АВС-анализ и сезонная компонента промышленного предприятия

Авдеева Е.С., Денисов В.Т.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (176), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрена методика проведения АВС-анализа применительно к промышленным предприятиям с целью выявления сезонной компоненты. Это позволит предприятию грамотно планировать свою деятельность не только в краткосрочном периоде, но и определять свою стратегию долгосрочного развития.

Ключевые слова: промышленное предприятие, стратегия, управленческое решение, авс-анализ, долгосрочное планирование, сезонная компонента



Для формирования грамотной стратегии развития предприятия очень важно провести качественный анализ его хозяйственной деятельности, а именно, анализ объема продаж, рынков сбыта, поставщиков, сезонности и т.д.

Очень часто для этого используется АВС-анализ – анализ ассортимента, объема продаж различным группам потребителей, товарных запасов путем деления на три категории (класса), которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот или прибыль предприятия: А – наиболее ценные, В – промежуточные, С – наименее ценные. При создании АВС-анализа использовался принцип Парето, который высказал мысль, что 80% благосостояния итальянского общества контролируется 20% общественного капитала.

Принцип Парето и АВС-анализ ОАО «Саратовстройстекло»

По отношению к АВС-анализу принцип Парето формулируется следующим образом: постоянный контроль 20% позиций позволяет на 80% контролировать объем получаемой прибыли, ассортиментный ряд предприятия и т.д.

При этом:

– к группе А относят объекты, сумма долей накопительным итогом которых составляет первые 50% от общей суммы значений параметров;

– к группе В относят следующие за группой А объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 50 до 80% от общей суммы значений параметров;

– к группе С относят оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным итогом которых составляет от 80 до 100% от общей суммы значений параметров.

Проанализируем объемы поставок в различные представительства ОАО «Саратовстройстекло» (по регионам) с использованием закона В. Парето (см. табл. 1 на с.???). Применительно к объемам поставок этот закон можно сформулировать следующим образом: 80% выручки предприятия приходится на 20% представительств. Поэтому именно этим 20% следует уделять приоритетное внимание.

Суть анализа состоит в распределении всех представительств (регионов) на три группы:

− группа А – наиболее крупные представительства (регионы, то есть те, на которые приходится 50% выручки;

− группа В – представительства (регионы) средней важности, то есть те, на которые в сумме приходится 30% выручки предприятия;

− группа С – маловажные представительства (регионы), то есть те, суммарный объем выручки которых составляет 20% (см. табл. 1).

Таблица 1

Региональная диверсификация ОАО «Саратовстройстекло»*


Регионы
2009, %
Кумулятивная стоимость
1
Южный ФО
23,18

2
Центральный ФО
17,69
40,87
3
Приволжский ФО
16,21
57,08
4
Болгария
6,48
63,56
5
Уральский ФО
6,45
70,01
6
Украина
6,17
76,18
7
Саратовстекло
5,84
82,02
8
Сибирский ФО
4,51
86,53
9
Турция
3,97
91,05
10
Северо-Западный ФО
3,81
94,31
11
Казахстан
1,92
96,23
12
Греция
1,28
97,51
13
Албания
0,89
98,4
14
Азербайджан
0,37
98,7
15
Грузия
0,31
99,08
16
Латвия
0,27
99,35
17
Литва
0,24
99,59
18
Саратовинтерьерстекло
0,20
99,79
19
Дальневосточный ФО
0,13
99,91
20
Молдова
0,04
99,95
21
Словакия
0,02
99,98
22
Узбекистан
0,02
100

ИТОГО
100,00

*Примечание. В таблице приведены данные ОАО «Саратовстройстекло»

Таким образом, проанализировав данные предприятия можно сделать вывод, что к группе А, то есть наиболее важным регионам с точки зрения получаемой прибыли, относятся Южный, Центральный и Приволжский округа. К группе В, то есть к регионам меньшей важности относят Уральский округ, Болгарию и Украину. Именно поставки в вышеобозначенные регионы и страны приносят предприятию максимальную долю прибыли. Остальные регионы приносят лишь 20% в объемах поставок.

Таблица 2

Помесячные поставки предприятия в 2009 году*


Отгрузка, млн. кв. м.
Отгрузка, млн. руб.
Сезонный коэффициент
% рынка
Отгрузка без учета сезонных колебаний, млн. кв. м.
Отгрузка без учета сезонных колебаний, млн. руб.
Январь
1,66
134,71
7,6
15
1,79
145,79
Февраль
1,52
121,36
7
13
1,63
130,49
Март
2,69
180,79
12,3
24
3,07
206,15
Апрель
1,67
133,80
8,2
15
1,82
145,75
Май
1,69
134,85
8,3
15
1,84
147,06
Июнь
1,73
155,97
8,5
15
1,89
170,46
Июль
1,88
188,34
9,2
17
2,07
207,42
Август
1,99
219,24
9,8
18
2,21
243,06
Сентябрь
1,93
232,13
9,5
17
2,13
256,5
Октябрь
1,81
216,99
8,9
16
1,99
238,19
Ноябрь
1,61
177,44
7,9
14
1,75
192,66
Декабрь
1,67
167,42
8,2
15
1,82
182,37
Итого
21,87
2074,13

16
24,01
2265,9
*Примечание. В таблице приведены данные ОАО «Саратовстройстекло»

АВС-анализ и контроль над сезонностью поставок

При формировании стратегии на предприятии необходимо не только учитывать важность того или иного контрагента и региона, а также принимать во внимание сезонную компоненту в поставках. Мы предлагаем использовать АВС-анализ и для контроля над сезонностью поставок, проранжировав месяца согласно объемам поставляемой продукции в них (см. табл. 3, 4). Это позволит системно подойти к вопросу стратегического планирования предприятия: с одной стороны использую региональный потенциал, а с другой временной потенциал предприятия.

Весьма серьезно на результат расчетов может повлиять сезонность (см. табл. 2 на с.???). Для анализа данных по товарам, имеющим серьезные сезонные колебания, более правильным и эффективным действием будет выделение сезонной компоненты из фактических данных. Для каждого товара необходимо рассчитать сезонные коэффициенты и определить сезонный тренд.

При анализе поставок по месяцам с помощью АВС-анализа, выявлено, что к месяцам, в течение которых производится 50% (то есть категория А) поставок (в млн. кв. м) являются март, август, сентябрь, июль, октябрь (табл. 3). К категории В относят – июнь, май, апрель, декабрь. И к наименее удачным месяцам, то есть в течение которых осуществляется лишь 20% поставок относят: январь, ноябрь, февраль.

Таблица 3

АВС-анализ с учетом сезонной компоненты, млн. кв. м.*


Отгрузка
Кумулятивный итог
млн. кв. м.
%
кв. м.
%
Март
2,69
12,3


Август
1,99
9,1
4,68
21,4
Сентябрь
1,93
8,82
6,61
30,22
Июль
1,88
8,6
8,49
38,82
Октябрь
1,81
8,28
10,3
47,1
Июнь
1,73
7,91
12,03
55,01
Май
1,69
7,73
13,72
62,74
Апрель
1,67
7,64
15,39
70,38
Декабрь
1,67
7,64
17,06
78,02
Январь
1,66
7,59
18,72
85,61
Ноябрь
1,61
7,36
20,33
92,97
Февраль
1,52
6,95
21,87
100
Итого
21,87



*Примечание. В таблице приведены данные ОАО «Саратовстройстекло»

При анализе стоимостных показателей картина распределения месяцев согласно АВС-анализа несколько меняется. Это может быть связано с колебаниями цен на товар. Так, к группе А относят: сентябрь, август, октябрь, июль, март.

Таблица 4

АВС-анализ с учетом сезонной компоненты, млн. руб.*


Отгрузка
Кумулятивный итог
млн. руб
%
млн. руб
%
Сентябрь
232,13
11,19


Август
219,24
10,57
451,37
21,76
Октябрь
216,99
10,46
668,36
32,22
Июль
188,34
9,08
856,7
41,3
Март
180,79
8,72
1037,49
50,02
Ноябрь
177,44
8,55
1214,93
58,57
Декабрь
167,42
8,07
1382,35
66,64
Июнь
155,97
7,52
1538,32
74,16
Май
134,85
6,5
1673,17
80,66
Январь
134,71
6,49
1807,88
87,15
Апрель
133,80
6,45
1941,68
93,6
Февраль
121,36
5,85
2074,13
100
Итого
2074,13



*Примечание. В таблице приведены данные ОАО «Саратовстройстекло»

К группе В относят ноябрь, декабрь, июнь, май. И наиболее неудачными месяцами в стоимостном выражении являются январь, апрель, февраль.

Таким образом, использование инструмента АВС-анализа не только в его традиционном виде, но и в расширенном, в виде инструмента определения сезонности, позволит более грамотно подойти к формированию стратегии развития предприятия, распределив объемы поставок, людские ресурсы и потоки на предприятии.


Источники:

1. Денисов В.Т., Авдеева Е.С., Кулаков Д.С. Разработка и реализация управленческих решений на предприятии: теория, методология, практика. – Саратов: Издательство «Научная книга», 2008. – с. 250.
2. Голубков Е.П. АВС- и XYZ анализ: проведение и оценка результативности // Маркетинг в России и за рубежом, − №3 (77) – 2010. − С. 12-23.
3. Хамлова О. АВС-анализ: методика проведения // Управление компанией. – 2006. − №10.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:50