Налоговый потенциал: подходы к трактовке и структура

Толкачева Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены и обобщены основные подходы к трактовке понятия «налоговый потенциал», приведены варианты структуры налогового потенциала, дано авторское определение рассматриваемого термина.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговый потенциал, институциональный подход, доходы бюджета, фискальный подход, структура налогового потенциала



Условие устойчивого развития страны – стабильность государственных и муниципальных финансов, которая предполагает сбалансированность и рост доходов и расходов бюджетов на текущий момент и в долгосрочной перспективе. Вопросы пополнения доходной части бюджета, особенно в части налоговых поступлений, всегда актуальны и злободневны для государства.

Для решения задач наполнения бюджета, в поиске резервов повышения экономического роста федеральные и региональные финансовые службы должны располагать объективной информацией, основанной на адекватной оценке налогового потенциала. Данные аспекты важны также на уровне муниципалитетов: органы местного самоуправления самостоятельно обеспечивают сбалансированность местных бюджетов.

Можно отметить, что в учебной литературе и научных источниках имеется определенный задел, касающийся формирования, оценки, управления, прогнозирования налогового потенциала страны и регионов. Однако окончательно проблема дефиниции и, соответственно, подсчета и планирования данного показателя не решена.

Слабо развиты подходы к определению налогового потенциала на уровне муниципалитета, отрасли и отдельно взятого хозяйствующего субъекта и видов налогов.

Подходы к изучению налогового потенциала

Системное изучение налогообложения начинается в XVIII веке с научных разработок А. Смита, который является родоначальником концепции классической теории налогообложения, в соответствии с которой налогам отводилась в основном фискальная роль пополнения доходов государственной казны. Дальнейшее развитие учение А. Смита получило в трудах виднейших западных экономистов того времени: Д. Рикардо, Дж. Милля и др.

В XVII–XVIII веках в силу ряда социально-экономических факторов в знаниях о финансах в России преобладала налоговая тематика. Финансовая политика государства была нацелена на совершенствование налогообложения в соответствии с растущими потребностями казны. [4]. Продолжателем теории Смита в России называют финансиста Н.И. Тургенева. Фискальный подход имеет продолжение и развитие в качестве концептуального обоснования одного из наиболее распространенных подходов к трактовке исследуемой категории налогового потенциала.

Согласно фискальному подходу, налоговый потенциал рассматривается как возможная, вероятная сумма налоговых поступлений в бюджет.

Впервые термин «налоговый потенциал» в России ввели эксперты Всемирного банка в 1993 г. как способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений [2]. Это соответствует законодательной трактовке налогового потенциала в Бюджетном кодексе РФ, где под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта, то есть налоговая база [1].

Налоговый потенциал региона – показатель, отражающий потенциальную способность генерировать бюджетные доходы. Развитие налоговых баз является основной гарантией обеспечения доходов региона и роста его налогового потенциала. Однако можно считать, что не только оценка налоговой базы характеризует налоговый потенциал, но и ее способность становиться реальной в виде налоговых поступлений.

В работах современных исследователей встречается множество подходов к определению понятия налогового потенциала (см. табл. на с. 174).

Таблица

Подходы к определению и структурированию налогового потенциала

Институциональный подход и взгляд сквозь призму неопределенности

Методологические расхождения в определении налогового потенциала и выявлении его структуры объясняются различиями в объеме и направленности задач, которые решаются в процессе его оценки.

Налоговый потенциал традиционно рассматривается в широкой (ресурсной) и узкой (фискальной) трактовках.

Широкое раскрытие предполагает учет всего совокупного объема налогооблагаемых ресурсов территории.

Узкая трактовка ограничивает возможности привлечения этих ресурсов действующей правовой средой – законодательством в части налогообложения. То есть в данном подходе отражен императивный аспект налогообложения. Налоговый потенциал может быть представлен и как результат налоговых отношений с государством, и мера возможности территории мобилизовать поступления, и как возможности и способности экономической системы формировать источники финансирования.

Институциональный подход, представленный в работе профессора Ф.Ф. Ханафеева, позволяет судить о возможностях управления налоговым потенциалом через систему налогового администрирования. В исследовании Е.В. Поющевой налоговый потенциал рассматривается через призму условий неопределенности, и понимается как совокупность нормативно-правовых и экономических условий, позволяющих сформировать оптимальную величину доходов бюджета с учетом показателей собираемости и риска.

Внося уточнения и корректировки в интерпретацию понятия налоговый потенциал, исследователи обогащают его содержание новыми классификациями, типологиями факторов.

Реализация налогового потенциала и факторы риска

Следует различать налоговый потенциал как наиболее общее ключевое абстрактное понятие – категорию в системе бюджетно-налоговых отношений, а также как расчетный показатель, который отражает макроэкономические аспекты финансовых возможностей государства. Одновременно данный показатель выступает индикатором эффективности системы налогообложения и информационной основой составления налоговых прогнозов в бюджеты всех уровней.

Также можно говорить о показателе как элементе расчета финансовой основы межбюджетных отношений [2].

Этимологическая основа термина «потенциал» закладывает в определение вероятностность данной категории.

Категория «потенциал» понимается как возможности и способности, ресурсы и резервы, которые могут быть, а могут и не быть реализованы. По мнению Ф.Ф. Ханафеева потенциальные возможности могут находиться как в состоянии невостребованных ресурсов (неиспользуемые возможности) так и в состоянии развития и актуализации. Так, рассматривая налоговый потенциал, мы подразумеваем его поступательное развитие и возможность обеспечить рост этому развитию в будущем.

Генезис налоговых теорий доказывает, что от достоверности научно-экономического обоснования логической структуры налогового потенциала, причинно-следственных связей его элементов зависит экономическое положение государства [6].

Все экономические явления существуют в условиях неопределенности, турбулентности внешней среды.

Реализация налогового потенциала в должном объеме связана с некими идеальными условиями его обеспечения. Необходимым становится учет фактора риска реализации налогового потенциала в должном объеме, для нивелирования его последствий в условиях неопределенности параметров налоговой политики.

Оценка величины налогового потенциала

Если говорить о налоговом потенциале как об абстрактной экономической и финансовой категории, становится возможной формулировка направлений «работы», выполняемой данной категорией. То есть речь может идти о функциях налогового потенциала.

Выделим фискальную, стимулирующую функции налогового потенциала, а также аналитическую функцию.

Оценка величины налогового потенциала как показателя предполагает решение двух ключевых задач, к которым относятся:

1) определение собственно налогового потенциала (то есть той части совокупных финансовых ресурсов, которые могут рассматриваться как потенциальные налоговые ресурсы);

2) определение предельно допустимой налоговой нагрузки (нормы налогообложения) для отдельного региона (территории), с учетом сбалансированности интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений и объективно обусловленного и прозрачного перераспределения средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.

Таким образом, следует отметить многоаспектность использования категории и показателя «налоговый потенциал» в изученных источниках.

Затрагиваются как вопросы формирования потенциала, так и проблемы расчета и прогнозирования и иного использования показателя.

Учитывая существование разнообразных подходов к определению понятия «налоговый потенциал» и его характеристик, необходимо при его толковании придерживаться системного подхода, основанного на восприятии исследуемого объекта как целого, состоящего из взаимосвязанных частей, и являющегося одновременно частью системы более высокого порядка. Исходя из этого, в определении налогового потенциала региона должны учитываться как процессы формирования, так и процессы использования (реализации) возможностей любой территории, и отдельного хозяйствующего субъекта.

Налоговый потенциал можно определить как возможную величину начислений и/или поступлений налогов, которая может быть получена при оптимальном уровне налогового администрирования, проведении грамотной политики оптимального использования ресурсов хозяйствующих субъектов, территорий и рационализации бюджетных расходов.


Источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07. 1998 № 145-ФЗ.
2. Жилин В.В., Горобец Ю.А. Оценка и прогнозирование налогового потенциала Республики Башкортостан. – Уфа: Гилем, 2009. – 132 с.
3. Суглобов, А.Е., Слободчиков Д.Н. Налоговый потенциал в системе бюджетного регулирования: этапы развития и перспективы // Налоги и налогообложение. – 2009. – № 8.
4. У истоков финансового права. – М.: Статут, 1998. – 432 с.
5. Улыбина Л.В. Налоговый потенциал региона: проблемы формирования и перспективы развития. – Чебоксары: Новое время, 2008. – 132 с.
6. Ханафеев Ф.Ф. Аналитическое обеспечение управления налоговым потенциалом региона: теория и методология: Монография. – М.: Проспект, 2008. – 232 с.

Страница обновлена: 01.08.2024 в 10:47:25