Energy-Saving and Alternative Cars in the Automobile Industry in China
Download PDF | Downloads: 10
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 1-2 / January, 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article proves the need for energy saving and reveals the essence of the strategy for modernizing the automobile industry in China, which is based on the development and production of energy-saving cars and cars on alternative fuels. The authors examine the directions and tactical measures of the
state support for enterprises that implement this strategy.
Keywords: energy saving, environmental safety, automobile industry, pollution, energy-saving cars, cars on alternative fuels, strategy of modernizing the industry
Нехватка природных ресурсов, загрязнение природной среды и потепление климата бросают вызов автомобильной и энергетической промышленности всего мира. Правительства и деловые круги разных государств выдвигают свои стратегии для борьбы с этими факторами. Каждая страна, исходя из имеющихся у нее энергетических ресурсов, природных богатств и степени развития промышленности, разрабатывает стратегию с определенными особенностями, и Китай здесь не исключение.
В последние годы автомобильная промышленность Китая развивалась высокими темпами. Ее удельный вес в экономике страны неуклонно возрастает, по объему производства и продаж автомобилей КНР занимает первое место в мире. По прогнозам, к 2020 году количество автомобилей в Китае достигнет 200 млн штук, что в 3 раза превышает сегодняшний показатель [1].
Следовательно, без радикальных мер по энергосбережению, расход автомобильного топлива также в 3 раза превысит сегодняшний уровень и составит 400 млн тонн. Это приведет к огромной нагрузке на поставщиков нефти, еще большему обострению проблем в сфере энергетической безопасности и экологии [2]. Поэтому вопрос модернизации отрасли и ее перехода на производство автомобилей с новыми видами топлива в Китае стоит острее, чем в других странах. Автомобильной промышленности КНР предстоит решить сложнейшую стратегическую задачу создания более экономичных и выбрасывающих меньше выхлопных газов традиционных автомобилей, а также налаживания промышленного производства автомобилей на новых видах топлива.
Необходимость модернизации китайского автопрома
Современная технология автомобилей на аккумуляторах еще является дорогостоящей и требует существенной доработки в течение длительного времени. Поэтому традиционные автомобили будут по-прежнему занимать ведущие позиции в обозримом будущем.
В этой связи модернизация китайского автомобилестроения, освоение технологий экономии автомобильного топлива и массовое производство экономичных автомобилей является важным требованием на пути к преодолению зависимости от нефтяных ресурсов. Все страны – ведущие мировые производители автомобилей – поощряют развитие таких технологий мерами экономического и юридического характера, увеличивают расходы на научно-исследовательскую деятельность и стремятся к скорейшему их внедрению [3].
Применение энергосберегающих технологий в традиционных автомобилях в Китае постоянно расширяется благодаря введению более строгих ограничений по выхлопным газам и мерам поощрения для пользователей малолитражных автомобилей. Автомобили проектируются более легкими и совершенными, что способствует существенному уменьшению среднего расхода топлива. Однако, по сравнению с лучшими мировыми достижениями, уровень расхода топлива китайских автомобилей по-прежнему высок, еще не освоены многие ключевые технологии энергосбережения и структура автомобильного производства подлежит дальнейшей оптимизации.
Что касается автомобилей на альтернативных видах топлива, то в КНР уже созданы основы дальнейших научно-технических разработок и их промышленного производства. За последние 10 лет Китай достиг большого прогресса в области самостоятельной разработки и пробной эксплуатации аккумуляторов, электромоторов, управляющей электроники и других ключевых технологий. На рынке начали появляться небольшие партии чисто электрических автомобилей и автомобилей на смешанных видах энергии, постоянно растет технический уровень изготовления аккумуляторов.
В настоящее время в Китае складывается система стандартов для автомобилей на альтернативном топливе. Причем, из опубликованных в стране 42 стандартов к автомобилям на альтернативном топливе, 23 разработаны китайскими специалистами самостоятельно [4]. В частности, Китай обладает возможностями по тестированию и сертификации силовых аккумуляторов, электромоторов и другой продукции.
Тем не менее, технология по производству ключевых запчастей для альтернативных автомобилей требует дальнейшего совершенствования. Перевод производства на промышленные рельсы и ориентация на внешний рынок столкнутся с проблемами высокой себестоимости, неразвитой инфраструктуры и пр.
Основные аспекты разработки стратегии развития отрасли
При реализации стратегии развитии энергосберегающих и альтернативных автомобилей необходимо обратить внимание на следующие аспекты.
Во-первых, необходимо соблюдать правильный баланс между развитием энергосберегающих автомобилей и альтернативных автомобилей. Развитие альтернативных автомобилей неотделимо от технологий традиционного автомобилестроения. Исключительно важным является развитие как энергосберегающих, так и альтернативных автомобилей, и нельзя развивать одно в ущерб другому.
Во-вторых, необходимо соблюдать баланс между собственными разработками и сотрудничеством с другими странами. В настоящее время структура автомобильной отрасли Китая многообразна: в ней представлены местные компании, совместные предприятия и транснациональные корпорации. Необходимо использовать мировые ресурсы технических новинок; посредством различных форм совместной деятельности способствовать международному техническому обмену и сотрудничеству. Однако, при стимулировании развития энергосберегающих и альтернативных автомобилей, в конечном счете, необходимо опираться на собственные изобретения и технический прогресс.
В-третьих, необходимо соблюдать баланс между государственной поддержкой и влиянием рынка. Причем, на различных этапах развития производства энергосберегающих и альтернативных автомобилей необходимо применять различную стратегию. На этапе зарождения и становления имеет смысл проводить политику его протекционизма, поддержки путем снижения налогов и других мер поощрения разработки новых моделей, их производства и продвижения на рынки.
Позже будет достаточно применять только различные налоговые льготы, чтобы рынок мог оказывать свое стимулирующее влияние на отрасль и способствовать более широкому распространению энергосберегающих и альтернативных автомобилей. Поддержка государства играет важную роль, однако достижение долговременного успеха в большей степени будет зависеть от самих автомобильных компаний. Они должны достичь глобальной конкурентоспособности, разрабатывая новые модели и технологии, создавая альянсы с местными поставщиками комплектующих в составе автомобильных кластеров.
В-четвертых, необходимо поддерживать баланс между развитием этой новой отрасли и созданием дилерских и сервисных сетей, необходимых для широкого распространения и эффективной эксплуатации ее продукции. Автомобильным компаниям, при поддержке государства, целесообразно финансировать создание необходимой инфраструктуры, формирование особых экономических зон и парков поставщиков.
Стратегические цели развития отрасли
Что касается стратегических целей, то к 2020 году китайская технология производства энергосберегающих и альтернативных автомобилей, экономичность использования ими топлива и/или электроэнергии должны достигнуть мирового уровня. Крупнейшие китайские производители энергосберегающих и альтернативных автомобилей и ключевых запчастей к ним должны быть способными конкурировать на мировом рынке. Приоритетной задачей является существенное увеличение производства и продаж автомобилей, работающих на смешанных источниках энергии и исключительно на электричестве.
Ключевыми факторами успеха реализации стратегии являются разработка инновационных продуктов и кластерный подход к организации производства новых моделей автомобилей, обеспечивающий синергический эффект для его участников.
Для достижения этих целей предусматриваются меры по организации показов и демонстраций новых автомобилей, продвижению на их внутреннем и внешнем рынках, а также созданию развитой инфраструктуры: сети по послепродажному обслуживанию, строительству электрозаправок и предприятий по переработке аккумуляторов. Предполагается при помощи налоговых мер поощрять покупку и использование энергосберегающих и альтернативных автомобилей, гарантировать законные права потребителей, а также разработать систему поощрений и штрафов для граждан страны с целью экономии потребления автомобильного топлива [5].
Ускорение формирования и развития новой отрасли по производству энергосберегающих автомобилей и автомобилей на новых источниках энергии является остро стоящей перед Китаем стратегической задачей по решению вопроса с энергоресурсами, экологией и дальнейшим развитием автомобильной отрасли. Но это еще и стратегическая мера по использованию новых возможностей для сокращения отставания от ведущих мировых держав.
Страница обновлена: 09.05.2025 в 19:14:12