Entrepreneurial Motivation of Senior Managers
Download PDF | Downloads: 9
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 7-2 / July, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The authors reflect the features of motivation of senior management from the position of establishing indicators of entrepreneurial responsibility for the tasks of the organization. The authors consider the option of establishing a system of
entrepreneurial motivation for managers, which would ensure strategic coherence of the positions of the parties concerned.
Keywords: financial incentives, business value, senior manager, entrepreneurial motivation, management risks in decision-making
Анализ современных исследований в сфере мотивирования менеджеров высшего звена (МВЗ), а также рассмотрение существующих на сегодня проблем систем вознаграждения МВЗ позволила выявить группы существенных признаков построения эффективной системы мотивирования МВЗ, к числу которых относятся:
– соответствие уровню объекта, то есть различие по степени агрегирования для компании в целом, для отдельно взятого подразделения и для сотрудника;
– согласованность с целями объектов более высокого уровня, в том числе целями компании в целом и с целями собственников компании;
– взаимосвязь показателей друг с другом, иначе – это набор показателей, а не система;
– показатели должны быть измеримыми, то есть пригодными как для контроля, так и для мотивации;
– на показатели объекта должны влиять соответствующие субъекты, то есть должны быть предложены такие показатели, на изменение которых реально может повлиять МВЗ;
– необходимо выбрать необходимое и достаточное количество показателей. Невозможно работать с неограниченным, или большим количеством показателей.
Мотивация менеджеров высшего звена
Исключительно материальное стимулирование не заставляет работника задумываться над будущим своего предприятия. «Получить от предприятия как можно больше» – вот девиз сотрудника, работающего на таком уровне. Материальное поощрение побуждает работников отдавать предпочтение непосредственному распределению дохода в ущерб инвестициям, то есть будущему предприятия.
Поэтому необходимо повысить степень участия работников в производственной и экономической жизни предприятия, поставить их мотивы в зависимость от результатов деятельности компании. У сотрудников возникает более высокая удовлетворенность своей работой, если эта работа соответствует их ценностям, ожиданиям.
Нам видится решение задачи мотивирования МВЗ в создании системы предпринимательской мотивации менеджеров высшего звена, которая бы обеспечивала стратегическую согласованность позиций заинтересованных сторон.
Ричард Кантильон в своих исследованиях сказал, что предприниматель – это человек, который берет на себя риски [1]. Он отметил, что предприниматель может быть торговцем, землевладельцем, или даже капиталистом, использующим чужой труд. Однако во всех случаях предпринимательская роль остается непосредственно за тем, кто принимает решения в условиях неопределенности. Предпринимательская мотивация – мотивация, которая стимулирует брать на себя риски.
Говоря о предпринимательской мотивации, мы понимаем активизацию предпринимательской активности управленца с передачей ему помимо полномочий и части предпринимательских рисков.
Стоимость бизнеса и составляющая риска
По нашему мнению, предпринимательская мотивация менеджеров высшего звена – это сбалансированная с уровнем риска и неопределенности совокупность внутренних побуждений к действию, строго в соответствии со стратегией компании и достижению предпринимательского результата.
Перестройки системы мотивации требует и изменение показателей эффективности работы, применимой для оценки работы МВЗ.
Проведенный анализ позволил говорить что подход, ориентированный на стоимость бизнеса, на сегодняшний день наиболее применим на практике, и при этом он в достаточной мере учитывает такие показатели как обоюдная заинтересованность менеджера и собственника в росте курса акций, возможность долгосрочного «привязывания» менеджера к предприятию. Однако необходимо продвинутся дальше в решение задачи сближения интересов собственника и менеджера.
Необходимо дополнить подход, ориентированный на стоимость бизнеса, составляющей риска.
Включение анализа риска в процедуру принятия решения – это процесс обеспечения разумных гарантий достижения целей. Кроме того, необходимо учитывать комплексную оценку качества менеджмента, позволяющую говорить о гармоничном, сбалансированном и долгосрочном развитии компании, с учетом интересов будущих поколений и общества. Качество менеджмента организации – это степень возможностей системы процессов менеджмента, необходимых для формирования и достижения целей организации, удовлетворяющих все заинтересованные стороны и общество.
Учет данных показателей в совокупности обосновывается также возможными негативными последствиями использования отдельных показателей. То есть если мы используем исключительно показатель стоимости, несомненно важный для акционеров, мы можем в итоге получить пренебрежение других заинтересованных сторон (низкая социальная ответственность, ущемление интересов персонала). Кроме того, как видно из истории корпоративных скандалов, ориентация на стоимость может привести к надуванию стоимостных пузырей, что впоследствии, приводит и к ущемлению интересов самих собственников. С другой стороны, ориентация исключительно на стоимость может привести к чрезвычайно консервативному поведению МВЗ, приводящему к отставанию от отрасли, рынка и современных тенденций.
Показатель качества менеджмента
Необходимо усилить показатель стоимости показателем мотивирующем МВЗ на взятие на себя сложных задач, дополнить его компонентом напряженности. Таким компонентом, может являться показатель, учитывающий риск. Однако и у показателя риска есть негативные стороны и возможные последствия – это ориентация МВЗ на авантюризм, взятие неоправданного риска. Необходимо уравновесить показатель стоимости и риска третьим показателей – качества менеджмента. Поскольку при работе с показателями качества менеджмента происходит комплексная оценка, нацеленная на получение долгосрочных результатов. Использование же отдельно показателя качества менеджмента с целью мотивации МВЗ, будет некорректно по причине инертности данного показателя, и невозможности выделения конкретных параметров, важных в текущий момент, так как оценка происходит в целом, и результатом является интегральный показатель.
По нашему мнению, конкретные показатели с целью мотивирования МВЗ должны разрабатываться под конкретную задачу, исходя из внешнего и внутреннего контекста компании. В частности, при системном внедрении одного из показателей, например при прохождении организации оценки качества менеджмента по модели EFQM, нет смысла выделять ресурсы для оценки по другой модели качества. И напротив, например, при оценке по модели Болдриджа, нет необходимости применять оценку по модели EFQM. То же самое, можно сказать и о других показателях.
Еще один показатель: доля рынка, занимаемая компанией
Мы определили возможные показатели, применимые с целью мотивирования менеджеров высшего звена. В ходе рассмотрения различных показателей мы выбрали показатель EVA, поскольку он отражает как стоимость, так и критерий риска.
Помимо данных показателей, можно также использовать дополнительные показатели, необходимые для достижения текущих целей компании. В разрабатываемой для розничной компании системе мотивации таким показателем явилась доля рынка, занимаемая компанией.
Одна из проблем, связанных с агентскими издержками при внедрении систем материального стимулирования на базе экономической прибыли, состоит в том, что показатель EVA является в определенном смысле «ретроспективным» так как рассчитывается по данным отчетного периода. Это дает менеджерам возможность манипулировать текущими показателями экономической прибыли, то есть искусственно завышать его в краткосрочной перспективе, даже в ущерб прибыли компании в будущем. Данные проблемы мы решаем второй частью системы мотивации – качественным показателем (интегральный показатель оценки по модели EFQM), призванным скорректировать интегральный количественный показатель, такой как EVA.
Поскольку он, напротив, скорее говорит о возможностях, которых достигла компания.
Фактически, любой интегральный показатель так или иначе основан на предположении причинно-следственных связей. Модели зрелости в области качества (к коим и относится модель EFQM), на наш взгляд, являются наиболее сбалансированными и логичными из имеющихся в современной практике моделей зрелости, поскольку учитывают не только результаты, но и возможности.
Однако компании с целью применения качественного показателя при создании системы мотивации менеджеров высшего звена могут использовать любую бизнес-модель, в том числе и созданную самостоятельно, более того, при изменении внешних условий, они могут и должны изменять бизнес-модель с учетом изменения условий.
Модель системы сбалансированных индикаторов
Эффективность использования бизнес-моделей на сегодняшний день доказана на практике. Например при сравнении лауреатов премии по качеству с показателями контрольной группы – фирм аналогичного размера и функционирующих в тех же отраслях индустрии. Лауреаты «независимых» премий по качеству в среднем продемонстрировали: 61% рост прибыли с акций, 73% рост производственной прибыли, 33% рост продаж, 17% рост прибыли с продаж, 25% увеличение занятости персонала и 49% рост активов [2].
Используя вышеуказанные показатели, с целью применения их для оценки деятельности менеджеров высшего звена, мы получили модель системы сбалансированных индикаторов с целью предпринимательской мотивации МВЗ, базирующейся на конкретизации вектора результативности, стимулирования работы в условиях риска и неопределенности и гармонизации интересов заинтересованных сторон.
Страница обновлена: 17.03.2025 в 13:20:52