Организационно-экономические предпосылки повышения эффективности стратегического планирования в промышленном секторе региона

Морозов Д.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (205), Апрель 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Морозов Д.А. Организационно-экономические предпосылки повышения эффективности стратегического планирования в промышленном секторе региона // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 7. – С. 156-160.

Аннотация:
В России на различных уровнях хозяйственной деятельности уже сформировались определенные подходы к стратегическому планированию. Однако практика хозяйственной деятельности промышленного сектора экономики на региональном уровне указывает на наличие организационно-экономических предпосылок повышения эффективности стратегического планирования.

Ключевые слова: промышленные предприятия, конкурентоспособность, стратегическое планирование, экономика региона, кластерный подход, саморегулирование



Модернизация промышленного производства в России относится к числу наиболее актуальных проблем стратегического планирования. В рыночных условиях формирование стратегии хозяйственной деятельности промышленного сектора экономики региона имеет свою теоретико-методологическую основу и нацелено на повышение конкурентоспособности в рамках следующих видов стратегического планирования:

1) стратегическое планирование на предприятиях;

2) отраслевое стратегическое планирование;

3) стратегическое планирование для хозяйственных комплексов – территориально-производственных комплексов и кластеров;

4) региональное стратегическое планирование.

Проведенный нами анализ исследований в промышленных отраслях и комплексах Пермского края показывает, что наибольшее развитие имеют теоретико-методологические основы и практика стратегического планирования на предприятиях.

Определенное развитие имеет региональное стратегическое планирование (региональное стратегирование), что объясняется нормативно обусловленной необходимостью разработки документов территориального планирования в соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ [1].

Промышленные предприятия Пермского края

Отраслевое стратегическое планирование получило новый импульс в связи с введением института саморегулирования, поскольку саморегулируемые организации на общероссийском и региональном уровнях создаются по отраслевому признаку. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» [2] может служить основой для формирования механизмов стратегического планирования территориально-производственных комплексов и кластеров, объединенных в саморегулируемые организации на рынках производимых товаров (работ, услуг).

Очевидно, что разработка стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности не может осуществляться без видения стратегии развития соответствующих отраслей и комплексов и повышения их конкурентоспособности.

Практической основой для стратегического планирования хозяйственной деятельности в Пермском крае служит исторически сложившаяся совокупность предприятий промышленного сектора экономики региона (см. табл. 1).

Таблица 1

Количество действующих организаций по видам экономической деятельности (единиц)

Image 1

По данным статистики, в Пермском крае на начало 2011 года насчитывалось 3896 предприятий промышленности (1,4% от общего числа предприятий промышленности России). Распределение предприятий по видам экономической деятельности указывает укрупненно на их отраслевую принадлежность: 4,3% от общего числа предприятий промышленности Пермского края – добыча полезных ископаемых, 75,7% – обрабатывающие производства, 20,0% – производство и распределение электроэнергии, газа и воды [5].

В обороте предприятий и организаций с основным видом экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» практически весь объем занимают предприятия по добыче топливно-энергетических ресурсов (97,9%). Наибольший удельный вес в обороте предприятий и организаций обрабатывающих производств приходится на предприятия по производству кокса и нефтепродуктов (31,9%).

Стратегическое планирование социально-экономического развития региона

Схемой территориального планирования Пермского края выделены следующие типы кластеров [4]:

− топливно-энергетический;

− горно-химический;

− лесопромышленный;

− строительный;

− агропромышленный.

Разработчики Схемы применяют кластерный подход с оговоркой, что в Пермском крае кластеры пока не сформировались, тем не менее, этот термин используется с ориентиром на будущее. Кластерный подход не использован в отношении металлургии и машиностроения – развитие металлургии и машиностроения должно быть рассмотрено в отдельной целевой программе развития.

Принятый в 2010 году Закон Пермского края «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края» [3] устанавливает применение четырех инструментов стратегического планирования:

− прогноз социально-экономического развития;

− стратегия социально-экономического развития;

− программа социально-экономического развития;

− долгосрочная целевая программа.

Все четыре инструмента взаимоувязывают стратегическое планирование хозяйственной деятельности предприятий промышленного сектора экономики региона. Согласно указанному закону, прогноз социально-экономического развития Пермского края осуществляется в целом по региону, по видам экономической деятельности, по муниципальным образованиям региона. Прогнозы социально-экономического развития Пермского края разрабатываются исходя из комплексного анализа состояния ресурсного и экономического потенциала края, перспектив изменения сложившейся социально-экономической ситуации с учетом стратегических целей и задач государственной политики Российской Федерации и Пермского края в экономике и социальной сфере.

Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать:

а) характеристику социально-экономического положения в регионе, анализ тенденций и проблем в экономике и социальной сфере;

б) оценку конкурентных преимуществ и потенциала региона, в том числе природных ресурсов, трудового, производственного, научного и финансового потенциалов;

в) систему стратегических целей, приоритетных направлений и ценностей в сфере социально-экономического развития региона.

Конкурентоспособность региона

Одним из ключевых аспектов стратегического планирования хозяйственной деятельности предприятий промышленного сектора экономики и региона в целом является оценка их конкурентоспособности. Один из стратегических ориентиров, достаточно полно отражающий конкурентоспособность – инвестиционная привлекательность. Он наглядно иллюстрируется динамикой инвестиций и инвестиционным рейтингом региона. В табл. 2 представлены динамика инвестиций и инвестиционный рейтинг Пермского края, опубликованные в Ежегодном отчете губернатора Пермского края о результатах деятельности Правительства Пермского края за 2005–2010 гг.

Таблица 2

Динамика инвестиций и инвестиционный рейтинг Пермского края

Image 2

Снижение объема инвестиций за последние три года указывает на негативную ситуацию в мировой экономике, обусловленную глобальным экономическим кризисом, но с другой стороны, свидетельствует о снижении конкурентоспособности региона и его промышленного сектора экономики в целом. Теория и практика мировой экономики говорят о возможности роста инвестиций даже в условиях кризиса, и это указывает на необходимость совершенствования стратегического планирования, в том числе в части решения задач повышения конкурентоспособности.

Об эффективности стратегического планирования говорит структура доходов бюджета субъекта федерации, которая в Пермском крае демонстрирует сильную зависимость от цен на международных сырьевых рынках. В предкризисный 2008 год налог на прибыль составлял более половины собственных доходов бюджета. При этом удельный вес предприятий нефтяной и химической отраслей в налоге на прибыль составлял 66%. Поэтому в период кризиса, когда началось падение цен на мировых рынках, бюджет Пермского края пострадал сильнее многих других регионов – доходы снизились на 40%. Кризис показал, что стратегическая задача модернизации экономики края, и как следствие, повышения доли несырьевых секторов экономики в доходах бюджета по-прежнему стоит достаточно остро, что характерно и для других регионов, и экономики России в целом.

Заключение

Особенности формирования стратегии хозяйственной деятельности и результаты ее реализации промышленными предприятиями и регионом в целом указывают на наличие на данном этапе организационно-экономических предпосылок повышения эффективности стратегического планирования промышленного сектора экономики региона и формирования институциональных условий развития конкурентоспособности промышленных отраслей и комплексов в его внутреннем и внешнем экономическом пространстве.


Источники:

1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004. № 190-ФЗ (ред. от 06.12.2011).
2. Федеральный закон от 01.12.2007. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 03.12.2011).
3. Закон Пермского края от 02.04.2010. № 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края».
4. Постановление Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п «О Схеме территориального планирования Пермского края».
5. Промышленность России. 2010: Стат. сборник. – М.: Росстат, 2010.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:09:17