АВС-анализ и сезонная компонента промышленного предприятия
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Авдеева Е.С., Денисов В.Т. АВС-анализ и сезонная компонента промышленного предприятия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 104-109.
Аннотация:
В статье рассмотрена методика проведения АВС-анализа применительно к промышленным предприятиям с целью выявления сезонной компоненты. Это позволит предприятию грамотно планировать свою деятельность не только в краткосрочном периоде, но и определять свою стратегию долгосрочного развития.
Ключевые слова: промышленное предприятие, стратегия, управленческое решение, авс-анализ, долгосрочное планирование, сезонная компонента
Для формирования грамотной стратегии развития предприятия очень важно провести качественный анализ его хозяйственной деятельности, а именно, анализ объема продаж, рынков сбыта, поставщиков, сезонности и т.д.
Очень часто для этого используется АВС-анализ – анализ ассортимента, объема продаж различным группам потребителей, товарных запасов путем деления на три категории (класса), которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия: А – наиболее ценные, В – промежуточные, С – наименее ценные. При создании АВС-анализа использовался принцип Парето, который высказал мысль, что 80% благосостояния итальянского общества контролируется 20% общественного капитала.
Принцип Парето и АВС-анализ ОАО «Саратовстройстекло»
По отношению к АВС-анализу принцип Парето формулируется следующим образом: постоянный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать объем получаемой прибыли, ассортиментный ряд предприятия и т.д.
При этом:
– к группе А относят объекты, сумма долей накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы значений параметров;
– к группе В относят следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% от общей суммы значений параметров;
– к группе С относят оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 до 100% от общей суммы значений параметров.
Проанализируем объемы поставок в различные представительства ОАО «Саратовстройстекло» (по регионам) с использованием закона В. Парето (см. табл. 1 на с.???). Применительно к объемам поставок этот закон можно сформулировать следующим образом: 80% выручки предприятия приходится на 20% представительств. Поэтому именно этим 20% следует уделять приоритетное внимание.
Суть анализа состоит в распределении всех представительств (регионов) на три группы:
− группа А – наиболее крупные представительства (регионы, то есть те, на которые приходится 50% выручки;
− группа В – представительства (регионы) средней важности, то есть те, на которые в сумме приходится 30% выручки предприятия;
− группа С – маловажные представительства (регионы), то есть те, суммарный объем выручки которых составляет 20% (см. табл. 1).
Таблица 1
Региональная диверсификация ОАО «Саратовстройстекло»*
№
|
Регионы
|
2009, %
|
Кумулятивная стоимость
|
1
|
Южный ФО
|
23,18
|
−
|
2
|
Центральный ФО
|
17,69
|
40,87
|
3
|
Приволжский ФО
|
16,21
|
57,08
|
4
|
Болгария
|
6,48
|
63,56
|
5
|
Уральский ФО
|
6,45
|
70,01
|
6
|
Украина
|
6,17
|
76,18
|
7
|
Саратовстекло
|
5,84
|
82,02
|
8
|
Сибирский ФО
|
4,51
|
86,53
|
9
|
Турция
|
3,97
|
91,05
|
10
|
Северо-Западный ФО
|
3,81
|
94,31
|
11
|
Казахстан
|
1,92
|
96,23
|
12
|
Греция
|
1,28
|
97,51
|
13
|
Албания
|
0,89
|
98,4
|
14
|
Азербайджан
|
0,37
|
98,7
|
15
|
Грузия
|
0,31
|
99,08
|
16
|
Латвия
|
0,27
|
99,35
|
17
|
Литва
|
0,24
|
99,59
|
18
|
Саратовинтерьерстекло
|
0,20
|
99,79
|
19
|
Дальневосточный ФО
|
0,13
|
99,91
|
20
|
Молдова
|
0,04
|
99,95
|
21
|
Словакия
|
0,02
|
99,98
|
22
|
Узбекистан
|
0,02
|
100
|
|
ИТОГО
|
100,00
|
|
*Примечание. В таблице приведены данные ОАО «Саратовстройстекло»
Таким образом, проанализировав данные предприятия можно сделать вывод, что к группе А, то есть наиболее важным регионам с точки зрения получаемой прибыли, относятся Южный, Центральный и Приволжский округа. К группе В, то есть к регионам меньшей важности относят Уральский округ, Болгарию и Украину. Именно поставки в вышеобозначенные регионы и страны приносят предприятию максимальную долю прибыли. Остальные регионы приносят лишь 20% в объемах поставок.
Таблица 2
Помесячные поставки предприятия в 2009 году*
|
Отгрузка, млн. кв. м.
|
Отгрузка, млн. руб.
|
Сезонный коэффициент
|
% рынка
|
Отгрузка без учета сезонных колебаний, млн. кв. м.
|
Отгрузка без учета сезонных колебаний, млн. руб.
|
Январь
|
1,66
|
134,71
|
7,6
|
15
|
1,79
|
145,79
|
Февраль
|
1,52
|
121,36
|
7
|
13
|
1,63
|
130,49
|
Март
|
2,69
|
180,79
|
12,3
|
24
|
3,07
|
206,15
|
Апрель
|
1,67
|
133,80
|
8,2
|
15
|
1,82
|
145,75
|
Май
|
1,69
|
134,85
|
8,3
|
15
|
1,84
|
147,06
|
Июнь
|
1,73
|
155,97
|
8,5
|
15
|
1,89
|
170,46
|
Июль
|
1,88
|
188,34
|
9,2
|
17
|
2,07
|
207,42
|
Август
|
1,99
|
219,24
|
9,8
|
18
|
2,21
|
243,06
|
Сентябрь
|
1,93
|
232,13
|
9,5
|
17
|
2,13
|
256,5
|
Октябрь
|
1,81
|
216,99
|
8,9
|
16
|
1,99
|
238,19
|
Ноябрь
|
1,61
|
177,44
|
7,9
|
14
|
1,75
|
192,66
|
Декабрь
|
1,67
|
167,42
|
8,2
|
15
|
1,82
|
182,37
|
Итого
|
21,87
|
2074,13
|
|
16
|
24,01
|
2265,9
|
АВС-анализ и контроль над сезонностью поставок
При формировании стратегии на предприятии необходимо не только учитывать важность того или иного контрагента и региона, а также принимать во внимание сезонную компоненту в поставках. Мы предлагаем использовать АВС-анализ и для контроля над сезонностью поставок, проранжировав месяца согласно объемам поставляемой продукции в них (см. табл. 3, 4). Это позволит системно подойти к вопросу стратегического планирования предприятия: с одной стороны использую региональный потенциал, а с другой временной потенциал предприятия.
Весьма серьезно на результат расчетов может повлиять сезонность (см. табл. 2 на с.???). Для анализа данных по товарам, имеющим серьезные сезонные колебания, более правильным и эффективным действием будет выделение сезонной компоненты из фактических данных. Для каждого товара необходимо рассчитать сезонные коэффициенты и определить сезонный тренд.
При анализе поставок по месяцам с помощью АВС-анализа, выявлено, что к месяцам, в течение которых производится 50% (то есть категория А) поставок (в млн. кв. м) являются март, август, сентябрь, июль, октябрь (табл. 3). К категории В относят – июнь, май, апрель, декабрь. И к наименее удачным месяцам, то есть в течение которых осуществляется лишь 20% поставок относят: январь, ноябрь, февраль.
Таблица 3
АВС-анализ с учетом сезонной компоненты, млн. кв. м.*
|
Отгрузка
|
Кумулятивный итог
| ||
млн. кв. м.
|
%
|
кв. м.
|
%
| |
Март
|
2,69
|
12,3
|
−
|
−
|
Август
|
1,99
|
9,1
|
4,68
|
21,4
|
Сентябрь
|
1,93
|
8,82
|
6,61
|
30,22
|
Июль
|
1,88
|
8,6
|
8,49
|
38,82
|
Октябрь
|
1,81
|
8,28
|
10,3
|
47,1
|
Июнь
|
1,73
|
7,91
|
12,03
|
55,01
|
Май
|
1,69
|
7,73
|
13,72
|
62,74
|
Апрель
|
1,67
|
7,64
|
15,39
|
70,38
|
Декабрь
|
1,67
|
7,64
|
17,06
|
78,02
|
Январь
|
1,66
|
7,59
|
18,72
|
85,61
|
Ноябрь
|
1,61
|
7,36
|
20,33
|
92,97
|
Февраль
|
1,52
|
6,95
|
21,87
|
100
|
Итого
|
21,87
|
|
|
|
При анализе стоимостных показателей картина распределения месяцев согласно АВС-анализа несколько меняется. Это может быть связано с колебаниями цен на товар. Так, к группе А относят: сентябрь, август, октябрь, июль, март.
Таблица 4
АВС-анализ с учетом сезонной компоненты, млн. руб.*
|
Отгрузка
|
Кумулятивный итог
| ||
млн. руб
|
%
|
млн. руб
|
%
| |
Сентябрь
|
232,13
|
11,19
|
−
|
−
|
Август
|
219,24
|
10,57
|
451,37
|
21,76
|
Октябрь
|
216,99
|
10,46
|
668,36
|
32,22
|
Июль
|
188,34
|
9,08
|
856,7
|
41,3
|
Март
|
180,79
|
8,72
|
1037,49
|
50,02
|
Ноябрь
|
177,44
|
8,55
|
1214,93
|
58,57
|
Декабрь
|
167,42
|
8,07
|
1382,35
|
66,64
|
Июнь
|
155,97
|
7,52
|
1538,32
|
74,16
|
Май
|
134,85
|
6,5
|
1673,17
|
80,66
|
Январь
|
134,71
|
6,49
|
1807,88
|
87,15
|
Апрель
|
133,80
|
6,45
|
1941,68
|
93,6
|
Февраль
|
121,36
|
5,85
|
2074,13
|
100
|
Итого
|
2074,13
|
|
|
|
К группе В относят ноябрь, декабрь, июнь, май. И наиболее неудачными месяцами в стоимостном выражении являются январь, апрель, февраль.
Таким образом, использование инструмента АВС-анализа не только в его традиционном виде, но и в расширенном, в виде инструмента определения сезонности, позволит более грамотно подойти к формированию стратегии развития предприятия, распределив объемы поставок, людские ресурсы и потоки на предприятии.
Источники:
2. Голубков Е.П. АВС- и XYZ анализ: проведение и оценка результативности // Маркетинг в России и за рубежом, − №3 (77) – 2010. − С. 12-23.
3. Хамлова О. АВС-анализ: методика проведения // Управление компанией. – 2006. − №10.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:50