Региональное развитие и модель позиционирования территорий

Гайзатуллин Р.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2 (200), Январь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Как происходит развитие региона? Группы регионов? Автор объясняет это через закономерности диффузионного распространения нововведений как источника регионального роста с предприятием-ядром в центре структуры и предприятиями сферы услуг в окружении. В статье предложена модель позиционирования территории (отрасли, отдельных предприятий), а также процедура группировки регионов по уровню экономического развития. На ее основе все регионы разделены на четыре основные группы с градацией по уровню экономического развития, и для каждой из групп определен комплекс мер государственной политики.

Ключевые слова: государственная политика, Республика Татарстан, развитие территорий, научно-образовательные центры, диффузионное распространение нововведений, импульсы роста, модель позиционирования территории



Взаимодействие возрастающего эффекта масштаба в условиях несовершенной конкуренции, динамики транспортных издержек и уровня мобильности ресурсов группы субъектов хозяйствования обеспечивают формирование точек роста, дающих начало зонам опережающего развития, которые, в свою очередь, при наличии эффективной институциональной среды могут послужить площадкой для реализации кластерных инициатив.

Центры роста проходят четыре стадии развития:

1) наличие большого числа локальных ядер, мало влияющих на окружающие их территории;

2) появление одного наиболее мощного ядра как полюса роста, влияющего на обширную периферию;

3) образование полицентрической структуры полюсов роста;

4) слияние ядер в урбанистическую полиареальную структуру с мощной периферией.

Развитие периферийных территорий (вне пределов и осей развития) осуществляется вследствие диффузии нововведений, которые первоначально обусловливают существенные различия между источниками распространения нововведений и периферийными образованиями, затем по мере образования быстро развивающихся центров в отдаленных районах способствуют сокращению указанных различий, на стадии конденсации ведут к выравниванию темпов развития, на стадии насыщения – к медленному асимптотическому подъему до высшей точки. Подтверждением действия закономерностей диффузионного распространения нововведений как источника регионального роста является социально-экономическое развитие Республики Татарстан, где во второй половине XX в. после открытия месторождений нефти получили развитие нефтяная и нефтехимическая отрасли промышленности, было положено начало промышленному району и городской агломерации на юго-востоке республики. На современном этапе развития в качестве точек роста и фактора агломерации производственной деятельности территории выступают технопарки, создающиеся при участии государства и предпринимательского сообщества (ОАО «Инновационно-производственный технопарк «Идея»»; индустриальная площадка КИП «Мастер»; парк высоких технологий (IT-парк) и технополис «Химград»), особые экономические зоны (ОАО «Открытая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга»).

Предприятие – ядро района и его воздействие на сервисные предприятия

При наличии значительного числа теорий, раскрывающих причины возникновения точек роста, следует признать, что они не раскрывают механизм диффузии нововведений вне осей развития экономического пространства. Организационно-экономический механизм передачи импульсов роста включает предприятие-ядро и предприятия сферы услуг, расположение которых в промышленном районе обусловливает сокращение их непроизводительных затрат. К числу последних относятся аффилированные кредитные, страховые организации, аутсорсинговые компании, которые осуществляют профессиональные услуги в сфере бизнес-планирования, маркетинговых исследований, оценки имущества и всего комплекса консалтинговых услуг, технопарки и технополисы. В этом случае предприятие-ядро получает возможность контроля деятельности, реализуемой предприятиями сферы услуг посредством сетевого взаимодействия (через переплетенный директорат и иные механизмы). При этом промышленное предприятие (ядро района) формирует следующие прямые организационные воздействия на сервисные предприятия, которые участвуют в реализации жизненного цикла инноваций:

− инвестиционное воздействие, в рамках которого сервисному предприятию предоставляются в полную собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление материальные, финансовые ресурсы в форме прямых или портфельных инвестиций, что используется последними для осуществления, финансирования или кредитования деятельности в сфере НИОКР;

− информационное воздействие, в рамках которого сервисное предприятие получает дополнительный ресурс в форме результатов интеллектуальной деятельности, консультационных услуг, а также в виде рыночной и иной релевантной информации в рамках гражданско-правовых договоров (договор коммерческой концессии, договор лицензирования и др.), необходимой для сервисной деятельности;

− ресурсное воздействие, в рамках которого сервисное предприятие получает на льготных условиях (аренда) коммуникационные сети и помещения для осуществления основной деятельности.

Модель позиционирования территории

Предприятие-ядро промышленного района, осуществляющее такие воздействия, получает возможность влиять на проводимую сервисным предприятием стратегию и тактику в рамках сложившейся модульной структуры. Обратными связями выступают предоставление ядру промышленного района результатов НИОКР, информации в формате обратной связи с ядром при осуществлении последним управляющих воздействий, кредитных, банковских, страховых, консалтинговых услуг. Сформированная таким образом модульная организация промышленного района позволяет использовать преимущества специализированных субъектов хозяйствования и способствует кумулятивному региональному росту.

Позиционирование отраслей промышленности территории и самой территории, по сравнению с другими, осуществляется с целью определения основных конкурентных преимуществ территории и ее промышленного сектора. Территорию и промышленные отрасли целесообразно позиционировать по различным критериям, которые выбираются в зависимости от наиболее значимых проблем и важнейших стратегических приоритетов. Позиционирование осуществляется относительно эталонных значений, либо относительно различных участников исследуемых групп (территорий, отраслей, хозяйствующих субъектов и т.д.). Например, для оценки эффективности проводимой на территории промышленной и инвестиционной политики можно осуществить позиционирование территории по критериям инвестиционной активности и производительности, которые представляют собой стандартизированные показатели инвестиций и произведенной промышленной продукции в расчете на душу населения. За эталонные значения могут быть приняты среднерегиональные показатели. Модель «инвестиционная активность – производительность» представляет собой своеобразное отображение позиций конкретной территории в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями (Х,Y), одна из которых (ось Х) используется для измерения критерия производительности (определяются значения от 0 до +оо), а другая (ось Y) – для измерения критерия производительности (определяются значения от 0 до +оо) Любую территорию можно поместить в данную модель позиционирования. В ней выделяются четыре группы территорий, соответствующие различному уровню эффективности развития промышленности с точки зрения стратегических целей, финансовой активности и возможностей. Выбранное соотношение критериев применимо и для отраслевого позиционирования.

Группировка регионов по уровню экономического развития

К хозяйствующим субъектам территории и отраслям промышленности данный принцип позиционирования наиболее целесообразно применять с точки зрения оценки эффективности их деятельности, определяемой по его вкладу в развитие территории [1].

При построении данной модели используется два критерия:

1) эффективности деятельности хозяйствующих субъектов (отрасли) территории;

2) доля хозяйствующего субъекта (отрасли) в общем объеме производимой продукции на территории.

По отраслям эти параметры рассчитываются на основе суммарных показателей хозяйствующих субъектов. Модель «эффективность субъекта – доля в объеме продукции» представляет собой своеобразное отображение позиций конкретного хозяйствующего субъекта (отрасли) в стратегическом пространстве, определяемом двумя координатными осями (Х,Y), одна из которых (ось Х) используется для измерения критерия эффективности деятельности хозяйствующего субъекта (определяются значения от +оо до –оо), а другая (ось Y) – для измерения доли хозяйствующего субъекта в общем объеме производимой продукции на территории (определяются значения от 0 до +оо).

Дифференциация регионального экономического пространства выступает источником экономического роста. В то же время чрезмерная поляризация может привести к быстрому исчерпанию его потенциала, что предусматривает необходимость мер активного государственного регулирования, содержание которых зависит от конфигурации пространственной организации.

Процедура группировки регионов по уровню экономического развития предполагает ряд последовательных шагов:

– расчет отклонения среднеарифметических значений среднедушевого скорректированного произведенного и используемого ВРП от среднероссийского уровня, а также отклонения сальдо произведенного и используемого ВРП от среднероссийского;

– распределение регионов по группам с равными 50%-ными интервалами отклонений от среднероссийского уровня;

– отбор проблемных регионов и собственно группировка регионов.

В случае попадания региона в группу с интервалом отклонений свыше 50%, но с отрицательным или нулевым значением отклонений произведенного и используемого ВРП, он включается в разряд проблемных.

После этого экспертно выделяются 4 группы регионов:

1) высокоразвитые – более 150%;

2) развитые – 100−150%;

3) менее развитые − 50−100%;

4) проблемные – 0−50%.

Четыре уровня развития регионов – четыре вида государственной политики

В отношении регионов первой группы (в Приволжском федеральном округе такие регионы отсутствуют) (отклонения мезоэкономических показателей составляют более 150%), экономическое развитие которых наряду с другими факторами обусловлено активным функционированием промышленных районов как источников распространения синергетических инноваций, политика государственного регулирования должна включать меры по созданию за счет накопления части положительного сальдо регионального бюджета инвестиционного фонда для будущей диверсификации региональной экономики. Структурные преобразования в экономике смогут предупредить искажение регионального экономического пространства в части преодоления фазы упадка жизненного цикла зон опережающего развития, пролонгации мультипликационного эффекта инноваций и переходу к мультифрактальной модели их распространения.

В отношении регионов второй группы (в Приволжском федеральном округе к ней относятся (в порядке убывания): Республика Татарстан, Пермский край, Самарская и Оренбургская области, Республика Башкортостан, Нижегородская область) (отклонения мезоэкономических показателей составляют 100−150%), на территории которых расположен один или несколько промышленных районов, находящихся на стадиях формирования, товарной или производственной адаптации, государственная политика должна быть направлена:

– на реструктуризацию экономического пространства на основе стимулирования инновационной деятельности субъектов хозяйствования в рамках реализации региональных отраслевых и целевых комплексных программ (например, Республиканская программа развития инновационной деятельности в РТ на 2004−2010 гг.; Программа развития нефтегазохимического комплекса РТ на 2010−2014 гг. и др.);

– совершенствование первичного распределения доходов между федеральным центром и регионами в части налоговых и рентных поступлений с территории;

– развитие системы раздела продукции;

– создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

– развитие институциональной среды, обеспечивающей эффективность трансакционных взаимодействий между субъектами промышленных районов.

В этой связи особое значение приобретают научно-образовательные центры, которые генерируют инновации и стимулируют их распространение в рамках экономического пространства региона и округа. В Приволжском федеральном округе роль подобного центра выполняют Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казанский национальный исследовательский технический университет, Казанский национальный исследовательский технологический университет, обладающие значительным кадровым, научным, материально-техническим и инновационным потенциалами.

В отношении регионов третьей группы (в Приволжском федеральном округе к ним относятся: Удмуртская Республика, Саратовская область, Чувашская Республика, Ульяновская область Республика Мордовия (отклонения мезоэкономических показателей составляют 50−100%)), где промышленные районы находятся на стадии упадка, целесообразно использовать меры активного воздействия на ускорение реструктуризации ресурсного потенциала субъектов хозяйствования путем финансовой поддержки в форме государственных гарантий на реализацию новых инвестиционных проектов, разрабатывать проекты, основанные на принципах государственно-частного партнерства (концессинные соглашения, государственные контракты, финансовая аренда (лизинг), соглашения о разделе продукции и др.), проводить активную политику на рынке труда, направленную на сокращение структурной безработицы.

В отношении регионов четвертой группы проблемных регионов (отклонения мезоэкономических показателей составляют 0−50%) (в Приволжском федеральном округе к ним относятся: Кировская, Пензенская области, Республика Марий Эл), на территории которых промышленные районы отсутствуют, необходимо активное вмешательство государства, которое должно быть направлено на снижение уровня поляризации экономического пространства. Меры государственного воздействия могут предусматривать увеличение бюджетного финансирования на развитие производственной и социальной инфраструктуры, прямые и портфельные инвестиции в уставный капитал существующих и вновь создаваемых предприятий, создание благоприятной институциональной среды для развития малого и среднего бизнеса, оказание текущей финансовой помощи из федерального бюджета для выравнивания бюджетной обеспеченности и компенсации затрат в рамках проводимой на уровне Федерации реформ в отдельных отраслях социальной сферы.

Заключение

Представленные результаты подтверждают экономическую целесообразность реализации предложенных мер и механизмов управления промышленными районами как ключевыми факторами реструктуризации экономического пространства региона.

[1] Методика, предложенная авторами.


Источники:

1. Гранберг А.Г. Отечественная школа региональных экономических исследований // В кн. Российские экономические школы. Под ред. Ю.В. Яковца. − М.: МФК, 2003. − Глава 5.
2. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты, механизмы реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. − М.: Наука, 2004.

Страница обновлена: 05.09.2024 в 13:32:20