Implementation of Federal and Regional Programs for Agriculture in the Kaliningrad Region

Zhanna Pavlova

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 12-2 / December, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The paper is devoted to federal and regional programs for supporting the agricultural sector. Their effectiveness is estimated in a discussion of the case of Kaliningrad Region. The causes of the poor condition of the sector are revealed, and the main opportunities for its progress are identified.

Keywords: state support, agricultural sector, Kaliningrad Region, federal and regional programs, ways of development



Государственное регулирование аграрного сектора является необходимым условием функционирования экономики страны. На региональном уровне особенно остро осознается необходимость поддержки сельского хозяйства, и одновременно именно здесь имеются возможности для конструктивного решения данной проблемы. Это определяется как финансовыми возможностями регионов, так и позицией региональных властей.

Федеральные и областные целевые программы

Содействие развитию агропромышленного комплекса – одно из приоритетных направлений экономики Калининградской области [4].

Министерством сельского хозяйства и рыболовства Калининградской области курируются следующие реализуемые в области целевые программы.

Федеральные целевые программы:

– Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446;

– Федеральная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2012 года»;

– Объекты по мелиоративным мероприятиям федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2014 года, по которым главным распорядителем средств федерального бюджета выступает Минсельхоз России.

Областные целевые программы:

– «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007–2016 годы»;

– «Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Калининградской области на 2006–2010 годы»;

– «Социальное развитие села Калининградской области на 2007–2012 годы»;

– «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Калининградской области на 2007–2012 годы» [1].

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы разработана в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства». Она была разработана в связи с замедлением экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствием условий для альтернативной занятости на селе, а исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села.

Развитие АПК Калининградской области

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

– низкие темпы технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

– неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных производителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;

– финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

– дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства на основе повышения его конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики страны.

Значительную положительную роль в развитии АПК Калининградской области сыграл приоритетный национальный проект «Развитие АПК», реализованный в 2006–2007 годах в Калининградской области. В результате системной работы Министерства и появившихся возможностей, предоставленных ПНП «Развитие АПК», в регионе был дан толчок развитию целого ряда предприятий. За два года в проекте приняли участие 16 сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).

С целью дальнейшего развития агропромышленного комплекса в Калининградской области были разработаны и реализованы, кроме федеральных проектов и программ, региональные целевые программы (РЦП). Реализация указанных программ формирует факторы роста показателей развития сельского хозяйства в АПК области.

Областная целевая программа «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007–2016 годы» соответствует Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 годы (далее – Госпрограмма).

Эта программа является комплексной, в нее составными блоками в рамках ключевых секторов развития АПК входят региональные целевые программы Калининградской области. [2]

Объем финансирования программы «Основные направления развития агропромышленного комплекса Калининградской области на 2007–2016 годы» составляет 59913,17 млн руб.

Главные направления развития аграрной политики Калининградской области

Таким образом, главными направлениями в реализации аграрной политики Правительства Калининградской области на текущий и последующие годы намечены следующие:

– поддержка отрасли растениеводства через техническое перевооружение отрасли, развитие семеноводства, внедрение новых высокоурожайных сортов, ресурсосберегающих технологий, привлечение инвестиций в хранение и переработку продукции растениеводства, расширение рынка зерна, изучение и внедрение новых культур, пользующихся спросом на внешнем и внутреннем рынках;

– поддержка отрасли животноводства, как наиболее экономически обоснованного направления, осуществляемая через реконструкцию животноводческих ферм, применение передовых современных технологий содержания и кормления животных, увеличение поголовья высоко-продуктивного скота;

– формирование рынка земли и обеспечение действенного контроля за оборотом земель сельскохозяйственного назначения, эффективностью ее использования, совершенствование земельных отношений;

– социальное развитие села и кадровое обеспечение сельскохозяйственного производства, через выделение денежных средств на строительство и приобретение жилья, водоснабжение и газификацию, закрепление специалистов на селе.

Однако анализ ситуации с выполнением региональных целевых программ показывает, что Правительство Калининградской области должно совершенствовать свою работу по поддержанию и развитию агропромышленного комплекса региона по следующим направлениям:

– последовательное выполнение программ и нормативных документов о порядке финансирования целевых программ;

– обеспечение проведения конкурсного отбора участников программ;

– субсидирование и предоставление финансовых ресурсов развивающимся хозяйствующим субъектам;

– обеспечение повышения уровня жизни на селе;

– четкое формулирование целевых показателей программ и контроль их исполнения;

– совершенствование технологий и инноваций в сфере АПК.

Кроме того, распределение бюджетных средств на поддержку сельскохозяйственного производства в регионах осуществляется в условиях отсутствия единой методологии, конкретных методик распределения и определения эффективности использования.

Вывод

Главный недостаток большинства программ – недооценка местного ресурса развития. Установление отношений между вертикально и горизонтально ориентированными экономико-политическими системами – необходимое условие реализации приоритетов национального экономического развития. Методологической основой реализуемых программ должна стать новая концепция региональной экономической политики, ориентированной на саморазвитие территорий [5].

При несоблюдении данных требований федеральные и региональные целевые программы неизбежно будут превращаться в дополнительный источник финансирования безнадежно убыточных производств или дополнительный источник доходов для хозяйств, которые и так имеют ряд преимуществ, связанных с их местоположением, лучшей кадровой и материально-технической базой и т.д.


Страница обновлена: 22.04.2025 в 00:39:40