Эффективное принятие инвестиционных решений на финансовых рынках в условиях нарративной экономики
Илькевич С.В.1
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
В статье рассматривается проблематика возрастающего влияния нарративов на принятие инвестиционных решений на финансовых рынках. Данная междисциплинарная проблема и в концептуальном, и научно-прикладном ракурсе обретает все большую значимость. Интегрируя теории и подходы поведенческих финансов, нарративной экономики и когнитивистики, представленное исследование направлено на выяснение того, какие угрозы и затруднения несет усложняющийся контекст принятия инвестиционных решений. Автором представлен перечень самых существенных аспектов уязвимости инвесторов с точки зрения качества принятия решений в условиях нарративной экономики. Особую важность для продуктивной интерпретации инвесторами более сложных для понимания инвестиционных ситуаций представляет осознание разницы между линейными и конфигурационными подходами к решению проблем. Автором проведен сравнительный анализ и разграничение специфики принятия инвестиционных решений в контекстах линейных и конфигурационных проблем. В условиях дальнейшей эволюции нарративной экономики инвесторам приходится принимать решения в контексте проблем и ситуаций, которые во все большей степени являются конфигурационными. Автором предложены ключевые рекомендации по развитию адаптивного и критического мышления при принятии инвестиционных решений в условиях сложностей нарративной экономики и конфигурационных проблем. Статья может представлять интерес для широкого круга специалистов в экономике, финансах и инвестировании, поскольку проблематика повышения эффективности принятия инвестиционных решений на финансовых рынках сопряжена с большим спектром финансово-экономических задач
Ключевые слова: нарративная экономика, принятие инвестиционных решений, когнитивные искажения, поведенческие финансы, линейные проблемы, конфигурационные проблемы, адаптивное мышление, критическое мышление
JEL-классификация: M30, M31, M38
Введение
Актуальность. В настоящее время центральным усугубляющим фактором в отношении сложности принятия решений для инвесторов является то, что в инвестиционной деятельности в связи с перестройкой экономики происходит постоянное усиление значимости нарративов, сторителлинга и индуцированных ими антиципаций инвесторов. Нарративы, возникающие как стихийно, так и целенаправленно, приводят к повышению когнитивной сложности принятия решений, так как инвесторам приходится учитывать больше ситуационных факторов (когнитивный аспект принятия решений), и циркуляция нарративов также вызывает в той или иной степени эмоциональное вовлечение (аффективный аспект принятия решений). Даже у опытных инвесторов на сегодняшний день имеется ограниченное понимание в отношении угроз и рисков от циркуляции нарративов, а также в отношении рекомендаций, которые делают принятие инвестиционных решений на финансовых рынках в условиях нарративной экономики более эффективными.
Литературный обзор. В последние десятилетия экономика в рамках перехода к постиндустриальному обществу по структуре активов и характеру деятельности становилась все менее материальной и осязаемой, а это в свою очередь предопределяет более интерпретационный характер стоимости (ценности) как продуктов компаний (в том числе аспекты символического и статусного потребления), так и их бизнес-моделей в целом [3; 4]. Согласно Х. Шефрину, психологические факторы влияют на всю сферу финансов, но в особенности на инвестиционные решения [17]. Недавнее исследование [23] показывает, что психологические факторы, в частности социальное влияние, страх упустить выгоду (FOMO), стадное поведение и чрезмерная самоуверенность, оказывают значительное влияние на принятие инвестиционных решений. Согласно результатам исследования С. Вульфмейер [25], даже у профессиональных инвестиционных управляющих (управляющих фондами) проявляется эффект диспозиции. Эффект диспозиции представляет собой тенденцию продавать акции с положительной динамикой роста цены слишком рано и, наоборот, слишком долго удерживать падающие акции. Данный эффект более выражен у управляющих фондами, которые инвестируют преимущественно в акции, которые сложнее оценить (компании так называемой «новой экономики»). Более того, инвестиционные решения управляющих частично обусловлено привлекающими внимание акциями (в том числе акциями, по которым формируются ожидания в отношении высокого уровня дивидендов).
Инвестиционная сфера является в некотором смысле «локомотивной» с точки зрения формирования так называемой «нарративной экономики» со всеми присущими ей феноменами и закономерностями. Концепция нарративной экономики Р. Шиллера [15; 18] исходит из того, что экономическое поведение и рыночная динамика в значительной степени зависят от циркуляции нарративов (различного рода историй и повествований), которые люди по отдельности (с разными замыслами и мотивами) и общество в целом создают вокруг экономических явлений, которые только в упрощенном понимании имеют исключительно объективную природу и законы (чему долгое время учили классическая и неоклассическая экономическая теория).
Р. Шиллер утверждает, что нарративы, которые часто включают в себя элементы оптимизма, страха и коллективной психологии, в существенной степени формируют восприятие и ожидания инвесторов [15; 18]. Циркуляция нарративов в предельных случаях может приводить к таким явлениям, как рыночные пузыри или катастрофы, поскольку коллективная вера в преобладающую историю или интерпретацию может вызывать иррациональное изобилие, ликование или панику (а нередко все это, но в последовательности), независимо от фундаментальных экономических факторов. Согласно В.П. Иваницкому и В.А. Татьянникову [2], в условиях высокой волатильности финансовых рынков и необходимости динамичной адаптации интерпретаций баланс между рациональным и иррациональным подходами в сделках инвесторов все больше склоняется в пользу поведенческой составляющей, движимой нарративами. На широком ряде примеров М. Статман [19], как один из основателей поведенческих финансов, демонстрирует, как желания, размышления, интерпретации и эмоции становятся определяющими факторами при формировании портфелей и инвестиционных позиций.
Как отмечает Д. Бэсер [6], поведенческие финансы как отдельная междисциплинарная предметная область, пытаясь решить проблемы нарративной экономики, углубляется в неочевидные, сложные и часто довольно контринтуитивные аспекты финансового, экономического и инвестиционного поведения инвесторов на микроуровне, а также рассматривает аномалии в концепции рыночной эффективности на макроуровне. В рамках относительно недавнего (по состоянию на середину 2023 года) мета-исследования [9] на основе систематизации 518 статей из базы данных Web of Science в области поведенческих предубеждений и когнитивных искажений определены четыре основные тематики в области поведенческих финансов: «Влияние поведенческих предубеждений на инвестиционные решения», «Факторы, определяющие предубеждения», «Влияние предубеждений на переменные фондового рынка» и «Принятие решений инвесторами в условиях неопределенности». Большинство из этих исследований были сосредоточены на инвестировании на фондовом рынке, а исследования других классов активов остаются недостаточно изученными.
Исследования показывают, что стадная природа инвестора заставляет его следовать за другими в инвестиционных сценариях [7]. Стадное поведение возникает также из-за неполной и недостаточной информированности индивида [14]. В последние несколько лет закрепилось отдельное и, как представляется, очень продуктивное понятие – нарративный (повествовательный) авторитет, narrative authority, которое предложили и конкретизировали С. Лейнс [13] и Х. Столови [21]. При этом, как показано в исследованиях, как раз преобладающие на рынке настроения (так называемый «рыночный сентимент») больше всего и влияют на прогнозы аналитиков, и поэтому аналитики очень часто, к изумлению более широкой публики, очень гибко и в широких рамках меняют свои оценки относительно стоимости бизнеса компаний и других активов под давлением нарративов. В восприимчивости к нарративам аналитики и эксперты мало чем отличаются от других категорий участников финансовых рынков [8].
Ф. Стейнмец [20] обосновывает, что дополнительным фактором для роста азартности и эмоциональных перепадов у инвесторов на финансовых рынках становится распространение инвестирования в криптовалюты, поскольку оно формирует весьма специфичную ментальную модель принятия инвестиционных решений, которая в особенности сильно зависима от нарративов и их точной и быстрой интерпретации участниками «биржевых игр». При этом, как отмечает Д. Таскинсой [22], спекулятивные экономические, финансовые и криптовалютные пузыри больше не являются чем-то принципиально загадочным, поскольку при достаточном погружении в их историю становятся понятны многие аспекты их генезиса, развития и быстрой фазы расширения, но, тем не менее, по-прежнему у стейкхолдеров инвестиционной отрасли недостаточно точное и детальное понимание их происхождения в современном контексте финансовых рынков.
Научный пробел. Продуктивным представляется проведение исследований, направленных на сокращение недостаточного понимание угроз и затруднений у инвесторов в связи с контекстами нарративной экономики и конфигурационных проблем на современном этапе развития национальных и международных финансовых рынков.
Цель исследования. Целью настоящей статьи является рассмотрение особенностей принятия инвестиционных решений на финансовых рынках (портфельных инвестиций) в контексте эволюции нарративной экономики, а также путей повышения эффективности инвестиционных решений. Для реализации данной цели поставлены следующие задачи, отраженные в структуре подразделов основной части статьи:
1. Выполнить общую систематизацию компонент организационно-управленческого и психологического фактора при принятии решений;
2. Систематизировать влияние нарративного фактора на принятие инвесторами решений с выделением ключевых аспектов уязвимости и затруднений для инвесторов;
3. Определить специфику принятия инвестиционных решений в линейном и конфигурационном контекстах принятия решений;
4. Предложить рекомендации по основным направлениям развития адаптивного и критического мышления при принятии инвестиционных решений в контексте нарративной экономики и конфигурационных проблем.
Научная новизна. Предложена систематизация угроз со стороны аспектов современной нарративной экономики для эффективности принятия инвестиционных решений. Предложены рекомендации по развитию адаптивного и критического мышления для принятия инвестиционных решений в контексте нарративной экономики и конфигурационных проблем.
Авторская гипотеза. Современные контексты нарративной экономики создают качественно новый конгломерат угроз и затруднений для эффективности инвестиционных решений. Это в свою очередь требует более осознанного и целенаправленного развития адаптивного и критического мышления при принятии инвестиционных решений, которые становятся еще более важными для эффективных инвестиционных решений.
Методология. Методология основана на принципах системного и структурного подходов и включает в себя общенаучные методы исследования. Теоретико-методологической базой является междисциплинарный синтез на основе теории поведенческих финансов, нарративной экономики и когнитивистики.
Основная часть
Принятие решений как междисциплинарная область на стыке менеджмента и психологии
Нарастание объемов информационных потоков и скорость их изменения не позволяют в полной мере и в короткие сроки рационально обосновывать управленческие решения. Увеличение объемов информации оказывает отрицательное влияние на уровень ее достоверности, и это делает информацию непригодной для использования в качестве основы для процесса принятия управленческих решений, либо способствует принятию неэффективных решений. Психику и принятие управленческих решений сближает уже хотя бы то, что одним из самых фундаментальных определений психики является то, что она является информационным процессом, который служит для эффективной адаптации к окружающей среде.
Принятие решений рассматривается как область исследований и практики на стыке менеджмента и психологии, поскольку она включает в себя как организационно-управленческий контекст планирования, координации, аллокации ресурсов, в котором принимаются решения, так и индивидуальные и групповые психологические (когнитивные, эмоциональные и волевые) процессы и аспекты, которые влияют на эти решения (психология). Эта междисциплинарная природа решений в свою очередь означает, что эффективное принятие решений зависит не только от технических навыков или методологий, но и от психологического фактора («человеческого фактора»): поведения, мотивации и убеждений. Ниже представлена общая систематизация организационно-управленческого и психологического фактора при принятии решений. В каждой из рубрик представлено по 5 основных компонентов, хотя «нарезку» компонентов можно провести еще более детальным и дискретным образом.
К преимущественно организационно-управленческим аспектам принятия решений можно отнести в первую очередь следующие организационно-управленческие компоненты:
1. Стратегический анализ и планирование. Менеджеры и специалисты (в том числе в контексте инвестиционных решений) принимают долгосрочные стратегические решения и определяют для себя образ будущего в качестве желаемого результата, в том числе с точки зрения распределения ресурсов, позиционирования на рынке, а также конкурентного позиционирования. Данные аспекты по своей сути являются преимущественно организационно-управленческими, хотя в какой-то степени тоже психологическими, особенно с точки зрения предвосхищения, антиципации, построения «картины мира» и интерпретации факторов неопределенности и неоднозначности.
2. Организационная структура и распределение полномочий по принятию решений в организационном дизайне. Решения относительно того, каким образом должна быть структурирована организация (например, более иерархическим или горизонтальным образом), могут существенно повлиять на потоки информации (включая ее доступность тем или иным должностным лицам), коммуникации и полномочия по принятию решений в командах.
3. Управление рисками. Менеджеры оценивают риски, связанные с различными вариантами выбора, и разрабатывают соответствующие механизмы для снижения рисков при принятии решений.
4. Распределение ресурсов. Принятие решения практически всегда связано экономически целесообразной аллокацией ограниченных ресурсов.
5. Процессы группового принятия решений. Понимание динамики команды в процессе принятия групповых решений относится к исследованиям в области управления, поскольку групповое принятие решений связано со стилями лидерства, инструментами совместной работы, используемыми в организациях, а также с формальными и неформальными аспектами и механизмами принятия решений. Хотя и в данном преимущественно организационно-управленческом компоненте присутствует в значительной степени психологический фактор, особенно с позиции групповой динамики и стилевых особенностей лидерства.
К преимущественно психологически аспектам принятия решений можно отнести в первую очередь следующие компоненты:
1. Когнитивные искажения (предубеждения). Психологические исследования выявляют такие предубеждения, как предвзятость подтверждения (confirmation bias) и эффект якорения (anchoring effect), которые могут влиять на суждения людей в процессе принятия решений. Осознание этих и других когнитивных искажений помогает понять, почему решения в итоге практически всегда в той или иной степени отклоняются от идеальных рациональных моделей. Поведенческие предубеждения, такие как неприятие потерь, могут существенно влиять на принятие инвестиционных решений, часто приводя к нерациональному выбору [10].
2. Влияние эмоций. Эмоции играют важную роль в том, как люди делают выбор. Эмоциональные реакции инвесторов усиливают когнитивные искажения при принятии инвестиционных решений, способствуя нерациональности финансового выбора [24]. Предубеждения, связанные с неприятием сожалений и неприятием потерь, были определены как факторы, положительно влияющие на принятие нерациональных инвестиционных решений.
3. Мотивация и ценности. Индивидуальные ценности и мотивы влияют на личные приоритеты при столкновении с необходимостью выбора. К примеру, скорость принятия решения в гомогенных по типу личности группах будет выше, но спектр возможных решений будет шире в гетерогенных группах [1].
4. Эвристики. Люди в любых ситуациях, требующих адаптации, включая принятие решений, используют ментальные сокращения, известные также как эвристики. Эвристики являются неизбежными для быстрого принятия решений в условиях неопределенности, и понимание их природы и ограничений может помочь предвидеть потенциальные ловушки, вызванные чрезмерно упрощенными рассуждениями.
5. Усталость от принятия решений (Decision Fatigue). Исследования показывают, что принятие слишком большого количества решений может привести к усталости, которая влияет на качество суждений.
Влияние нарративного фактора на принятие инвесторами решений
Нарративная экономика как новая область, которая изучает то, как нарративы формируют и модифицируют экономическое поведение, заметно развилась с 1995 по настоящее время, и это особенно значимо для рассмотрения динамики поведения инвесторов под влиянием информационных технологий и циркуляции нарративов. Данный тридцатилетний период можно разделить на несколько отдельных этапов (хотя и с некоторой степенью условности и размытости границ), которые отражают как технологические достижения, так и сдвиги в восприятии и коллективном поведении инвесторов.
На начальном этапе с 1995 по начало 2000-х годов распространение интернета начало демократизировать доступ к информации, оказывая влияние на то, как инвесторы потребляют новости и реагируют на экономические события. Ранние формы нарративов распространялись преимущественно через новостные сайты и платформы электронной коммерции, и тем самым они уже в рамках достаточно развитого информационного общества обеспечивали принципиально новую основу для формирования коллективных настроений инвесторов. Отличие от эпохи до интернета состояло в принципиально более высоких темповых характеристиках распространения нарративов, их более выраженном взаимном усилении и подкреплении в интерпретациях участников финансовых рынков.
Следующий этап, характеризовавшийся ростом социальных сетей с середины 2000-х до начала 2010-х годов, ознаменовал собой поворотный момент. Социальные сети способствовали обмену информацией в реальном времени и распространению (подчас вирусному) коллективных нарративов, значительно усиливая влияние психологии толпы на поведение рынка.
С середины 2010-х годов и по настоящее время можно говорить об увеличении значимости алгоритмического анализа данных и искусственного интеллекта, которые еще в большей степени делают систему создания и распространения нарративов автономной от фундаментальных показателей экономики и отдельных бизнесов. Поведение инвесторов все больше отражает основанные на неявных и производных данных, предположения и суггестиях идеи, а нарративы формируются с помощью аналитики и высокоскоростных торговых алгоритмов.
Произошедшая в отмеченные три этапа эволюция подчеркивает сложную природу взаимодействий между формированием нарративов и технологическими инновациями и демонстрирует, что понимание поведения инвесторов в данном контексте требует тонкой интерпретации как экономических закономерностей и траектории изменений в инвестиционной области, так и технологических изменений, которые становятся фасилитатором как продуктивного обмена знаниями, идеями, методиками, так и манипулятивных воздействий на коллективное поведение инвесторов.
Можно говорить о переходе от модели «рационального инвестора» (которая доминировала во второй половине 20 века) к модели «эффективного интерпретатора», которая становится все более релевантной современному контексту принятия инвестиционных решений в силу более выраженного нарративного характера современной финансово-инвестиционной системы [3; 4].
В условиях перехода к модели «эффективного интерпретатора» [3; 4] возрастают риски резкого снижения нарративной составляющей стоимости бизнеса, которая у многих высокотехнологичных компаний является преобладающим компонентом в капитализации. Поскольку стоимость компаний может быть разбита на два компонента – объективный и нарративный. Иными словами, на первый план в восприятии инвесторов выходят нематериальные активы компаний, которые, согласно оценкам некоторых исследовательских организаций, достигли 90% определении капитализации S&P500, а доля материальных активов сократилась до 10%, что в два раза меньше, чем еще 25 лет назад, рис. 1.
Рис. 1. Соотношение стоимости материальных и нематериальных активов в капитализации S&P500 в период 1975-2020 гг.
Источник: [16].
По мере того, как экономика в целом отходила от промышленной основы и все больше структурно концентрировалась на услугах и знаниях, в том числе на динамических способностях, основанных на знаниях [5], произошел переход к нарративам как центральной детерминанте ценности бизнеса.
В контексте нарративной экономики на процессы принятия решений инвесторами могут существенно повлиять несколько ключевых уязвимостей и угроз. Эти уязвимости возникают из-за взаимодействий между нарративами, эмоциональными реакциями (индивидуальными и коллективными) со стороны инвесторов и информационными технологиями. Ниже приведены самые существенные аспекты уязвимости инвесторов с точки зрения качества принятия решений в контексте нарративной экономики.
Информационная перегрузка. Огромный объем информации, доступной через цифровые каналы, оказывается избыточным для инвесторов. Информационная перегрузка может привести к параличу принятия решений или подстегнуть импульсивные действия, основанные на поверхностных нарративах, избыточно сенсационных новостях, и уменьшить фокус при принятии решений на информированности и тщательном анализе параметров инвестиционной ситуации.
Когнитивные предубеждения. Инвесторы часто подвержены когнитивным предубеждениям, таким как предвзятость подтверждения и стадное поведение. Эти предубеждения могут искажать их интерпретацию нарративов, что приводит к решениям, которые не соответствуют объективным данным или рыночному фундаментальному анализу.
Социальное влияние. Рост социальных сетей усилил влияние коллективных нарративов. Инвесторы часто подчиняются и следуют популярным мнениям или трендовым повествованиям, интернализуют их и воспроизводят схожие нарративы, что приводит к нерациональным движениям рынка и подверженности пузырям.
Автоматизированный анализ настроений. Автоматизированные инструменты анализа настроений инвесторов и деловой среды, хотя и полезны, могут неверно истолковывать эмоциональный тон повествований и новостей. Чрезмерная зависимость от этих инструментов может приводит к тому, что инвесторы принимают решения на основе вводящих в заблуждение индикаторов настроений рынка. Также в кратчайшем периоде часто проявляется феномен избыточной реакции, когда рынки слишком позитивно реагируют на хорошую новость, и слишком негативно реагируют на отрицательную новость.
Зависимость от технологий. Растущая зависимость от алгоритмов и высокочастотной торговли создает свои специфические уязвимости. Инвесторы в своих суждения слишком отрываются от фундаментального анализа, что приводит к тому, что они избыточно реагируют на технические сигналы, а не на экономические реалии.
Усиление непринятия потерь. Сильные и драматичные нарративы, вызывающие страх или беспокойство, активируют и усугубляют неприятие потерь, тем самым побуждая к нерациональным продажам на низких ценовых уровнях. Это может быть особенно выражено во время рыночных спадов, когда негативные и даже панические нарративы доминируют в дискурсе инвесторов.
Искажения восприятия риска. Убедительные нарративы могут исказить восприятие риска инвесторами на основе эмоционального всплеска, генерируемого нарративом, и игнорирования объективных данных. Это может привести либо к чрезмерному принятию риска, либо к нерациональному избеганию инвестиционных ситуаций с высокой ожидаемой доходностью.
Циклы обратной связи. Увлекательные нарративы могут создавать циклы обратной связи, которые по спирали усиливают поведение инвесторов. Например, позитивные нарративы могут привести к еще большему увеличению покупок, что еще больше подстегнет цены, в то время как негативные нарративы могут спровоцировать паническую распродажу, что создаст избыточную волатильность рынка, настороженность, недоверие.
Осознавая эти уязвимости, инвесторы могут лучше ориентироваться в сложных контекстах нарративной экономики и принимать более обоснованные решения в условиях дальнейшего развития информационных технологий и быстрых изменений на рынке. Вместе с тем, представляется очень важным для инвесторов понимать то, что им приходится по нарастающей и во все большей степени выраженности сталкиваться с так называемыми «конфигурационными» проблемами (задачами), для которых по определению не может быть одного единственного решения в силу выраженного вероятностного и сценарного характера будущего. Целесообразно несколько подробнее остановиться на специфике и отличиях принятия инвестиционных решений в линейном и конфигурационном контекстах.
Специфика принятия инвестиционных решений в линейном и конфигурационном контекстах
Принятие инвестиционных решений можно интерпретировать через два отдельных, но взаимодополняющих контекста: линейный и конфигурационный (linear and configural) [11; 12]. Оба контекста предлагают уникальный набор атрибутов, которые определяют, как инвесторы анализируют данные и делают выбор.
Линейное принятие решений характеризуется следующими атрибутами.
Рациональность. Линейное принятие решений в значительной степени опирается на рациональный анализ. Инвесторы могут опираться на количественные показатели, такие как отчеты о доходах, коэффициенты цены к прибыли, другие аналитические коэффициенты и исторические данные об эффективности того или иного вида решений. Эти элементы создают четкую основу для оценки потенциальных инвестиций и инвестиционных позиций.
Ясность и объективность. Линейный контекст предполагает прямую связь между переменными, позволяя проводить систематический анализ на принципах аддитивности. Четкие причинно-следственные связи упрощают процесс принятия решений, что выгодно в средах, требующих быстрого выбора на основе надежных данных.
Предсказуемость. Учитывая его зависимость от устоявшихся моделей и статистических показателей, линейное принятие решений, как правило, приводит к более предсказуемым результатам. Инвесторы могут прогнозировать потенциальную, ожидаемую доходность в том числе на основе исторических тенденций.
Однако простота линейных подходов часто упускает из виду сложность человеческого поведения и динамики рынка. Такие факторы, как настроения, волатильность рынка или неожиданные события, могут не учитываться должным образом, что может привести к принятию плохих инвестиционных решений. В современном мире, где в инвестиционной ситуации становится все больше параметров и интерференций между ними, все меньшее количество инвестиционных ситуаций можно назвать линейными.
Конфигурационный подход к принятию решений характеризуется следующими атрибутами.
Холизм. Конфигурационный подход к принятию решений имеет более широкий взгляд, синтезируя различные качественные и количественные факторы. Инвесторы руководствуются шаблонами, историческими данными и тенденциями, синтезируя идеи из комбинации фундаментальных данных и психологических факторов, технического анализа и рыночных настроений.
Более нюансированный анализ. Конфигурационный контекст предполагает принятие более тонких и вариативных решений.
Адаптивность решений. Конфигурационный подход к принятию решений особенно эффективен в неопределенных и сложно формализуемых рыночных условиях, где данные могут быть неоднозначными или неточными.
Хотя конфигурационный подход признает более сложную природу поведения, он также подвержен влиянию эмоций, личных предубеждений и социальной динамики. Опора на нарративы и в случае конфигурационного подхода может привести к субъективным интерпретациям, делая инвесторов уязвимыми для эхо-камер и избыточного группового мышления.
Развитие адаптивного и критического мышления при принятии инвестиционных решений в контексте нарративной экономики и конфигурационных проблем
В контексте сложностей, присущих нарративной экономике и конфигурационному характеру проблем (задач, ситуаций), с которыми часто сталкиваются инвесторы, развитие адаптивного и критического мышления для принятия инвестиционных решений имеет первостепенное значение. Представляется целесообразным предложить следующие ключевые рекомендации для развития адаптивного и критического мышления у инвесторов.
Междисциплинарное обучение и междисциплинарный подход к решению проблем. Инвесторы должны развивать всестороннее понимание ситуаций на финансовых рынках путем интеграции идеи и инсайтов прежде всего из экономики, психологии, когнитивистики, поведенческих финансов, а также областей, занимающихся изучением социальных и международных отношений. Такой междисциплинарный подход позволит получить более информированное и многоаспектное понимание динамики финансовых рынков и сопровождающих их нарративов, включая манипулятивных аспектов и приемов в разгоне и циркуляции нарративов.
Аналитические навыки. Обучение частным аналитическим методологиям, таким как планирование сценариев и статистический анализ, улучшает способности инвесторов анализировать сложные и противоречивые данные. Оттачивая эти навыки, инвесторы могут более эффективно различать закономерности и взаимосвязи, а это ведет к более релевантному и проработанному характеру их инвестиционных стратегий.
Рефлексивные практики. Инвесторам можно также рекомендовать заниматься регулярными рефлексивными практиками, чтобы критически оценивать свое принятия решений. Такого рода практики включают рассмотрение прошлых инвестиционных решений, анализ влияния эмоциональных предубеждений, распознавание у себя автоматических мыслей и манипулятивным образом сформированных убеждений. Все это ведет к пониманию того, как нарративы сформировали восприятие и слабо осознаваемые действия в контексте принятия и реализации инвестиционных решений.
Мышление роста (Growth Mindset). Развитие мышления роста, в рамках которого инвестор рассматривает проблемы как возможности для обучения, может значительно улучшить адаптивное мышление в контексте принятия инвестиционных решений. Такое мышление побуждает инвесторов принимать неопределенность и оставаться открытыми для новой информации, что в свою очередь позволяет более гибко и с высоким уровнем мотивации перестраивать стратегии в ответ на меняющиеся рыночные условия.
Распознавание и понимание нарративов. Инвесторам рекомендуется развивать навыки распознавания и более всесторонней критической оценки нарративов, сопровождающих экономические явления и процессы. Понимание природы, замысла, интересантов нарративов, а также того, как они влияют на поведение участников рынка, может привести к более обоснованным инвестиционным решениям и снизить восприимчивость к стадным менталитету и поведению.
Совместное и коллаборативное принятие решений. Участие в коллаборативной среде или сообществе, где ценятся различные точки зрения, может смягчить индивидуальные поведенческие предубеждения и когнитивные искажения. Групповые обсуждения позволяют инвесторам оспаривать предположения и совершенствовать свое понимание сложных и противоречивых контекстов.
Технологии обработки и визуализации данных. Использование инструментов для анализа и визуализации данных может улучшить понимание сложных рыночных условий. Эти инструменты могут преобразовывать сложные наборы данных в интуитивно понятные визуальные иллюстрации, что помогает инвесторам легче распознавать закономерности, конфигурации и паттерны.
Заключение
В то время как организационно-управленческие аспекты принятия решений фокусируются преимущественно на ситуативных контекстах и объективной стороне принятия решений, включая разработку стратегии и распределение ресурсов, психологические аспекты отражают субъективную сторону процесса принятия решений и индивидуальные когнитивные, эмоциональные и волевые особенности, что особенно явно проявляется в критических ситуациях, когда рациональная сторона принятия решений может отойти вообще на второй план. Систематизированные в настоящей работе центральные причины (информационная перегрузка, поведенческие предубеждения, технологические достижения, высокая волатильность на финансовых рынках и социальные факторы) в совокупности во все большей степени способствуют возрастанию когнитивной сложности, связанной с принятием инвестиционных решений в контексте нарративной экономики.
В условиях дальнейшей эволюции нарративной экономики, наряду с другими социальными, экономическими и технологическими изменениями, инвесторам приходится принимать решения в контексте проблем, которые во все большей степени являются конфигурационными. Сравнительные особенности линейного и конфигурационного принятия решений отражают краеугольную дихотомию: линейные подходы обеспечивают ясность и объективность за счет игнорирования сложностей поведения и финансовой системы, в то время как конфигурационные подходы признают и отражают эти сложности, но сталкиваются с риском более сложных и менее очевидных предубеждений у инвесторов. Эффективный инвестор должен осознавать сильные и слабые стороны обоих подходов, что позволяет ему ориентироваться в сложной природе финансовых рынков и принимать обоснованные, сбалансированные решения. Понимание того, когда применять каждый из двух подходов, может улучшить общую инвестиционную стратегию, минимизировать риски, а также сделать инвесторов более резильетными и резистентными по отношению к манипулятивным угрозам нарративов.
Для успешного преодоления затруднений инвесторам важно сфокусироваться на долгосрочном развитии адаптивного и критического мышления при принятии инвестиционных решений в контексте нарративной экономики и конфигурационных проблем.
Источники:
2. Иваницкий В.П., Татьянников В.А. Рациональный и иррациональный подходы в сделках инвесторов на финансовых рынках // Journal of New Economy. – 2019. – № 5. – c. 61-74. – doi: 10.29141/2658-5081-2019-20-5-4.
3. Илькевич С.В. Эвристическая модель эффективного интерпретатора» в портфельных инвестициях в высокотехнологичные компании // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 116-128. – doi: 10.17747/2618-947X-2022-2-116-128.
4. Илькевич С.В. Поведенческие и когнитивные факторы формирования эвристической модели эффективного интерпретатора при инвестировании в высокотехнологичные компании // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2023. – № 2. – c. 198-212. – doi: 10.17747/2618-947X-2023-2-198-212.
5. Илькевич С.В. Интегративная концепция цикла управления знаниями и отличительными компетенциями организации // Стратегические решения и риск-менеджмент. – 2024. – № 4. – c. 333-337. – doi: 10.17747/2618-947X-2024-4-333-337.
6. Baser D. Study of Behavioral Finance in Investment Decisions (January 7, 2024). – 2024. [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=4686732 (дата обращения: 01.02.2025).
7. Brahmana R.K., Hooy C., Ahmad Z. Psychological factors on irrational financial decision-making Case of day-of-the week anomaly // Humanomics. – 2012. – № 4. – p. 236-257. – doi: 10.1108/08288661211277317.
8. Corredor P., Ferrer E., Santamaria R. Is cognitive bias really present in analyst forecasts? The role of investor sentiment // International Business Review. – 2014. – № 4. – p. 824-837. – doi: 10.1016/j.ibusrev.2014.01.001.
9. Dhingra B., Yadav M., Saini M., Mittal R. A bibliometric visualization of behavioral biases in investment decision-making // Qualitative Research in Financial Markets. – 2024. – № 3. – p. 503-526. – doi: 10.1108/QRFM-05-2022-0081.
10. Jain J., Walia N., Gupta S. Evaluation of behavioral biases affecting investment decision making of individual equity investors by fuzzy analytic hierarchy process // Review of Behavioral Finance. – 2019. – № 3. – p. 297-314. – doi: 10.1108/rbf-03-2019-0044.
11. Kahneman D., Tversky A. Judgment under uncertainty: Heuristics and biases // Science. – 1974. – p. 1124-1131.
12. Kahneman D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision Under Risk // Econometrica. – 1979. – p. 263-291. – doi: 10.2307/1914185.
13. Leins S. Narrative Authority: Rethinking Speculation and the Construction of Economic Expertise // Ethnos. – 2022. – № 2. – p. 347-364. – doi: 10.1080/00141844.2020.1765832.
14. Liu X., Liu B., Han X. Analysis of Herd Effect of Investor’s Behavior from the Perspective of Behavioral Finance // Proceedings of the 2019 International Conference on Management, Education Technology and Economics (ICMETE 2019). 2019.– doi: 10.2991/icmete-19.2019.133.
15. Mackintosh S.P.M., Shiller R. Narrative economics: How stories go viral and drive major economic events // Business Economics. – 2021. – p. 108-109. – doi: 10.1057/s11369-020-00206-z.
16. OCEAN TOMO Intangible Asset Market Value Study. – 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oceantomo.com/intangible-asset-market-value-study/ (дата обращения: 01.02.2025).
17. Shefrin H. Beyond greed and fear: Understanding behavioural finance and the psychology of investing. - Boston, MA: Harvard Business School Press, 2000.
18. Shiller R.J. Narrative economics // American Economic Review. – 2017. – p. 967-1004.
19. Statman M. Finance for Normal People: How Investors and Markets Behave. - New York: Oxford University Press, 2017.
20. Steinmetz F. The interrelations of cryptocurrency and gambling: Results from a representative survey // Computers in Human Behavior. – 2023. – p. 107437. – doi: 10.1016/j.chb.2022.107437.
21. Stolowy H., Paugam L., Gendron Y. Competing for narrative authority in capital markets: Activist short sellers vs. financial analysts // Accounting, Organizations and Society. – 2022. – p. 101334. – doi: 10.1016/j.aos.2022.101334.
22. Taskinsoy J. The Famous New Bubbles of the 21st Century: Cases of Irrational Exuberance (May 13, 2021). [Электронный ресурс]. URL: https://ssrn.com/abstract=3845422 (дата обращения: 01.02.2025).
23. Utari D., Wendy W., Azazi A., Giriati G. Irdhayanti E. The influence of psychological factors on investment decision making // Journal of Management Science (JMAS). – 2024. – № 1. – p. 299-309. – doi: 10.35335/jmas.v7i1.379.
24. Wangzhou K., Khan M., Hussain S., Ishfaq M., Farooqi R. Effect of regret aversion and information cascade on investment decisions in the real estate sector: the mediating role of risk perception and the moderating effect of financial literacy // Frontiers in Psychology. – 2021. – doi: 10.3389/fpsyg.2021.736753.
25. Wulfmeyer S. Irrational Mutual Fund Managers: Explaining Differences in Their Behavior // Journal of Behavioral Finance. – 2016. – № 2. – p. 99-123. – doi: 10.1080/15427560.2016.1133621.
Страница обновлена: 29.03.2025 в 13:15:25