Промышленная кооперации в России: перспективы и госрегулирование
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Булатов А.Н. Промышленная кооперации в России: перспективы и госрегулирование // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 24-28.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные положения теории и современные проблемы государственного регулирования отношений промышленной кооперации.
Произведен сценарный прогноз интенсивности промышленной кооперации в экономике России.
Ключевые слова: государственное регулирование, промышленная кооперация, реальный сектор экономики, антикризисные меры, интенсивность промышленной кооперации, сценарный прогноз, коэффициент детерминации
В настоящее время, в связи с последствиями финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг., тенденции и перспективы развития отечественного института промышленной кооперации не являются в должной степени определенными. Нами осуществлен сценарный прогноз интенсивности отношений промышленной кооперации в экономике Российской Федерации в зависимости от различной скорости и эффективности преодоления негативных последствий кризиса (см. рис. на с. 25).
Рис. Прогноз интенсивности промышленной кооперации в экономикеРоссийской Федерации (по материалам собственных исследований автора)
Сценарии прогноза получены методом экстраполяции тренда в программной среде MS Excel (блок «мастер диаграмм»). Наиболее вероятные сценарии выбраны по критерию максимального значения коэффициента детерминации (R2) из следующих элементарных математических функций:
– линейной;
– степенной;
– логарифмической;
– квадратичной;
– экспоненциальной.
Сценарный прогноз
Как показал произведенный нами сценарный прогноз, возможны два варианта изменения удельного веса долгосрочных промышленно-производственных контрактов в ВВП России в 2010–2015 гг. В соответствии с оптимистическим вариантом прогноза интенсивность промышленной кооперации к 2015 г. поступательно увеличится до 23,6%, а в соответствии с пессимистическим вариантом – сократится до 9,9%.
Реализация конкретного макроэкономического сценария в значительной степени будет зависеть от скорости и характера последствий преодоления глобального финансово-экономического кризиса.
Очевидно, что реализация того или иного из вариантов прогноза темпов развития промышленной кооперации в значительной степени зависит от эффективности государственного регулирования в данной области.
Следует отметить, что государственное экономическое регулирование в той или иной степени затрагивает все направления социально-экономической действительности и отношения промышленной кооперации в том числе. В специальной литературе проблема оптимальных форм и методов государственного регулирования процессов промышленной кооперации проработана, по нашему мнению, недостаточно глубоко.
Интеграция и кооперация в промышленности
В советской политической экономии, что вполне естественно, абсолютно доминантным являлся подход к детерминированному, директивному администрированию отношений промышленной кооперации во всех отраслях народного хозяйства [5, 8, 9]. При определенных достоинствах данного подхода в современных условиях рыночного хозяйства Российской Федерации он в чистом виде не может быть использован.
В зарубежной экономической науке, напротив, доминирует либеральное понимание отношений интеграции и кооперации в промышленности.
Узость такого рода понимания, как и парадигмы либерального социально-экономического развития в целом, подтверждается, в частности, последствиями масштабного финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг. [7].
В экономической науке Республики Татарстан существует значительное количество научных школ, основные представители которых (С.Н. Абдуллина, Ш.М. Валитов, Е.П. Ардашева, М.Р. Сафиуллин, Г.В. Семенов, Ф.Г. Хамидуллин, А.Ш. Хасанова и др.) занимаются оценкой факторов повышения эффективности региональной экономики, а также обоснованием наиболее действенных инструментов государственного регулирования. Многие из указанных авторов рассматривают в качестве одного из важнейших направлений повышения эффективности функционирования региональной экономики в долгосрочной перспективе процессы действенного формирования промышленных кластеров [2, 3, 4, 6, 11, 12].
В наиболее общем виде проблема государственного регулирования отношений промышленной кооперации вписывается в традиционную научную дискуссию о формах, методах и границах государственного вмешательства в развитие свободного рыночного механизма вообще.
Антикризисные меры и промышленная кооперация
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует целостная программа развития промышленной кооперации, хотя объективная необходимость ее тщательной проработки и принятия, по нашему мнению, давно назрела. В программе антикризисных мер
Правительства РФ на 2009 г. термин «промышленная кооперация» не встречается ни разу. В нескольких разделах данной программы речь идет только об отношениях кредитной и потребительской форм кооперативных отношений, имеющих весьма мало общего с рассматриваемыми в рамках настоящего исследования отношениями промышленной кооперации [1].
Всего в рамках программы антикризисных мер Правительства РФ на поддержку предприятий различных форм собственности и видов экономической деятельности через систему коммерческих банков было направлено в 2009 г. свыше 350 млрд руб. По некоторым оценкам, лишь 17% указанных средств дошли до реального сектора экономики.
Остальные средства были использованы банками для операций на валютном рынке, для спекуляций на рынке межбанковских кредитов, для инвестиций в драгоценные металлы и, вероятно, даже для вывода в оффшорные структуры [13].
По нашему мнению, в дальнейшем необходимо четко установить норматив и предельные процентные ставки кредитования банками реального сектора экономики (в том числе отдельно – по долгосрочным инвестиционным кредитам) при получении финансовой помощи от государства.
Нарушение такого рода условий должно быть основанием для жестких санкций в отношении коммерческого банка со стороны Банка России, вплоть до отзыва лицензии на право осуществления банковской деятельности. Только в этом случае возникнут реальные гарантии того, что государственные финансовые ресурсы будут действительно использованы предприятиями реального сектора экономики, в том числе для создания и поддержания эффективных схем промышленной кооперации.
Источники:
2. Абдуллина С.Н. Совершенствование планирования на предприятии в условиях рыночных отношений: Учебное пособие. – Казань: КФЭИ,1992. – 277 с.
3. Абдуллина С.Н. Философия интеграционных процессов в экономике, науке и практике // Соц.-экон. проблемы становлен. и разв. рын. экон. – Казань, 2000. – С. 155.
4. Ардашева Е.П. Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики // Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. – Казань, 2008.
5. Берри Л.Я. Специализация и кооперирование в промышленности СССР. – М.: Экономика, 1954.
6. Валитов Ш.М., Бакеев Б.В. Индикативное планирование в экономических системах разного уровня. – Казань: КГУ, 2003. – 235 с.
7. Кинг А. Тотальное управление деньгами: Комплексная система прогнозирования и оптимизации денежных потоков. / Пер. с англ. – СПб.: Полигон, 1999. – 448 с.
8. Муравьев А.И. Проблемы измерения, оценки и планирования повышения эффективности производства. – М., 1984. – 223 с.
9. Негру-Водэ А.С. Аграрно-промышленное кооперирование в СССР. – М.: Экономика, 1975. – 184 с.
10. Посталюк М.П. Экономические инновации в хозяйственной системе и их обеспечение // Вестник Тисби. – 2001. – № 4. – С. 17–25.
11. Сафиуллин М.Р., Демьянова О.В., Давлетшина Л.М. Системная функциональная модель экономики Республики Татарстан. – Казань: Изд-во КГУ, 2007. – С. 65–78.
12. Семенов Г.В. О проблеме идентификации российской модели менеджмента // Особенности российского менеджмента: Сборник материалов всеросс. научн.-практ. конф. – Казань, 2007. – С. 6–11.
13. Толевский Н.И. Как нам расходовать Стабфонд // Честное слово. – 2010. – № 2. – С. 2.
Страница обновлена: 22.07.2024 в 09:37:35