Управление инвестиционным потенциалом устойчивого развития города с применением программно-целевого метода
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (196), Ноябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Мошкевич М.Л. Управление инвестиционным потенциалом устойчивого развития города с применением программно-целевого метода // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 11. – С. 170-174.
Аннотация:
В статье рассматривается возможность управления инвестиционным потенциалом устойчивого развития города на основе создания и реализации необходимых целевых программ. Автор высказывает мнение, что экономическая устойчивость города находится в тесной взаимосвязи с ростом его ресурсного, инновационного, инфраструктурного и потребительского потенциалов.
Ключевые слова: город, устойчивое развитие, инвестиционный потенциал, программно-целевой метод, целевая программа социально-экономического развития
Устойчивое развитие города можно определить как непрерывный процесс, при котором сохраняется общее направление развития городской территории. Такое развитие сопровождается ростом возможностей для удовлетворения потребностей и улучшения качества жизни населения при сохранении рациональной структуры организации производства и управления территорией.
Условием устойчивого развития города служит, прежде всего, является наличие и возможность эффективного использования различного рода ресурсов. Одним из основных видов являются финансовые ресурсы. В сложившейся ситуации ограниченного бюджетного финансирования городской территории, потенциальным источником поступления денежных средств становятся средства инвесторов. При этом ключевую роль при принятии решения об инвестировании играет информация, о состоянии инвестиционного климата муниципального образования.
В свою очередь характеристика инвестиционного климата невозможна без оценки инвестиционного потенциала территории. Именно эта величина характеризует в большей степени не столько текущую ситуацию, сколько показывает величину существующих «резервов», которые при определенном управляющем воздействии могут трансформироваться в наличные ресурсы, направляемые на достижение устойчивого развития города. Поэтому одной из характеристик устойчивого развития города может быть его инвестиционный потенциал.
В нашем исследовании город рассматривается как территория с имеющимся на ней потенциалом. В результате обработки статистических данных по г. Курску с использованием пакета STATISTICA и применения факторного анализа (метод главных компонент), нами было выяснено, что на величину инвестиционного потенциала города оказывают наибольшее влияние четыре фактора, характеризующиеся определенным набором статистических показателей.
Инвестиционный потенциал г. Курска
При определении величины инвестиционного потенциала города необходимо учитывать следующие составляющие:
1) ресурсный потенциал;
2) инновационный потенциал;
3) инфраструктурный потенциал;
4) потребительский потенциал.
В свою очередь ресурсный потенциал включает в себя природно-ресурсный, трудовой и финансово-экономический потенциал.
В результате нами были рассчитаны значения, как самого инвестиционного потенциала, так и его составляющих для г. Курска (см. табл. 1 ниже). При этом расчеты проводились на основе предварительно стандартизированных показателей, что позволило свести воедино значения показателей в различных единицах измерения.
Таблица 1
Расчетные значения инвестиционного потенциалаустойчивого развития г. Курска
Годы |
Инфраструктурныйпотенциал
|
Ресурсныйпотенциал
|
Инновационныйпотенциал
|
Потребительскийпотенциал
|
Инвестиционныйпотенциал
|
2005 | 0,9520 | 0,1448 | 0,9082 | 0,2934 | 0,4105 |
2006 | 0,9719 | 0,3941 | 0,9678 | 0,4989 | 0,5902 |
2007 | 1,0084 | 1,5349 | 0,9007 | 0,8370 | 1,2956 |
2008 | 0,9584 | 0,7515 | 0,9122 | 1,4975 | 0,8544 |
2009 | 1,1016 | 1,3950 | 1,2939 | 2,2451 | 1,3915 |
По нашему мнению, одним из основных путей управления инвестиционным потенциалом устойчивого развития города сегодня является программно-целевое управление. Этот метод получил активное распространение в городах России, в том числе и в г. Курске.
Одной из причин широкого распространения указанного метода служит то, что программно-целевой метод подразумевает не только организацию планирования, но и качественную экспертизу этого процесса, частью которой является определение воздействия программ на социально-экономическое развитие муниципального образования [2].
Программно-целевое управление – это управление, прежде всего, ориентированное на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитие какой-либо отрасли и в заранее установленные сроки. Основными принципами программно-целевого метода являются: ориентация на конечную цель, сквозное планирование объекта управления и непрерывность [2].
Процедуры проблемно-ориентированного управления
Программно-целевой метод необходимо рассматривать как систему следующих взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур проблемно-ориентированного управления.
1. Анализ и отбор наиболее важных, настоятельных, кризисных проблем функционирования и развития экономики, социальной сферы, экологии.
2. Формулирование системной совокупности структурированных, ранжированных по масштабности, значимости, главенству целей и целевых задач, достижение которых исчерпывает выявленную острую проблему.
3. Установление комплекса мер, действий, направленных на решение выделенной проблемы; координация, ориентация действий во времени, их взаимная увязка, привязка мероприятий к исполнителям на основе вариантного анализа и отбора предпочтительных вариантов.
4. Определение вида и количества трудовых, материальных, информационных, финансовых ресурсов, необходимых для осуществления программных мероприятий; источников приобретения, получения ресурсов; рационализация состава ресурсного обеспечения с позиций экономии ресурсов.
5. Создание и приведение в действие организационно-экономического механизма управления реализацией намеченных программных мер, контроля за их исполнением и обеспечением, регулирования и корректирования [2].
В течение 2006–2008 годов в городе Курске утверждались и реализовывались мероприятия муниципальных целевых программ. Начиная с 2009 года администрацией города утверждались и реализовывались мероприятия долгосрочных целевых программ.
Так, по состоянию на 1 января 2010 на территории Курска действовало 15 городских целевых программ, из них 8 – муниципальных, 7 – долгосрочных. По состоянию на 1 января 2011 г. действовало 17 программ, из них 2 – муниципальных, 15 – долгосрочных [4].
Основные направления развития города
В рамках комплексной программы социально-экономического развития города Курска на 2009–2013 годы основное внимание уделялось следующим направлениям:
1) развитию промышленного комплекса города Курска;
2) градостроительству. Инвестиционная политика;
3) жилищной политике;
4) городскому транспорту и связи;
5) развитию малого и среднего предпринимательства, потребительского рынка товаров и услуг;
6) здравоохранению, социальной защите населения;
7) образованию, молодежной политике, физической культуре и спорту;
8) культуре;
9) коммунальному хозяйству;
10) экологии природопользования;
11) охране общественного порядка и гражданской обороне;
12) демографии, занятости и уровню жизни населения;
13) наполняемости бюджета и оптимизации расходования бюджетных средств;
14) повышению эффективности управления муниципальным имуществом и использования земельных ресурсов;
15) совершенствованию работы органов местного самоуправления.
Используя прогнозные значения показателей социально-экономического развития города в результате реализации целевых программ по указанным направлениям, нами был сделан прогноз на 5 лет. Прогнозные значения потенциалов представлены в табл. 2 (см. ниже).
Таблица 2
Прогнозные значения инвестиционного потенциала устойчивого развития г. Курска
Годы |
Инфраструктурныйпотенциал
|
Ресурсныйпотенциал
|
Инновационныйпотенциал
|
Потребительскийпотенциал
|
Инвестиционныйпотенциал
|
2010 | 1,163 | 1,983 | 1,199 | 2,394 | 1,508 |
2011 | 1,271 | 2,459 | 1,279 | 2,906 | 1,687 |
2012 | 1,402 | 2,962 | 1,365 | 3,438 | 1,859 |
2013 | 1,556 | 3,490 | 1,456 | 3,987 | 2,025 |
2014 | 1,733 | 4,042 | 1,554 | 4,553 | 2,187 |
При рассмотрении представленных значений, становится ясно, что при условии успешной реализации мероприятий комплексной программы социально-экономического развития г. Курска наибольшими тепами будут расти ресурсный и потребительский потенциалы. Рост ресурсного потенциала во многом обусловлен ростом численности населения на фоне быстрого увеличения рождаемости и снижения смертности.
Так как потребительский потенциал неразрывно связан с ресурсным, и в частности с трудовым потенциалом, то вслед за ростом ресурсного потенциала наблюдается и повышенные темпы увеличения потребительского потенциала города.
Также заметно, что особого внимания потребуют инновационная и инфраструктурная сферы городского хозяйства. Поэтому в будущем необходимы целевые программы, направленные на улучшение положения в указанных областях. Увеличение значения инвестиционного потенциала устойчивого развития города возможно за счет роста инновационного и инфраструктурного потенциалов.
Заключение
Таким образом, увеличение экономической устойчивости города находится в тесной взаимосвязи с ростом ресурсного, инновационного, инфраструктурного и потребительского потенциалов. В ближайшей перспективе властям г. Курска следует обращать повышенное внимание на мероприятия, направленные на увеличение инфраструктурного и инновационного потенциалов.
Источники:
2. Прох В. Целевые программы как форма развития научно-производственного потенциала города // Проблемы теории и практики управления. − 2002. − № 6. – С. 68−73.
3. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: htpp://www.gks.ru/
4. Информационное агенство Kurskcity: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kurskcity.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:50:30