Эволюция товарных рынков и спрос на инновации

Сосунова Л.А., Серпер Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4-1 (181), Апрель 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Сосунова Л.А., Серпер Е.А. Эволюция товарных рынков и спрос на инновации // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 4. – С. 40-44.

Аннотация:
В статье рассмотрены основные положения стратегического анализа рынка инноваций. Уточнены факторы развития товарных рынков и их показатели. Установлена роль кластерной организации и оптимизации взаимодействия субъектов рынка. Предложены формы кластерной организации в Самарской области.

Ключевые слова: стратегический анализ, рынок инноваций, емкость рынка, конкурентные силы, потенциал рыночного предложения, эффективность конкуренции

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Важный вклад в методологические основы стратегического анализа сделан учеными в области менеджмента. В частности, в работах М. Портера изложены основы современного анализа состояния и развития рынка инноваций, включающих продуктовые, процессные и прочие инновации [2].

Основная идея М. Портера в отношении стратегического анализа заключается в том, что экономические показатели отраслей национальных экономик отражают изменения в отраслевой производительности труда, эффективности использования ресурсов, производстве инновационных видов продукции, услуг и технологий, рентабельности производства и инвестиционной привлекательности.

Определение причин их изменения требует исследования рыночной конкуренции как основного фактора развития рынка инноваций.

Пять конкурентных сил

Основное положение рассматриваемой методологии касается сравнительной привлекательности различных отраслей с точки зрения долгосрочной рентабельности. Перспективы развития отраслей изменяются в соответствии с пятью основными конкурентными силами, и анализ этих сил имеет методологическое значение для разработки стратегии и достижения конкурентного преимущества.

Проведение стратегического анализа требует использования всех концепций по М. Портеру, но, прежде всего – основной, где по существу развит методологический подход к стратегическому анализу товарного рынка, включающего всех его субъектов.

Перспективы развития отрасли или рынка, критерием которого является долгосрочная норма отдачи инвестиций, в основном зависят от действия пяти конкурентных сил:

1) интенсивности развития конкуренции между фирмами на рынке;

2) присутствия потенциальных конкурентов, которые могут появиться на рынке в случае роста прибыли;

3) наличия товаров-заменителей, которые в случае повышения цен на данном рынке привлекут новых потребителей;

4) интенсивности рыночной силы потребителей;

5) уровня «рыночной власти» изготовителей товаров (услуг).

Каждый из этих факторов объясняет, почему одни отрасли оказываются эффективнее других. Поэтому появляется возможность определить ключевые факторы успеха, необходимые для эффективной конкуренции.

Интенсивность конкуренции на рынке и инновации

Потребности хозяйственных субъектов, выступающие как спрос, вызывают стимулирующий эффект на предложение, воздействуют на производство. Изготовление товаров, оказание услуг – весь рыночный процесс нацелен на реализацию потребностей человека. Однако современная экономическая теория рассматривает и предложение товаров и услуг в качестве активного элемента рынка, формирующего неосознанные потребности покупателей и, соответственно, их спрос, в частности на инновационные продукты интеллектуальной собственности.

Реальные формы существующих в современной экономике товарных рынков характеризуются большим разнообразием и располагаются по степени концентрации в диапазоне от монополии до совершенной конкуренции. Приближенное представление о форме рынка дает коэффициент концентрации, определяемый по доле продаж нескольких (как правило, четырех) предприятий в общих продажах на товарном рынке.

Данный коэффициент не учитывает различий в уровне концентрации при сравнении отраслей по этому показателю, где одно предприятие преобладает на рынке и где рынок делится поровну между несколькими предприятиями. В таком случае лучше использовать показатель концентрации продаж как корень квадратный из суммы квадратов рыночных долей значимых конкурентов.

Под конкуренцией вообще понимают любое соперничество (научно-техническое, производственное, инновационное, сервисное, маркетинговое, логистическое и т.д.) изготовителей продукции данного товарного рынка, его сегмента в достижении долгосрочной цели. При анализе конкуренции необходимо учитывать как соперничество предприятий-изготовителей, так и их возможность влиять на рыночную ситуацию.

Высокая степень соперничества на рынках, близких к совершенной конкуренции, не подкрепляется возможностью формирования рынка, необходимостью использования высокоэффективных видов конкуренции из-за низкой концентрации продаж. Наоборот, высокий уровень концентрации в рыночных структурах, близких к монополии, обусловливает их доминирующее влияние на формирование рынка, но не стимулирует производителей к осуществлению разного рода инноваций.

Параметры товарного рынка

Товарный рынок как относительно автономная экономическая система имеет программу развития, определяемую действием экономических и социальных законов, а также субъективной деятельностью людей.

Программа эволюции товарного рынка может быть реализована на основе целесообразной деятельности субъектов рынка и органов государственного управления, устанавливающих правила их взаимодействия.

Любой товарный рынок, независимо от специфики, имеет такой целевой параметр, как емкость рынка.

Емкость товарного рынка – это максимально возможное и потому предельное значение рыночного спроса при наилучшей комбинации факторов товарного рынка. Верхней границей емкости рынка теоретически являются объективные потребности покупателей. Изменение потребностей, а также факторов товарного рынка, или рыночной ситуации увеличивает (уменьшает) емкость рынка.

Этот параметр является целевым, так как определяет направление эволюции товарного рынка в сторону максимального удовлетворения потребностей.

Не менее важным целевым параметром товарного рынка является потенциал рыночного предложения, понимаемый как максимально возможное производство продукции при наилучшей комбинации факторов товарного рынка. Верхней границей потенциала рыночного предложения является возможный объем производственных ресурсов, или производственный потенциал, который зависит не только от имеющихся в наличии производственных мощностей и технологий, рабочей силы определенной квалификации, сырьевых ресурсов, но и возможностей их увеличения за счет инвестирования.

Потенциал рыночного предложения является самостоятельным параметром товарного рынка, вследствие взаимного влияния рыночного спроса и предложения на его развитие. Во многих случаях рыночное предложение, основанное на исследовании потребностей покупателей и реальных проектов по их удовлетворению, формирует новый спрос и стимулирует традиционный.

Емкости рынка, как не имеющей непосредственного измерения абстрактной цели, соответствует более реальный параметр – рыночный спрос. Рыночный спрос выражается в количестве продукции, планируемой к приобретению при определенных значениях факторов товарного рынка. Поэтому рыночный спрос является функцией таких переменных, как цена продукции, ее потребительские свойства, маркетинговые усилия изготовителей, предпочтения и ожидания потребителей продукции и т.д.

Кластеры Самарской области

В организационной структуре кластеров важное место отводится производителям (провайдерам) интеллектуальных продуктов и научно-образовательных услуг как их бизнес-субъектам. Особенность функционирования экономических университетов в кластерах заключается в том, что они могут производить интеллектуальные продукты и оказывать научно-образовательные услуги в сфере экономики и управления предприятиями по разным специализациям, независимо от вида кластера (производственный, торговый, транспортный, сервисный, муниципальный), определяемого спецификой конечной продукции и организации (предприятия) – лидера кластера.

В Самарской области целесообразно создание следующих кластеров с включением в их организационную структуру Самарского государственного экономического университета как полноправного бизнес-субъекта:

– производственных: ОАО «АВТОВАЗ», Группа компаний «СОК», ОАО «Электрощит», СПЗ;

– торговых: торговая сеть «ПАЛАТИН», ПАРК ХАУС;

– транспортных: Куйбышевская железная дорога, речные порты гг. Самары, Тольятти;

– сервисных: «ВОЛГАТРАНСТЕРМИНАЛ», аэропорт «Курумоч»;

– муниципальных: мэрии гг. Самары, Тольятти, Сызрани.

Дальнейшее развитие взглядов М. Портера касается углубления отдельных направлений стратегического анализа товарного рынка с точки зрения выявления доминирующих или важных в данный период факторов экономического роста и отраслевой динамики. Так, благодаря интернету, возник целый ряд новых отраслей, например, электронные торговые площадки и аукционы [1]. Главным результатом его появления стала возможность перестройки существующих отраслей и рынков. Однако более глубокий анализ изменения роли и влияния отдельных конкурентных сил с появлением интернета позволяет сделать вывод, что его совокупное влияние на рыночную конкуренцию является нейтральным.

Таким образом, использование концепций пяти конкурентных сил дает возможность проводить научно-обоснованный анализ рынка инноваций.


Источники:

1. Портер М. Интернет и структура отраслей // ЛОГИНФО. – 2001. – № 11. – С.40-41.
2. Портер М. Конкуренция. – М.: Вильямс, 2010. – 592 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:27:30