Модель сопровождения деятельности высшего учебного заведения в системе развития экономического потенциала России
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ковцева И.П. Модель сопровождения деятельности высшего учебного заведения в системе развития экономического потенциала России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 132-136.
Аннотация:
В статье предложена модель сопровождения деятельности вуза, предполагающая, что фонд целевого капитала становится одним из важнейших средств устойчивого пополнения бюджета вуза и резервным фондом, применяемым в критической ситуации. Бюджет вуза пополняется за счет выплат из фонда целевого капитала, за счет образовательного кредитования, фандрейзинговой проектной деятельности и иных форм внебюджетной деятельности заведения, а также за счет государственного заказа на подготовку специалистов.
Ключевые слова: инновационная деятельность, образовательное кредитование, образовательная сфера, модель сопровождения, деятельность вуза, совместное инвестирование, целевой капитал вуза, фандрейзинг
Анализ инструментов сопровождения деятельности системы высшего профессионального образования (ВПО) показывает, что все они включают изменение финансовых, организационных и управленческих механизмов деятельности вуза и направлены на изменение отношений системы ВПО с потенциальными партнерами. Наиболее привлекательными среди них являются такие, которые позволяют создать реальную экономическую заинтересованность, как самих учреждений образования, так и их потенциальных партнеров, в совместной деятельности по подготовке кадров для всех отраслей экономики России. Государственная политика в области образования также ориентирует учреждения системы ВПО в данном направлении, но до тех пор, пока не будет существовать непосредственной экономической заинтересованности у всех участников образовательной и сопровождающей ее деятельности.
Указанные цели определили и отбор конкретных инструментов сопровождения деятельности вузов. При этом каждый из рассмотренных современных инструментов сам по себе не нов, хотя опыт их применения в России пока не велик.
Совмещенное финансирование получения высшего образования
Модель сопровождения деятельности вуза может опираться на элементы механизмов привлечения дополнительного финансирования вузов, новую систему оплаты труда и задействовать возможности организационно-управленческих механизмов развития вуза, инициируемые анализируемыми инструментами. Выбор конкретной схемы реализации выбранных перспективных инструментов будет осуществляться в зависимости от их наибольшего соответствия перспективным целям развития высшего образования, и, следовательно, целям роста экономического потенциала России.
Рассмотрим подробнее основные элементы модели сопровождения деятельности вуза, построенной с учетом анализируемых инструментов.
Итак, такая модель будет включать схему образовательного кредитования. В рамках этой модели реализуется совмещенное финансирование получения высшего образования государством, населением и будущими работодателями, как при посредничестве банков, так и напрямую через компенсацию образования по социально значимым профессиональным направлениям в вузе в форме социальной работы до и после окончании вуза. Эта модель не может быть реализована без активного участия вузов в процессах поиска потенциальных спонсоров для своих студентов. Схема совмещенного финансирования требует участия работодателей в обеспечении части долга по кредиту, как студентов обучающихся по программе образовательного кредитования с совмещенным финансированием за счет средств работодателей, так и студентов обучающихся по системе социального найма. Реализация данной схемы кредитования потребует непосредственного развития системы социального партнерства вузов с бизнесом и другими организациями общественного сектора экономики и применение технологий фандрейзинга [1].
При этом стремление вузов к финансовой стабильности и снижению рисков резкого сокращения финансовых затрат социальных партнеров и спонсоров будет способствовать применению инструмента формирования эндаумент-фондов [2], особенно по средствам развития стратегических альянсов. Такие стратегические альянсы вузов позволят не только получать необходимые вузу дополнительные финансовые средства на осуществление научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности, но и обеспечит тесное взаимодействие с социальными партнерами, в частности, обеспечит возможности для применения технологий фандрейзинга и обеспечение участия бизнеса в погашении части долга по образовательным кредитам студентов вуза.
Тем самым, все три инструмента могут быть запущены одновременно и будут корректировать возможности друг друга (см. рис. на с. 134).
Фонд целевого капитала и бюджет вуза
Предложенная модель предполагает совместное использование рассмотренных выше инструментов сопровождения деятельности учреждений ВПО. В рамках этой модели фонд целевого капитала становится одним из важнейших средств устойчивого пополнения бюджета вуза и резервным фондом, применяемым в критической ситуации. Бюджет вуза пополняется за счет выплат из фонда целевого капитала, за счет образовательного кредитования, фандрейзинговой проектной деятельности и иных форм внебюджетной деятельности вуза, а также за счет государственного заказа на подготовку специалистов.
Рис. Взаимодействие основных инструментов в модели сопровождения системы высшего профессионального образования
Распределение затрат из бюджета с учетом поступлений через фонд целевого капитала предполагает учет индивидуального вклада каждого работника и его участие в основных видах деятельности вуза, включая фандрейзинговую деятельность и участие в программах социального партнерства. За счет гибкой системы индивидуальных рейтингов можно учитывать вклад каждого сотрудника в обеспечение качества подготовки специалистов и адаптации их профессиональных компетенций к потребностям рынка труда, а также степень их индивидуального участия в программах фандрейзинга и социального партнерства. Эти рейтинги будут учитываться при расчете стимулирующей части заработной платы. Такой подход позволит непосредственно вознаграждать тех сотрудников, которые ответственны за важные для вуза виды деятельности и привлечение дополнительного финансирования в вуз.
В тоже время высокое качество деятельности вуза по указанным направлениям будет способствовать росту экономического потенциала страны. Это связано с тем, что обеспечение качества образования и его соответствие требованиям рынка являются базовыми характеристиками кадрового потенциала российской экономики. Развитие же среды социального партнерства вуза способствует практической ориентации образования.
Рост качества жизни населения
Посредством проектной деятельности, осуществляемой в рамках фандрейзинга, а также за счет грантов и совместных проектов в рамках стратегического альянса вуза должная осуществляться коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности вуза. В ходе коммерциализации повышается инновационный потенциал экономики России. За счет различных форм образовательного кредитования будет обеспечиваться рост его доступности, следовательно, будет происходить рост качества жизни населения. Привлечение же муниципальных облигаций может способствовать решению экономических задач регионов за счет внутреннего потенциала региональных систем ВПО.
В рамках стратегического альянса упрощается взаимодействие вуза с его социальными партнерами, в частности, в ходе проектной деятельности могут осуществляться совместные исследования по заказу бизнес-партнеров (финансирование которых будет осуществляться через гранты) и вестись совместные коммерческие проекты на базе результатов научно-исследовательской деятельности вуза. К этой деятельности могут привлекаться и студенты старших курсов. Это позволит бизнес-партнерам осуществлять отбор наиболее перспективных студентов среди тех, кто обучается по образовательному кредиту с совмещенным возмещением долга. Государство, как работодатель может таким образом отбирать перспективных студентов, обучающихся на программах социального образовательного кредита.
Государство в рамках данной модели будет выполнять функции:
− функцию гаранта – как при обеспечении системы льготного и социального образовательного кредитования, так и при реализации деятельности фонда целевого капитала вуза;
− функцию контроля – как при реализации образовательных кредитов с совмещенным возмещением долга, так и при реализации обеспечении правового аспекта функционирования эндаумент-фонда;
− функцию целевой ориентации – формируя основные целевые приоритеты по проектной и фандрейзинговой деятельности системы ВПО.
Выводы
Таким образом, реализация комплекса инструментов сопровождения деятельности системы ВПО обеспечит включение конкурентных механизмов и активизацию качественных процессов в системе высшего образования. Реализация же предложенной модели будет оказывать позитивное влияние на повышение качества жизни населения и рост всех показателей экономического развития.
[1] Фандра́йзинг (англ. fundraising) – процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов организацией (преимущественно некоммерческой) для реализации определенного социального проекта либо серии проектов, объединенных одной общей идеей. Средства могут поступать от частных лиц, коммерческих организаций, фондов, правительственных организаций. – Прим. ред.
[2] Эндаумент-фонды – формируются за счет средств благотворителей, вложенных в целевой капитал, который инвестируется в ценные бумаги, что обеспечивает его постоянный прирост. На цели вуза инвестируется не сам капитал, а доходы от его размещения на фондовом рынке, тогда как сам целевой капитал остается неприкосновенным. – Прим. ред.
Источники:
2. Соловей О.В. Стратегическое партнерство вузов и бизнеса в процессе подготовки специалистов // Экономика образования. – 2009. − №6. – С. 75−82.
3. Технологии современного фандрейзинга в социальной сфере / Под ред. Н. А. Пашкус. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 181 с.
4. Титов В., Ендовицикий Д. Эндаумент-фонды в системе высшего образования РФ // Высшее образование в России. – 2007. – № 11. – С. 9−17.
5. Чеснокова М.С. Государственная политика модернизации образования: ожидания и результаты // Модернизация экономики: проблемы и перспективы: материалы международной научной конференции. – СПб.: ОЦЭиМ, 2010. – С. 151−152.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:45:46