведения отраслевой статистики и другое. Союзы предпринимателей представляют правительству свои предложения по проведению выгодной для фирм налоговой политики, предоставление фирмам-экспортерам экспортных и других субсидий, защита рынка от иностранной продукции посредством высоких пошлин, предоставление гарантий экспортных кредитов и т.д.
Как метод взаимодействия предпринимательских и властных структур существуют группы лоббирования, которые предполагают оказание влияния на принятие подготовленных решений государственных органов.
Считается, что предпринимательские союзы Англии связаны с государственной властью более тесно и представлены в парламенте значительнее, чем американские союзы в Конгрессе США.
Выше названные группы лоббирования выполняют весьма широкий диапазон функций:
‑ экономические, отражающие интересы предпринимателей, касающиеся конкретных законов, выделения кредитов, субсидий и дотаций, с выдачей квот и лицензий;
‑ регулирующие, предполагающие направления в соответствующие органы различных требований, планов, программ, проектов;
‑ оказание поддержки предпринимателям по защите от обвинений в коррупции, бюрократизма, составление политэкономических прогнозов развития хозяйственной конъюнктуры, содействие в поиске партнеров и других вопросах предпринимательства.
В государственной политике зарубежных стран развитие малого предпринимательства давно и прочно занимает ключевое, перспективное место в развитии каждого государства. Это видно из разнообразия предоставления возможностей малым предприятиям в каждой отдельно взятой стране, а также по вопросам поддержки и стимулирования развития малого бизнеса. Трудно передать все многообразие вариантов продвижения малого бизнеса, его формирование в разных отраслях экономики и развитие во взаимоотношении с другими разного рода организациями. Ясно одно, что малый бизнес является платформой развития каждой страны, так как вбирает основную массу населения в реализацию экономико-социальных программ развития государства.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 20:33:39