Классическая и «позиционная» концепции маркетинга
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (194), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье выявляется суть классической концепции маркетинга и концепции «позиционирования»; описаны критерии их применимости к конкретному рынку. Определены методы выбора между этими концепциями на основе доступных маркетинговых данных.
Ключевые слова: классическая концепция маркетинга, позиционирование, «позиционная» концепции маркетинга, Котлер, Дж. Траут, Э. Райс, сравнение
Одной из новейших концепций в маркетинге является концепция Траута-Райса [8–11]. К сожалению, сложившиеся представления о маркетинге не допускают каких-либо новшеств и изменений, противоречащих господствующей парадигме.
Существуют ли пути объединения классической концепции маркетинга и «позиционирования» Траута-Райса? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим суть обеих методик, границы и соотношение их применимости.
1. Классический маркетинг
Основные положения и идеи современного маркетинга [3–6] наиболее полно сформулированы Филиппом Котлером, американским маркетологом: он собрал и систематизировал большинство маркетинговых методов [4], предложенных до него. Система классического маркетинга предполагает: анализ потребностей потребителей, анализ рынка, выработку продукта в соответствии со стратегией фирмы и стадией жизненного цикла товара, внедрение и продвижение продукта.
Недостатки этого подхода связаны с двумя большими допущениями:
1) потребитель осознанно сравнивает товары;
2) потребитель знает, чего хочет.
Поскольку классический маркетинг складывался параллельно с эпохой массового производства, на нем отразились черты раннего индустриального общества, когда сравнительно немного простых товарных марок производилось «на поток».
Кроме того, индустриальное общество не было избаловано техническими новинками, открытия происходили в рамках уже имеющихся товаров: поэтому классический маркетинг не учитывает, что в постиндустриальном обществе открытия происходят быстрее, чем в них возникнет надобность – уже товар формирует покупателя, а не наоборот.
Классический маркетинг предполагает, что достаточно создать продукт с параметрами, превосходящими в чем-то существующие, и сообщить об этом целевой аудитории. Проблема в том, что доказать это «превосходство» логическими аргументами для многих субъективных характеристик невозможно, а обширная неквалифицированная аудитория не сможет их понять и учесть. Таким образом, классический маркетинг пригоден для квалифицированных покупателей и товаров с объективно сравнимыми характеристиками.
Можно утверждать, что классическая концепция маркетинга представляет собой рационально-механистическую модель функционирования рынка.
Основной вклад этой концепции – начальный сбор эмпирических данных о маркетинговых закономерностях и проработка «внепродажных» подходов [2, 4, 7].
2. Концепция «позиционирования» Траута-Райса
Классический маркетинг оказался несостоятелен в большинстве реальных ситуаций. Крупная компания, опираясь на классический маркетинг, «выявляла потребности» и выходила на устоявшийся или посторонний рынок либо расширяла линейку продуктов, что заканчивалось провалом.
Классическая теория маркетинга, привыкшая к ненасытившимся рынкам индустриальной эпохи, была неспособна этого объяснить и толкала повторно на такие же шаги.
Положение усугублялось тем, что в руководстве успешных корпораций со временем выдвигались приглашенные юристы и финансисты. Юристы поглощали мелких конкурентов и судились с крупными; финансисты «диверсифицировали» бизнес, расширяя линейку продуктов или поддерживая убыточные направления.
В связи с этим в 1970–1980-е гг. сформировалась иная концепция: «позиционирования» или «военного» маркетинга. Ее авторами были Эл Райс и Джек Траут, маркетологи-компаньоны. В их работах не только объяснены просчеты корпораций и брендов, но и даны конкретные рецепты и методики [8–11].
Суть их идей сводится к следующему:
1) массовый покупатель не может сравнить даже малую долю огромного количества однотипных схожих товаров и ориентируется на тот образ каждого товара, который успел или не успел сложиться в его сознании;
2) устоявшийся образ рынка практически невозможно поменять – лидеры останутся лидерами, если не будут совершать глупости или не появится слишком мощный конкурент, разрушительная тенденция;
3) невозможно изменить восприятие бренда покупателем, но можно создать новый бренд или новую нишу для позиционирования старого.
Недостаток модели Трута-Райса в том, что она непригодна для квалифицированных потребителей, особенно рынка b2b1 [12] и b2g2.
Корпоративные покупатели тоже верят известным брендам, но их приоб ретения имеют объективно оцениваемые характеристики. При отсутствии коррупции, соображений престижа и стратегического парт нерства корпоративный покупатель предпочтет качественный товар незнакомой марки некачественному известной.
Таким образом, «позиционирование» Траута-Райса представляет собой психо-стратегическую концепцию маркетинга, отвечающую возросшей роли отдельного потребителя и его сознания.
3. Соотношение методик
Сопоставим классическую и позиционную концепцию маркетинга (см. табл. на с. 91).
Составим схему применения описанных маркетинговых методик (см. рис. на с. 91), с учетом их особенностей, а также представлений о рынках и опыте маркетинга.
1. Большое количество покупателей и мало продавцов. Маркетинговые мероприятия не требуются, товар и так будет куплен. Соответствует рынку монополий и олигополий, а также раннему этапу промышленной революции.
2. Незначительное число продавцов и мало покупателей. Все участники рынка ориентируются в характеристиках товаров – требуется применение методики Котлера. Пример: любые крупнооптовые рынки.
3. Множество продавцов и много покупателей. Покупатель не может разобраться в показателях множества брендов и выбирает их по второстепенным признакам. Оптимальна методика Траута-Райса. Пример: любые розничные сети.
4. Немного покупателей и много продавцов. Крупный покупатель в состоянии вести аналитику по товарам. В то же время большое число продавцов затрудняет ориентацию в них. Следует учитывать как методику Котлера, так и Траута-Райса. Пример: монопсонические и олигопсонические рынки.
4. Внедрение и использование
Предложенная схема (см. рис.) содержит качественные понятия «много» и «мало» относительно покупателей и продавцов на рынке. Для принятия однозначных управленческих решений нужно четко определить эти термины.
Рис. Схема применения маркетинговых концепций на практике
Понятия «много-мало» – характеристика психологического восприятия количества однотипных объектов.
Доказано, что человек способен одновременно контролировать 5–9 объектов (7±2) [1]. Менее 5 объектов означает «мало», более 9 – «много». Будем считать 7 качественной границей восприятия. Тогда восприятие будет следующим.
1. Продавцы воспринимаются покупателями по количеству товарных марок на рынке. Однако следует учитывать влияние каждой марки. В простейшем виде распределение продаж на рынке характеризует средневзвешенная доля
,
где ω прод.i – доля бренда в продажах на рынке. Можно вывести агрегатный показатель «условного» числа продавцов на рынке:
, (1)
«Условное» число продавцов означает, что рынок с таким числом одинаковых продавцов даст ту же средневзвешенную долю продаж, что и рассматриваемый. Можно сказать, что «условное» количество показывает, сколько крупнейших продавцов реально влияют на рынок. Будем считать, что продавцов «много», если их «условное» число больше 7, и «мало», если меньше. Для рынка одинаковых продавцов их условное количество совпадает с реальным:
(2)
2. Покупатели воспринимаются продавцами не как отдельные субъекты, а как некоторые категории (покупатель лишен свойств уникального бренда!). Представим, что Nкат. категорий размещены среди Nпок. покупателей.
Каждый покупатель может относиться или не относиться к отдельной категории (2 способа). Для независимых категорий предельное число размещаемых покупателей
(формула),
что равносильно (формула) .
Т.е. «условное» число категорий будет зависеть от «условного» числа покупателей, как:
(3)
«Условное» число категорий означает минимальное число простейших разбиений покупателей данного рынка на категории с учетом их влияния на рынок. Будем считать, что покупателей на рынке «много», если их «условных» категорий больше 7, и «мало», если меньше.
Однако для покупателей чаще используется другая форма отображения: по группам, где группа каждая содержит nгр. примерно одинаковых покупателей и вместе обладает долей общей рынка wгр. Тогда, с учетом:
(4).
Произведя расчеты по представленным формулам и используя схему соотношения методик (на рис.), можно выбрать оптимальную для данного рынка маркетинговую концепцию.
Заключение
Таким образом, мы выявили суть классической концепции маркетинга и концепции «позиционирования», описали критерии их применимости к конкретному рынку, сформулировали конкретные методы выбора того или иного подхода по доступным маркетинговым данным.
Источники:
2. Голубков Е.П. Основы маркетинга. – М.: Издательство «Финпресс», 1999. – 650 с.
3. Друкер П. Классические работы по менеджменту / пер. с англ. И. Григорян и др. – М.: Сколково, 2008. – 218 с.
4. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер Ком, 1999.– 896 с.
5. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга / Общ. ред. Н. В. Шульпиной. – М.: Вильямс, 2000. – 943 с.
6. Ламбен Ж.–Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. – СПб. : Наука, 1996. – 589 с.
7. Панкрухин А.П. Маркетинг. – М.: Омега–Л, 2005. – 656 с.
8. Райс Э., Траут Дж. 22 непреложных закона маркетинга. – М.: АСТ: ЛЮКС, 2005. – 156 с.
9. Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. – М.: Питер, 2006. – 254 с.
10. Райс Э., Траут Дж. Позиционирование. Битва за умы. – М.: Питер, 2007. – 327 с.
11. Траут Дж., Ривкин С. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции. – М.: Питер, 2007 г. – 287 с.
12. Уэбстер Ф. Основы промышленного маркетинга. – М.: Издательский Дом Гребенникова, 2005. – 416 с.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 10:28:02