Перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России в контексте Концепции долгосрочного социально-экономического развития России 2020

Бондаренко И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (192), Сентябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы современной системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, перспективам развития российской экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства, комплексу мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: поддержка малого и среднего предпринимательства, Концепция 2020, комплекс мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства



Система государственной поддержки развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) прошла непростой путь становления.

Около 20 лет прошло с начала формирования этой системы. Сейчас она включает в себя:

– правительственную комиссию по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, включающая руководителей Правительства Российской Федерации, ключевых министров, представителей основных общероссийских общественных объединений предпринимателей;

– координационные (совещательные) органы по развитию малого и среднего предпринимательства в каждом министерстве, состоящие на 2/3 из представителей субъектов малого и среднего предпринимательства;

– федеральную финансовую программу поддержки малого и среднего предпринимательства и Карту проекта «Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2012 года»;

– ведомственные (отраслевые) программы развития малого и среднего предпринимательства.

Впервые государственная поддержка сектора МСП приобрела программный и системный характер, охвачены не только общие проблемы, но и отраслевой аспект.

Основные направления деятельности Правительства РФ

Содействие развитию МСП официально признано одним из ключевых приоритетов социальной и экономической политики государства, и включено в перечень проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, который утвержден распоряжением Правитель ства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.

Институт проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации (ОНДП) стал основным инструментом реализации положений Концепции 2020. В рамках работы с проектами ОНДП на постоянной основе проводится оценка хода их реализации, делаются ежеквартальные и ежегодные сводные отчеты о ходе их исполнения. Проводится работа по обеспечению увязки расходных обязательств с ожидаемыми результатами деятельности.

Таким образом, проекты ОНДП позволят осуществлять оперативный мониторинг и управление реализацией положений Концепции 2020, способствуют повышению эффективности бюджетных расходов.

Требования к разработке проекта целевой программы ведомства определены положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Россий ской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

Особое внимание уделено поддержке МСП в высокотехнологичных секторах (устранение препятствий для эффективной коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование реализации мероприятий по стимулированию инновационной активности малых компаний субъектами Российской Федерации, создание инновационного центра «Сколково» и т.д.).

Также в последний период существенно возросла роль мнения предпринимательского сообщества при определении приоритетов политики государства в области развития МСП и оценке существующего и предлагаемого к введению нового государственного регулирования предпринимательской деятельности (введение института оценки регулирующего воздействия, деятельность координационно-совещательных органов различного уровня).

Правовое обеспечение развития малого и среднего предпринимательства

Результатом реализации поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области развития малого и среднего бизнеса, а также решений, принятых на заседаниях Правительственной комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства стало завершение процесса формирования основополагающей нормативной правовой базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства.

Комплексные инициативы, реализованные в Российской Федерации в 2008–2010 гг. и направленные на решение ключевых проблем бизнеса, позволили в некоторой мере смягчить неблагоприятные условия предпринимательской деятельности в условиях кризиса и посткризисный период.

Особое внимание в этот период уделялось контролю правоприменительной практики, которая показала, что запланированный результат мер поддержки малого и среднего бизнеса прямо обусловлен эффективностью их применения на практике.

Имеют место негативные прецеденты не исполнения принятого законодательства представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления (наиболее показателен пример с льготной приватизацией государственного и муниципального имущества).

Задача – определить пути как развиваться России в посткризисном мире, какую найти нишу в условиях международного разделения труда и, как совместить цели модернизации с решением социальных задач.

Через 10 лет Россия должна войти в пятерку крупнейших экономик мира. Об этом заявил Владимир Путин, выступая на первом социальном бизнес-форуме в Москве, состоявшемся 27 мая 2011 года. За это время ВВП на душу населения необходимо увеличить в два раза, обеспечить опережающее развитие всех несырьевых отраслей экономики, создать до 25 миллионов рабочих мест, в том числе и за счет поддержки малого и среднего бизнеса.

Для решения программных инициатив Деловой России по созданию 25 тысяч новых рабочих мест Председателем Правительства России, лидером «Единой России» В.В. Путиным создано Агентство стратегических инициатив (АСИ).

Приоритеты работы АСИ – поддержка развития отечественного несырьевого бизнеса, прежде всего, среднего бизнеса. Принципами же деятельности должны стать «открытость, привлечение широкого круга независимых экспертов, сведение к минимуму разного рода бюрократических формальностей и процедур, неангажированность при подборе кадров и выборе самих проектов» [6].

Государственная поддержка

Перспективы государственной политики по развитию МСП – существенное увеличение числа субъектов МСП, увеличение доли их продукции в ВВП, изменение структуры сектора, обеспечение значимого увеличения количественных и качественных показателей доли малого инновационного бизнеса.

На решение этих задач направлен, разработанный Минэкономразвития России комплекс мероприятий по поддержке малых инновационных компаний, компаний, осуществляющих модернизацию производства, экспорт продукции, поддержку молодежного предпринимательства развитие микрофинансирования (мероприятие в первую очередь рассчитано на крестьянские (фермерские) хозяйства путем предоставления субсидий сельскохозяйственным потребительским кооперативам), создание инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки).

Мероприятиями предусмотрены также меры по пропаганде идей предпринимательства, развитие интереса у молодых людей к самостоятельной деятельности, повышение квалификации.

Направления определены постановлением от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства». На эти цели из федерального бюджета выделяются средства. Так, с 2005 по 2011 год их объем увеличился в 14 раз с 1,5 до 21 млрд рублей.

Средства распределяются на конкурсной основе между субъектами Российской Федерации в форме субсидий, т.е. на условиях софинансирования.

Другим мероприятием по поддержке малого и среднего предпринимательства стала программа Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», на которую из федерального бюджета также выделяются средства.

Финансовая поддержка МСП осуществляется по двум направлениям – через банки-партнеры и организации инфраструктуры поддержки, которые в зависимости от своего профиля предоставляют субъектам МСП микрозаймы, имущество в лизинг, финансирование под уступку денежных требований.

В этой связи, важно оценить достаточность выделяемых бюджетных финансовых ресурсов, необходимость изменения приоритетных направлений поддержки, доступность финансовых ресурсов для субъектов МСП, контроль конечных результатов.

Несмотря на меры, предпринимаемые на федеральном и региональном уровнях (создание ОЭЗ, технопарков, институтов развития для финансирования инновационных проектов, условий для коммерциализации ВУЗами собственных инновационных разработок), как отмечается экспертами, доля инновационного бизнеса в структуре малого и среднего предпринимательства остается очень низкой.

Ведь, на данный момент результаты государственной поддержки малого инновационного бизнеса остаются достаточно сдержанными, так как многие решения еще не успели дать ощутимый эффект.

Вывод

Действующая система хотя и позволяет рассматривать и достаточно оперативно решать основные вопросы, связанные с развитием малого и среднего предпринимательства, но требует большой гибкости и нацеленности на конечный результат, перенесения центра тяжести на развитие и самофинансирование МСП.


Источники:

1. Аганбегян А. Кризис: беда и шанс для России. − М.: АСТ : Астрель : Харвест, 2009. – С.121.
2. Государственное стратегическое управление. Сценарии для России. – М.: ООО НВП «ИНЭК», 2009.
3. Орлов А.В. Экономика России на рубеже XX−XXI I вв. // Вестник РЭА имени Г.В. Плеханова. – 2010. − № 3.
4. Малое и среднее предпринимательство: время кризиса и поисков (государственное антикризисное управление): монография / Андриенко Е.П., Волковский В., Орлов А.В. – 2-ое изд., испр. и доп. − М.: ООО НВП «ИНЭК», 2009. – С. 166
5. Бондаренко И.А. Программно-целевой подход к развитию МСП. Малое и среднее предпринимательство России: государство, модернизация, инновационный прорыв: учебное пособие. Часть I. – М.: Риалтекс.
6. Сайт «Деловой России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.deloros.ru/main.php?mid=19&doc=20557.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:07:11