Системно-функциональный подход к определению розничной торговой сети
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8-2 (190), Август 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье дается авторское толкование понятия «розничная торговая сеть».
Ключевые слова: термин, торговые предприятия, определение термина, розничная торговая сеть, системно-функциональный подход, торговые объекты
Местные органы власти в процессе регулирования развития розничной торговой сети (РТС) подведомственной территории основываются на положениях, закрепленных в нормативно-правовых актах, которые не отражают всей полноты понятия, не раскрывают назначение торговой сети в системе социально-экономических отношений поселения, что приводит к использованию неадекватных управленческих инструментов.
Поэтому цель данной работы заключается в конкретизации понятия «розничная торговая сеть».
«Розничная торговая сеть» является, наверное, одним из немногих экономических терминов, не вызывающих больших споров среди специалистов. Единственное разногласие заключается в том, под каким названием объединить все многообразие составных элементов розничной торговой сети. Анализ нормативной и научной литературы позволил выделить несколько подходов к данной проблеме.
Розничная торговая сеть: определения в работах ученых и в нормативных документах
Большинство отечественных ученых определяют розничную торговую сеть как совокупность торговых предприятий (розничных торговых предприятий, предприятий розничной торговли), а также других торговых единиц.
Под предприятием они понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли [4, с. 2].
Однако традиционно предприятие определяли как «самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли» [2]. После выхода части первой Гражданского кодекса РФ в 1994 году все хозяйствующие субъекты стали именоваться «организациями» [3]. Тем не менее, в экономической литературе термин «предприятие» продолжает употребляться в этом смысле и становится синонимом «организации» [11]. Поэтому употребление понятия «предприятие», наряду с традиционным значением, еще и как имущественного комплекса, на наш взгляд, вносит путаницу в терминологию.
Бланк И.А. [6] и некоторые другие ученые называют составные элементы розничной торговой сети пунктами продажи товаров. В нормативных документах данное понятие используется лишь в сфере пассажирских перевозок при продаже билетов на разные виды транспорта.
В своей работе Платонов В. Н. [10] использует термин «торговые объекты». Такое же понятие применяет Росстат при формировании официальной статистической информации о торговой сфере [5]. В законодательных актах данное понятие до недавнего времени использовалось довольно редко и в основном без расшифровки значения. Однако с введением Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» [1] термин «торговый объект» был официально определен и стал общеупотребительным.
Розничная торговая сеть состоит из множества различных элементов (см. рис. на с. 127). При этом объединять эти элементы под такими названиями, как «торговые предприятия» или «пункты продажи» будет, по нашему мнению, не корректно. Так, например, палатку трудно назвать торговым предприятием, или торговый комплекс представляется несколько большим, чем пунктом продажи товаров. Понятие же «торговый объект», в свою очередь, является более широким и охватывает объекты как розничной, так и оптовой торговли.
Рис . Состав розничной торговой сети
Основные признаки розничной торговой сети
По этим причинам более корректным понятием, охватывающим все разновидности составляющих элементов РТС, выступает «объекты розничной торговли», под которыми будем понимать «здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров» [1].
Однако, по нашему мнению, традиционное определение розничной торговой сети как «совокупности торговых объектов (предприятий, пунктов продажи), расположенных в пределах определенной территории», не отражает всей специфики понятия и не является полным с научной точки зрения. Поэтому проведем более глубокое изучение этой экономической категории.
Исследование сущности розничной торговой сети позволило определить ее основные признаки:
– во-первых, розничная торговая сеть представляет собой совокупность материальных объектов (зданий, сооружений, конструкций и т. д.), которые занимают основную часть материально-технической базы торговли и составляют порядка 70% стоимости всех основных фондов отрасли [7];
– во-вторых, в состав торговой сети входят лишь те объекты, которые используются предприятиями для «торговой деятельности, связанной с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [1];
– в-третьих, каждый объект розничной торговли не просто находится в пределах определенной территории, но связан с конкретным местом на ней.
С одной стороны, это физическая необходимость материального объекта, с другой, возможность обслуживания некоторой торговой зоны, покупатели которой преимущественно знают о месте расположения объекта. В результате чего совокупность торговых объектов образует сеть, покрывающую данную территорию.
Функции розничной торговой сети
Исходя из признаков, через торговую сеть не производятся такие формы торговли как посылочная торговля, прямые продажи, электронная торговля, торговля на предприятиях, основным видом деятельности которых не является розничная торговля (например, торговля в ателье пошива одежды и обуви) и т. д. То есть розничная торговля может осуществляться вне торговой сети, в то время как сеть не может существовать без розничной торговли.
Поэтому неверно отождествлять розничную торговлю и торгово-розничные предприятия с розничной торговой сетью и, соответственно, их характеристики, свойства, функции и т.д. Например, неправильно считать, что функциями РТС являются закупка, транспортировка, хранение, подготовка и продажа товаров, удовлетворение спроса населения и т.д. [9, 10, 8].
По нашему мнению, главная функция (или цель функционирования) РТС состоит в обеспечении населения услугами розничной торговли. Она заключается в том, что сеть как совокупность объектов розничной торговли призвана обеспечить на территории поселения наличие услуг розничной торговли для удовлетворения потребностей населения. При этом торговая сеть должна обеспечить, с одной стороны, необходимый для полного удовлетворения потребностей объем, а с другой, территориальную доступность услуг розничной торговли.
Кроме того, развитие РТС способствует более эффективному выполнению розничной торговлей своих социальных задач, а именно: содействует снижению затрат потребления населения и удовлетворению материальных (за счет повышения качества товаров) и нематериальных потребностей (за счет повышения качества торгового обслуживания), а также потребностей в труде (за счет повышения качества условий труда и отдыха торгового персонала).
Розничная торговая сеть состоит из множества взаимосвязанных элементов и функционирует для достижения определенной цели, что позволяет сказать о наличии системообразующих факторов. Рассмотрим некоторые свойства торговой сети, позволяющие говорить о ее системном характере (см. табл. выше).
Таблица
Свойства РТС как системы
Проведенное исследование позволяет конкретизировать понятие: розничная торговая сеть – это система расположенных в пределах определенной территории объектов розничной торговли, направленная на обеспечение населения услугами розничной торговли.
Выводы
Таким образом, используя системно-функциональный подход, предполагающий рассмотрение системы с точки зрения набора ее функций, выполняемых для достижения цели, было уточнено понятие «розничная торговая сеть». Это позволит местным органам власти в процессе регулирования развития РТС подбирать и применять те инструменты, которые будут способствовать достижению цели ее функционирования.
Источники:
2. Закон РФ от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения. – Введ. 11.08.99. – М.: Госстандарт России, 1999. – 16 с.
5. Торговля в России. 2009: Стат. сб. – M.: Росстат, 2009. – 629 с.
6. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – 2е изд., перераб. и доп. – К.: Эльга : Ника-Центр, 2004. – 784 с.
7. Егоров В.Ф. Организация торговли: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2006. – 352 с.
8. Коник Н.В. Организация и проектирование предприятий торговли: учебное пособие. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. – 304 с.
9. Организация и управление торговым предприятием: Учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.А. Брагина, д-ра экон. наук, проф. Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 303 с.
10. Платонов В.Н. Организация и технология торговли: учебник. – Минск: БГЕУ, 2009. – 317 с.
11. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: учебник / Под ред. Л.А. Брагина. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 314 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:52:14