Управление командой проекта: практический междисциплинарный подход к решению конфликтологических проблем молодых специалистов
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-2 (174), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье произведена классификация конфликтов, возникающих в среде молодых специалистов, выполняющих совместную работу на предприятии. Конфликтные ситуации классифицируются по таким основаниям, как причина их возникновения и количество работников, вовлеченных в конфликты.
Ключевые слова: молодые специалисты, конфликтология, модель ситуации конфликта, межличностная напряженность, концепция тревожной личности
Общеизвестно, что в рамках отношений внутри проекта часто возникают такие ситуации, когда линия поведения одного человека противоречит установкам другого.
Как результат, почти всегда возникает межличностная напряженность [1], что может привести к попыткам одного человека принудительно изменить линию поведения другого посредством тех или иных действий.
Особую значимость проблема обретает, когда мы говорим о молодых специалистах. Оказавшись в незнакомой ситуации, когда они должны работать в команде над реализацией проекта при наличии минимального опыта контактов в рамках деловых отношений, молодые специалисты могут явиться источником конфликтов.
Рассматривая проблему конфликтов внутри команды проекта с практического, междисциплинарного ракурса, мы подходим к решению целого ряда значимых проблем. К ним относятся:
– вынужденные кадровые перестановки, увольнения;
– оптимальность/неоптимальность межличностного взаимодействия сотрудников;
– затраченное на урегулирование конфликтов время; и пр.
Последствия конфликтов
О негативном воздействии, оказываемом конфликтами на продуктивность деятельности в рамках рабочих отношений, говорить не приходится.
Однако необходимо также отметить деструктивное воздействие конфликтов на здоровье. Н.В. Иванов в своей статье подчеркивал травмирующее значение конфликтных ситуаций, поставив неврозы в причинно-следственную зависимость от конфликтов [2]. А.П. Егидес развивает положение Н.В. Иванова, подчеркивая, что «роль межличностных конфликтов как пускового механизма психосоматических заболеваний и психоневрозов можно понять, исходя из известных медицинских и физиологических фактов» [3].
Существует масса определений термина «конфликт». К наиболее часто встречающимся формулировкам относятся:
1) конфликт – это актуализировавшееся противоречие;
2) конфликт связан с эмоциональными переживаниями его субъекта;
3) конфликт – это столкновение ценностей, целей, планов, смыслов и т.д.
Обобщая все существующие толкования, мы получим что-то вроде: конфликт – это воплощенное в столкновении противоречие. По своей сути, противоречия, в контексте ситуации межличностного взаимодействия, являются столкновением взаимоисключающих внутренних регуляторов поведения (ценностей, целей, планов, смыслов и т.д.).
Модель ситуации конфликта Существует множество подходов к анализу ситуации конфликта (Л.А. Петровская [9], А.Я. Анцупов [10], А.П. Егидес [3] и др.).
Для обобщения практически значимых аспектов существующих подходов к проблеме конфликта в рамках взаимодействия внутри команды проекта, предлагаем использовать модель, изображенную на рис. (см. на с. 79).
Рис. Ситуационная модель конфликта
Динамика ситуации конфликта здесь детерминирована четырьмя группами факторов: ситуативными, личностными, ценностно-смысловыми и факторами взаимодействия. Конфликтность ситуации обусловлена столкновением противоречащих друг другу регуляторов поведения, носителями которых могут выступать как группы (межгрупповые конфликты), так и диады (межличностные конфликты) или один единственный субъект (внутриличностные конфликты).
Необходимо понимать, что все перечисленные группы факторов взаимосвязаны и взаимопроникаемы: под воздействием ситуативных факторов вскрываются личностные и т. д .
Рассмотрим методологические основания для выделения именно таких групп факторов и произведем классификацию конфликтов.
Причины, порождающие конфликты
Для уточнения причин возникновения анормативного поведения, являющегося, в большинстве случаев, источником конфликта, обратимся к исследованиям, посвященным проблемам особенностей личности правонарушителей.
В настоящее момент в рамках юридической психологии разработаны две фундаментальные концепции генезиса преступной личности:
1) ценностно-нормативная концепция [11];
2) концепция тревожной личности [12].
Ведущий отечественный специалист по психологии агрессии С.Н. Ениколопов проблему ценностной детерминации агрессивного поведения анализирует на социально-психологическом уровне: «Большинство ценностей, функционирующих в современном обществе, способствует тому, что агрессия и насилие активно проявляются и воспроизводятся в социуме».
Исходя из предложенной С.Н. Ениколоповым трактовки ценностносмысловых детерминант агрессивного (конфликтного) поведения, мы выделяем первый тип конфликтов (на основании причины возникновения) – ценностно-смысловые конфликты.
Ю.М. Антонян, один из крупнейших исследователей особенностей линости правонарушителей, пришел к выводу, «что в первую очередь их отличает именно высокий уровень тревожности, как стабильное образование» [13]. Таким образом, мы выходим на второй тип конфликтов – конфликты тревожности.
Ряд авторов, в том числе и С.Н. Ениколопов [14], причины возникновения агрессивного (конфликтного) поведения видят, в том числе, во фрустрации или депривации актуальной (значимой) потребности человека.
Итак, мы можем выделить также фрустрационные и депривационные конфликты.
Одной из наиболее частых причин возникновения конфликта является агрессия одного или нескольких участников конфликта. Отсюда вытекает следующий тип конфликтов – конфликты агрессивности.
Последним личностным фактором в формировании конфликтных ситуаций выступают психологические защиты одного или нескольких участников конфликта. Таким образом, мы получаем последний тип конфликтов – конфликты защиты.
Когда мы говорим о личностных фак торах, следует помнить, что, как справедливо замечает Н.Д. Левитов, признание детерминированности агрессии социальными феноменами не следует доводить до «отрицания роли биологического фактора, включающего в себя врожденную возбудимость нервной системы…» [15]. На значимость роли физиологических коррелят агрессии и тревожности указывают также Р. Бэрон и Д. Ри чардсон: «биологические процессы протекают в социальном контексте – то есть внешняя среда влияет на неврогенные связи, внутренние биологические процессы в значительной степени предопределяют характер наших реакций на средовые воздействия» [16].
Таким образом, существует ряд факторов, обуславливающих биологическую предрасположенность к формированию агрессивного поведения.
Также существуют и физиологические корреляты тревожности. К примеру, Е.Г. Филатова и И.А. Казанцева указывали на то, что существует взаимосвязь между гипотиреоидным состоянием щитовидной железы и увеличением выраженности проявлений тревожности, а также с возрастанием возбудимости и ростом эмоциональной нестабильности [17].
Классификация конфликтов
При обобщении изложенного мы получим следующую классификацию конфликтов, построенную по такому основанию, как причина их возникновения:
– фрустрационные конфликты, возникающие в результате фрустрации;
– депривационные конфликты, возникающие в результате депривации;
– конфликты агрессивности, возникающие по причине агрессивности одного или нескольких участников конфликта;
– конфликты тревожности, возникающие по причине тревожности одного или нескольких участников конфликта;
– конфликты защиты, причины возникновения которых кроются в использовании психологической защиты одним или несколькими участниками конфликта;
– ценностно-смысловые конфликты, возникающие из-за столкновения взаимоисключающих ценностей, смыслов, целей и т.д.
Также необходимо иметь в виду классификацию конфликтов, выделенную на основании количества участников/носителей конфликта. В соответствии с данной типологией, выделяются следующие конфликты:
– внутриличностные;
– межличностные;
– межгрупповые.
Таким образом, например, ценностносмысловой конфликт может быть как внутриличностным (например, поставленная перед сотрудником задача идет вразрез с его принципами, и, как следствие, у сотрудника нарастает внутриличностное напряжение; одним из вариантов исхода в такой ситуации может быть разрядка напряжения в конфликтное русло), межличностным (например, принципы одного сотрудника идут вразрез с принципами другого), межгрупповым (например, причиной конфликта являются этнические различия в ценностно-смысловой сфере).
Источники:
2. Иванов Н.В. Амбулаторная психотерапия неврозов. // Руководство по психотерапии. / Под ред. В.Е. Рожнова. – М., 1974.
3. Егидес А.П. Психология конфликтов в деловом общении: Концепции и технологии: Дисс. ... докт. психол. наук. – М., 2004. – С. 92.
4. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. – Красноярск, 1996. – С. 33.
5. Психология: Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990. – С. 174.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000. – С. 88.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. – М., 1984. – С. 42.
8. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – Новосибирск, 1989. – С. 177.
9. Петровская Л.А. О понятийно схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977. – С. 126–143.
10. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. – М., 1996.
11. Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный аспект. // Личность преступника как объект психологического исследования. – М., 1979. – С. 3–33.
12. Антонян Ю.М. Психологическое отчуждение личности и преступное поведение. (Генез и профилактика дезадаптивных преступлений). – Ереван, 1987.
13. Антонян Ю.М. Психология убийства. – М., 1997. – С. 191.
14. Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. – М., 1979. – С. 100–110.
15. Левитов Н.Д. Фрустрация как один из видов психических состояний // Вопросы психологии. – 1967. – № 6. – С. 172.
16. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. / Пер. с англ. – СПб., 1998. – С. 255.
17. Филатова Е.Г., Казанцева И.А. О роли неспецифических систем мозга в патогенезе заболеваний щитовидной железы // Проблемы эндокринологии. – 1994. – № 6. – С. 28–36.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:37:50