State of innovative capability in investment and construction sector

Andrey Bessonov

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 11-3 / November, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Based on the analysis of statistical data on innovative activity of companies belonging to different sectors, the author summarizes actual perspectives of innovative development in the investment and construction sector. It is shown, that in the post-crisis environment, a real increase in the level of innovative activity can be achieved only by involving the mechanisms of public private partnership.

Keywords: innovative development, research, investment potential, critical technologies



Основным документом, определяющим перспективные направления развития страны, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. В ней рассматриваются результаты анализа трех основных вариантов развития Российской Федерации на период до 2020 года – инерционного, энерго-сырьевого и инновационного и обосновывается вывод о том, что последний сценарий является практически безальтернативным.

В Концепции особое внимание уделяется базовым компонентам инновационного развития: институтам, инфраструктуре, инновациям и инвестициям. Ниже предпринята попытка описать существующее состояние инновационной активности (инновационного потенциала) в инвестиционно-строительной сфере.

Нормативное обоснование

Очевидно, что основная роль в развитии системы инновационного потенциала в инвестиционно-строительной сфере и в сфере недвижимости должна принадлежать государству – только наличие необходимого нормативно-правового регулирования и решений по налоговому стимулированию может создать условия для качественного роста инновационной активности на территории страны.

Для описания существующего состояния инновационной активности в инвестиционно-строительной сфере необходимо обратиться к документам, определяющим роль государства в реализации приоритетных направлений инновационного развития.

Прежде всего, необходимо обратиться к Перечню критических технологий Российской Федерации, формирование и корректировка которого осуществляются не реже 1 раза в 4 года. За последние 10 лет был опубликованы 3 списка, каждый из которых включает от 32 до 52 критических технологий.

Можно выделить из представленных списков те технологии, которые наиболее существенно влияют на развитие строительства и жилищно-коммунального хозяйства (табл. 1).

Таблица 1

Эволюция критических технологийпо направлению «Строительство» за последние 10 лет

Сходная позиция была выражена Д.А. Медведевым в выступлении на 5-ом Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом»: «В полной мере необходимо использовать преимущества новых технологий и материалов для строительства. Добиться существенного снижения затрат энергии на обогрев жилья. Избежать высоких затрат на эксплуатацию и ремонт».

Критическая технология, которую можно однозначно отнести к направлению «Строительство» – «Быстрое возведение и трансформация жилья», была представлена ещё в 2002-ом году и направлена на развитие градостроительных систем, новых планировочных и технических решений зданий гражданского назначения, развитие методов сохранения, реставрации и реконструкции градостроительных и архитектурных объектов.

Остальные технологии относятся к строительству и жилищно-коммунальному хозяйству опосредованно через создание строительных материалов и строительных элементов, направленных на создание комфортных условий жизни. Как пример можно привести одну из последних инновационных разработок под руководством профессора МГСУ А.В. Мишуева – создание предохранительного противовзрывного устройства, устанавливаемого на окна со стеклопакетами, что позволяет в случае аварийного взрыва газа сохранить человеческие жизни и целостность здания.

Следующий документ, оказавший существенное влияние на развитие инновационной системы в инвестиционно-строительной отрасли, это протокол заседания президиума научно-технического совета Государственного комитета Рос сий ской Феде рации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 декабря 2001 г. №01-HC-13/1 «О приоритетных направлениях научно-технического развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2001-2005 годы».

Согласно данному документу выделяются следующие направления научных исследований:

– формирование экологически чистой и современной среды жизнедеятельности на основе новых технологий реконструкции и модернизации жилищного фонда и инфраструктуры коммунального хозяйства и оптимального развития градостроительных систем;

– разработка новых технологий и технических решений по повышению надежности функционирования систем жизнеобеспечения и жилого фонда городов и поселений на базе автоматизированного диспетчерского управления потреблением тепла, воды, электроэнергии и повышения уровня технической и экологической безопасности;

– разработка новых экономических и организационно-технических решений по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса;

– создание новых видов эффективных, экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций, прогрессивных технологий и оборудования для их производства, в том числе, на основе новых ячеистых бетонов, тепло- и шумоизолирующих материалов, огне- и коррозионных покрытий;

– разработка оптимальных методов и технических решений, обеспечивающих повышение безопасности населения, территорий и строительных объектов от опасных природных и техногенных воздействий;

– поддержание на современном уровне нормативно-правовой и нормативно-технической базы в связи с использованием последних достижений научно-технического прогресса и гармонизация российских нормативов и стандартов с международными;

– широкое использование энергосберегающих технологий межотраслевого применения в строительстве и жилищно-коммунальной сфере;

- разработка и создание отраслевых информационно-аналитических систем на базе современных информационных технологий, в том числе для ведения градостроительного кадастра и градостроительной документации федерального уровня, жилищно-коммунальной сферы, технического учета и технической инвентаризации объектов.

На конкурсной основе

К сожалению, в последние годы в РФ отсутствует внятная политика, озвученная на уровне государства, по отношению к развитию инновационного потенциала в инвестиционно-строительной отрасли. Исключением является Российская академия архитектуры и строительных наук, ежегодно проводящая конкурс научных исследований по стратегическому направлению «Формирование архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, биосферно-совместимой и благоприятной для развития человека и общества». Однако участие в нем только членов, советников и сотрудников НИИ РААСН, а также молодых ученых и специалистов в возрасте до 35 лет при символической сумме гранта (75 тыс. рублей) не позволяет создать условия для формирования критической массы инноваций и для перехода инноваций из категории «научная разработка» в производственный процесс.

Впрочем, несмотря на пассивное участие государства в формировании инновационного потенциала, в рассматриваемой отрасли существует независимый «индикатор» состояния инновационной активности. Таким индикатором является «Конкурс русских инноваций», ежегодно проводимый медиахолдингом «Эксперт». Основной целью конкурса является развитие инновационной деятельности в России за счет разработки методов оценки инновационных проектов, отработки механизмов финансирования инновационных проектов и различных способов продвижения их на рынок.

За 11 лет проведения конкурса была составлена база данных, включающая 4 категории проектов:

1. Проекты «Белой Книги» – те, которые могут оказать в будущем критическое влияние на отдельные отрасли, национальную или мировую экономику.

Для их реализации требуются масштабные инвестиции и длительные сроки осуществления (10-20 лет). Проекты могут находиться на самых ранних («поисковых») стадиях развития и представлять результаты проведенных научно-исследовательских работ.

2. Перспективные проекты – находящиеся на ранних («посевных») стадиях разработки, не имеющие опытного образца и требующие проведения масштабных НИОКР.

3. Инновационные проекты – предполагают высокую степень готовности НИОКР, наличие опытного образца продукции и проработанной стратегии коммерциализации разработки.

4. История успеха – это реализованные инновационные проекты, в результате выполнения которых на рынок в последние 3 года были выведены новые товары (технологии, продукты, услуги).

За 10 лет существования конкурса для участия было подано свыше 4000 проектов, из которых к направлению «Строительные технологии» относятся 169 (чуть больше 4%). Разумеется, часть инноваций, относящихся к направлениям «нанотехнологии и новые материалы», «безопасность» и «прочее», имеют «выход» и в инвестиционно-строительную сферу, однако в целях корректности анализа мы их рассматривать не будем.

Графическая интерпретация показателей конкурса представлена на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Количественные критерии заявок,представленных на конкурс на 10 лет

Рис. 2. Соотношение заявок по направлению «Строительство»к общему количествузаявок, представленных на конкурс за 10 лет

Выводы

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

– ни одна отрасль не может быть исключена из контекста инновационной модернизации, но потенциальные возможности конкретных отраслей существенно различаются;

– уровень инновационной активности в инвестиционно-строительной отрасли не соответствует ёе роли и значению в экономической системе страны;

– только рациональное сочетание предпринимательской инициативы и государственного регулирования будет способствовать поддержанию инновационной активности на должном уровне.


Страница обновлена: 06.06.2025 в 19:45:46