Инновационно-ориентированное предпринимательство в концепции экономического развития АПК
Скачать PDF | Загрузок: 9 | Цитирований: 2
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 4 (28), Апрель 2009
Цитировать:
Цветкова Л.А. Инновационно-ориентированное предпринимательство в концепции экономического развития АПК // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 4. – С. 64-69.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838144
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Рассмотрена экономическая сущность инноваций. Проведен анализ взаимосвязи инновационного и предпринимательского процесса. Дана авторская трактовка определения инновационной системы. Раскрыт механизм реализации инновационного потенциала АПК. Предложены приоритетные направления инновационного развития АПК и обозначена роль государства в реализации инновационной политики АПК.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, агропромышленный комплекс, инновационная система, инновационный процесс, экономическая сущность инноваций, определение инновационной системы, реализация инновационного потенциала АПК, приоритетные направления инновационного развития АПК, предпринимательский процесс
Современное состояние организации предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе страны характеризуется нестабильностью и противоречивостью, отсутствием эффективного организационно-экономического механизма развития предпринимательства, которое позволяет предпринимательским структурам обеспечивать расширенное воспроизводство. Кроме того, ситуация усугубляется фактором относительно низкой квалификации современного менеджмента предпринимательских структур и менеджмента органов аграрной политики АПК, не обеспечивающего эффективного инновационно-ориентированного предпринимательства в условиях рыночной неопределенности.
Целью предлагаемого исследования является выявление взаимосвязей предпринимательства и инноваций в АПК и в этом отношении обоснование основных направлений концепции экономического развития регионального АПК.
Несмотря на то, что теория инноваций на сегодня имеет достаточно длительную историю, а экономическая категория давно введена в научный и производственный оборот, полного единства в определении сущности данного понятия до сих пор нет. Впервые содержательная сторона инноваций была исследована в работах Й. Шумпетера [1]. Он считал, что основным внутренним источником динамичного развития рыночной экономики является создание и использование в хозяйственной деятельности инноваций:
Для того чтобы более эффективно использовать инновации в предпринимательской деятельности, необходимо раскрыть основы взаимосвязи инновационного и предпринимательского процесса в едином процессе воспроизводства. П. Друкер, раскрывая взаимосвязи между инновациями и предпринимательством, отмечал: «Мы нуждаемся в предпринимательском обществе, в котором инновационность и предпринимательство были бы устойчивым, нормальным и необходимым явлением», причем «инновационность и предпринимательство не “корень и ветвь“, а ”единый порыв“» [3].
Это замечание особенно актуально, поскольку современное предпринимательство вступило в свою высшую инновационную стадию. Конкуренция в развитых странах находится на инновационном этапе развития. Победа в конкурентной борьбе за настоящее и будущее предпринимательских структур обеспечивается лидерством в разработке, выборе и реализации уникальных, главным образом, прорывных инноваций. В этих условиях инновации непосредственно выступают внутренним компонентом процесса воспроизводства предпринимательского типа.
Переход отечественного АПК на инновационный путь развития не возможен без формирования инновационных систем. Практика хозяйствования, несмотря на существенную активизацию инновационной деятельности в АПК регионов на современном этапе, также подтверждает востребованность разрешения данной проблемы.
Исходя из анализа экономической литературы [4, 5] и практики инновационных преобразований, под инновационной системой мы понимаем совокупность организационно-правовых структур, стимулов и механизмов поведения экономических субъектов, обеспечивающих обновление производства (что является главным фактором их конкурентоспособности) и эффективное использование инновационных разработок. Основными элементами-субъектами инновационной системы выступают государство, интегрированные бизнес-структуры, малый инновационный бизнес, университеты и другие учебные заведения, научно-технические организации, в том числе государственные и некоммерческие, учреждения инновационной инфраструктуры, которые объединяются в стратегические альянсы, консорциумы, пулы и т.д. Конечным результатом функционирования инновационной системы является реализация эффективных инновационных проектов.
Формирование и практическое осуществление государственной политики предполагают совместное ведение федеральных и региональных органов государственной власти в реализации инновационной системы, а именно:
- создание организационно-экономических условий государственной инновационной политики;
- организацию прогнозирования результатов научно-технической деятельности;
- оптимизацию размещения объектов инфраструктуры научно-технической и инновационной деятельности;
- создание и развитие рынков научно-технической продукции и инноваций;
- организацию мероприятий по социальной защите работников, занятых в сфере научно-технической деятельности;
- финансирование научного, научно-технического и технологического развития, в том числе на основе создания соответствующих фондов;
- организацию международного научно-технического сотрудничества.
Следует отметить, что основные трудности в реализации инновационного потенциала АПК связаны с дефицитом собственных оборотных средств предпринимательских структур, ограниченностью бюджетного и внебюджетного финансирования, в том числе заемных и привлеченных средств. Спад производства почти во всех отраслях агропромышленного комплекса, постоянная нехватка денежных средств не оставляют ресурсов для эффективной инновационной деятельности. Многие инновационные направления оказываются трудно реализуемыми из-за высоких затрат, связанных с приобретением современной техники, удобрений, средств защиты растений, строительных материалов, сортовых семян и гибридов и т.д.
Определенного совершенствования требует инвестиционный механизм инновационной деятельности. Отсутствие приоритетов в системе государственной поддержки, учета специфики инновационной деятельности субъектов предпринимательства не позволяют достигать определенного уровня развития предпринимательских структур.
Также необходимо развивать страхование рисков, создавать венчурные фонды, осуществлять меры по развитию других объектов инновационной инфраструктуры.
В разработке концепции экономического развития АПК, федеральных и региональных целевых программ развития АПК мы полагаем отнесение к приоритетным направлениям, создающим условия инновационного развития:
– расширение государственной поддержки предприятий АПК, в том числе за счет безвозмездного субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в коммерческих банках, контроля над паритетными отношениями внутри АПК;
- отмену таможенных пошлин и НДС на поставку импортных техники и технологий в отрасли АПК;
- удешевление поставок техники по лизингу путем снижения вознаграждений ОАО «Росагролизинг», причем лизинговые платежи должны быть беспроцентными;
- обеспечение стоимости поставляемых в сельское хозяйство минеральных удобрений и средств химической защиты растений за счет 50% ассигнований из федерального бюджета;
- восстановление субсидирования стоимости комбикормов (на уровне 30% в птицеводстве и 10% в свиноводстве) за счет средств федерального бюджета;
- ускоренное развитие социальной сферы села на основе привлечения средств государственного бюджета и региона: увеличения объемов ввода жилых домов, завершения газификации, расширения работ по созданию водопроводной сети и телекоммуникаций;
- выделение средств из регионального и государственного бюджетов на льготное кредитование строительства жилья для молодых специалистов и кадров массовых профессий с погашением кредита за счет бюджетных средств по мере роста семей.
Таким образом, государство, обеспечивая производство сельскохозяйственной продукции, необходимой для компенсации «провалов рынка», должно быть активным участником создания и развития инновационной системы АПК. Активная роль государства в новых условиях должна быть связана с проведением единой научно-технической политики и инновационной поддержкой стратегически важных направлений обновления сельскохозяйственного производства.
Источники:
2. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия – 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. – М.: ЗАО «Издательство
«Экономика», 2004. – 632 с.
3. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы : пер. с англ. – М.: Интерн, 1992. – C. 334.
4. Алексеев А.Теория инновационного развития / А. Алексеев. – СПб. : СЗГЗТУ, 2004.
5. Багриновский К.А., Бендиков Н.А., Хрусталев Е.Ю. Механизмы технологического развития экономики России / К.А. Багриновский, Н.А. Бендиков, Е.Ю. Хрусталев. – М. : Наука, 2003.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 01:00:33