Анализ развития российского предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения стоматологии
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-2 (186), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется развитие предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения стоматологии в России в период после 1992 г. Выявлены особенности формирования частного сектора в данной сфере бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, постсоветская Россия, материально-техническое обеспечение, стоматология, стоматологические материалы, стоматологическая техника
На рубеже 80–90-х годов ХХ века в России имело место неудовлетворительное положение в сфере материально-технического обеспечения стоматологии. Выпускавшиеся советской промышленностью стоматологические инструменты и материалы были низкого качества. Кроме того, имел место дефицит даже этих низкокачественных предметов и средств труда врачей-стоматологов. В конце 80-х годов XX века в России потребность по многим медицинским инструментам, включая стоматологические, удовлетворялась на 15–30% [1]. Поэтому в начале постсоветского периода в России остро стояла задача обеспечения стоматологической отрасли качественными стоматологическими инструментами, оборудованием и материалами. Эта задача была решена двумя путями:
1) массовым импортом современного оборудования, инструмента и материалов;
2) созданием частным бизнесом производства стоматологических инструментов и материалов внутри страны.
Российские предприятия, производящие материалы и оборудование для стоматологии
Анализ развития бизнеса в сфере материально-технического обеспечения стоматологии затруднен из-за весьма ограниченного доступа к экономической и финансовой информации о предприятиях, работающих в этой сфере. Как правило, это небольшие компании, имеющие юридическую форму закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Такие фирмы не обязаны публично размещать данные о своем развитии. Помимо этого, в целях оптимизации налогообложения и защиты бизнеса от недружественных захватов и поглощений компании имеют сложные юридические структуры, в некоторых случаях включающие несколько аффилированных между собой юридических лиц. В результате, для оценки реальных объемов производства и продаж необходимо располагать консолидированными данными о всей группе компаний, составляющих конкретный бизнес. Последнее обстоятельство еще более затрудняет количественные оценки в данной области предпринимательской деятельности. Исключение составляют предприятия, имеющие юридическую форму открытых акционерных обществ, которые обязаны публиковать информацию о результатах своей деятельности, структуре собственности, существенных сделках и т.д. Однако таких предприятий в данной сфере предпринимательской деятельности немного.
В последние два десятилетия российская медицинская промышленность развивалась в условиях жесткой конкуренции, которая осуществлялась с двух сторон. С одной стороны, на рынок России ввозится большое количество высококачественной дорогой продукции, произведенной в странах ЕС, США, Японии и продукции в среднем ценовом сегменте, произведенной в Южной Корее.
Эти товары, в основном, приобретается частным сектором стоматологического бизнеса. С другой стороны, в последние годы на российский рынок начался массовый ввоз дешевой продукции из Китая и Бразилии, которая начала оказывать давление на российских производителей на их традиционном рынке – поставкам для государственных лечебных заведений.
Состояние материально-технического обеспечения стоматологии в России
Такой конкурентный прессинг имел двоякие последствия.
1. Измеренный в сопоставимых ценах объем продаж у традиционных предприятий медицинской промышленности, сохранившихся с советских времен, фактически не увеличивался. Однако острая конкуренция заставила таких производителей существенно расширить ассортимент и повысить качество продукции и эффективность производства. Ярким примером такого предприятия является ОАО Казанский медико-инструментальный завод.
2. Отсутствие на рынке качественных отечественных стоматологических материалов и инструментов и дороговизна импорта стимулировали в 90-е годы создание в анализируемой сфере предпринимательства целого ряда частных предприятий, часть из которых успешно развилась, обеспечила частичное импортозамещение по стоматологическим материалам и инструментам и начала выходить на международный рынок. Примером таких компаний являются ООО «ВладМиВа» (г. Белгород), производственный комплекс «Аверон» (г. Екатеринбург), группа компаний «Русимплант» (г. Москва), ООО «Рус-Атлант» (г. Москва) и др.
Проведенная нами количественная оценка соотношения импортных и отечественных товаров в сфере материально-технического обеспечения стоматологии в России была основана на следующей информации:
1) достаточно ограниченных официальных данных о производстве и импорте оборудования, материалов и инструмента для стоматологии в России в 2000-е годы, предоставленных по нашему запросу Росстатом [2];
2) фактических данных об удельном потреблении материалов и инструмента в стоматологии в расчете на одно рабочее место стоматолога в городах России;
3) оценке количества рабочих мест стоматолога в России, равной в 2008 г. примерно 83 тысячи [3, с. 166]. В результате было выявлено, что рынок рентгеновских установок для стоматологии (включая пленку для них) в России в настоящее время имеет емкость примерно 72 млн долл. США или 2,2 млрд руб. в год, а его потребности практически полностью (более чем на 95%) покрываются за счет импорта. Емкость рынка расходных материалов и инструментов для стоматологии равна приблизительно 420 млн долл. США или 12,5 млрд руб. в год. Доля импорта на этом рынке составляет примерно 25%.
Российские производители, адаптировавшиеся к рыночным условиям
Анализ развития бизнеса в сфере материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг в России в период 1990–2010 гг., основанный на открытых данных (см., например, [1], [4] – [12]), позволяет сделать следующие выводы.
1. В постсоветский период в России сохранились, сумели адаптироваться к рыночным условиям и продолжили выпуск стоматологической продукции ряд предприятий, созданных в советский период. Например, одно из крупнейших предприятий медицинской промышленности – ОАО «Казанский медико-инструментальный завод», разрабатывающий и выпускающий стоматологическое оборудование и инструмент для терапевтической стоматологии, зуботехнических и ортопедических работ.
2. Следующее направление развития бизнеса – создание совместных предприятий с иностранными производителями (ЗАО «СтомаДент», «Делкам – Урал», группа компаний «Русимплант»). Эти компании развернули производство в России с использованием западных технологий и методов управления бизнесом. Это в начале 90-х годов способствовало сокращению дефицита качественных стоматологических материалов и инструмента, а позже сдерживало рост цен на данный вид продукции в связи с отсутствием таможенных пошлин в цене производимых в России товаров стоматологического назначения.
3. Были созданы научные инновационные компании, которые производят собственные стоматологические материалы и торгуют отечественными и импортными стоматологическими материалами и оборудованием («ВладМиВа», ЗАО НПО “Полистом”, ООО "НКФ Омега-Дент"). Данное направление формирования материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг в России обеспечило использование в рассматриваемом сегменте исследуемого рынка научно-технического задела и кадрового потенциала, накопленного в советский период в отраслевой и академической науке.
4. Создание компаний бывшими работниками предприятий военно-промышленного комплекса («Аверон», ЗАО «Тайфун-мед», ООО «Рус-Атлант») в ходе резкого сокращения объемов производства и высвобождения рабочей силы в ВПК. Этот путь развития предпринимательства в сфере материально-технического обеспечения производства стоматологических услуг позволил привнести в него высокую производственную культуру, технологии и высококвалифицированную рабочую силу предприятий ВПК. Это содействовало формированию российских производств стоматологических товаров, способных производить продукцию, конкурентную на внутреннем и международном рынках.
5. Как правило, производители продукции для стоматологии формируют группу компаний, включающую собственно производственную фирму, исследовательский центр, торговый дом, через который идет реализация собственной продукции, а также товаров, произведенных другими отечественными и зарубежными поставщиками.
Источники:
2. Производство, импорт оборудования, материалов и инструмента для стоматологии в России в 1997–2009 гг. – М: Росстат. Официальные данные от 17.01.2011.
3. Манашеров Т.О. Развитие рынка стоматологии в России // ЭКО № 2, 2011, с. 161–168.4. Научно-производственный комплекс «Аверон». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://averon.ru/company
5. ООО Аванта Инвест. – [Электронный ресурс]. Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.avantainvest.ru
6. Чуев В.П. Владмива: стоматология будущего. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://www.vladmiva.ru./index.php?option=com_content&view=article&id=147&Itemid=37.
7. Закрытое акционерное общество "Стоматология-Дентистри" – ЗАО "СтомаДент" [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.stomadent.ru/index.php?razdel=2
8. ЗАО НПО «Полистом». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.polystom.ru
9. Производственное предприятие «Целит». [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа:http://www.celit.ru
10. Омега-Дент. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.omegadent.ru
11. Группа компаний «Русимплант» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: www.rusimplant.ru /about.shtml
12. Открытое акционерное общество «Казанский медико-инструментальный завод». Годовой отчет по итогам работы в 2009 г. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.kmizmarket.ru
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:02