О необходимости разработки концепции обеспечения жильем молодых семей в республике Татарстан

Гареев И.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Молодые семьи определены как группа населения, перед которыми государство несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей. Для молодых семей новой и важнейшей задачей становится планирование стратегии улучшения жилищных условий с помощью различных средств государственной поддержки для наиболее оптимального удовлетворения жилищных потребностей.

Ключевые слова: жилищное строительство, государственная поддержка, жилищная политика, инвестиционно-строительная деятельность, молодые семьи, жилищная программа



В Республике Татарстан была разработана и утверждена республиканская целевая программа «Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан в 2011–2015 годах» [1]. К настоящему времени на уровне государственных приоритетов сформировано четкое определение групп населения, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей. Одной из групп являются молодые семьи.

Одним из парадоксальных положений действующей редакции ФЦП «Жилище», требовавшей скорейшей корректировки, было отсутствие прямого указания на совмещение различных программ. В частности, в программе предусмотрены мероприятия по поддержке застройщиков, занимающихся обеспечением земельных участков коммунальной инфраструктурой и мероприятия по стимулированию платежеспособности населения.

К примеру, очевидным видится совмещение двух указанных направлений при строительстве одного жилого комплекса. Однако практика данных механизмов характеризуется тем, что стимулирование спроса населения осуществляется путем предоставления ему безвозмездных субсидий на приобретение помещений в жилых домах, строительство которых осуществляется без привлечения средств государственной поддержки на этапе строительства.

Жилье эконом-класса

В рамках механизмов, вступающих в действие с 2011 года, есть подпрограмма, которая предусматривает реализацию мероприятий по обеспечению комплексного освоения и развития территорий для массового строительства жилья эконом-класса.

Понимая нерациональность сложившейся ситуации, разработчиками предусмотрено, что жилье, построенное в рамках этой подпрограммы, будет использоваться для обеспечения жильем участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Вместе с тем, следует отметить, что необходимость формирования жилья эконом-класса в Татарстане, с нашей точки зрения, не имеет своей актуальности. Дело в том, что в республике для участников подпрограммы ведется новое жилищное строительство, что позволяет снизить стоимость жилья до величины нормативных цен [2]. Другими словами, нормативы стоимости, установленные Министерством регионального развития РФ, используются не только для расчета величины предоставляемой социальной выплаты, но и для определения реальной стоимости кв.м. общей площади.

К примеру, для Республики Татарстан в течение всего 2010 года это величина составляла 26,2 тыс. руб. за кв. м общей площади. При этом в качестве предельного уровня ценовой доступности стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, относящегося к жилью экономического класса, в соответствии с методическими рекомендациями по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса, не должна превышать 30 тыс. руб. [3].

Аренда жилья

Общемировая практика показывает, что удовлетворение основной доли потребности населения в улучшении жилищных условий осуществляется через активное развитие сектора наемного жилья.

В рамках реализации Национального проекта приоритет в решении жилищной проблемы отдан развитию рыночных отношений. Реализуемые мероприятия направлены исключительно на поддержку приобретения жилья в собственность, что позволяет заключить об отсутствии механизмов улучшения жилищных условий для большей части населения.

В соответствии с новой редакцией ФЦП «Жилище» планируется формирование муниципального маневренного фонда для сдачи на условиях социального найма для той категории населения, которая не может себе позволить приобрести жилье в силу невысоких доходов. Вместе с тем, для граждан, в силу специфики трудовой деятельности не желающих приобретать жилье в собственность, сформулирована целесообразность развития сегмента доходного жилья.

Однако уровень предложений ограничивается компромиссными решениями, которые должны принимать работодатели с застройщиками, решающие проблемы обеспечения своих работников ведомственным жильем. В качестве пилотного проекта этот механизм будет апробирован на территориях концентрированного размещения производительных сил в Закамском регионе республики.

В настоящее время возможность на получение государственной поддержки, предоставляется только тем молодым семьям, которые обладают денежными накоплениями или доходами, достаточными для получения ипотечного кредита. Другими словами, в условиях, когда большинство семей не обладает возможностью самостоятельно или с привлечением кредитов приобрести жилье, государство взялось за улучшение жилищных условий тех семей, которые имеют такую возможность.

В России большая часть молодых семей в первые годы после брака проживает в арендованном жилье. В дальнейшем, по мере роста благосостояния, молодые семьи приобретают собственное жилье, сначала – более доступное, в дальнейшем – наиболее комфортное. Таким образом, значительная часть экономических взаимоотношений на первом этапе, между семьями и собственниками жилых помещений, складывается хаотично, без четкой логики развития и регулирования. Отсутствует квалифицированный институт наемного жилья, а существующее мнение о традиционной инвестиционной непривлекательности сектора сдерживает приход профессиональных девелоперов в отрасль [4].

Жилищно-строительные кооперативы

Таким образом, возникает вопрос о целесообразности мероприятий по государственной поддержке молодых семей в приобретении жилья в собственность. В итоге, принципиальным положением, на базе которого должна основываться современная модель улучшения жилищных условий, мы выдвигаем уровень доходов семьи. В настоящее время данный показатель не учитывается ни в одной из программ, как критерий, определяющий конкретный механизм улучшения жилищных условий.

Немаловажным аспектом предлагаемых мероприятий является активное вовлечение граждан в самостоятельное решение жилищной проблемы. С этой целью необходимо формирование условий для развития новых форм жилищно-строительной кооперации и иных жилищных некоммерческих объединений граждан с обеспечением мер дополнительной поддержки граждан, состоящих на учете, нуждающихся в жилых помещениях.

Среди программных мероприятий, связанных с совершенствованием законодательной и нормативной правовой базы в этой части, наиболее важными являются методическое и организационное содействие развитию жилищного строительства жилищными некоммерческими объединениями граждан. Необходимо упрощение порядка предоставления земель под малоэтажное жилищное строительство, в том числе жилищно-строительным кооперативам (ЖСК), а также упрощение порядка предоставления им кредитов.

В предлагаемом нами варианте институциональная инновация заключается в трансформации жилищно-строительных кооперативов в форму общественных объединений граждан, являющихся коллективными застройщиками жилья.

Членами ЖСК являются конечные потребители, а потому из стоимости жилого помещения исключается прибыль.

Такие ЖСК априори будут заинтересованы в удешевлении строительства путем использования новых строительных материалов и технологий.

Вместе с тем, мы считаем, что развитие ЖСК должно осуществляться в рамках частно-государственного партнерства. Для эффективного функционирования ЖСК необходимо качественное наполнение данного механизма.

Первоочередное мероприятие – общественно-государственная пропаганда. С целью контроля за строительством актуально использование института управляющих проектом.

Жилищные комплексы и жилищная стратегия

С целью повышения привлекательности проживания в сельской местности и развития инфраструктуры сельской территории наиболее рациональным является возведение молодежных жилищных комплексов, представляющих собой единый комплекс жилых, бытовых, хозяйственных и производственных объектов, созданных для обеспечения комфортабельных условий жизни и работы молодежи в рамках конкретной сельской территории.

Для решения проблемы низкой информированности молодых семей необходимо предусмотреть в рамках будущей концепции раздел, посвященный информационному сопровождению жилищных программ и просвещению молодых семей.

Для молодых семей к настоящему времени новой и важнейшей задачей является планирование стратегии улучшения жилищных условий.

Жилищная стратегия – это система стратегических решений, затрагивающая деятельность семьи относительно улучшения жилищных условий, предусматривающая использование различных средств государственной поддержки для наиболее оптимального удовлетворения жилищных потребностей.

Целью разработки и реализации жилищной стратегии является подготовка решений, которые носят стратегический характер и существенно влияют на конечный результат принятия решений – жилищные условия.

Таким образом, разработка современной Концепции обеспечения жильем молодых семей в Республике Татарстан вызвана необходимостью дополнения и конкретизации задач, поставленных на федеральном и региональном уровнях, с учетом той специфики, которая существует в регионе.


Источники:

1. Целевая программа «Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан в 2011–2015 годах». // Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minstroy.tatar.ru/rus/file/pub/pub_60384.rtf.
2. Файзуллин И.Э., Гареев И.Ф., Сарваров Р.И., Медведева Ю.А. Инвестирование жилищного строительства в рамках государственных жилищных программ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 24. – С. 80–82.
3. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.06.2010 № 303 «Методические рекомендации по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса».
4. Мустафина Л.Р., Сиразетдинов Р.М., Гареев И.Ф., Беденко И.В. Стратегия обеспечения жильем молодых семей: необходимость инноваций и расстановки приоритетов // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 27. – С. 24–28.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:43